Сообщество Империал: История казачества - Сообщество Империал

Haktar

История казачества

Попытка понять
Тема создана: 11 мая 2007, 02:32 · Автор: Haktar
  • 31 Страниц
  • Первая
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
 Haktar
  • Imperial
Imperial
Основатель

Дата: 11 мая 2007, 02:32

Поговорим здесь о казаках и казачестве - донских, запорожских, кубанских и других, и их роли в истории.

     Alexios
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 28 мая 2016, 07:09

    mindd

    Это точка зрения А.П.Пронштейна и Н.А.Мининкова, надеюсь вы знаете эти имена, ибо это одни из самых известных исследователей ранней истории донского казачества.

    Всю историографию генезиса донского казачества можно условно разделить на три группы: "бегло-переселенческую", "автохтонную" и "компромиссную". Мининков - яркий представитель первой группы, к тому же раннюю историю казачества он практически не рассматривает. Цитата из А.Шенникова 1987 года и сегодня звучит актуально:

    Quote

    Мы упомянули также о том, что современные историки уклоняются от изучения обстоятельств и времени зарождения и ранней истории казачества вообще, в том числе и донского, считая актуальным изучение истории казачества только с того момента, когда оно стало существенным фактором в антифеодальной борьбе русского и украинского крестьянства, т. е. со второй половины XVI в.

    Хотя, даже Мининков не отрицает очевидного - наличия автохтонного "протоказачьего" населения в верховьях Дона.

    Quote

    Едва ли они, однако, могли бы считаться непосредственными предками донских хоперских казаков, даже если они и дожили до середины XVI в. и встретились с первыми поселенцами из Руси. Эти переселенцы и должны были постепенно поглотить и растворить в своей среде всех, кто мог проживать до них.

    Вам не кажется, что первое утверждение явно противоречит второму? Т.е. "автохтоны", "растворенные" переселенцами (заметьте: не изгнанные и не уничтоженные), предками считаться не могут. Это как?

    Quote

    Во всяком случае, в фольклоре хоперских казаков отсутсвуют червленоярские мотивы.

    Что есть "червленоярские мотивы" в фольклоре? Молчит наука...

    Quote

    В них можно видеть не только первопроходцев, но и предшественников донских казаков. Однако едва ли этих людей можно признать за донских казаков. Постоянно на Дону они не проживали и сведений об их поселениях там нет.

    "Нет поселений" и "нет сведений о поселениях" - не есть тождественные высказывания.

    Quote

    Само выражение "донские казаки" также не встречается в источниках до 1549 г.

    Изначально речь шла не о конкретно донских казаках, а о том, кем были "казаки конца 15-нач.16 века". Слово "казаки" встречается (хотя и нечасто) в источниках и до 1549 г. Другой вопрос, что подразумевается под эитм термином в каждом конкретном случае. Например, в грамоте 1502 г. речь идет вовсе не о городовых служилых казаках.

    mindd

    Однако основа казаков Дона-Хопра это беглые из Московского царства, которые бежали от закрепощения(и это не только холопы) и основывали, в конечном счете, такую социально-политическую систему, какую мы все хорошо знаем.

    Я полагаю, что основой, наоборот, были "автохтоны". Наличие значительного количества беглых во второй пол. 16 в. вовсе не отрицается.

    mindd

    Не были они "царскими стражами границ", как говорит лектор и не нанимались они служить Московскому царству.

    Согласен.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 28 мая 2016, 13:16

      Вообще основу например запорожского казачества составило славянское боярство ВКЛ и беженцы из татар. Так например среди казаков воевавших в Ливонской войне на стороне ВКЛ и Жечи были запорожцы с типичными татарскими именами и которые были выходцами из Буджака. А всю эту лавочку возглавляли или князья из Гедиминовичей типа Байды-Вишневецкого или польские старосты пограничья типа Бернарда Претвича.Мещерские казаки были тоже в большей части выходцы из татар. Казаками называли простых татар в Касимовском ханстве. Да и одним из донцев был некто Сары-Азман. Крестьяне-уходники начали бежать на Дон и Запорожье сравнительно поздно, в 17 веке. Кроме того было протоказачества типа бродников, славянского населения Червленного яра и так называемых рязанских казаков. Кроме того, в казачество вклюючались даже выходцы из финно-угров. Например из эрзи и марийцев. В общем вопрос происхождения казачества крайне сложен.
         mindd
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 28 мая 2016, 13:31

        Да что уж там, и скифы, и хазары тоже "протоказачество". И беловежцы тоже. Почему только про них(и про бродников) не вспоминают после 12 века (про бродников с 13 века), а в середине 16 они уже "наши холопи" на "украинных землях"
           Alexios
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 28 мая 2016, 13:58

          mindd

          Почему только про них(и про бродников) не вспоминают после монгольского нашествия(про бродников с 14 века)

          К сожалению, у нас и история таких образований, как Киевское, Черниговское, Переяславское княжества после монгольского нашествия - сплошь из белых пятен и сведений из "третьих рук". Тем не менее, археология подтверждает, что славянское и смешанное оседлое население в Степи никуда не девалось. В одних местах городки запустевали, в других появлялись, но в целом "Дикое Поле пусто" таковым никогда не было.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 28 мая 2016, 14:18

            Именно. Дикое Поле это условный термин в польской исторической традиции и публицистике. Показателен кстати пример лесостепных территорий, например Полтавщины и Подолья, где в золотоордынское время были поселения с смешанным славянско-тюркским населением. А еще власти Золотой Орды переселяли на будущие украинские территории аланов с черкесами. С бродниками это и создало предпосылки к образованию этнически-смешанного населения пограничья, которое влилось и в состав казачества.
               Аорс
              • Imperial
              Imperial
              Принц Персии

              Дата: 18 июля 2017, 19:14

              Как казаки на Сталина лампасы надели


              Мало кто знает, что Сталин был казаком :)

              В середине 30-х годов в связи с большой популярностью романов Михаила Шолохова "Тихий Дон" и "Поднятая целина" зачастили казаки из Вешенского района в Москву. И не просто для прогулок, а в составе ансамбля песни и пляски выступать перед советским правительством и трудящимися столицы. Инициатором такого небывалого по тем временам события был наш земляк, сам Михаил Александрович Шолохов. Тут надо напомнить в связи с этим одну непростую ситуацию.
              В 1919 году по указанию "демона революции" Льва
              Троцкого на Дон были посланы карательные отряды. Они огнем и свинцом прошлись по восставшим станицам и хуторам. Запрещено было само слово "казак", нельзя было надевать казачью форму, не разрешалось исполнять старинные песни тихого Дона. Были преданы забвению заслуги казаков в сражениях с врагами России. Строго ограничивали их призыв на службу в Красную Армию как "ненадежных элементов", вчерашних "верных псов царского самодержавия". Но "расказаченные" казаки выстояли, сохранили свой воинский дух, не забыли старинных песен, не потеряли и жизнелюбия.
              В 1936 году в одну из поездок в столицу был «прихвачен» в казачий ансамбль неугомонный балагур, шутник и острослов Тимофей Иванович Воробьев, считавшийся прототипом деда Щукаря из "Поднятой целины". Тимофею Ивановичу предстояло в ту поездку преподнести Сталину донской румяный калач. Это был, как потом оказалось, далеко идущий замысел Михаила Шолохова, который, как всегда, сопровождал казаков в Москву. О том, что произошло в Кремле в тот зимний вечер, мне в свое время рассказал чудесный песенник ансамбля Спиридон Иванович Шматов.
              Тимофей Воробьев, с поседевшей бородой, в казачьей фуражке, вел себя уверенно. Не оробел и при виде самого "вождя народов". Он смело направился к Сталину и, как положено по традиции, на вышитом рушнике преподнес пышный донской калач.
              - Милушка ты наш, дорогой товарищ Сталин, - звонким речитативом пел Тимофей Иванович. - Вот тебе подарок наш. Вручаем его тебе как самому нашему почетному, истинному, бес подмесу, казаку!
              Сталин скупо улыбнулся в усы, не испробовав вкуса калача, передал его в другие руки и похлопал по плечу Тимофея Ивановича. Тому полегчало.
              Но тут ситуацию взорвал Шолохов. Он преложил сейчас же и тут же принять Сталина в казаки.
              Рискованное дело затевал Михаил Александрович, ох, рискованное. Ведь знал же отношение "пламенных революционеров" к казакам. А может, знал лучше других Сталина?
              Дальнейший ход событий не предвещал ничего хорошего. Присутствующий на приеме Клим Ворошилов стремительно вскочил и угодливо заголосил: "Нет, нет!" Ежов, в свою очередь, недобро посмотрел на Шолохова, презрительно - на Воробьева и замахал руками, словно отбивался от злых насекомых.
              Но поистине Сталин был непредсказуем в своих поступках. Он согласился. Однако с условием, что прием будет проведен на сходах открытым голосованием.
              Первыми принимали Сталина в казаки колхозники хутора Андроповского. По воспоминаниям Тихона Антоновича Зеленькова, работавшего тогда инструктором Вешенского райкома партии, отсутствие самого Сталина на собрании объясняли его огромной занятостью. Вышла и еще одна заминка: ведь Сталин был родом из Грузии. Но тут поднялся один из старейших казаков и напомнил о том, что в старое время в ряды казаков принимались все -"и калмык, и турок или другой какой азиат". Главное - вступающий должен быть отважным в бою, отзывчивым на беду, честным, справедливым, с открытой душой человеком. По словам и заверениям приехавшего из райцентра пропагандиста, товарищ Сталин всеми этими качествами обладал.
              Никто в этом не рискнул усомниться...
              Сталин единогласно был принят в казаки. Проголосовали единодушно за него и в других местах района. Все протоколы собраний были отправлены в Кремль.
              Сталину нравилось ходить в полувоенной форме. С тех пор он стал появляться и в штанах с яркими красными лампасами. Это случалось до того, как он стал маршалом и генералиссимусом.
              Донцы в то время шутили: "Надели казаки на Сталина лампасы". Те самые красные полосы на форменных штанах, символы донцов, которые во время расказачивания были запрещены и уничтожены.
              И все же, что стояло за поступком Сталина?
              Когда грянула Великая Отечественная, на Дону уже к июлю были сформированы две добровольческие казачьи дивизии. Их ждала громкая ратная слава...
                 Архитектор
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 30 ноября 2020, 10:41

                Довольно забавный эпизод из истории вхождения части осетин в Терское казачестве и принятие ими православия.

                Quote

                Осетины-казаки рассказывают случай, имевший место вскоре после переселения их предков с гор на Терек,
                принятия православия и зачисления в войсковое сословие. К одному новоиспечённому осетину-казаку приехал
                родственник из дальнего горного аула. Войдя в казачий дом, горец увидел икону с изображением Иисуса Хри-
                ста. Вглядевшись в икону, он спросил, кто этот родственник и почему он его не знает.
                   Безумный ДЖО
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 24 июля 2022, 13:30

                  Как русская казачка резала кавказцев в 16 лет, попав в плен

                  Spoiler (expand)

                  Imp
                     cheremis
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 24 июля 2022, 14:30

                    Черкесёнка родила интересно после всех приключений ?
                      • 31 Страниц
                      • Первая
                      • 28
                      • 29
                      • 30
                      • 31
                       Похожие Темы
                      КТрудно быть Богом / История арканарской резни
                      2013/2014, Россия, фантастика, драма
                      Автор g gaulish723
                      Обновление 27 марта 2024, 06:02
                      ИИстория Противовоздушной обороны (ПВО)
                      Хозяева "ключей от неба"...
                      Автор С Старый
                      Обновление 20 марта 2024, 00:06
                      ИИстория национал-социализма.
                      Истоки и развитие...
                      Автор m maksyutar
                      Обновление 19 марта 2024, 17:45
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Российская Империя Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 09:27 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики