Сообщество Империал: О суде и одной книге. Как НЕ запретили Ганса Гюнтера. - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

0
Есть в Саратове книжный магазин "Оксюморон", специализирующийся на гуманитарной, научной литературе (история философия, социология, экономика и т. д.) В 2007-м году в магазине было изъято несколько книг на основании того, что это экстемистская литература. Суд в итоге счёл иначе. С этой историей я знаком в кратком пересказе владельца магазина, а сегодня наткнулся на подробное описание событий, которое не могу не привести по причине фееричности происходящего на суде.

Цитата

Несколько лет назад - в 2007 году прокуратура г. Саратова получила разнарядку по борьбе с экстремизмом и пришла в книжный магазин "Оксюморон" - культовое место для саратовских историков, социологов, философов и прочих гуманитариев.
Работники прокуратуры пришли и изъяли книжку Гобино "О неравенстве человеческих рас" , написанную в середине 19 века, книжку Ганса Гюнтера «Избранные работы по расологии», книжку философа И.Ильина «Аксиомы религиозного сознания» и ещё одного автора, уже не помню - кого. На каждой из изъятых книг стоит учетный номер ISBN. Индивидуальной номер означает, что книга вышла не подпольно, а официально, с регистацией в Книжной палате.
В процессе изъятия происходит примерно такой диалог между продавщицей и прокурором:
- Как же вы Ильина-то изымаете, его же в вузах по программе проходят.
-Я не знаю такого философа
-Ну если бы Вы где-нибудь учились, то знали бы
-Я закончил Поволжскую академию права- один из лучших вузов в стране!
-Тогда никому не говорите, что не знаете философа Ильина, над Вами все же смеяться будут, это такое позорище для Вашего вуза будет, поверьте.
-Да?
И прокурор оробев кладёт обратно книжку Ильина. Потом уже владелец магазина - И.В. Соловьёв говорил:
- Ну зачем Вы, Ольга Витальевна вмешались. Лучше б он Ильина тоже изъял, мы бы его на суде размазали.
И действительно, незадолго до этого Ильина цитировал президент Путин в каком-то докладе, кажется в Послании федеральному собранию. Какой был бы красивый ход: прокуратура инкриминирует книжному магазину экстремизм, за продажу книги, которую цитирует глава государства.
Спустя какое-то время состоялся суд. А до начала суда на сайте прокуратуры было вывешено объявление о проведённой работе по борьбе с экстремизмом и об изъятии экстремистской литературы. Центр «Слово» при Саратовском государственном университете дал на изъятые книги соответствующие заключения, подтвердив, что материалы, содержащиеся в книгах можно считать экстремистскими. Сообщение, вывешенное на сайте прокуратуры, было написано «по мотивам» заключения, сделанного центром «Слово».
Здесь необходимо сделать оговорку, что магазин «Оксюморон» не является рассадником экстремистской литературы. Это магазин научной книги, где предствлен широкий спектр взглядов от либералов и либертарианцев (Ф.Хайека, Л. Мизеса, М. Ротбарда) до коммунистов (К. Маркс), и других левых (П. Ткачёв, Н. Чернышевский, Г.Маркузе, Б.Кагарлицкий), от славянофилов и «почвенников» (А. Хомяков, К. Леонтьев, М. Катков) до западников (А. Герцен, Б.Н. Чичерин, Т.Грановский, А. Градовский) от экономистов-рыночников (Е.Гайдар, А. Чубайс, Г.Явлинский) до сторонников государственного регулирования (С.Кара-Мурза, Г.Попов), от классической философии (Платон, Кант, Гегель) до современной (Бодрияр, Батай, Фуко).
«В соответствие с нормами научной этики мы пытаемся предоставить читателям все точки зрения, в том числе, мнение правых консерваторов, к которым я причисляю Гюнтера и Гобино», - говорит владелец магазина Иван Соловьев корреспонденту «Новой газеты» в Саратове Н. Андреевой.
Сам владелец магазина – Иван Валерьевич Соловьёв (кандидат исторических наук, защитивший диссертацию о реформах Александра-II) не разделяет взглядов правых консерваторов, но вслед за Вольтером («Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но я готов умереть за Ваше право это говорить»), отстаивает право на свободу высказывания самых разных точек зрения.
Итак, суд. Как положено - состязание сторон. Слева – представитель прокуратуры (хамоватый, крайне необразованный и косноязычный молодой человек в кожаной куртке, которую он не снял, находясь в помещении), в центре зала судья – приятная женщина с интеллигентным лицом образованного человека. Между судьёй и представителем прокуратуры чувствовалась не просто классовая, а можно сказать - антропологическая разница. В центре зала – скамейки для зрителей, справа трибуда для выступления свидетелей.
Иван Валерьевич (далее – ИВ) начинает комментировать заключение опубликованное на сайте прокуратуры г. Саратова, цепляясь к каждой фактологической ошибке.
«Ваша честь,во-первых Г.Гюнтер не был членом НСДАП, хотя получал ордена от Гитлера, во вторых он не мог вступить в НСДАП в 20-х годах 19 века, потому что тогда ещё не было НСДАП, которое появилось только в 20 веке…» и далее по фактам заключения. И в итоге:
-Ваша честь, заключение, в котором на пол-страничке текста 7 фактологических ошибок нельзя считать квалифицированным заключением.
И дальше - потрясающая по своей убийственности фраза:
- Если для прокуратуры, куда раньше шли работать троечники, а сегодня, пожалуй одни двоечники ещё простительно оперировать подобными документами, то для нас с Вами, Ваша честь невозможно руководствоваться докуметом, написанным необразованными, малограмотными людьми.
Прокурор пытается протестовать, ИВ извиняется и продолжает. Кстати, когда в какой-то момент судебной дискуссии представитель прокуратуры вновь попытался сказать что-то про то, что «ну ведь эксперты признали… это же не мы, это эксперты», то И.В. парировал: «Ну, интеллектуальный уровень экспертизы мы все уже видели, вряд ли люди, давшие такое неквалифицированное, безграмотное заключение могут считаться экспертами».
Заключение экспертов о том, что экстремизм в книге есть прокуратура приложила, его дал центр "Слово" при СГУ. Для перекрёстного допроса приглашается представитель Центра «Слово» при СГУ – молодая девушка-филолог. Ей начинают задавать вопросы обе участвующие стороны и судья. В результате перекрёстного допроса, все участники приходят к выводу, что понятие «экстремизм» является относительным понятием, под которым в различные времена и в различных странах понимались различные взгляды. Сделать вывод о наличии в тексте «экстремизма» нельзя только средствами филологической экспертизы, здесь нужна как минимум политологическая и историческая экспертиза.
«Так почемему Вы, будучи филологом, делаете вывод в сфере, выходящей за пределы филологии?» - спрашивает адвокат у представителя центра «Слово». Все участники соглашаются, что заключение центра «Слово» не может быть основанием для признания книг экстремистскими. (Кстати, потом эта девушка-филолог попросила судью: "Ой, такой суд интересный, можно я останусь послушать?").
Следующий аргумент прокурора был из разряда «а если дети прочитают?». Чтение подобной литературы морально устойчивыми и образованными людьми, - сказал прокурор, - может и не представляет опасности. Но вот лично я – говорит прокурор – не знаю про то считается ли эта концепция научной или ненаучной, я же могу прочитать эту книгу и пойти бить негров.
- В современной гуманитарной науке должны быть представлены все точки зрения. В нашем магазине продаётся и Карл Маркс и Фридрих фон Хайек - это правила интеллектуальной жизни. Наш магазин рассчитан на интеллектуалов, он не рассчитан на сотрудников прокуратуры. Левый экстремизм принёс нашей стране неисчислимое количество бед, но мы же не изымаем из продажи К.Маркса, В. Ленина, Н.Хомского.
- Но книги, которые выражают ошибочное мнение, могут сбить читателей с пути истинного – возразил то ли прокурор то ли судья, не помню.
- Эти книги – свидетельства определённой ступени развития гуманитарных наук, многие идеи в процессе эволюции человеческого знания были отвергнуты или существенно модифицированы, но это не значит, что их не нужно изучать. Более того, настоящий учёный – это не тот, кто прочитал учебник, где написано, что сегодня считается, что то-то и то-то происходит потому-то и потому-то. Настоящий учёный изучает эволюцию идей, каждую развилку – почему на таком-то этапе победила одна точка зрения, почему от неё потом стали отказываться, почему победила противоположная и какие альтернативные объяснения, гипотезы, теории были отброшены в процессе продвижения к современному состоянию проблемы.
- Это всё слишком сложно – говорит прокурор. В обществе должна быть ясность: эта идея хорошая, эта – плохая. Первую, на основе заключений учёных, разумеется, мы допускаем в школы и вузы, вторую – запрещаем, как деструктивную. Расизм деструктивен? Да. Значит все книги, где он упоминается должны быть запрещены.
-Расизм, конечно же деструктивен, тут Вы правы. Но дело же ведь совсем в другом. Дело в том – кто будет решать «вот об этом учёным можно думать, а об этом – нельзя». Позвольте, Ваша честь, я проиллюстрирую свою мысль одной притчей?
- Пожалуйста.
- Всем присутствующим наверняка известна история, которая позднее была в шуточной форме описана Пушкиным в знаменитой фразе: «Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить».
-Нет не известно – стеснительно и чуть покраснев, говорит прокурор.
- Специально для работника прокуратуры поясню. Когда, во время одного из диспутов Зенон сказал, что «Движенья нет», сидевший рядом Диоген встал и молча стал ходить туда-сюда, опровергая Зенона. Но у этой истории есть продолжение, которое не все знают. В ответ Зенон взял палку и начал бить Диогена. А на вопрос Диогена «За что?» Зенон ответил: «На вопрос, заданный головой – нельзя отвечать ногами».
Ваша честь, я ещё раз повторю эту фразу: «На вопрос, заданный головой, нельзя отвечать ногами». Понимаете, - философы, социологи, историки могут обсуждать разные, в том числе очень неоднозначные идеи, странные идеи, радикальные идеи, экстремистские идеи. С этими идеями можно и нужно спорить! Но отвечать на вопрос, «заданный головой» можно только «головой», т.е. полемикой, встречными идеями, а отнюдь не запретами, как того хочет прокуратура. И здесь я бы хотел обратить внимание на то, что сегодня растёт популярность идей, довольно омерзительных. Мне как книготорговцу видно, что народ не покупает Хайека и Гайдара, а покупает людей, дающих простые, примитивные понятные ответы, которые принято называть экстремистскими. Мне это не нравится, так же, как и Вам. Только я считаю, что если мы хотим решить проблему, а не загнать её внутрь, то необходимо в открытой дискуссии спорить обо всём – о фашизме, о коммунизме о западной цивилизации, о рыночной экономике, об антиглобализме. Потому что, как сказал Ницше «Замолчанные истины – становятся ядовитыми». Если мы будем не обсуждать, а просто запрещать вредные идеи, мы не переубедим их сторонников, мы просто приучим их к мысли, что не нужно думать и спорить, когда можно просто запретить. Но ведь уже Жан Жак Руссо понимал, что "Сжечь - не значит ответить".
И очень хороша была финальная фраза
- Ваша честь, эта книга продаётся в США, Европе и в том числе в Германии, где вообще очень тонкое отношение к подобным работам. И тем не менее там её продают. Г.Гюнтер - член Американской ассоциации антропологов, где очень скрупулёзно относятся к расовым вещам, но его издают, как веху в развитии антропологической мысли. Согласитесь, Ваша честь, будет странно, если эту книгу, можно продавать в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине и Париже только на территории Фрунзенского района г. Саратова она будет запрещена к продаже.
Тут судья улыбнулась и присудила победу Ивану Валерьевичу. Точнее - отклонила иск прокуратуры.

Т.к. прошло уже несколько лет, возможно я вспомнил не всё (а я присутствовал на двух судебных заседаниях по этому делу), но постарался записать то, что ещё не забыл.
http://f-husainov.li....com/55460.html


3 комментариев к записиВернуться в блог Александрович's блог
    bukreja, 20 Июль 2013, 22:04


Потрясающий цирк с конями)
    Чеширский кот, 22 Июль 2013, 11:18


Есть ощущение, что в последние два года сей (судебный) процесс мог завершиться не столь логично.
Бо маразм крепчает.
    bukreja, 23 Июль 2013, 15:02


Лет через пять поди еще авторов анафеме посмертно предавать будут, а неугодные книги после изъятия сжигать на городской площади.
    Стиль:
      05 Дек 2016, 05:23
© 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики