Приводить Брокгауза как Єфрона как аргумент в споре вообще очень забавно. Причины упадка братств на Правобережной украине были несколько иными, на протяжении 1657-1681 гг фактически продолжалась гражданская война в Украине которая называеться еще и Руиной. Население Правобережной Украины частью угонялось в ясырь крымскими татарами, частично сгонялось Иваном Самойловичем на Левобережную Гетьманщину. Причиной упадка были вполне политические проблемы. Плюс перманентная борьба сторонников прорусской и пропольской ориентации в 50-60-х гг. , а в 60-80-х пропольской и протурецкой ориентации. Неудивительно, что центр интелектуальной жизни переехал из Правобережной Украины в Левобережную Украину. Чигирин был опустошен и превратился из столицы в глухую провинцию. Памятники казацкого барокко тоже в большинстве своем были в Левобережной Гетьманщине в Батурине, Нежине. Гадяче. Значение культурных центров сохранили Острог с Острожским коллегиумом и Львовским братством. Образование же большинства населения это церковно-приходские школы с достаточно незавидным уровнем. Элита училась или за границей, или в том же Львове с Острогом. В случае с Левобережной Гетьманщиной образование казацкой старшины то они его получали в Киево-Братской коллегии. Богдан Хмельницкий и Петр Дорошенко не подозревали какого джина выпустили из бутылки. Ну и в пропаганде своего православного фундаментализма тоже виноваты. Греко-католическая церковь позволила сохранить свою восточнославянскую идентичность и культурное развитие. Ну и главное, тот же Богдан Хмельницкий учился у иезуитов в Львове если кто запамятовал. Европейское образование в католических странах качественно было лучшим чем в православной Московии. И осознание того что образование было качество лучше вызывало желание у элиты вопринимать качествено лучшее образование и приобщиться к европейской культуре. Вот например Франциск Скорына из беларусов учился в Европе. Украинец-русин Юрий Дрогобыч и Степан Ориховский. и мимо вас прошел целый список казаческих гетьманов которые были вполне шлхтичами вот например Богдан Хмельницкий, Петр Конашевич Сагайдачный, Предслав Лянцкоронский, Бернард Претвич, Дмитрий Вишневецкий, Богдан Ружинский, Иван Выговский, Иван Самойлович, Иван Мазепа. Вы бы внимательно читали Наталию Яковенко и ее работы о том, что православное боярство составило основу запорожского казачества православное боярство. Вот например посмотрите для сравнения передачу Парфенова о Российской Империи. Попал ученный к запорожцам, они его не тронули и помогли, а другое ученный попал к яицким казакам и они его убили. Не вина украинцев, что яицкие казаки были дремучими невеждами, в то время как отпрыски казачьих родов составили часть дворянства РИ и из казаческого рода происходил Гоголь. Касательно же галичан то они просто приняли главенство папы римского вместо подконтрольного султану константинопольского патриарха и подконтрольного московскому царю московского патриарха. И позиционировали они себя как польской нации русинской веры. Но видимо у молодых дарований из России принято считать, что уния навязывалась силой, абсолютно не обращая внимания на террор который осуществляли православные фундаменталисты греко-католикам и протестантам. Ну а восстания гайдамаков с таким же террором подогревались русскими властями, правда потом ними же и подавлялись. Украинец и православие этот отнюдь не синонимы. Вот в Украине были и протестанты-украинцы в Волыни, греко-католики в Галичине, Волыни, Подолье, Закарпатье, украинцы-католики в Галичине.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Из за того что Среднее Поднепровье было постоянной ареной борьбы интелектуальная жизнь на нем заглохла, окромя пожалуй Киева и Нежина. Центрами украинской интелектуальной ученности были Львов, Острог, Мукачево, где было возможность за стенами добротных крепостей укрыться от набегов татар и религиозного фанатизма то украинских казаков и гайдамаков, то террора католических шляхтичей-конфедератов и рокошан. И на всякий случай запишите для себя таких деятелей украинской интеллигенции - Памва Беринда, Иван Величковский, Якуб Гаватович, Иосиф Шумлянский, Демьян Наливайко, Афанасий Кальнофойский, Григорий Самборчик, Васиилий Суразький-Малишецкий, Герасим Смотрицкий.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Украинско-русинская шляхта между собой переписывалась на русинском. Что не отменяет полонизации отдельных родов как Пацы и Радзивиллы. Могла также писать и на польском с латынью. Некоторые знали и греческий и татарский. Украинскую интеллигенцию составляло духовенство и шляхтичи. При этом они могли добровольно принимать или не принимть греко-католичество. Принятие церковной унии никаких существенных привелегийдля карьеры не делало. Преимущество было для католиков перед другими конфессиями, так и в Московии без того чтобы стать православным больших перспектив не было. Полонизация в Речи Посполитой как и исламизация в Боснии не была насильственной и скорее диктовалось принятие населением из финансовых и карьерных побуждений.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Вы хотя бы в курсе, что все Литовские статуты в 16 веке были написаны на русинском? А собственно Литва это есть территория проживания аукштайтов. Принятие католичества литовской аристократией не-славянского происхождения позволило литовцам не быть ассимилированными русинским (украинско-беларуским) населением. И касательно Литвы то полонизоваными местностями там пожалуй был сам Вильнюс, а все окружающие поселение или беларуские или литовские или караимские с татарскими.
Касательно архивов то это только для непосвященного кажеться сложным. То что в постосоветском пространстве принято писать буимажки с просьбой доступа в библиотеки и архивы не означает, что по всему миру так.идите в польские и венгерские архивы абсолютно свободно. Это в РФ или в Украине вас могут не позволить работы с определенными фондами, такой уж пережиток СССР. В Европе все намного проще.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Православное боярство конечно составило основу казаческой старшины.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
И еще на секунду большинство полемических сочинений это конец 16 - первая половина 17 века, пока вместе пер не заговорили пушки, мушкеты и сабли. И предназначены были для широкого распространения среди тех же шляхтичей и духовенство. Книгопечатание уже изобрели. Борзость некоторых юзеров зашкаливает, которые прочитав одно сочинение и википедию берутся писать о том, что сами не знают.
Вот например Яковенко
Дзеркала ідентичності: Дослідження з історії уявлень та ідей в Україні XVII– початку XVIII століття. — Київ: Laurus, 2012. — 472 с.(Золоті ворота; Вип. 2)
«Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII століття. Волинь і Центральна Україна». — Київ: Наукова думка, 1993. 416 с. (вид. 2-ге, переглянуте і виправлене: Київ: Критика, 2008. 472 с. ISBN 966-8978-14-5)
«Нарис історії України з найдавніших часів до кінця XVIII століття». — Київ: Генеза, 1997. — 312с. ISBN 966-504-021-9 (вид. 2-ге, перероблене та розширене: Київ: Критика, 2005. 584 с. ISBN 966-7679-73-X; вид. 3-тє, перероблене та розширене: Київ: Критика, 2006. 584 с. ISBN 966-7679-82-9)
"Паралельний світ : Дослідження з історії уявлень та ідей в Україні XVI–XVII ст. — Київ: Критика, 2002. — 416с. — (Критичні студії ; Вип.1). ISBN 966-7679-23-3
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
На сайте Ізборник смотрим разделы Давня Українська Літкература, Грамматики та Лексикони, Літописи. Делаем выводы.
По Беларуси смотрим
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ну и наконец для борзых, то скажу что Сагайдачный смог привести под Хотин 40 тыс. казаков. Кроме 6-12 тыс. реестровцев было много и нереестровых. Ну а войско в 40 тыс. впполне серьезное войско для доиндустриальной эпохи.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Цитата
На преславные а старовечные клейноты, или гербы, ясневелможного пана, пана Лва Сапеги, подканцлерего Великого князства Литовского, Слонимского, Мяделского, Марковског[о] и прочих старосты, епикграмма
Факсимиле
Въсе можемъ своимъ окомъ лацно обачити,
Долъжыни и шырокость шнуромъ позначити
И чоловека можемъ познати по твары,
Если въ собе не маеть лишнее привары.
Але где цнота собе обрала оселость,
Тамъ ростропъ естъ до всего и мужьская смелост[ь],
Которая зацные завжды домы буди
I клейноты розъдаеть, тыми слынуть люди,
Бо такие николи зъ света не изъходеть,
Але один по другомъ вовеки славу плодеть.
Хочешъ же ся присмотрет[ь] - гербомъ праве значнымъ
Заразъ можешъ познати, иж суть в дому зацнымъ
Зъдавна славных Сапегов. Тые з предковъ своихъ
Заквитывали въ цнотахъ - знат[ь], во лилияхъ троихъ,
При которих зъ оружъемъ конъный воинъ стоить
Знакомъ того, иж ся з нихъ ни одинъ не боить,
Служить своимъ сподаремъ ку кождой потребе,
Не литуючи скарбов, ни самого себе.
Къ тому видишъ, якъ въ локоть пострелена рука -
Видишъ, ижъ въскрозь из туга, з пострелного лука.
Такий пострелъ никого дома не потъкаеть,
Одно хто поганьские полъки розрываеть.
Въ тыхъ же геръбехъ посредку есть стрела зъ крестами
Двема, а третий блиско осажономъ [!] лунами.
Тые знакомъ, ижъ они болшъ для хрестиянства
Клали здорове свое, несмотречы паньства.
Смотри жъ вышей - узришъ тамъ над гельмомъ коруну,
Которая даеть знать, иж тамъ богъ фортуну
И цноту зъ силънымъ мужъствомъ сполне коронует[ь],
Чого у нихъ ани моль, ни ржа не попсует[ь].
Живете жъ, Сапегове вси, въ многие лета,
Ваша слава слыт[ь] будеть, покуль станеть света.
Подавайте жъ потомъкомъ, што маете зъ предъковъ,
Вед же и ваших цных справ въвесь светъ полонъ светъковъ.
Анъдрей Рымъша.
Впервые опубликовано в изд.: Статут Великого князства Литовского. Вильно, типография Мамоничей, 1588. Оборот 5-го ненумерованного листа.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Статут 1588 г. -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Цитата
Прамова Мялешки, каштэляна Смаленскага, на сойме у Варшаве у 1589 годзе
Найяснейшы милостивы королю и на мене ласкавые панове братя!
Выехавши з дому, богу ся помолил, штоб к вам здоров приехал да и Вашу Милость здоровых огладал7. Пришло мне з вами радити. А я на таких зъездах николи не бывал и з королем, Его Милостю, николи не заседал. Толко за князей наших, которие королевали и которие воеводами бывали8, сэнтэнтий тых не бывало: правым сердцем просто говорили, политыки не знали, а у рот правдою, як солею, в очи кидывали9. Скорож короли больш немцев, як нас улюбили, почали нами шебунковати и, што старые наши князи собрали, то все немцем роздали нашые господари. Проч Жикгмонта10 короля! Того нечего и в люди личити, бо Подляше11 и Волынь наш вытратив, ляхом менечится. Але Жикгимонта первого, — солодкая паметь его, — той немцев, як собак, не любил и ляхов з их хитростю велми не любил, а Литву и Русь нашу любително миловал. И горяздо лепш нашие за него мевалися, хоть в так дорогих свитах не хаживали. Другие без ноговиц, як бернардыны, гуляли, а сорочки аж до косток, а шапки аж до самого поеса нашивали. Дай, боже, изнов такой годины приждати и тепер! Я сам коли по-домовому вбираюся, то ее милость, пани Мстиславская, малжонка моя, натешитися и наглядетися на мене не можеть.
Надто вже огледимося на все тое, милостивые панове, и на тую нуждну немецкую штуку, што наброили12. А колиж то у них бывало? У сукнях перестых ходят, а гроши без числа мают, а што городов и мест держать13, то не хы-хи. Да он пак и замешалися з нами, и горяздо умеют все лихое говорити королем, паном и Речи Посполитой, як туж было баламутять14. А коли сам немчино идеть любо жена его поступаеть, через скурку скрипить, шелестить и дорогим пижмом воняет. Колиж до тебе паничик15 приедеть, частуй же его достатком да еще и жонку свою подле его посади. А он седить, як бес, надувшись, морокуеть, шапкою деи перекривляет и з жонкою нашептываеть дей и в долонку сробеть. Да колиж бы гетакого чорта кулаком в морду или полицом по хрибте (так, штобы король, его милость, не слыхал), нехай бы морды такой поганой не надымал16. Помню я короля Гэнрика, которий з заморской немецкой стороны был да зразумел, што мы ему немного давали шебунковати, а немци его не велмя перекриковали. Так он, познавши, што то не штука, да и сам, никому не оказавшися, проч поехал аж в свою сторону, аж за море скинул17.
Кажучи правду, не так виноват король, як тые радные баламуты, што при ним сидят да крутять. Много тутако таких ест, што хоть наша костка, однак собачим мясом обросла и воняет, тые, што нас деруть, губять радные. А за их баламутнями нашинец выживитися не можеть18. Речь Посполитую губят; Волынь з Подлясем пропал нам. Знаю: нам приступило, што ходим, как подъвареные, бо ся их боимо, правды не мовимо, еще з подхлебными языками потакаемо. А колиб такого беса кулаком в морду, забыв бы другы мутити.
И то, милостивые панове, не малая шкода: слугы ховаемо ляхи. Давай же ему сукню хвалендыфзовую, корми ж его сластно, а зь их службы не пытай, и толко убравшисе, на высоких подковах до девок дыбле и ходить з великого куфля трубить. Ты, пане, за стол — а слуга-лях собе за стол, ты — борщик, а слуга-лях на покутнику штуку мяса, ты за фляшу, а он за другую; а коли слабо держиш, то он и з рук вырветь; толко пилнуеть: скоро ты з дому, то он молчком приласкается до жонки. И такого чертополоха з немцами выгнати, што до нас влезъли противко праву нашему!19 Од их милостей панов-ляхов гинуть старие наши поклоны смоленские. Передирайте очи лепше о Инфлянты, бо тые мечники как влезуть, то их и зублем не выкуриш, як пщолы ад меду20. Але здармо поговорили есмо о разных наших утратах21.
И то не малая штука кони-дрыганъты22 на стайни ховати: давай же им в лето и в зиме овес и сено, подстилай же их на ноч, ховай же для их слугу-ляха конюшего и машталера, а з них жадное службы не пытай. А колиж еще лях, як жеребец, рже коло девок, как дрыгант коло кобыл, приими же к нему двох литвинов на страж, бо и сам дидко не упилнуеть.
И то на свете дурнина: годинники. Мне притрафилосе на тандете в Киеве купити. Дали есмо за его три копы грошей, а як есмо послали до Вилни на направку, ажно на пятую копу крутить злодеи-заморщик. Добри то наш годинник петух, што не хыбне о полночи кукаракуеть.
И то велми страшная шкода: гологуздые кури ховати, их достатком варити и инные пташки смажити, торты тые цинамоном, микгдалами цукровати23, — за моей памети присмаков тых не бывало. Добрая была гуска з грибъками, качка з перчиком, печонка з цыбулею или чосныком; а коли на перепышные достатки, каша рижовая з шафраном; вина венгерского не заживали перед тым, малмазию скромно пивали, медок и горилочку дюбали. Але гроши под достатком мевали, мури сильные муровали и войну славную крепко и лучшей держали, как тепер24.
И то не до речи. В богатых сукнях пани ходять; не знали перед тым тых портукгали или фортугали; а подолок рухается, а коло подолка чепляеся, а дворянин в ножку, как сокол, загледаеть, штобы где щупнуты солодкого мяса25. Я ж радил бы, нехай бы беложонки нашие в запинаные давные убералисе козакины, шнурованые на заде носили розъпорки, а к тому, штобы з немецъка, заживали плюдрики, не так бы скоро любителну скрадывали бредню. А тепер, хотя з рогатиною на варте стой, в живые очи такого беса не упилнуеш.
Далей о чим радити, не знаю. То Вашей Милости припоминаю, штобы завсегда, сколко сенаторов и панов литовских при королю, Его Милости, было, был бы и я; толко королевщины не маю, бо перед другими не схопил.
А што есмо казали, все правда26. А Уршулю27, королевну Его Милости, миленко в ручку поцаловали, как и другие молодшие сенаторчики. Не дивуйтеся, милостливые панове братья, век веком сказываеть: "Сивизна в бороде — и чорът в лидъвях за поесом". На хорошее видане ставку пупил28.
Не толко в Смоленску, але и в Мозыру увесь повет о том давно радил, кого бы мудърого на той зъезд к той сентентии выправити, — мене, велдомого, до Вашей Милости послали. И штобы бог дал умети перед королем, Его Милостию, и вами, панове братья, одкрыти нашие рады! Сказал бы хто з вас лучшей, толко не баламутячи, то и я на том перестану.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Цитата
Епикграмма
[Судя по содержанию, также на гербы Льва Сапеги]
Смотры, як крыны, ездец и стрела з рукою
Звезалися, стрела с крестом, крест теж з луною.
Тыи суть зобранья цнот, великiй Леоне,
Которыми продков ушляхтили кролеве.
Умысл маеш вспанялы громить еретики,
Которым теж плениш все церкви противники.
Вера, меч креста держачы, цвите тобою,
Бо естесь з супостатами готов до бою.
Жiи [так в публикации] во все лета, по смерти што ест дознаеш,
Же милуеш Бога и веру помнажаеш.
(Впервые опубликовано в изд.: Книга служебник. Вильно, 1617. Л.1об.)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Так что не стоит ситуацию заката Речи Посполитой в 18 веке, которому немало способствовала Российская Империя распространять на все существование Речи Посполитой. Там такая вещь, что в 18 в . церковные и личные документы могли быть на русинском, но официальные документы были на латыни или польском.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Беларуская народная песня конца 17 в.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Собственно это песня о действиях польско-литовских войск в Венгрии. И это не польскиё, а именно беларуский язык.