
Непризнанные республики как фактор российской политики
Дата публикации: 31 Август 2014
Успехи вооружённых формирований Новороссии, поддержанных «российскими добровольцами» ставят на повестку дня появление на постсоветском пространстве ещё одного устойчивого, но не признанного в мире политического образования. Это не первый случай, когда подобные государства возникают здесь при участии России. Давайте разберём, почему это происходит и зачем нужно России.
С распадом СССР просоветские силы на его бывшей территории никуда не делись. В большинстве новых стран они оказались в глубокой оппозиции к пришедшим ко власти националистам. Иначе обстояло дело в России. Она взяла на себя правопреемственность СССР и вместе с ней унаследовала часть его политического сознания. В СНГ Россию воспринимают как продолжение СССР или как новую альтернативу ему. В свою очередь, Россия считает себя ответственной за всё, что происходит на постсоветском пространстве. Это характерно не только для российской власти, но и для общественности. Таким образом, вмешиваясь в дела ближнего зарубежья, российская власть поднимает свой авторитет в глазах народа.
Становление новых государств сопровождалось внутренней нестабильностью и острыми конфликтами. Эти конфликты происходили по двум осям. С одной стороны, между местными националистами и населением, оставшимся лояльным СССР (и как его преемнице – России). С другой стороны – между титульной нацией и национальными меньшинствами. Поскольку врагом в обоих случаях были захватившие власть националисты, оба их противника – и просоветские и национальные – оказывались по одну сторону баррикад. За скобки следует вынести внутренние конфликты в самой России, где, естественно, восставшие меньшинства не могли быть пророссийскими. Также принципиально иная ситуация складывалась в странах, где устанавливались союзные России режимы, а националисты оказывались в оппозиции.
Итак, националистический режим в постсоветской стране провоцировал гражданскую войну, в которой Россия оказывала поддержку своим сторонникам. Иногда эта поддержка являлась негласной, силами «добровольцев» или тайно направленных подразделений, иногда – совершенно открытой. Обычно это играло решающую роль, позволяя пророссийской оппозиции отбить наступление националистов, после чего начинались переговоры. На переговорах устанавливалось перемирие, означавшее фактическое появление нового государства, хотя и никем не признанного (даже Россией).
Несмотря на оказанную поддержку, Россия не спешила портить отношения с внешним миром, признавая новое государство и тем более присоединяя его к себе. Однако со временем эта позиция тоже начала меняться. После войны 08.08.08 были признаны Абхазия и Южная Осетия. Совсем недавно был присоединён Крым. Боевые действия в Донбассе – самый масштабный и кровопролитный из такого рода конфликтов, имеющий наибольший резонанс. Очевидно, сейчас правительство России стало чувствовать себя гораздо увереннее, чем раньше, позволяя себе идти на подобное обострение ситуации.
Казалось бы, позиция России в этих конфликтах совершенно понятна и оправданна, однако у них есть и оборотная сторона. С точки зрения международного права, мы проявляем себя как агрессор, вмешиваясь в дела независимых государств. Более важно, что выкраивая в этих войнах небольшой клочок земли, мы превращаем остальную территорию в своего непримиримого врага. Грузия, Азербайджан, Молдавия, а теперь и Украина – это страны, с которыми сейчас невозможны никакие партнёрские отношения. Велика вероятность их вступления во враждебные альянсы, такие как ЕС и НАТО.
А ведь Советский Союз решал такие конфликты гораздо проще и решительней. Ему позволял это делать его коммунистический строй. Советская Россия имела поддержку не только меньшинств в новых республиках, но и всех коммунистов этих стран. Опираясь на них, Красная Армия осуществляла полный захват этого государства и установление там коммунистического правительства. Это позволяло с пользой использовать всю его территорию.
Однако современная Россия, будучи буржуазно-капиталистическим государством, не может так делать. Пророссийские силы в соседних странах слишком слабы и не имеют идеологического базиса. И как бы ни тщился Путин подражать советским лозунгам, терминологии и символике, нынешняя политика в республиках – жалкое и неудачное подобие того, что было при СССР. Одерживая незначительные победы, мы создаём себе большие проблемы в будущем, окружая себя врагами и отпугивая потенциальных союзников. Плохо государству без идеологии.
С распадом СССР просоветские силы на его бывшей территории никуда не делись. В большинстве новых стран они оказались в глубокой оппозиции к пришедшим ко власти националистам. Иначе обстояло дело в России. Она взяла на себя правопреемственность СССР и вместе с ней унаследовала часть его политического сознания. В СНГ Россию воспринимают как продолжение СССР или как новую альтернативу ему. В свою очередь, Россия считает себя ответственной за всё, что происходит на постсоветском пространстве. Это характерно не только для российской власти, но и для общественности. Таким образом, вмешиваясь в дела ближнего зарубежья, российская власть поднимает свой авторитет в глазах народа.
Становление новых государств сопровождалось внутренней нестабильностью и острыми конфликтами. Эти конфликты происходили по двум осям. С одной стороны, между местными националистами и населением, оставшимся лояльным СССР (и как его преемнице – России). С другой стороны – между титульной нацией и национальными меньшинствами. Поскольку врагом в обоих случаях были захватившие власть националисты, оба их противника – и просоветские и национальные – оказывались по одну сторону баррикад. За скобки следует вынести внутренние конфликты в самой России, где, естественно, восставшие меньшинства не могли быть пророссийскими. Также принципиально иная ситуация складывалась в странах, где устанавливались союзные России режимы, а националисты оказывались в оппозиции.
Итак, националистический режим в постсоветской стране провоцировал гражданскую войну, в которой Россия оказывала поддержку своим сторонникам. Иногда эта поддержка являлась негласной, силами «добровольцев» или тайно направленных подразделений, иногда – совершенно открытой. Обычно это играло решающую роль, позволяя пророссийской оппозиции отбить наступление националистов, после чего начинались переговоры. На переговорах устанавливалось перемирие, означавшее фактическое появление нового государства, хотя и никем не признанного (даже Россией).
Несмотря на оказанную поддержку, Россия не спешила портить отношения с внешним миром, признавая новое государство и тем более присоединяя его к себе. Однако со временем эта позиция тоже начала меняться. После войны 08.08.08 были признаны Абхазия и Южная Осетия. Совсем недавно был присоединён Крым. Боевые действия в Донбассе – самый масштабный и кровопролитный из такого рода конфликтов, имеющий наибольший резонанс. Очевидно, сейчас правительство России стало чувствовать себя гораздо увереннее, чем раньше, позволяя себе идти на подобное обострение ситуации.
Казалось бы, позиция России в этих конфликтах совершенно понятна и оправданна, однако у них есть и оборотная сторона. С точки зрения международного права, мы проявляем себя как агрессор, вмешиваясь в дела независимых государств. Более важно, что выкраивая в этих войнах небольшой клочок земли, мы превращаем остальную территорию в своего непримиримого врага. Грузия, Азербайджан, Молдавия, а теперь и Украина – это страны, с которыми сейчас невозможны никакие партнёрские отношения. Велика вероятность их вступления во враждебные альянсы, такие как ЕС и НАТО.
А ведь Советский Союз решал такие конфликты гораздо проще и решительней. Ему позволял это делать его коммунистический строй. Советская Россия имела поддержку не только меньшинств в новых республиках, но и всех коммунистов этих стран. Опираясь на них, Красная Армия осуществляла полный захват этого государства и установление там коммунистического правительства. Это позволяло с пользой использовать всю его территорию.
Однако современная Россия, будучи буржуазно-капиталистическим государством, не может так делать. Пророссийские силы в соседних странах слишком слабы и не имеют идеологического базиса. И как бы ни тщился Путин подражать советским лозунгам, терминологии и символике, нынешняя политика в республиках – жалкое и неудачное подобие того, что было при СССР. Одерживая незначительные победы, мы создаём себе большие проблемы в будущем, окружая себя врагами и отпугивая потенциальных союзников. Плохо государству без идеологии.
6 комментариев к записи
серый волк, 04 Сентябрь 2014, 19:57

нынешняя политика дает пользу гражданам России, а не тем, кто ее в душе ненавидит и дружит лишь за морковку, как в годы СССР.
Аорс, 05 Сентябрь 2014, 14:10

Я бы сказал, очень небольшой части граждан России (а также по совместительству Британии, США и Израиля).
дмитрий21, 06 Сентябрь 2014, 12:40

прямо из головы мысли вырвал.Хорошо написано.
Sonar, 24 Октябрь 2014, 12:22

Идеалогия у современной России одна - личная безопасность господина Путина. А за этими пределами, хоть трава не рости.
Безумный Крот, 01 Ноябрь 2014, 05:38

Непризнанные республики, - это плацдармы за пределами России для будущего подъёма страны и возвращения всех исконных территорий, отнятых у нашей Родины в резуьтате грандиозного предательства в 1991-м году.
Аорс, 02 Ноябрь 2014, 08:59

Безумный КротОх, камрад, хотел бы я, чтобы так было.
Последние комментарии
10 посетителей
Блог просматривают: 10 гостей
Ссылки
Последние посетители
Мемнон
Jackel
crapcreeper
Kasan
Haktar
youneuoy
kot1284
MaksimXap
okcida
Имперец Кирус
Архитектор
Агент Кремля
JulianSol
newconfederat
Shtusha1
Gierax
Павел_Федотов270888
Drac LP
Emgyr
Colpo Sicuro
Ibrahim17
Arslan
Varulven
Genastrat
Г.Ганник
jendos61
Артур_Мухаметзянов
Erich von Manstein
Hanesydd
Count Bagatur RF