Потерпев поражение в кампаниях 490-468 гг., Ахемениды занялись военными реформами. В ответ на уязвимость персидской пехоты перед греческими гоплитами после крушения стены герронов, персы изобретают новую тактику пехоты. Примерно с 460 г. (возможно, и несколькими годами ранее) в сюжетах греческой вазописи появляется новый тип пешего воина, вооруженного по образцу греко-фракийского пельтаста, со щитом в виде полумесяца или круглым. Их называли такабара, по-персидски «щитоносцы», в значении щитоносцы с легким щитом (ранее в первой части древнеперсидского takabara ошибочно видели производное от индоевропейского teqe «плести», отсюда «плетеные щиты»!), ибо така персы называли, несомненно, эллинскую/македонскую широкополую шляпу от солнца, петас. Така также означает «кожа, шкура» (по М. Майрхоферу), поэтому персидские пельты, вероятно, были кожаными, или крытыми кожей. По мнению Д. Хэда, такабара являлись жителями Анатолии. Во всяком случае, у них сходный тип легковооруженного воина, иногда даже одетого по-ирански, существовал десятилетиями (ср.: Hdt., VII.72-74; Xen. Cyr., II.1.5) – или наемники, или ополченцы сатрапий (ср.: Xen. Ages., III.4). Ксенофонт неоднократно упоминает малоазиатских пельтастов/пельтофоров, действовавших совместно с всадниками (Xen. Hell., III.2.3-5; IV.1.3).
Основу пехоты персидских армий теперь составляют именно пельтасты: «[Фиванец] Паммен, имея многочисленную и боеспособную конницу, тогда как враги имели много пельтастов, немногих из своих пельтастов и легкое войско построил против главной силы врагов и приказал добровольцам бежать, чтобы оторвать пельтастов-противников от остальной фаланги. Когда это было исполнено, он, взяв всадников с другого крыла, объехав их (врагов) и окружив, победил благодаря тому, что всадники напали, а прикинувшиеся бежавшими повернули назад» (Polyaen., V.16.2; сражение мятежников Артабаза и Паммена с царскими войсками в 355/354 г. или около 353 г.).
Сам по себе тип воина с пельтой не был чем-то новым в Ахеменидской армии, иное дело – изменились масштабы его применения. Такабара (лучники с пельтами и секирами) сменяют спарабара (хотя см. ниже), но, в отличие от них, действуют в более свободном построении, возможно предназначенном только для метательного боя, но не для столкновения с гоплитами. Когда немного позже появились такабара с пельтой и коротким копьем, но без лука, то такабара-лучники поддерживали их в бою. Это доказывает сцена с вазы примерно середины V в., где перс-лучник, забросив пельту за спину, пускает стрелу в гоплита, сражающегося впереди его с другим персом (копейщик с пельтой).
Вернувшись из похода, Ксенофонт спустя какое-то время составил краткий обзор персидской военной организации в своем труде «Экономик» (Oec., IV.5): «У всех народов, с которых он собирает дань, он предписал каждому правителю, сколько всадников, лучников, пращников и геррофоров он должен содержать; их должно быть достаточно для того, чтобы держать подчиненных ему в повиновении и чтобы оборонять страну от всех нападений врагов». В этом отрывке сразу обращает на себя внимание упоминание геррофоров, т.е. воинов с огромными плетеными щитами (спарабара), в числе стандартных компонентов ополчения сатрапии. Кристофер Теплин предположил, что в «Экономике» речь идет о пельтастах вместо геррофоров. Поскольку герроны исчезают из вазописи примерно после 450 г., логично согласиться с его гипотезой. Впрочем, плетеные щиты оставались на вооружении ряда азиатских народов, например, халдейских (припонтийских) наемников Ахеменидов (Xen. An., III.3.4). И после Кунаксы греки собирали «плетеные и деревянные египетские щиты» (Xen. An., II.1.6).
Основу пехоты персидских армий теперь составляют именно пельтасты: «[Фиванец] Паммен, имея многочисленную и боеспособную конницу, тогда как враги имели много пельтастов, немногих из своих пельтастов и легкое войско построил против главной силы врагов и приказал добровольцам бежать, чтобы оторвать пельтастов-противников от остальной фаланги. Когда это было исполнено, он, взяв всадников с другого крыла, объехав их (врагов) и окружив, победил благодаря тому, что всадники напали, а прикинувшиеся бежавшими повернули назад» (Polyaen., V.16.2; сражение мятежников Артабаза и Паммена с царскими войсками в 355/354 г. или около 353 г.).
Сам по себе тип воина с пельтой не был чем-то новым в Ахеменидской армии, иное дело – изменились масштабы его применения. Такабара (лучники с пельтами и секирами) сменяют спарабара (хотя см. ниже), но, в отличие от них, действуют в более свободном построении, возможно предназначенном только для метательного боя, но не для столкновения с гоплитами. Когда немного позже появились такабара с пельтой и коротким копьем, но без лука, то такабара-лучники поддерживали их в бою. Это доказывает сцена с вазы примерно середины V в., где перс-лучник, забросив пельту за спину, пускает стрелу в гоплита, сражающегося впереди его с другим персом (копейщик с пельтой).
Вернувшись из похода, Ксенофонт спустя какое-то время составил краткий обзор персидской военной организации в своем труде «Экономик» (Oec., IV.5): «У всех народов, с которых он собирает дань, он предписал каждому правителю, сколько всадников, лучников, пращников и геррофоров он должен содержать; их должно быть достаточно для того, чтобы держать подчиненных ему в повиновении и чтобы оборонять страну от всех нападений врагов». В этом отрывке сразу обращает на себя внимание упоминание геррофоров, т.е. воинов с огромными плетеными щитами (спарабара), в числе стандартных компонентов ополчения сатрапии. Кристофер Теплин предположил, что в «Экономике» речь идет о пельтастах вместо геррофоров. Поскольку герроны исчезают из вазописи примерно после 450 г., логично согласиться с его гипотезой. Впрочем, плетеные щиты оставались на вооружении ряда азиатских народов, например, халдейских (припонтийских) наемников Ахеменидов (Xen. An., III.3.4). И после Кунаксы греки собирали «плетеные и деревянные египетские щиты» (Xen. An., II.1.6).