Сообщество Империал: История раннего судостроения в Европе. Часть 1. - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше
2

Опрос: открыли ли вы для себя новое из данного паблика? (3 форумчан проголосовало)

Открыли ли вы для себя новое из данного паблика?

  1. Да открыли (2 голосов [50%])

    Процент голосов: 50%

  2. Нет не открыли (1 голосов [25%])

    Процент голосов: 25%

  3. свой вариант в комментах и тп (1 голосов [25%])

    Процент голосов: 25%

Голосовать Гости не могут участвовать в голосовании
Полностью раскрыть эту тему в маленькой статье невозможно, и предполагается дополнении информации впоследствии. В статье использованы данные по репликам судов.
1. Тростниковые лодки.

Лодки из камыша и тростника строились на только в Египте, а повсеместно, где рос камыш или тростник. Причина - дешевизна материала и простота изготовления. По своей сути тростниковые лодки представляют собой усовершенствованный плот, так как вода свободно проходит между стеблями тростника. В связи с этим дно таких лодок очень толстое, на маленьких - 0,3 м, а на 18 метровом "Тигрисе" Тура Хейердала - 2 м толщиной. Поэтому несмотря на легкость материала лодки получаются тяжелыми и как следствие тихоходными.

Самое крупное из известных тростниковых судов - "Тигрис".Длина - 18 м, ширина - 6 м. На постройку израсходовано 30 тонн тростника. Скорость под парусом достигала 5 узлов, когда тростник намок скорость упала вдвое. На веслах скорость на превышает 1-1,5 узла.

2. Круглые плетеные лодки.

Круглая плетеная из прутьев и обшитая просмоленной кожей или парусиной лодка - коракл применяется в Ирландии. Могло быть покрытие из просмоленной циновки из тростниковых листьев. Возможен и вариант в виде просмоленной корзины без обшивки.

Осадка коракла может быть несколько сантиметров. Он позволяет плавать на мелких заиленных водоемах и на болотах. В 1974 году Бернард Томас из Ллехрида пересёк на коракле Ла-Манш за 13 с половиной часов.

3. Берестяные лодки.


Берестяная лодка имеет каркас из веток или реек-дранок, связанных между собой тонкими корнями сосны, ели, можжевельника или лыком. Сверху обшита берестой и просмолена. Кора снятая с дерева диаметром 0,5 м позволяет изготовить лодку шириной 1 м и глубиной 0,5 м без продольных швов.

В августе 2007 г. на реке Пушма (Подосиновский район Кировской области) была сделана берестяная лодка. Использовались местные природные материалы (береста, ветви ели, корень сосны), а в качестве орудий - ножи, шило и топор. Лодка получилась довольно вместительной, на ней могут путешествовать 2 человека с грузом 150 кг. Длина лодки 4,50 м, ширина 0,90 м, вес 35 кг. Изготавливали лодку два человека в течении 9 дней.

Берестяные лодки были длиной до 12 метров, вмещали 10 гребцов и до 3 т груза. Скорость на веслах до 8 узлов (17 км/ч). Береста очень стойкая к гниению, и каркас сгнивает раньше обшивки. Опасность для обшивки представляют механические повреждения ( удары о берег, подводные камни, коряги). При аккуратной эксплуатации служат долго

4. Кожаные лодки.

Каркасные лодки обшитые кожей моржа широко применяются северными народами и в древности вполне возможно применялись во всей Европе. В Ирландии до сих пор строят каркасные лодки обшитые просмоленной парусиной - куррахи.



Ранее их обшивали просмоленными коровьими кожами. Кожу приходилось менять каждый год. При очень аккуратной эксплуатации - раз в 3 года. Гребные куррахи по весу, грузоподъемности и скорости соответствуют берестяным лодкам, но значительно прочнее. Парусные имеют мощный каркас и тяжелее. Парусный куррах " Святой Брендан" в 1976 г пересек атлантический океан.



Характеристики "Св. Брендана : длина - 12 м, ширина - 2,5 м, вес корпуса - 1080 кг, оборудования - 578 кг, вес полностью загруженного - 5 т, высота фок-мачты -3,6 м, высота грот-мачты - 5,7 м, площадь фок-паруса - 6 кв. м, площадь грот-паруса - 13 кв. м , длина весел - 3,5 м. Скорость под парусами - до 12 узлов. Каркас корпуса и мачты из ясеня. Для скрепления частей каркаса использовано 3 км ремней, на обшивку 49 коровьих кож размером 105Х120 см и толщиной 6 мм и 37 км льняного шнура.

