Сообщество Империал: Вселенская империя: краткая история политической глобализации - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше
4
Всегда человечество в целом своем стремилось устроиться непременно всемирно. Много было великих народов с великою историей, но чем выше были эти народы, тем были и несчастнее, ибо сильнее других сознавали потребность всемирности соединения людей.
Ф.М. Достоевский



С давних времён среди народов имела хождение идея о создании единого мирового порядка, который обустроил бы весь мир разумным и справедливым образом. Проявлялась она в появлении государств-гегемонов, претендовавших на контроль над всей известной им ойкуменой. В ранней древности такой «мировой державой» могло считать себя любой мало-мальски крупное государство, поскольку размеры известного мира были очень невелики. Постепенно, однако они расширялись, и на роль вселенской державы теперь могли претендовать только действительно крупные империи.
В восточной части Евразии такой мировой империей устойчиво считался Китай, который все известные ему государства считал своими вассалами, лояльными или мятежными. Государственное устройство Китайской империи, выраженное через императорскую власть считалось отражением законов мироздания в переносе на людей. Важную роль здесь играла фигура монарха – персонализации Империи, который, таким образом, являлся воплощением высшей мудрости и справедливости. Но при этом сам император был лишь орудием для выполнения воли Неба (следования порядку мироздания). Если он не соответствовал своей должности, то лишался Небесного мандата на вселенскую власть и должен был быть смещён более подходящим правителем. Китайская империя, помимо того что считалась воплощением естественного мироустройства, считалась также проводником справедливого общественного порядка, основанного на конфуцианских моральных принципах и распространителем цивилизации среди окрестных варваров.
На западе Евразии не возникло столь устойчивого культурно-государственного образования, претендовавшего на роль мирового гегемона. Однако менее долговечные империи возникали здесь не раз. В христианской традиции закрепилось даже представление о череде мировых империй, сменявших друг друга. Оно, в свою очередь, основывалось на более древних ближневосточных представлениях, отражённых в ветхозаветной «Книге пророков». Варианты этих держав менялись, однако в конечном итоге получилась линия Вавилон – Ахеменидская Персия – Империя Александра Македонского и его преемников Селевкидов – Рим – Священная Римская Империя в католическом варианте или Рим – Византия – Россия в православном варианте.
Пройдёмся по этой линии. Образ Вавилона здесь является синкретическим олицетворением всех месопотамских царств, из которых в памяти осталось последнее – Нововавилонская держава. Но для развития имперской идеи наибольшее значение имело не это царство, а его предшественник – Ассирийская держава. Ассирию можно считать первой державой, претендовавшей на гегемонию на всём Ближнем Востоке. Во время расцвета её влияние распространялось на весь Плодородный Полумесяц, Египет, Малую Азию и Иран. Ассирийцы претендовали на власть над всем известным им миром. Но эта власть была ещё весьма грубой: она опиралась лишь на силу и сводилась к более-менее систематическому ограблению подчинённых окраин имперским центром. Непрерывные восстания и борьба окраинных народов против угнетения положили конец этой империи, Ассирия погибла от военного перенапряжения.
Следующий шаг в развитии имперской идеи – держава Ахеменидов. Здесь впервые появляется идея, что господство центра полезно не только ему самому, но и провинциям, что имперская власть есть справедливое мироустройство и должна основываться на определённых этических принципах. «Говорит Дарий-царь: Ахурамазда потому помог мне и другие боги, которые существуют, что я не был вероломен, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который стремился делать добро моему дому, я вознаграждал, а того, кто вредил, я наказывал строго. Говорит Дарий-царь: ты, который будешь впоследствии царём, не будь другом человека, который будет лжецом и злодеем, а наказывай его строго», - выбито в надписи из Бехистуна. Непривычно гуманное отношение к побеждённым позволило Киру великому в кратчайшие сроки распространить свою власть на невиданные ранее пространства и запечатлело его имя на страницах истории как одного из самых человечных завоевателей.
Александр Македонский пытался воспринять эту концепцию справедливой универсальной монархии, но его наследие оказалось не прочным. Единственное, чем обогатили греки имперскую идею – это концепция цивилизованной империи, противостоящей периферийным варварам, развившаяся из противопоставления эллин – варвар.
Зато колоссальный шаг в развитии идеи мировой империи и её практической реализации сделал Рим. Римляне пришли к пониманию, что империя – это порядок и создали образцово-показательное государство, на которое во многом ориентируются даже современные страны. В Римской империи впервые было введено всеобщее гражданство, означавшее равенство всех жителей перед имперскими законами. В Римской империи служение государству во имя общего блага стало пониматься как долг каждого гражданина. Основанное на этих принципах государство оказалось чрезвычайно устойчивым политическим образованием, просуществовавшим беспрецедентно долгое время.
Казалось бы, в Риме идея имперского государства достигла апогея. Однако и эта империя пала. В чём же причина? А причина в самой сущности государства. Попытки объединить человечество под началом одного государства упираются в ограниченные возможности государственного аппарата. Ограничены размеры территории, которую он может устойчиво удерживать под контролем, ограничено время его существования, после чего государство разъедает коррупция. Попытки создать всемирное государство такого типа предпринимались и после Рима: Священная Римская Империя, Монгольская империя Чингизидов, универсальная монархия Карла V. Но все они упирались в эти ограничения и кончались неудачей – после порой весьма впечатляющих успехов.
Но обязательно ли объединение людей мира в единый порядок должно быть основано на едином государстве? Уже в средние века появился альтернативный институт такого объединения - церковь. Церковь объединяет людей на основе принятия единого религиозного учения. Она насаждает людям общие нравственные нормы и правила поведения, определённую этическую концепцию и мировоззрение. Но кроме того, церковь – это ещё и разветвлённая иерархическая организация, способная на практике осуществлять власть. История знает две церковных организации, претендовавших на вселенское значение: христианскую, воплотившуюся в Римско-католической церкви (православная всегда оставалась децентрализованной) и исламскую, воплотившуюся в Халифате. Халифат, однако, будучи религиозной организацией, являлся одновременно и государством. Поэтому, как всякое государство, он в конце концов потерпел крах. Иначе сложилась судьба папства. В христианском мире роль Халифата пыталась играть Священная Римская Империя, и закономерно потерпела на этом пути крах. Папство же, балансируя на грани церкви и государства, всё же не переходило её и дожило до наших дней как влиятельнейшая религиозная организация. Но после научной революции и распространения идей Просвещения и гуманизма сама идея объединения человечества на почве религии стала сомнительной. В наше время едва ли кто-то всерьёз будет рассматривать церковь как институт для консолидации всего населения планеты.
Если не получается создать единое мировое государство, может быть стоит попытаться организовать некую надгосударственную структуру, координирующую действия всех государств мира? Попытками реализовать эту идею стали Лига Наций и ООН. Трудно признать их результаты удовлетворительными. Либо такая организация оказывается бессильной преодолеть противоречия между её членами, либо она подчиняется воли самого сильного члена, превращаясь в орудие новой имперской политики, осуществляемой исподтишка. Сейчас всё более очевидным становится банкротство ООН как организации по наведению порядка в мире. Фактически дело свелось к гегемонии США, проводящейся под лозунгом борьбы за всеобщую свободу. Но долго ли протянет эта новоявленная империя?
Есть и ещё один путь объединения человечества, предложенный социалистами. Он основывается на концепции, что развитие производительных сил и производственных отношений в конечном итоге приведёт к отмиранию государства как института. Тогда должна возникнуть всемирное негосударственное объединение человечества на основе классовой солидарности трудящихся. Этому может предшествовать возникновение конфедеративных объединений социалистических государств, находящихся на пути к преодолению государственной организации и международных противоречий. Объединением подобного типа по замыслу Ленина должен был являться СССР. Строительство социализма в СССР зашло в тупик и это привело к краху Советского Союза. Но всё же этот путь международной интеграции кажется мне самым предпочтительным и даже исторически неизбежным.


0 комментариев к записиВернуться в блог Мысли вслух

2 посетителей

2 гостей
0 форумчан
0 скрытых форумчан

Поиск по блогу

Последние посетители

  • maksyutar
  • ChekistDagothUr
  • Akra
  • JulianSol
  • sergeanttrololo
  • nelsonV
  • WOO DOO
  • Tvarmelkay
  • Александр Попов
  • ESoledad
  • Джинн
  • Gnost19
  • Norinke
  • me262schwalbe
  • Jackel
  • Reis666
  • Scholastic bigot
  • Tryggvi
  • Junior1
  • ZmeY89
  • rrip
  • Dart Malgus
  • monarhist94
  • Дед Колян
  • Red Rain
  • Емельян
  • as1991
  • Tiberius S. Gracchu
  • Metallo4erePIZZA
  • BrowBreaker

    Стиль:
      11 Дек 2016, 16:53
© 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики