Немного из области сфрагистики и ономастики.
В монографии В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков, "Актовые печати Древней Руси X-XII вв." Т. III, М.,1998, по поводу печатей с изображением Св. Пантелеймона читаем (с.53-54):
Вот прорисовки печатей, о которых идет речь (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь):
Думаю, следует согласиться с мнением В.Янина и П.Гайдукова, что обе печати относятся к домонгольскому времени. Удивительно, но в данном случае авторы монографии не привлекли такой источник, как Помянник черниговских князей, известный также как "Любецкий синодик". Этот источник, к примеру уже привлекался академиком В.Яниным для своих атрибуций (к примеру печатей одного из черниговских князей Ярополка-Гавриила Ярославича). Есть там и князь с крестильным именем Пантелеймон. Так, во всех трех опубликованных списках черниговского синодика (Милорадовича, Зотова, Кузьмука) поминают Великого Кня(з)я Пантелеимона, Мстислава Че(р)ниговского, и Княгиню его Марфу. По мнению всех исследователей данного источника здесь был записан младший сын Великого князя Киевского Святослава Всеволодовича, козельский и черниговский князь Мстислав, погибший вместе со своим сыном в битве на Калке в 1223 году. Учитывая, что по ряду косвенных данных Великий князь Святослав Всеволодович был крещен, как Михаил, то печать с изображениями Св.Пантелеймона и архангела (№ 263 в) могла принадлежать именно его сыну, князю Мстиславу-Пантелеймону Святославичу-Михайловичу. Есть также незначительная вероятность принадлежности указанной печати одному из сыновей Мстислава, носившему имя Гавриил (известное только по синодикам). Помянники упоминают и других сыновей Пантелеймона-Мстислава, в частности в "Введенском синодике" вечная память провозглашается князьям Димитрию, Андрею, Иоанну и Гавриилу Мстиславичам. Имя погибшего вместе с отцом козельского князя уточняет другая запись синодика:
Полагаю, что князю Дмитрию Мстиславичу-Пантелеймоновичу можно атрибутировать вторую "загадочную" печать (№ 233г). По-видимому, крестильное имя Пантелеймон было связано не только с волынскими Мономашичами, но и с козельской ветвью черниговских Ольговичей, учитывая летописное упоминание князя Василия Пантелеймоновича, убившего в 1339 г. своего дядю Андрея, а также запись в Введенском синодике какого-то загадочного князя Понтеля, в котором нужно видеть, скорее всего, искаженное переписчиком имя Пантелей (Пантелеймон).
В монографии В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков, "Актовые печати Древней Руси X-XII вв." Т. III, М.,1998, по поводу печатей с изображением Св. Пантелеймона читаем (с.53-54):
Цитата
№№ 233г, 263в, 263 г. До сих пор изображение св. Пантелеймона было встречено в сочетании с изображениями св. Иоанна Предтечи, св. Феодора, св. Стефана. Достоверно известно, что Пантелеймоном в крещении назывался князь Изяслав Мстиславич. Ему, никогда не княжившему в Новгороде, могут принадлежать редкие буллы с изображением св. Феодора, поскольку его отец носил крестильное имя Феодор. У Изяслава было три сына: Мстислав, Ярополк и Ярослав. Княжившему в Новгороде на протяжении пяти с половиной лет Ярославу закономерно отнесены печати с изображением св. Иоанна, которых насчитывается уже 31. Имя Феодора по косвенным данным было выяснено для Мстислава, к новгородскому княжескому столу отношения не имевшему. Возможно, ему принадлежал один из вариантов с изображением св. Феодора (№ 214 или № 215). Для Ярополка оставалось имя Стефан.
Однако, теперь обнаружены единичные буллы, на которых изображение св. Пантелеймона сочетается с изображениями св. Димитрия (№ 233г) и неопознанного по имени архангела (№ 263в). Отсюда следует, что с именем Пантелеймон был крещен не один Изяслав Мстиславич, что предостерегает от каких-либо поспешных атрибуций (выделено мной - А.).
Однако, теперь обнаружены единичные буллы, на которых изображение св. Пантелеймона сочетается с изображениями св. Димитрия (№ 233г) и неопознанного по имени архангела (№ 263в). Отсюда следует, что с именем Пантелеймон был крещен не один Изяслав Мстиславич, что предостерегает от каких-либо поспешных атрибуций (выделено мной - А.).
Вот прорисовки печатей, о которых идет речь (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь):
Думаю, следует согласиться с мнением В.Янина и П.Гайдукова, что обе печати относятся к домонгольскому времени. Удивительно, но в данном случае авторы монографии не привлекли такой источник, как Помянник черниговских князей, известный также как "Любецкий синодик". Этот источник, к примеру уже привлекался академиком В.Яниным для своих атрибуций (к примеру печатей одного из черниговских князей Ярополка-Гавриила Ярославича). Есть там и князь с крестильным именем Пантелеймон. Так, во всех трех опубликованных списках черниговского синодика (Милорадовича, Зотова, Кузьмука) поминают Великого Кня(з)я Пантелеимона, Мстислава Че(р)ниговского, и Княгиню его Марфу. По мнению всех исследователей данного источника здесь был записан младший сын Великого князя Киевского Святослава Всеволодовича, козельский и черниговский князь Мстислав, погибший вместе со своим сыном в битве на Калке в 1223 году. Учитывая, что по ряду косвенных данных Великий князь Святослав Всеволодович был крещен, как Михаил, то печать с изображениями Св.Пантелеймона и архангела (№ 263 в) могла принадлежать именно его сыну, князю Мстиславу-Пантелеймону Святославичу-Михайловичу. Есть также незначительная вероятность принадлежности указанной печати одному из сыновей Мстислава, носившему имя Гавриил (известное только по синодикам). Помянники упоминают и других сыновей Пантелеймона-Мстислава, в частности в "Введенском синодике" вечная память провозглашается князьям Димитрию, Андрею, Иоанну и Гавриилу Мстиславичам. Имя погибшего вместе с отцом козельского князя уточняет другая запись синодика:
Цитата
Кн(я)зя Димитрия чер(ниговского), убиенного от татар За православную веру и Кн(я)гиню Его Мамелфу.
Полагаю, что князю Дмитрию Мстиславичу-Пантелеймоновичу можно атрибутировать вторую "загадочную" печать (№ 233г). По-видимому, крестильное имя Пантелеймон было связано не только с волынскими Мономашичами, но и с козельской ветвью черниговских Ольговичей, учитывая летописное упоминание князя Василия Пантелеймоновича, убившего в 1339 г. своего дядю Андрея, а также запись в Введенском синодике какого-то загадочного князя Понтеля, в котором нужно видеть, скорее всего, искаженное переписчиком имя Пантелей (Пантелеймон).