5. Долбленые лодки-однодревки.

Долбленые лодки делаются двумя способами. Первый : бревно диаметром около 0,5 м раскалывается вдоль на две половины, половинам придается заостренная с обеих сторон форма, внутри выдалбливаются и соединяются между собой в катамаран. Три таких лодки были обнаружены в Польше. Такие лодки могут перевозить до 1,5 тонн.



При втором бревно выдалбливают в виде разрезанной трубы, а потом борта раздвигают распариванием.


Такие лодки изготавливали преимущественно из осины. Перед долбежкой в корпусе сверлились тоненькие отверстия на нужную глубину в них вставляли тоненькие чопики из вербы имеющие темный цвет, чтобы не пробить случайно дно и чтобы толщина стенок была одинаковая. После изготовления лодки отверстия заделывали, лодку смолили. Дерево диаметром 0,6 м позволяет изготовить лодку шириной 1 м и глубиной 0,5 м.




Лодку длиной 3 м и шириной 1 м два мужика делали 5-6 дней. Служила лодка 30 лет и более. Характеристики зависили от мастерства. Встречал описание лодки с грузоподъемностью в 200 кг, толщиной борта 8-13 мм и весом в 20 кг. 3-х метровая лодка шириной 0,9 м, толщиной бортов 20 мм, рассчитанная на 2 человек и 150 кг груза весит 30 кг. Были лодки длиной 12-15 м рассчитанные на 8-12 гребцов и 2-3 тонны груза. Борта могли быть подняты с помощью пришитых вицей двух досок (по одной с каждой стороны). Скорость на веслах до 8 узлов (17 км/ч).






Долбленые лодки-однодревки с разведенными бортами были основным транспортным средством на Руси. Доступность материала (осина растет очень быстро), малый вес, большая грузоподъемность, малый срок изготовления, высокая скорость передвижения, возможность переноса из одной реки в другую на плечах, большой срок эксплуатации - все это делало однодревки очень популярными, а реки были фактически единственными дорогами.

источник публикации по ссылке: https://my.mail.ru/c...E57FBFD5719CA83


6 комментариев к записиВернуться в блог Александр Попов's блог
    Александр Попов, 02 Январь 2017, 00:16


Так можно сказать что наши русские первопроходцы открывшие Сибирь и сделавшие ее Русской Землею имели в распоряжении своих отрядов эти самые важные для истории - долбленые лодки-однодревки с разведенными бортами.Так ведь картина Сурикова о битве казаков русского атамана Ермака с разношерстным воинством хана Кучума ,как раз показывает что именно на лодках -однодревках русские воины поднялись по Иртышу к самой столице Сибирского ханства и взяли ее боем десантом с лодок-однодревок))))
:ps: Хотя может были и в отрядах русских первопроходцев и не только лодки-однодревки но и более крупные речные суда.
    Dezperado, 04 Январь 2017, 10:43


Цитата

Так можно сказать что наши русские первопроходцы открывшие Сибирь и сделавшие ее Русской Землею имели в распоряжении своих отрядов эти самые важные для истории - долбленые лодки-однодревки с разведенными бортами.Так ведь картина Сурикова о битве казаков русского атамана Ермака с разношерстным воинством хана Кучума ,как раз показывает что именно на лодках -однодревках русские воины поднялись по Иртышу к самой столице Сибирского ханства и взяли ее боем десантом с лодок-однодревок))))

Боже, какие однодеревки! Даже на картине, а это не исторический источник, изображены струги. Струги!
    Александр Попов, 13 Январь 2017, 23:48


Dezperado (04 Январь 2017, 10:43):

Спойлер (скрытая информация)
:facepalm: Боже, какие однодеревки! Даже на картине, а это не исторический источник, изображены струги. Струги!

1)Хорошо дорогой наш форумный историк Dezperado раз вы не согласны то дайте же мне вашу ссылку на то как было принято строить струги. Чтоб сразу было видно их отличие от однодревных лодок
2)К этому хорошо бы добавить характеристики стругов и их сравнение с однодревками как в техническом, так и в тактическом отношении))


0 посетителей

0 гостей
0 форумчан
0 скрытых форумчан

Поиск по блогу


Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

    Стиль:
      25 Апр 2017, 03:49
© 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики