Сообщество Империал: Глава 2 продолжение - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War
  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше
0
Глава 2 продолжение

Глава 2 продолжение

Дата публикации: 09 Май 2018
На следующий день шесть «Гладиаторов» звена «А» 80-й эскадрильи RAF под командованием флайт-лейтенанта Джонса направились на патрулирование. Над Дельвинакионом они встретились с итальянскими истребителями CR.42, которых, по британским данным, было около 20 машин. В действительности «Фиатов» было десять, это были истребители из 150-й группы под командованием капитана Джорджио Граффера, командира 365-й эскадрильи. В развернувшемся воздушном бою «Гладиатор» флайн-офицера Сайкса (N5812) столкнулся с «Фиатом» сержанта Коррадо Миньяни, оба пилота погибли. Флайт-лейтенант Джонс после боя заявил о двух сбитых «Фиатах», но сам получил ранение в шею, его «Гладиатор» N5816 был сильно поврежден. В сопровождении сержанта Грегори он смог вернуться на базу в Янине и успешно совершил посадку. Истребитель флайн-офицера Ванклина Флауэра (N5854) также был тяжело поврежден, но пилот претендовал на один сбитый CR.42. Еще два «Гладиатора» N5788 флайн-офицера Прайс-Оуэна и N5786 флайн-офицера Хоскена также получили повреждения. Всего же британцы претендовали на семь сбитых истребителей противника и еще два вероятно сбитых.

В действительности кроме «Фиата» Миньяни было потеряно еще два CR.42. Капитан Граффер – один из наиболее успешных итальянских пилотов на тот период войны, имевший на счету пять побед – погиб, а сержант Акилле Пачини выпрыгнул на парашюте. Еще два «Фиата» получили повреждения, их пилоты – старшина Гульельмо Баччи и сержант Арриго Дзотти – были ранены, но смогли вернуться на базу. Итальянцы заявили о четырех сбитых «Гладиаторах» и еще одной возможной победе. Капитан Граффер был посмертно награжден высшей военной наградой Италии – Золотой медалью (Medaglio d’Oro). 150-я группа потеряла уже двух командиров эскадрилий.
В тот же день девять «Бленхеймов» 84-й эскадрильи RAF совершили налет на Дураццо. На их перехват были подняты G.50bis из 24-й группы. Лейтенант Барталетти заявил об одном сбитом «Бленхейме», и сержант Савино об одном вероятно сбитым. В действительности был сбит «Бленхейм» L1385, пайлот-офицер Берд и его экипаж попали в плен. CR.42 из 150-й группы, возвращавшиеся после сопровождения бомбардировщиков, также заявили об одном вероятно сбитом «Бленхейме».

29 ноября девять «Бленхеймов» 84-й эскадрильи RAF снова направились бомбить цели в Албании, на этот раз в сопровождении шести «Гладиаторов» из 80-й эскадрильи RAF, сопровождавших бомбардировщики до их целей в Тепелене. Выполнив задачу сопровождения, четыре «Гладиатора» пролетели на малой высоте над горами в поисках пропавшего самолета флайн-офицера Сайкса, а истребители флайт-лейтенанта Пэттла и пайлот-офицера Вейла прикрывали их. В процессе поисков британцы заметили несколько трехмоторных самолетов, которые были идентифицированы как S.79. На самом деле это были «Кант» Z.1007bis из 47-го бомбардировочного полка, летевших со своей базы в Гротталье бомбить цели на территории Греции. Пэттл и Вейл атаковали противника, но, хотя по словам британских пилотов, их огонь поражал вражеские самолеты, результатом попаданий был лишь тонкий след дыма за двумя итальянскими бомбардировщиками, о повреждении которых британские пилоты позже доложили. Стрелки итальянских бомбардировщиков докладывали, что «Гладиаторов» было девять, и заявили об одном вероятно сбитом. Возможно, они приняли за сбитый истребитель Пэттла, который после атаки выполнил штопор.

Поиски самолета Сайкса были возобновлены 30 ноября, три «Гладиатора» 80-й эскадрильи RAF сопровождали греческий разведчик «Бреге» Br.XIX, проводивший поиск над районом. Снова ничего не было найдено, но тем же вечером пришло сообщение от греческих войск, что тело Сайкса найдено среди обгоревших обломков его самолета, и похоронено рядом.

У греческих войск, преследовавших итальянцев, заканчивалось продовольствие, сильные снегопады препятствовали подвозу. Поэтому «Веллингтоны» 70-й эскадрильи RAF были нагружены мешками с хлебом и консервами, которые они сбрасывали греческим солдатам. Хотя эти вылеты проводились в условиях снега и сильной облачности, продовольствие было успешно доставлено голодным солдатам.

В декабре на фронте возникло относительное затишье, потому что погода в горах серьезно препятствовала активным действиям. Условия, в которых приходилось действовать авиации, иногда были исключительно трудными. 1 декабря три «Бленхейма» из 30-й эскадрильи RAF, возвращавшиеся после налета на Валону, попали в область атмосферного фронта, на их крыльях началось обледенение, что серьезно затруднило управление самолетами. Ведущим самолетом был «Бленхейм» флайт-лейтенанта Бокинга (канадец), и, так как погодные условия все более ухудшались, Бокингу пришлось принимать решение, не следует ли всем экипажам покинуть самолеты и выпрыгнуть на парашютах. Однако в этот момент в снежных облаках появился просвет, и пилоты двух бомбардировщиков смогли проскользнуть в него и проложить курс на базу в более ясном небе. Третий «Бленхейм» (К7103) отстал от них, и его пилот сержант Рэтлидж попытался набрать высоту и подняться на 20000 футов, чтобы оказаться над слоем облачности. Бокинг вспоминал:

«… но на такой высоте машина не держалась, и периодически сваливалась обратно в облачность, где сразу же начинал намерзать лед. Пилот упорно боролся, стремясь вывести самолет в чистое небо над облачным слоем. Внезапно отказал один мотор, вероятно, из-за того, что намерзший лед закрыл воздухозаборник. «Бленхейм» немедленно сорвался в штопор. Пилот приказал экипажу прыгать, но оказалось, что из-за вращения самолета парашют наблюдателя отлетел в нишу, откуда его невозможно было достать. Тогда пилот и стрелок отказались прыгать и остались с наблюдателем. «Бленхейм», все еще в штопоре, оказался в чистом небе на высоте 7000 футов, внизу оказалась узкая долина, по обе стороны от которой возвышались горы. Пилот смог выровнять машину и совершил посадку с неработающим двигателем на крошечном поле, единственной пригодной площадке на много миль вокруг».

Первый воздушный бой в декабре произошел 2-го числа, когда флайт-лейтенант Пэттл из 80-й эскадрильи RAF взлетел утром с аэродрома Янина для разведки погоды. В районе Аргирокастрона он заметил в воздухе одинокий итальянский биплан – это был разведчик Ro.37bis из 42-й разведывательной эскадрильи 72-й группы. Пэттл атаковал и сбил его, разведчик упал в пяти милях южнее, его пилот сержант Луиджи Дель Манно и наблюдатель лейтенант Микеле Милано погибли. После полудня Пэттл снова поднялся в воздух, на этот раз во главе 12 «Гладиаторов» для патрулирования над фронтом с целью поддержки греческой армии. Недалеко от Премета на 1000 футов ниже были обнаружены еще два Ro.37bis из 72-й группы. Пэттл и пайлот-офицер Купер спикировали на них и быстро сбили. Купер заметил, как из сбитого им самолета выпрыгнул на парашюте один человек, но по данным итальянцев все члены экипажей обоих разведчиков погибли (капитан Гарделла/капитан Фукс, сержант Леони/сержант Вескиа).

Девять «Бленхеймов» 211-й эскадрильи RAF под командованием командира эскадрильи Гордон-Финлейсона бомбили Валону, но этот налет причинил незначительный урон итальянцам. Ведущее звено было атаковано истребителями CR.42 из 150-й группы, но атака была безрезультатной и британцы потерь не понесли. Гордон-Финлейсон вспоминал:

«Нам пришлось идти на довольно малой высоте из-за облачности, и истребители ждали нас. Однако им не повезло – пока они преследовали одно звено, другое сбросило бомбы. Мы видели вспышку и большой столб дыма, что позволяло предположить попадание в какую-то важную цель. Один вражеский истребитель был поражен сосредоточенным огнем стрелков нашего звена, задымил и пошел вниз. Мне отстрелили антенну, а Джорджу Даудни пуля пробила шлем, но этим все повреждения и ограничились».

В тот же день греческая авиация, понесшая большие потери, получила пополнение: восемь британских «Гладиаторов» были перегнаны пилотами 112-й эскадрильи RAF из Сиди-Ханиша (Египет) и переданы грекам. Британские пилоты отправились назад на транспортном «Бомбее». К этим «Гладиаторам» были добавлены пять «Гладиаторов» из 80-й эскадрильи RAF и один из 112-й эскадрильи. Греческая 21-я эскадрилья была направлена в Элефсис для перевооружения на «Гладиаторы», ее оставшиеся PZL P.24 были распределены между 22-й и 23-й эскадрильями, которые теперь действовали в северном секторе, поддерживая армию. Эти «Гладиаторы» были не первыми у греков: еще в 1938 г. греческий предприниматель в частном порядке купил у фирмы «Глостер» два «Гладиатора» по цене 9200 фунтов и подарил их греческим ВВС.

Греческие истребители снова участвовали в воздушном бою 3 декабря, когда шесть PZL из 23-й эскадрильи вступили в бой с 18 «Фиатами» CR.42 из 160-й группы под командованием майора Оскара Молинари к юго-западу от Москополиса. Итальянцы заявили о трех сбитых греческих истребителях, эти победы были засчитаны майору Молинари, младшему лейтенанту Джорджио Моретти и сержанту Лючано Тарантини, также было заявлено о двух вероятно сбитых. Достоверные потери греческих самолетов неизвестны, но один греческий пилот – лейтенант Константин Цицас – погиб в этом бою, пилоты 23-й эскадрильи EVA заявили об одном сбитом «Фиате». В тот же день часть 80-й эскадрильи RAF, направленная в Янину, вернулась в Лариссу, наземный персонал был перевезен на греческом «Юнкерсе» Ju-52/3m. В условиях плохой видимости итальянские истребители сбили над фронтом один из своих бомбардировщиков S.81, но его экипаж успел выпрыгнуть на парашютах.

4 декабря в Грецию прибыл еще один британский самолет – «Локхид Хадсон» (N7364), приземлившийся в Элефсисе. Этот самолет ранее эксплуатировался в авиакомпании «Империал Эйрвэйз» и имел гражданское обозначение G-AGAR, потом служил в 267-й эскадрилье в качестве транспортного, а после был оборудован аэрофотокамерой, хотя так и не получил вооружения, и переведен во 2-й отряд фоторазведки. На этом «Хадсоне» флайт-лейтенант Р. Уокер и командир эскадрильи МакФейл до конца декабря выполняли разведывательные полеты над Албанией, Югославией и Румынией, 30 декабря «Хадсон» вернулся в Гелиополис (Египет).
Также 4 декабря из Египта прибыли еще четыре «Гладиатора», это были истребители 112-й эскадрильи RAF, по прибытии они были присоединены к 80-й эскадрилье. Эти четыре машины и одиннадцать уже имевшихся «Гладиаторов» были сразу же перебазированы в Янину для дальнейших операций. С базы в Янине командир эскадрильи Хикки повел 14 «Гладиаторов» в патрулирование над районом Тепелены. В этом районе британцы обнаружили 27 «Фиатов» CR.42 (в действительности их было 12) из 150-й группы и 10 «Фиатов» G.50bis из 154-й группы. После боя флайт-лейтенант Пэттл заявил о трех сбитых CR.42 и еще об одном вероятно сбитом. Также он в ходе боя атаковал истребитель, который идентифицировал как CR.32, и тоже заявил его вероятно сбитым. Сержант Хьюитт заявил о двух сбитых CR.42 и одном G.50bis, пайлот-офицер Вейл, сержант Грегори и сержант Баркер также заявили каждый об одном сбитом CR.42. Таким образом, британцы претендовали на девять побед и две вероятные победы. В действительности итальянцы потеряли два CR.42, их пилоты лейтенант Альберто Триоло и младший лейтенант Паоло Пенна погибли. Пилоты G.50bis заявили о двух сбитых «Гладиаторах». На следующий день 80-я эскадрилья RAF вернулась в Лариссу.

4 декабря два «Бленхейма» из 30-й эскадрильи RAF с малой высоты атаковали итальянский эсминец, обстреливавший позиции греческих войск у Саранде. На следующий день три «Бленхейма» из этой же эскадрильи вернулись в тот район, чтобы обстрелять дорогу Саранде-Валона на побережье. Истребители CR.42 из 364-й эскадрильи пытались перехватить их, но безуспешно. Один «Бленхейм» был вынужден вернуться из-за неисправности двигателя, два других были повреждены зенитным огнем, и у них кончалось горючее, поэтому при возвращении они совершили вынужденные посадки. «Бленхейм» флайн-офицера Блэкмора сел в Корусадисе на острове Корфу, а «Бленхейм» пайлот-офицера Эттвелла – к юго-востоку от Агриниона. Из экипажей никто не пострадал.

7 декабря в 12:20 шесть «Бленхеймов» из 84-й эскадрильи направились бомбить Валону, в 13:00 за ними последовали еще девять «Бленхеймов» из 211-й эскадрильи. Они столкнулись с исключительно тяжелыми погодными условиями, и ведущее звено (три «Бленхейма») 84-й эскадрильи было вынуждено вернуться из-за сильного обледенения. Следующие три бомбардировщика были перехвачены над целью истребителями CR.42 из 150-й группы. Были сразу же сбиты «Бленхеймы» L8455 флайт-лейтенанта Л. Кэттела и L8457 сержанта М. Кэзлита, бомбардировщик флайн-офицера Линтона (L1381) был тяжело поврежден и совершил вынужденную посадку в районе Саранде. Из экипажей первых двух сбитых «Бленхеймов» выжил только стрелок Кэзлита сержант Фостер.
Два звена «Бленхеймов» 211-й эскадрильи были вынуждены вернуться из-за обледенения, при этом два бомбардировщика - L1535 флайн-офицера Пикерсгилла и L4926 пайлот-офицера Джердайна врезались в холмы в районе Ламии, оба экипажа погибли.

Оставшиеся три «Бленхейма» под командованием лейтенанта Джонса продолжили полет к Валоне, где столкнулись с сильным сопротивлением истребителей CR.42. Однако все три бомбардировщика смогли отбомбиться и вернуться на базу, при этом их стрелки претендовали на один сбитый истребитель.

В это время прибыла первая помощь итальянцам от их немецких союзников. Итальянской авиации крайне не хватало транспортных самолетов для срочной доставки подкреплений и снабжения на албанский фронт, и Муссолини обратился за помощью к Гитлеру. 10 декабря в район Фоджи начали прибывать первые из 53 транспортных «Юнкерсов» Ju-52/3m из III/KGzbV1 (3-я группа 1-й эскадры транспортной авиации) под командованием оберста Рудольфа Штарке. Силы RAF в Греции тогда тоже получили подкрепления, хотя гораздо меньшие – три «Бленхейма» Mk IF (истребители) и два бомбардировщика «Бленхейм» Mk I усилили 30-ю эскадрилью RAF.

Прибыли подкрепления и к итальянским соединениям 4-й воздушной территориальной зоны (4a Zona Aerea Territoriale). В конце ноября из Тревизо в Бари и Гротталье соответственно перебазировались 373-я и 374-я отдельные истребительные эскадрильи, каждая имела 12 истребителей «Макки» MC.200. 7 декабря за ними последовала 370-я отдельная эскадрилья (8 истребителей «Макки» MC.200), перебазировавшаяся в Фоджию. 27 ноября в Гротталье из Неаполя прибыли 14 бомбардировщиков «Савойя» S.79 из 42-й бомбардировочной группы, но 14 декабря это подразделение было переброшено в Ливию, где началось британское наступление. Неделю спустя за «Савойями» последовали истребители G.50bis из 2-й отдельной истребительной группы. Последним подкреплением, полученным зимой, была еще одна группа пикирующих бомбардировщиков (97-я), которая прибыла с Сицилии и присоединилась к 96-й группе пикировщиков в Лечче. «Юнкерсы» Ju-87 из этой группы выполнили первые боевые вылеты на Эпирском фронте 14 декабря.

После отбытия из Греции «Веллингтонов» 70-й эскадрильи ночные налеты на тыловые объекты итальянцев сильно сократились. Однако вечером 13 декабря четыре «Веллингтона» из 148-й эскадрильи взлетели с Мальты и направились в долгий полет для бомбового удара по Валоне. Тяжелые погодные условия заставили ведущий самолет повернуть назад, и до Валоны долетели только два «Веллингтона», третий бомбил запасную цель в Кротоне. Все четыре «Веллингтона» успешно вернулись на Мальту еще до полуночи.

14 декабря возобновились дневные налеты британских бомбардировщиков – «Бленхеймы» дважды бомбили Валону, но безуспешно. Четыре дня спустя три «Бленхейма» Mk IF утром вылетели для удара по Валоне. Там они бомбили ангары гидросамолетов, но были атакованы шестью истребителями CR.42 из 150-й группы и тремя G.50bis из 154-й группы. «Бленхейм» флайн-офицера С. Пейджета (L8462) получил попадания в левый двигатель, загорелся и упал в море в 8 милях к западу от Саранде. Флайн-офицер Р. Дэвидсон провел короткий бой с истребителем G.50bis (позже сообщил о нем, как о вероятно сбитом), потом пролетел над местом падения в море «Бленхейма» Пейджета и сбросил ему надувную спасательную лодку; но сбитый «Бленхейм» утонул очень быстро, и никто из экипажа не спасся. Вероятно, огонь Дэвидсона действительно повредил один «Фиат», который разбился при посадке в Валоне. Пилоты G.50bis заявили только об одном поврежденном «Бленхейме», тогда как пилоты CR.42 сочли все три британских самолета вероятно сбитыми. Этой ночью британские линейные корабли «Уорспайт» и «Вэлиент» обстреляли Валону, их огнем были повреждены на аэродроме 13 «Фиатов» CR.42 из 150-й группы. Британский флот не обошелся без потерь в этом районе – подводная лодка «Тритон», недавно потопившая 6000-тонный транспорт у Дураццо, была перехвачена в проливе Отранто и потоплена итальянским миноносцем «Конфиенца».

Пока британские линкоры обстреливали Валону, три «Веллингтона» с базы Мениди нанесли бомбовый удар по ж.-д. станции Бриндизи и складам горючего, по данным британцев, от попаданий бомб начались большие пожары. У «Веллингтона» флайт-лейтенанта Дж. Барнарда зенитным огнем был поврежден левый двигатель и отстрелян винт, но мастерски пилотируя бомбардировщик, и облегчив его путем сброса части оборудования, экипаж смог привести поврежденный «Веллингтон» на базу в Мениди и успешно совершить посадку.

На рассвете 19 декабря установилась достаточно ясная погода над равниной Лариссы, и девять «Бленхеймов» из 84-й эскадрильи RAF вылетели бомбить Валону и Крионеро. Их перехватили истребители G.50bis, и три бомбардировщика получили повреждения, сержант Арриго Дзоли из 154-й группы заявил об одном вероятно сбитом. Стрелки «Бленхеймов» заявили об одном поврежденном «Фиате». Пикировщики Ju-87 из 96-й группы, базировавшейся в Италии, также действовали активно – 24 «Юнкерса» атаковали корабли в гавани Порт-Эдда, заявив об одном потопленном небольшом судне.

Около полудня командир эскадрильи Хикки повел 14 «Гладиаторов» 80-й эскадрильи RAF на базу в Янину, наземный персонал последовал за ними на греческом «Юнкерсе» Ju-52/3m. После дозаправки 13 этих «Гладиаторов» вылетели на патрулирование в район Тепелены. Там британцы заметили пять бомбардировщиков S.79 из 46-го полка, в сопровождении истребителей CR.42 и G.50bis. Британские пилоты немедленно атаковали бомбардировщики и после боя заявили об одном сбитом (на самом деле итальянцы потерь не понесли), но ответным огнем был подбит и загорелся «Гладиатор» N5785, его пилот пайлот-офицер Купер выпрыгнул на парашюте. Командир эскадрильи Хикки счел предположительно сбитым один истребитель CR.42. После боя Хикки приземлился на залитом водой поле в районе Аргирокастрона, чтобы найти пропавшего Купера. С помощью греческих солдат тяжело раненый Купер был найден и перевезен в госпиталь в Аргирокастроне, но тем же вечером умер. «Гладиатор» N5827 сержанта Хьюитта был серьезно поврежден зенитным огнем и совершил вынужденную посадку в 20 милях к северу от Янины; позже истребитель был отремонтирован.
Единственной потерей итальянцев в тот день стал истребитель CR.42 майора Мастрагостино, сопровождавший разведчик Ro.37bis и совершивший вынужденную посадку в районе Билиште (причина в итальянских источниках не указана).

20 декабря погода с утра была хорошей, и в 10:00 флайт-лейтенант Пэттл повел девять «Гладиаторов» провести патрулирование над районом Тепелена-Клисура, а также встретить «Бленхеймы» 211-й эскадрильи RAF, возвращавшиеся из налета. В ходе патрулирования британцы заметили девять (по их данным, в действительности шесть) бомбардировщиков S.79. Это были «Савойи» из 104-й бомбардировочной группы (из 252-й и 253-й эскадрилий). Пэттл атаковал «Савойю» лейтенанта Андреа Берлиньери и сбил ее. Видели, как из падающего бомбардировщика выпрыгнули на парашютах четыре человека, но позже они так и не были найдены, и считаются пропавшими без вести. Второй S.79 был сильно поврежден, но смог вернуться в Тирану, его экипаж доложил, что в их самолет врезался «Гладиатор». Экипаж S.79 лейтенанта Виварелли заявил об одном сбитом «Гладиаторе». В действительности в этом бою были повреждены два «Гладиатора», но оба смогли вернуться на базу в Янину.

«Гладиаторы» 80-й эскадрильи RAF продолжали патрулирование и вскоре заметили другую группу итальянских трехмоторных бомбардировщиков – на этот раз шесть S.81 из 38-го бомбардировочного полка, их сопровождали истребители «Фиат» G.50bis из 24-й истребительной группы. «Фиаты» не успели вмешаться, когда Пэттл атаковал с пикирования среднюю «Савойю» из первого звена, было видно, что из правого двигателя бомбардировщика начало вытекать горючее. Пэттл расстрелял все оставшиеся боеприпасы, и позже доложил, что S.81 медленно теряя высоту, совершил вынужденную посадку примерно в 15 милях к северу от Клисуры, потеряв при этом правое крыло. Пайлот-офицер Вейл доложил о сбитии еще одного S.81. Фактически же один S.81, на борту которого находился командир 38-го бомбардировочного полка полковник Людовико, был серьезно поврежден и приземлился в Берате с тремя убитыми членами экипажа и тремя ранеными. Выжившие едва успели выбраться из самолета, прежде чем S.81 взорвался. Вторая «Савойя» вернулась со всеми ранеными членами экипажа. Британские пилоты сообщили, что истребители G.50bis в ходе этого боя патрулировали на большой высоте, не делая попыток атаковать «Гладиаторы».

21 декабря «Гладиаторы» участвовали в третьем крупном воздушном бою за эти три дня. В 10:30 командир эскадрильи Хикки повел десять «Гладиаторов» на патрулирование. Вскоре они обнаружили противника, и начался запутанный и беспорядочный воздушный бой, в котором обе стороны значительно преувеличивали силы (и потери) противника. Британские истребители летели к фронту тремя звеньями – первое составляли четыре «Гладиатора» под командованием самого Хикки, второе – три под командованием Пэттла, и последним звеном из трех «Гладиаторов» командовал флайн-офицер Линнард. Недалеко от Аргирокастрона британцы заметили три трехмоторных бомбардировщика, которые идентифицировали как S.79, позже были замечены еще три двухкилевых самолета, которые британские пилоты идентифицировали как «Фиаты» BR.20. На самом деле все эти шесть самолетов были «Кант» Z.1007bis из 47-го бомбардировочного полка. Британцы атаковали противника, и Пэттл полагал, что подбил один бомбардировщик. В этот момент на помощь бомбардировщикам подошли 15 истребителей CR.42 из 160-й группы. Их вел в бой командир 160-й группы майор Оскар Молинари, и их задачей было боевое патрулирование над районом Янины и Парамифии. Увидев, что бомбардировщики атакованы 20 (по итальянским оценкам) «Гладиаторами», итальянские истребители вступили в бой. Вскоре к ним присоединились «Фиаты» из 150-й группы, и британцы оценили количество итальянских самолетов в 54 машины (!)

Воздушный бой шел 25 минут, британцы заявили о восьми победах и еще о трех вероятных. Пайлот-офицер Вейл претендовал на три победы, сержант Кэсболт – на две, сержант Грегори – также на две, но его самолет был тяжело поврежден, и он ранен в правый глаз. Все же он смог вернуться в Янину, как и флайн-офицер Линнард, раненый в ногу, на своем серьезно поврежденном «Гладиаторе» N5834. Пэттл и флайт-сержант Риченз заявили каждый об одном сбитом «Фиате», флайн-офицеры Прайс-Оуэн и Хоскен – каждый об одной вероятной победе. Флайн-офицер Рипли на «Гладиаторе» N5854 был сбит и погиб – другие пилоты видели, как падал его горящий истребитель. Командир эскадрильи Хикки («Гладиатор» N5816) также был сбит. Видели, как он выпрыгнул на парашюте, но его парашют загорелся, и вскоре после падения Хикки умер от травм. Тела обоих погибших пилотов были найдены греческими солдатами.

Со стороны итальянцев пилоты 160-й группы претендовали на шесть сбитых «Гладиаторов» - по две победы было засчитано майору Молинари и лейтенанту Крейнцу, по одной – лейтенанту Гвидичи и капитану Арканджелетти. О вероятных победах заявили лейтенант Тестерини, старший сержант Франческо Пенна и старший сержант Доменико Туфано. Пилоты 150-й группы претендовали на два сбитых «Гладиатора», а стрелки бомбардировщиков 47-го полка заявили об одном сбитом и одном вероятно сбитом. Как и в случае британцев, действительные потери итальянцев составили два истребителя. Погибли старший сержант Каранчини и лейтенант Фраскадоре из 160-й группы, майор Молинари был ранен в правую ногу и с поврежденным двигателем совершил вынужденную посадку в районе Тепелены.

После этих трех дней активных действий «Гладиаторы» 80-й эскадрильи RAF 23 декабря вернулись в Лариссу, их место на базе в Янине заняла греческая 21-я эскадрилья, в составе которой к тому времени находилось 11 истребителей «Гладиатор» Mk II.

Итальянская авиация в тот день (21 декабря) продолжала действовать активно, утром три бомбардировщика с большой высоты бомбили Лариссу, на город упало 8 или 9 бомб, одна из них разорвалась недалеко от офицерской столовой британских пилотов, много мирных жителей были убиты или ранены. После полудня над фронтом три истребителя G.50bis из 154-й группы в ходе патрулирования между Деволи и Валоной обнаружили легкий бомбардировщик «Потэ-63» из греческой 31-й эскадрильи. Его пилотировал командир 31-й эскадрильи подполковник Йон Пападакис, он выполнял разведывательный вылет над южной Албанией в интересах армии. Итальянцы атаковали и сбили греческий самолет, эту победу разделили лейтенант Ливио Басси, сержант Эмилио Пива и сержант Гуидо Печиле. Пападакис и его стрелок выпрыгнули на парашютах, но оба упали в море и погибли.

Пикировщики Ju-87 из 96-й группы дважды выполняли боевые вылеты; утром они бомбили Доляну, «Юнкерс» старшины Элио Скарпини (летчик-испытатель фирмы «Савойя-Маркетти») был сбит зенитным огнем. После полудня «Юнкерсы» повторили атаку, при этом зенитным огнем был сбит Ju-87 лейтенанта Брецци.
Истребители G.50bis из 154-й группы добились нового успеха 22 декабря, когда пять «Фиатов» перехватили «Бленхеймы» из 84-й эскадрильи RAF (девять машин), направлявшиеся бомбить нефтяные вышки в районе Клисуры. Сержант Манфредо Бьянки заявил о трех сбитых бомбардировщиках, сержант Арриго Дзоли претендовали на четвертый, и еще один «Бленхейм» считался вероятно сбитым. В действительности было сбито два «Бленхейма» - L8471 флайн-офицера Майлза (весь экипаж погиб) и L8374 флайн-офицера Эванса (экипаж спасся). Еще пять «Бленхеймов» получили повреждения, некоторые от зенитного огня. «Бленхейм» L4818 флайт-сержанта Гордона был серьезно поврежден, наблюдатель сержант Фарни получил тяжелое ранение в голову, однако Гордон смог привести самолет обратно на базу.

Флайн-офицер Эванс позже вернулся в Афины. Он рассказал, что в бою кабину его «Бленхейма» внезапно охватило пламя. Наблюдатель успешно выпрыгнул на парашюте, но Эванс, раненый в руку, запутался в стропах и из-за рывка при открытии парашюта получил тяжелый перелом бедра. Он приземлился на позициях греческих войск, там же, где его наблюдатель, и с помощью греческих солдат Эванса доставили в ближайшую деревню. После оказания первой помощи четыре греческих солдата понесли Эванса на носилках по горным тропам до ближайшего городка – мучительное путешествие, занявшее три дня. После его погрузили на поезд и отправили в Афины.

На Рождество пять «Бленхеймов» 84-й эскадрильи RAF в условиях плохой погоды вылетели на Корфу и сбросили на площади мешки с подарками для детей, живших на острове. После полудня над островом снова появились самолеты – но на этот раз итальянские бомбардировщики. Они сбросили несколько бомб по зданиям в районе порта Корфу. Одна бомба попала в здание Национального Банка Греции, пробила бетонный пол и взорвалась в подвале, который использовался как бомбоубежище. 18 человек было убито и 25 ранено. В других районах города было убито 3 человека и 5 ранено.

Когда новости об этой атаке достигли Афин, было приказано немедленно провести ответный налет на Валону, эта задача была поставлена 211-й эскадрилье RAF. Однако по случаю Рождества все пилоты были в отпуске, и с трудом удалось набрать пять экипажей. Один из наблюдателей, пайлот-офицер Эрик Бевингтон-Смит, вспоминал:
«Мы собрали пять экипажей и вылетели на Валону. Погода была ужасной, нижняя кромка облачности опустилась ниже 2000 футов, и мы летели вдоль Коринфского залива и дальше на Валону, кромка облачности проходила по высоте 1700 футов… Мы с трудом проскользнули под ней, потом снова вошли в облака. Нам повезло выйти из облаков над Валоной, и мы сбросили бомбы. Зенитчики еще не проснулись, поэтому мы снизились и прошли над портом. Когда мы были на высоте 500 футов, то заметили, как в порт заходят итальянский крейсер и эсминец. Мы спикировали на корабли и обстреляли их из носовых пулеметов, а когда выходили из пике, их обстреляли наши хвостовые стрелки. Зенитчики начали стрелять лишь когда мы были уже в двух милях от порта, и нам оставалось только изменить курс к югу. Похоже, итальянские моряки считали, что при заходе в собственный порт они будут в полной безопасности».

Остаток дня Рождества прошел достаточно спокойно. На следующий день (26 декабря) пять истребителей CR.42 из 150-й группы под командованием капитана Луиджи Корсини сообщили о перехвате восьми «Бленхеймов» над Дукати и заявили о двух сбитых. По британским данным в тот день части RAF на греческом фронте боев не вели и потерь не имели, по греческим ВВС сведения о боях и потерях в тот день отсутствуют, поэтому с кем в точности вели бой итальянские истребители, так и не установлено. Следующий воздушный бой после Рождества между британскими и итальянскими самолетами по документам произошел лишь 29 декабря. В тот день рано утром три «Бленхейма» из 30-й эскадрильи RAF направились в налет на Валону с целью разведки и бомбового удара по порту, где разгружались итальянские транспорты с подкреплениями. «Бленхеймы» едва успели сбросить бомбы на порт, когда их атаковали три CR.42 и один G.50bis, который пилотировал сержант Арриго Дзоли из 154-й группы. Он смог подбить «Бленхейм» К7104 флайт-лейтенанта Карда (канадец), левый двигатель которого загорелся.
«Бленхейм» Карда упал в море, экипаж выпрыгнул на парашютах, но спасти удалось только одного человека. Сержант Дзоли после этого атаковал два других «Бленхейма» и заявил об одном сбитом и другом вероятно сбитом. «Бленхейм» L6677 пайлот-офицера Крокетта был серьезно поврежден, но смог вернуться в Элефсис, где совершил посадку на брюхо. «Бленхейм» сержанта Оуэна получил попадания в топливные баки, крылья и фюзеляж, но также смог вернуться на базу.

Немного позже в тот же день 28 бомбардировщиков «Кант» Z.1007bis из 47-го бомбардировочного полка бомбили цели над фронтом, где их пытались перехватить девять «Гладиаторов» греческой 21-й истребительной эскадрильи. Стрелки итальянских бомбардировщиков заявили об одном вероятно сбитом «Гладиаторе».
Эти «Гладиаторы» на тот момент оказались фактически единственными греческими истребителями, способными действовать достаточно оперативно. Несколько раньше в декабре греческие 22-я и 23-я эскадрильи, вооруженные истребителями PZL P.24, были перебазированы в Птолемаиду, ближе к штабу греческого 3-го армейского корпуса, там же разместился штаб подполковника Келайдеса, командующего греческой истребительной авиацией. Аэродром в Птолемаиде оказался весьма плохо подготовлен, и самолеты с него могли действовать лишь с большим трудом. В период дождей аэродром периодически затоплялся, но после 15 декабря пошел снег и началось резкое похолодание, весь аэродром покрылся льдом. Возникла серьезная опасность, что истребители, прикованные к земле погодными условиями, могут стать жертвой бомбовых и штурмовых ударов итальянской авиации. Улучшения погоды все не происходило, и истребители пришлось разобрать и на грузовиках перевезти на ж. д. станцию Аминдеон, откуда поездом их доставили в Салоники. Вся эта операция заняла лишь четыре дня – с 26 по 30 декабря, и все истребители были снова готовы к боевым действиям. Похожие условия были на аэродроме Ниамата между Волосом и Альмиросом, где базировалась греческая 31-я эскадрилья, но ее «Потэ-63» все же смогли взлететь и перебазироваться в Лариссу.

Рано утром 30 декабря пять истребителей «Бленхейм» Mk IF из 30-й эскадрильи RAF направились на патрулирование над районом Превеза – Левкас. Прибыв в указанный район, британские самолеты разделились на две группы, в одной три, в другой два «Бленхейма». В последней паре оказался самолет командира эскадрильи Шэннона. Спустя примерно час после начала патрулирования стрелок Шэннона сержант Фред Голдинг заметил внизу гидросамолет «Кант» Z.506B. Это был «Кант» лейтенанта Доменико Бацци из 190-й эскадрильи 86-й группы 35-го полка морских бомбардировщиков, выполнявший разведывательный полет над греческим побережьем. Шэннон атаковал его с пикирования, стреляя из носовых пулеметов, и сделал несколько заходов, пока не израсходовал все боеприпасы. К атаке присоединился «Бленхейм» флайн-офицера Ричардсона (канадец), атакуя гидросамолет сверху и снизу, чтобы позволить стрелку дать несколько очередей. Шэннон тоже зашел снизу, чтобы позволить Голдингу вести огонь, но стрелок был тяжело ранен в колено разрывной пулей из надфюзеляжного пулемета Z.506B. Шэннон прервал бой и направился на базу, однако заметив тяжелое состояние Голдинга, приземлился в Агринионе, чтобы стрелку была быстрее оказана помощь. Хотя медики прибыли через несколько минут, Голдинг уже был без сознания и вскоре умер от потери крови. Тем временем Ричардсон видел, как поврежденный «Кант» упал в море. Двое членов его экипажа стояли на крыле и махали носовыми платками, еще три или четыре члена экипажа, вероятно раненых, лежали на крыле. Ричардсон сбросил им спасательную надувную лодку и вернулся на базу. Позже стало известно, что итальянцев подобрал греческий военный корабль.

В 9:35 тем же утром в Лариссе была объявлена воздушная тревога, но вражеских самолетов не было замечено. В 10:20 был объявлен отбой воздушной тревоги, но спустя 20 минут показались итальянские бомбардировщики. Три «Гладиатора» из 80-й эскадрильи RAF взлетели на перехват, но одному вскоре пришлось вернуться из-за неполадок с давлением масла в двигателе. В 11:15 снова были замечены вражеские самолеты, направлявшиеся с северо-востока, и 10 «Гладиаторам» из отряда, базировавшегося в Афинах, и патрулировавшим в тот момент над районом, был сигналом передан приказ продолжать патрулирование в поисках противника. Флайн-офицер Каллен сообщил, что заметил трехмоторный самолет над морем к западу от полуострова Кассандра и опознал его как «Савойю» S.81. Каллен атаковал противника и позже доложил, что один двигатель «Савойи» загорелся, и она упала в море. Предполагалось, что это был S.81 из 38-го бомбардировочного полка. По итальянским данным в тот день был атакован «Гладиаторами» и получил повреждения только «Фиат» BR.20 из 37-го бомбардировочного полка. Вероятно, его атаковали греческие «Гладиаторы», а не британские.

В тот же день два разведчика «Потэ-25» из греческой 4-й эскадрильи, базировавшейся в Корице, выполняли разведывательный полет, из которого один разведчик не вернулся. По греческим данным он был сбит над Эльбасаном истребителями «Макки», но с итальянской стороны сведений об этом не обнаружено. Также греки потеряли два «Бленхейма» Mk IV из 32-й эскадрильи; один был сбит, выполняя вылет в секторе 2-й армии, его перехватили два CR.42 из 363-й эскадрильи, которые пилотировали лейтенант ди Робилант и сержант Энрико Микели. Итальянцы сообщили, что «Бленхейм» упал поблизости от Валоны, его пилот капитан Клеантес Хациоанну и его экипаж погибли. Другой «Бленхейм», который пилотировал командир 32-й эскадрильи EVA подполковник Орфанидис, разбился рядом со своим аэродромом в Казакларе, весь экипаж погиб, предположительно в результате несчастного случая. Другие пилоты истребителей итальянской 154-й группы сообщали, что видели в тот день над фронтом девять «Бленхеймов», но догнать их не смогли.

В последний день 1940 г. девять «Бленхеймов» из 211-й эскадрильи RAF нанесли удар по итальянским складам к югу от Валоны. Их перехватили три CR.42 и один G.50bis (лейтенанта Джулиано Фиссоре) из 154-й группы. И снова догнать «Бленхеймы» смог только моноплан, лейтенант Фиссоре атаковал бомбардировщик L1540 сержанта С. Беннета. Левый двигатель «Бленхейма» загорелся, и самолет упал в море, весь экипаж погиб.

Так окончился 1940 год, и два месяца тяжелых боев для небольшого контингента RAF и их греческих союзников.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой записью:


0 комментариев к записи

Последние записи

Последние посетители

  • Imperial youneuoy
  • Imperial gippokrat
  • Imperial Lider8163
  • Imperial paratmar
  • Imperial JulianSol

0 посетителей

Блог просматривают: и 0 гостей

Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа на форум:


Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

Стиль
   19 Сен 2018, 09:55
© 2018 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Декларация о Сотрудничестве. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики