Сообщество Империал: Аланы и ясы - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]



4

Аланы и ясы

Дата публикации: 31 Октябрь 2013
Я никогда специально не занимался сарматами, поэтому понимаю, что эта заметка будет отличаться дилетантизмом. Тем не менее, история иранских кочевников всегда была мне интересна, я немало прочитал по этой теме и хочу здесь высказать свои соображения по некоторым вопросам. Конкретнее – по вопросу происхождения и исторических связей народа, именуемого в русских летописях ясами.

***
Остатки сарматского населения северного Причерноморья в средневековье чаще всего называли ясами (асами, осами). Очень часто их отождествляют с аланами, также они признаются предками осетин. Я думаю, что дело несколько сложнее. Давайте рассмотрим по порядку, где и когда появляются народы, названия которых можно отождествить с ясами.
Первым по времени можно считать упоминание появления асиев в Восточном Иране в составе сакских орд во II веке до н.э. Страбон называет их в числе племён, вторгшихся в Бактрию из-за Яксарта, наряду с пасианами, тохарами и сакарауками. Согласно Стефану Византийскому, сакасены – «изначальные скифы» под давлением других кочевников были вытеснены из своих земель на запад, где смешались с асиями и позднее осели в Систане. Плиний упоминает к югу от Гиндукуша сакские племена асов и асенов (asoi, aseni). Эти асены созвучны не только асиям, но также обнаруживают удивительное сходство по звучанию с тюркской династией Ашина и болгарской династией Асень. Существуют различные версии о происхождении имени Ашина, но возможную связь с временами сакского нашествия не стоит упускать из виду.
Примерно в то же время историческую арену выходит племенной союз языгов.

Согласно Страбону, во II в. до н.э. они занимали степи между Днепром и Днестром. Их предками иногда считают яксаматов и другие племена, которые Птолемей помещает в III – IV вв. до н.э. между низовьями Дона и Азовским морем, в непосредственном соседстве с меотами. Очевидно, они шли в авангарде сарматского нашествия, вытесняя скифов из Причерноморья. Тадеуш Сулимирский отмечает, что по отношению к языгам античные историки часто употребляют название «сарматы», в то время как племена сираков, аорсов и роксоланов они почти никогда так не называют. Эти племена постепенно теснили языгов на запад. В I веке до н.э. они достигают дельты Дуная и принимают участие в войнах Митридата Евпатора, затем воюют с даками и римлянами. Около 20 года н.э. языги совершают свою последнюю перекочёвку и, перейдя Карпаты, вступают в Паннонию. Здесь среди племён, плативших дань языгам, Тацит упоминает осов. Поскольку теперь языги граничили на западе с германцами, римские историки стали называть земли к востоку от Германии Сарматией.
Языги прожили в Паннонии до V в. до н.э., когда были завоёваны гуннами. Незадолго до этого в их число, видимо, влились остатки роксоланов с Нижнего Дуная, разгромленных готами.

Версия о происхождении ясов от языгов не очень распространена (как я говорил, ясов чаще выводят от аланов). Между тем, она кажется мне весьма правдоподобной. Во – первых, языги должны были проходить через все места, где позднее обнаружатся ясы. Во-вторых, сами имя языгов, видимо, связано с ясами. Я не специалист в филологии, но чисто умозрительно мне кажется, что это корень «яс» в сочетании с афиксом множественного числа, который встречается у западнокавказских племён (адыги, шапсуги, убыхи и др.). Древняя история этих народов тесно связана с иранцами, их предки – меоты смешивались с сарматами, при этом могли происходить заимствования в языке в обе стороны. Если языги связаны с яксаматами, такие контакты очень вероятны.
Какое отношение к языгам могут иметь асии Восточного Ирана? Начало сарматской истории связано с прохоровской археологической культурой IV – II вв. до н.э. Считается, что эта культура была принесена на земли ранних сарматов мигрантами с юго-востока, из земель саков и массагетов. Вот среди этих пришельцев и могли быть асии, давшие давшие здесь начало языгам.
Теперь несколько слов собственно о ясах. Можно гипотетически выделить несколько районов их проживания в раннем средневековье. Во-первых, Северный Кавказ и Предкавказье. Нужно сказать, что средневековые историки называют Аланию и Ас как две северокавказские страны, граничащие друг с другом. Логично предположить, что первая страна происходит от алан, а вторая – от потомков языгов из Приазовья. Это не тождественные, но родственные народы. Я считаю малоубедительными версии кавказских историков о северокавказской языковой принадлежности аланов. По всей видимости, это либо потомки прикаспийских аорсов, пришедших в поздней античности из степей Приаралья, либо отдельное племя, также прикочевавшее откуда-то с востока. Поисхождение современных осетин больше связано с Асом, что видно хотя бы по их названию. Также я знаю версию, что от ясов произошли дигорцы, тогда как собственно осетины - от алан. Дигорский диалект обнаруживает большое сходство с языком венгерских ясов - ясской группы, мигрировавшей в Венгрию в XIII веке. Во всяком случае, осетинский этнос не следует сводить к одним аланам.
Должен отметить, что есть высказывания, противоречащие моей версии. Ибн Руста называет асов одним из аланских племён, а Гийом Рубрук пишет, что аланы и асы – это один и тот же народ. Однако это может быть следствием длительного проживания двух родственных народов на ограниченном пространстве Северного Кавказа. Иностранному наблюдателю действительно трудно было найти разницу между ними. Также надо учитывать, что в некоторых случаях аланов и ясов могли путать, перенося название одних на других. Также название могло переходить с одного народа на другой. Так, остатки роксолан могли принять имя ясов.
Во-вторых, по меньшей мере, память о ясах сохранялась в Молдавии, где у русских было поселение Ясский Торг, превратившееся позже в румынский город Яссы. Эти ясы явно связаны с дунайскими языгами и, возможно, примкнувшими к ним роксоланами.
В-третьих, с ясами часто связывают салтово-маяцкую культуру Придонья, особенно ту её часть, которая размещалась на Северском Донце. Также к ней имеют отношение булгары, хазары и венгры, но вероятнее всего, что это была смешанная культура. Некоторое сходство с культурой предкавказских аланов/асов позволяет выдвигать предположение об их миграции сюда в IV веке н.э. или позже. С другой стороны, сарматское население могло оставаться в этих местах ещё со времён античности. Этот район примечателен тем, что здесь происходило интенсивное взаимодействие кочевников (точнее, полукочевников) со славянами, а позже – с русскими. Донская группа восточных славян очень рано появляется в тех местах, несомненные связи со степью имели северяне, в более позднее время их поддерживали и черниговские князья. Городища на Донце, в том числе Шарукань, на которую ходил походом Владимир мономах, могли принадлежать ясам, подчинённым половцами. Остатки этих племён могли сохраняться в тех местах и в монгольское время. Каких-то аланов встречал между Крымом и Уралом Гийом Рубрук во время своего путешествия. Они могли стать одним из компонентов в формировании донского казачества.
В-четвёртых, какие-то остатки сарматов сохранялись в Крыму, смешавшись с местными готами и другими народами.
Очень далеко от этих мест, в горах Саяно-Алтая, моё внимание привлекли два небольших народа, появившихся на страницах истории в эпоху Тюркских каганатов. Это азы и чики. Интересны они тем, что название «азы» можно отождествить с ясами, а чики – это одна из форм этнонима «зихи» - названия группы западнокавказских черкесских племён, с которыми, как мы помним, контактировали языги. Возникает предположение – не восходят ли в обоих случаях оба племени к сарматам? Впрочем, у меня нет фактов, чтобы это доказать.
Коль скоро разговор пошёл о ясах, упомяну и о другой большой ветви сарматов – аланах. В I – II вв. н.э. аланы овладели степями между Волгой и Доном, а также предгорьями Кавказа. Аланов иногда выводят от аорсов, которых античные историки локализуют в различных районах Северного Прикаспия, как к западу, так и к востоку от Волги. Они постепенно продвигались на запад из казахских степей, тесня другие сарматские племена. В китайской хронике Восточной Хань говорится, что «владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими». Иногда это понимают так, что яньцай были завоёваны аланами. Кангюй локализуется на нижней Сырдарье и в Центральном Казахстане, отсюда могла в таком случае начаться миграция. Аммиан Марцеллин считал, что аланы происходят от массагетов, однако этот античный этноним довольно расплывчат и может означать любые кочевые племена Каспийско-Аральского региона, включая тех же аорсов. Впрочем, возможно, это действительно последняя волна иранского исхода из Центральной Азии под натиском гуннов.

Аланы и аорсы представляют особый интерес для русской истории, поскольку с ними могут быть связаны племена антов. Впервые упоминают антов Плиний и Птолемей где-то на землях к западу от Дона. В эпоху тёмных веков анты уже прочно локализуются в лесостепях Правобережной Украины. Источники этого времени причисляют антов к славянам, однако археологическая культура тех мест по крайней мере до VI века имеет явственно сарматские черты. Сулимирский считает антов потомками аорсов, отступивших с Нижней Волги под натиском аланов. Также добавлю, что «яньцай» вполне может оказаться китайской передачей слова «ант». Скорее всего, в этих местах происходил постепенный процесс смешения иранского населения с вновь прибывавшими славянами, в результате чего формировался новый народ по типу дунайских болгар, где также славянская этничность в конце концов возобладала над кочевой.
Я не буду повторять здесь хорошо известные факты о миграциях аланов по Европе и Африке после гуннского нашествия и их вкладе в европейскую историю. Всё это общеизвестно. Моей целью было проследить историю сарматов в их основном ареале обитания – Великой Степи и найти связи со средневековыми народами и государствами этого региона.

***
Понимая гипотетичность и недостаточную обоснованность всего вышеизложенного, я пока воздержусь от помещения этого материала в статьи, но с удовольствием выслушаю любую критику.
0 комментариев к записиВернуться в блог Мысли вслух

3 посетителей

3 гостей
0 форумчан
0 скрытых форумчан

Поиск по блогу

Последние посетители

  • maksyutar
  • Александр Попов
  • ESoledad
  • Джинн
  • Gnost19
  • Norinke
  • me262schwalbe
  • Jackel
  • Reis666
  • Scholastic bigot
  • ChekistDagothUr
  • Tryggvi
  • Junior1
  • sergeanttrololo
  • ZmeY89
  • rrip
  • Dart Malgus
  • monarhist94
  • Дед Колян
  • Red Rain
  • Емельян
  • as1991
  • Tiberius S. Gracchu
  • Metallo4erePIZZA
  • BrowBreaker
  • Dart Kovu Nazgul
  • ANDRIANNICK
  • Nvah
  • valerius
  • ra77767

    Стиль:
      02 Дек 2016, 21:16
© 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики