Татищев это 18 век. При этом Татищев много любил приукрасить. Из автентичных источников 16 века Курбский История о великом князя московском и Царственная книга. Собственно представители двух позиций - оппозиционной и царской. Есть еще и История о Казанском царстве (Казанская история). К сожалению не сохранилась татарская версия. Шерифи максимум до 1549 г.
Цитата
Битва та длилась четыре дня, и на стенах, и в городе тяжелые сечи были. И увидели басурмане, что христианского войска мало остается — немало ведь кинулось на добычу, многие говорят, что некоторые за добычей ходили по два и по три раза, но храбрые воины бились беспрестанно, и, увидев, что они начали уставать, басурмане стали ополчаться на этих воинов всей своей силой. Мародеры, узрев, что наши под напором татар вынуждены отступать, ударились в такое бегство, что многие и в ворота не проходили, а другие со своей добычей пытались через стену перелезать, а иные добычу побросали и с воплями: «Секут! Секут!» бежали. Божья благодать не позволила сокрушиться храбрым сердцем воинам, но было очень тяжело в нашей стороне от басурманского приступа во время вхождения в город и выхода из него; в моем полку было убито девяносто восемь храбрых мужей, не считая раненых; но благодать Божья не покинула нас, и на нашей стороне войско стояло против басурман недвижимо, но немного пришлось нам отступить из-за сильной атаки с их стороны. Мы дали о себе знать царю и всем его советникам, бывшим вокруг него в тот час, да царь и сам видел бегство из града тех бегунов, так что и не только в лице изменился, но и сердцем сокрушился, думая, что басурмане почти все войско христианское из города изгнали.
Увидев такое, мудрейшие и искуснейшие советники из царского окружения повелели взять хоругвь великую христианскую и подвигнуть ее к главным воротам города, называемым царскими, и самого царя (хочет он того или нет) посадить на коня, коня же того, взяв под узду, поставить рядом с хоругвью. Были среди этих советников люди храбрые, рожденные от отцов, состарившихся в добродетелях и искусных в ратных делах. Великому царскому полку, в котором было более двадцати тысяч избранного воинства, приказано было, чтобы половина всего этого состава сошла с коней, в том числе и сыновья, и родственники этих советников, и пошли бы в город на помощь изнемогающим воинам.
Когда же в город внезапно вошло свежее войско, облаченное в светлые доспехи, то царь казанский со всем своим воинством начал отступать назад, крепко держа оборону, но наши неотступно бились с ними и прогнали войско казанского царя аж до мечетей
Курбский
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -История о Казанском царстве
Цитата
Единъ бо царь Шигалеи и князь Семіонъ тіи самодержца укрепляху, втаи, наедине, никако же потачити воеводамъ, смущающимъ его и обленевающимся служити, и не отступити отъ Казани, не вземше градъ. Онъ же слушаше аки отца Шигалея царя, а князя Семіона аки брата. Бе бо царь Шигалеи въ ратномъ деле зело прехитръ и храбръ, яко инъ никто же таковъ во всехъ царехъ служащихъ ему самодержцу, и верніиши везде верныхъ нашихъ князеи и воеводъ, служаше нелестно, за христіяны страдаше весь животъ свои до конца
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -Цитата
- Тои предлежаше крепчае всехъ о Казани по старои вражде своеи нань, и сетоваше самодержцу о взяти града непрестанно. Тако же и превеликіи воевода князь Семіонъ вся превзыде воеводы и полконачалники храбростію, твердостію ума своего; мудрыхъ ради советовъ его любимъ бе царю и великому князю; всемъ показася красота и похвала Московскимъ воеводамъ, старымъ же и новымъ воемъ Рускимъ добро ратенъ воевода, победами многими сія: мнози Русти вои и противни ратницы видяху ево издалеча, егда на брани въ полцехъ снемшихся, аки огненна всего яздяша на коне своемъ, и мечь, и конь его аки пламень метающъся на страны, и сецающи противныхъ.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -Что Курбский, что автор Казанской истории оценили героизм казанцев и мужество марийцев.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -Том XIX. История о Казанском царстве (Казанский Летописец)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -I. Дополнения к Никоновской летописи. II. Так называемая Царственная книга
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -В нейтральной Казанской истории оказывается, что Ивану Грозному нужно было воодушевление от более храбрых людей. А были и те которые готовы были отступить от Казани.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -Что характерно на внушение от некоторых воевод царю говорит и Курбский. Среди некоторых русских стало модным ставить под вопрос его слова. Но вот только не смотрели они Казанскую историю. Ну и Курбский был одним из приближенных.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -Интересны сведения той же Казанской истории о фрягах (итальянцах) в русском войске. О иноземцах-европейцах в войске Грозного писал и ряд европейских источников. Курбский однако указывает, что и у татар были пушки. Что не удивительно, особенно в 16 веке. Помниться первые упоминания о тюфяках (точнее о тюфекчи, то есть огнестрельном вооружении) у татар датируются еще второй половиной 14 века. Правда это было более характерно для Волжской Булгарии территории которая потом стала Казанским ханством. Для степных же регионов был характерен степной комплекс вооружения из лука со стрелами, сабель, палашей, копий. Огнестрел использовали и туркоманы Ак-Коюнлу при штурме грузинских крепостей. И только мамлюки предпочитали сражаться по старинке из-за своей гордости, чем расплачивались поражениями от тех же туркоманов и турок.