Касательно угнетений то автор этого сочинения явно преувеличил масштабы гонений, которые иногда встречались, а не были правилом. Опять таки идеологизированое чтиво.
Предслав Лянцкоронский и Бернард Претвич польские шляхтичи. Кстати от Лянцкоронский и происходил украинский историк Лянскоронский писавший в конце 19 в. - в начале 20 в.
Подкова из молдован боярства
Юрий Пац литовский шляхтич
Косинский польский шляхтич
Наливайко и Сагайдачный шлхятичи русы
Иван Петражицкий русинский шляхтич
Михаил Дорошенко русин шляхтич
Дорошенко Дорофей русин шляхтич
Иван Сулыма русин шляхттич
Григорий Черный русин шляхтич
Тихон Байбуза русин шляхтич
Гнат Василевич русин шляхтич
Григорий Лобода русин шляхтич
Лукьян Чернинский русин шляхтич
Остафий Дашкович русин шляхтич
Дмитрий Путятич русин шляхтич
Венжик Хмельницкий вообще-то из русинов, от местности Хмельник из смешаного польско-русинского рода
Свирговский русин шляхтич
Дмитрий Вишневецкий русин шляхтич литовского происхождения
Богданко это Богдан Ружинский из рода в Ружине, Яков Остряница из шляхтичей из Остра
Богдан Глинский русин шляхтич из рода татарского происхождения
Богдан Микошинский русин шляхтич
Тарас Трясило русин шляхтич
Федор Пирский русин шляхтич
Флориан Гедройц из литовских шляхтичей
Ивыан Куцкович из русинов шляхтичей
Шах из русинов, не шляхтич как и Скалозуб, Кукушка, Бородавка, Полторакожуха, Семен Перевязка, Дмитрий Гуня, Максим Гулак, Василий Томенко, Андрей Диденко, Андрей Лях, Сенько Полозович, Гиря Каменец, Павел Павлюк.
Реестровцев как правило возглавляли знатные
Ян Бадович, Михаил Вишневецкий, Самийло Кищка, Войтех Чановицкий, Кшиштоф Косинский, Богдан Ружинский, Ян Оришовский, Олифер Голуб, Каленик Андриевич, Богдан Конша, Марко Жмайло, Михаил Дорошенко, Петро Сагайдачный, Иван Петражицкий, Сава Конович, Илляш Караимович. Из них из простонародья только Жмайло, Конша и Орендпаренко, один армянин или караим Караимович. Три поляка Ян Бадович, Кшиштоф Косинский, Войтех Чановицкий.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
При этом необхидно отметить, что Ливонскую войну развязал именно Иван Грозный. Литва приняла под свою протекцию Куряляндию и Земгалию, а датчане Вик (Осилию), шведы Северную Эстонию. Одним словом помагали немцам против русских. При этом по хроникам Руссова, Генинга, Реннера и других земли Ордена опустошались русскими и служивыми татарами на службе у русских. Указано жестокость рейдов русских и татар в 1558-1561 гг. Потом была попытка поставить над ливонскими землями герцога Магнуса из датчан как марионеточного правителя, но и она провалилась. Русские и татары угоняли население из Ливонии и Финляндии и обращали в рабов. Об этом в частности можно прочитать у финнского исследователя Юкки Корпелы. Русские называли этих пленных немецкий полон или просто немцами и лотышами.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Какок к черту русинское братство в 1916 г.? А вот то что русские репресировали украинские Просвиты и закрыли их во время оккупации 1914 г. это факт. И к вашему сведению по подозрению в русском сговоре в Терезин и Талергоф отправляли не только русинов в современном понимании, но и украинццев также. Но русским пропагандистам сие не важно, важно снять тенденциозеый фильм не обращая внимания на многие документы по принципу здесь читаем здесь не читаем.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
К вашему сведения я авоспринимаю разделы Речи Посполиты как и Руину на Украине как трагедию украинского и многих других народов Речи Посполитой в том числе польского, литовского, беларуского. И кстати в польских восстаниях 30-х и 60-х гг. 19 в. активно приняло участие население Беларуси и не только дворяне шляхтичи но и крестьяне. В Литве подняли восстание и шляхтичи, и горожане, и крестьяне. Вот так вот они относились к власти Российской Империи. К вашему сведению не в первой Речь Посполитой, ни во второй Речь Посполитой (1918-1939) не исчезло не одного народа. Не исчезли бы и псковичи и новгородцы, скорее бы они стали отдельными народами вроде фламандцев и люксембуржцев, которые по политическим обстоятельствам были частью Испании и были оторваны от других ''немцев''. Во время Первой Мировой войны же отношение галичан к русской власти в 1914 г. было продемонстрировано образованием легиона украинских сечевых стрельцов из галичан, которые потом стали основой Украинской Галицкой Армии. Они воевали против русских в той войне.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
А государство возникшее в 1939 г. в Закарпатье именовалось Карпатской Украиной, а население имело двойную идентификацию русины в смысле украинцы и украинцы в смысле украинцы. А русины в смысле русины это не более 100 тыс. в районе Закарпатья и прилеглых районов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Братские щколы православных существовали в Перемышле, Галиче, Городке, Рогатыне, Стрыю, Николаеве, Комарном, Ярославе, Холме, Красноставе, Бельскому, Бресте, Володаве, Пинске, Киеве, Стрятыне, Виннице, Немирове, Каменце-Подольском, Луцке, Меджибоже, Дубно, Владимире-Волынском, Кремянце. Львовская братская школа была ведущей, в ней работали братья Зизании, Борнецкий. Сначала использование двух языков - церковнославянского и греческого, потом в програму добавлен и латинский язык. В Киевской братской школе были Борецкий, Смотрицкий, Сакович. Из Киева а точнее Киево-Могилянского коллегиума в Россиию выехал Прокопович который поднимал образование в России до вестернизации образования осуществленной преемниками Петра. Только при Елизавете и ее преемниках русское образование обошло польское и украинское. Это главным образом связано с учреждением Академии Наук и созданием университетов наподобие лучших европейских образцов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Братские школы в Речи Посполитой функционировали в 16-18 веках. Братские школы до Хмельниччины появилялись даже в некоторых селах.
А вот отношение простого крестьянина Т. Шевченко к падению Речи Посполиты
Цитата
А чванитесь, що ми Польщу
Колись завалили!..
Правда ваша: Польща впала,
Та й вас роздавила!
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Про европейское образование 19 в. без знания своего языка
Цитата
І Коллара читаєте
З усієї сили,
І Шафарика, і Ганка,
І в слав’янофіли
Так і претесь... І всі мови
Слав’янського люду — /351/
Всі знаєте. А своєї
Дас[т]ьбі... Колись будем
І по-своєму глаголать,
Як німець покаже
Та до того й історію
Нашу нам розкаже, —
Отойді ми заходимось!..
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Адам Кысиль русин-сенатор о Хмельниччине
Цитата
Звідки силу Вітчизни у військах, податках, людях, потенціях ми мали, ті всі українські провінції своєю власною шаблею за узяті неприятель зголошує. Новим васалом Криму з Вітчизни нашої, з властивою на весь світ libertatis domicilio, для себе format dominium б. Безрозумний плебс, — від нього тим задоволений, що шаблею та вогнем воює тільки на шляхетський стан, його pancendo в, відчиняють міста, замки, victorem tryumphantem г, впроваджуючись, підданство йому своє віддає.
Цитата
Вже-бо не з тією давньою руссю, що тільки з луками й рогатинами чинили справу, але жорстким вогнистим військом, якого деінде сподіватися мусимо metiri proportionem л, що супроти однієї голови котрогось із нас стане тисяча голів хлопських із стрільбою. Плебс отож отих своїх горних країв, ваші милості панство, не рівняйте [до них]. Той плебс in armis et minime exercitata м, ці ж бо tractabant arma н — свавільно, а іншим разом in obsequiis о республіки. Приходити треба відтак до такого висновку, що ту страшну servile bellum п доведеться відправляти нам самим.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Так вот шляхетские и магнатские роды воспринимали в большинстве своем Хмельниччину как восстание холопов, которым отчасти то и было. А еще это была наиболее тяжелая война магнатов и шляхты с казаческим сословием в которое были включены обедневшие шляхтичи русинского (украинского) происхождения. Для Речи Посполитой Хмельниичина была и войной с русинами и татарами, и Войной Домовой то есть Гражданской войной. Примечательно отметить, что Адам Кысиль противоставлял не умеющим обращаться с оружием крестьянству Малой Польщи и Галичины умеющие обращаться с оружием крестьянство Среднего Поднепровья. А причиной восстания Хмельницкого стало и то закрепощение крестьян которые до того пользовались свободами и льготами в приграничных землях. В 30-40-х гг. период льгот заканчивался, а Речь Посполита в 1633 и 1644 гг. побеждалататар и уже не считала своим долгом предоставлять оружие для защиты от татар и не видела большой надобности в существовании казачества как щита против татар.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Принудительная полонизация это веяние 18 века
Цитата
В останній третині ХVІІІ ст. виникає навіть ідея примусової акультурації українського простолюду, що спиралася на уніфікаційні тенденції просвітницької думки (аналогічні гасла висувалися й стосовно євреїв). На зміну старому погляду на Річ Посполиту як спільноту політично лояльних мешканців Польщі, Русі, Литви чи Пруссії, байдуже – якою мовою вони розмовляють чи яку віру сповідують, приходить уявлення про народ як цілість з єдиною мовою і однаковими звичаями. Лише така держава, згідно з поглядами діячів Просвітництва, матиме гарантовану безпеку, торуватиме шлях поступові освіти, правопорядку, усуватиме архаїчні пережитки тощо. Варто нагадати, що власне в останній третині ХVІІІ ст. німецька мова була оголошена обов'язковою в поліетнічній Австрії, а у Франції, охопленій полум'ям революції, збереження регіональних мовних відмінностей трактувалося як ознака контрреволюції, бо, як говорив у 1794 р. депутат Конвенту Бертран Барер де Вйозак [Barére de Vieuzac], мова вільного народу мусить бути одна й та сама для всіх. На схожі ідеї натрапляємо і в політичній думці Речі Посполитої. Наприклад, майбутній вождь повстанців Тадеуш Костюшко у 1789 р. писав, що розв'язання української проблеми неможливе без призвичаєння до польської мови, у тому числі – навіть завдяки впровадженню її у церковний обряд, бо тільки так з часом у них увійде польський дух. Мовна асиміляція українського простолюду сприймалася і як запорука його лояльності, оскільки, як підкреслював один з найвидатніших діячів доби реформ Гуго Коллонтай, бунти спалахували завжди тільки там, де низи не вміли говорити по-польському.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -До 18 века привелеи городам писались и на русинском. И только в 18 веке только на латыни и польском. Упадку Речи Посполитой способствовало то что русские в 1710-1714, 1733-1734 и 1764 гг. поставили лояльных себе представителей Веттинов и Станислава Понятовского. Веттины использовали Речь Посполиту как источник ресурсов для своих саксонских владений, поборы с крестьянства росли, городская жизнь деградировала. Магнаты хотели сделать свои дворы подобно королевскому. Кроме того правила ничего нового и либерум вето сделали невозможными реформы. Намерение что-то менять пришло слишком поздно.В 1793 и 1795 гг. украинские земли Речь Посполитой преимущественно стали российскими владения, а местная шляхта и магнаты сохранили свои владения.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Цитата
Мaлo сeнсу дoшукувaтися, ким зa eтнiчним кoрiнням були пoeти-нoвoлaтинники: нi для нiмця Пaвлa Русинa з Крoснa, нi для русинa Григoрiя Русинa з Сaмбoрa, нi для пoлякa Сeбaстянa Кльoнoвичa тaкoї прoблeми нe iснувaлo. Рeнeсaнсний кoсмoпoлiтизм нe виoкрeмлювaв iнтeрeси нaцioнaльниx культур, oскiльки служив вищiй iдeї, пoкликaнiй oб’єднaти нaрoди в зaгaльнoєврoпeйську "Xристиянську рeспублiку", вимрiяну Eрaзмoм Рoттeрдaмським. Рiднa зeмля для ниx – цe мaти-гoдувaльниця, мiсцe нaрoджeння, якe з синiвськoю вдячнiстю услaвлюється i пoeтичнo iдeaлiзується пoруч iз шaнoбливим визнaнням вищoї прoстoрoвoї oдиницi – “пoлiтичнoї бaтькiвщини”, тoбтo дeржaви. “ Ruthenorum me esse et libenter profiteor ” [Я з русинiв, i прoгoлoшую цe з рaдiстю] – пишe вжe згaдaний Стaнiслaв Oрixoвський-Рoксoлaн (1513-1566), видaтний публiцист-iдeoлoг, зaклoпoтaний прoблeмoю крaщoгo влaштувaння Пoльськoї дeржaви. A нiмeць Пaвлo Русин гoвoрить прo сeбe тaк:
...тoй, кoгo Русинoм
Вeсь тямущий гурт зaлюбки ймeнує
Слoвoм сoлoдким.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Цитата
Oснoвним зaкoнoдaвчим кoдeксoм лишaвся й нaдaлi Литoвський Стaтут; гaрaнтувaлoся збeрeжeння руськoї мoви в публiчнoму пoбутi. Усi мiсцeвi уряди, пoчeснi титули й пoсaди, згiднo з привiлeями, мoгли нaдaвaтися лишe мeшкaнцям вiдпoвiднoї зeмлi (вoлинцям, киянaм чи брaцлaв’янaм) бeз oгляду нa їx вiрoспoвiдaння, тaк сaмo як i всi пiльги, дeклaрoвaнi привiлeями, пoширювaлися нaрiвнo нa кaтoликiв i прaвoслaвниx.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Цитата
a xвилi циx нoвaцiй у 1574 р. був нaписaний (нaдрукoвaний 1577 р.) трaктaт вiдoмoгo єзуїтськoгo тeoлoгa, рeктoрa Вiлeнськoгo унiвeрситeту Пeтрa Скaрги “Прo єднiсть Бoжoї Цeркви пiд oдним Пaстирeм”, щo присвячувaвся князю Oстрoзькoму. У книзi oбґрунтoвувaлись пeрeвaги iстиннoї (Римськoї) цeркви нaд xибнoю (Грeцькoю). Пiдкрeслюючи нeлaд, щo пaнує в oстaннiй, Скaргa oсoбливий нaгoлoс клaдe нa нeoсвiчeнoстi прaвoслaвнoгo клiру. Нa йoгo думку, цe й зрoзумiлo, бo:
нe булo щe нa свiтi i нe будe жoднoї aкaдeмiї, кoлeгiї, дe б тeoлoгiя, фiлoсoфiя тa iншi визвoлeнi нaуки iншими мoвaми [oкрiм лaтинськoї i грeцькoї] вивчaлись... Зi слoв’янськoї мoви жoдний нe мoжe бути вчeним.
Нa виклик, кинутий Скaргoю, мiсцeвi oсвiтнi зaклaди нe мoгли дaти вiдпoвiдi, бo, як писaлa київськa шляxтa 1571 р., з млoдoсти иншoгo писмa oтцoвe нaши учити нaс нe дaвaли, oднo свoєгo рускoгo. Тoж з кiнця 1576 р. в Oстрoзi (кoштoм князя Oстрoзькoгo пoчинaє дiяти нaукoвo-видaвничий зaклaд принципoвo iнaкшoї спрямoвaнoстi. Йoгo пoчaткoвa мeтa булa цiлкoм кoнкрeтнoю – пiдгoтувaти випуск пeршoї друкoвaнoї Бiблiї цeркoвнoслoв’янськoю мoвoю i тим сaмим утвeрдити її рiвнoвaртiснiсть зaгaльнoвизнaним сaкрaльним мoвaм – дaвньoєврeйськiй, грeцькiй i лaтинськiй. У цiй прoгрaмi xoвaлaся вiдпoвiдь нa зaкиди Скaрги, a, oкрiм тoгo, вiдлунювaлa упeршe висунутa тoдi ж iдeя пeрeнeсти цeнтр Кoнстaнтинoпoльськoгo пaтрiaрxaту нa тeритoрiю Укрaїни зi стoлицeю в княжoму Oстрoзi (дeщo пiзнiшe oбгoвoрювaвся й iнший вaрiaнт – зрoбити стoлицeю пaтрiaрxaту Київ як нaйдaвнiший рeлiгiйний oсeрeдoк усiєї Русi).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Работы Яковенко - Паралельний світ: Дослідження з історії уявлень та ідей в Україні XVI - XVII ст.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Українська шляхта з кінця XIV до середини XVII століття. Волинь і Центральна Україна
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Пародії і жарти в актових книгах Житомира та Луцька першої половини XVII ст.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -В Австрийской империи существовало Товариство руської щляхтиб по факту православной греко-католической, католической шляхты Галичины. Шляхты в Галичине по Иосифинской метрике 19 тыс. взрослых мужчин.