Сообщество Империал: Властители морей Древнего Мира - Сообщество Империал

Libertinus

Властители морей Древнего Мира

Корабли, флоты, порты и сражения...
Тема создана: 05 января 2007, 14:14 · Автор: Libertinus
 Libertinus
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 05 января 2007, 14:14

Imp
Камрады! Военно-морская тематика является неотъемлемой частью обсуждаемых нами на форуме "Империал" тем, касающихся государственного устройства, армий, сражений и знаменитых поководцев Античности.
В этой теме предлагаю рассмотреть историю возникновения и процесс эволюции военных флотов государств Древнего Мира. Предлагаю вам принять участие в создании информационной базы флотов Античности сайта "Империал": боевые составы флотов, места базирования, знаменитые и забытые морские сражения, устройство и характеристики боевых кораблей, а также биографические данные прославленных адмиралов и все-все, что связано с данной тематикой.
Imp
Внимание! Камрады! Суть сообщений в данной теме не должна сводиться к проблеме "кто лучше?" или "эти вынесли тех"!!! Давайте формировать ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ сайта на основе своих (естественно - почерпнутых из исторических источников) знаний!
С уважением ко всем форумчанам, Libertinus.
     Mirumir
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 08 ноября 2017, 05:02

    Berg (06 января 2007, 11:51):

    Вот реальная инфа :
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    А вот скопированный доклад :
    Пожалуй начну историческую тему, от самых истоков
    Примитивно? Но ведь в те далекие времена человек только начинал осваивать моря и океаны, а уже проиходили яростные морские сражения, бесчинствовали свирепые пираты и отчаянные путешественники открывали новые земли.
    Imp
    сперва о ГРЕЧЕСКОМ ФЛОТЕ
    В архаичной Греции период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространенными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник").
    Imp
    Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям
    Это узкий боевой корабль с далеко выступающим тараном и двумя большими рулевыми веслами на кормовой площадке. В носовой части сооружен помост, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.
    Длина этих судов колебалась в пределах 20-30 м, ширина составляла 1/6 длины. Из-за довольно высоких стоек-опор весла входили в воду под углом, близким к нормали. Это снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранен на пентеконторах. Изображенный корабль является двадцативесельным, но критяне располагали и более крупными, тридцати-сорокавесельными кораблями. Последние несли большой прямоугольный парус на съемной мачте.
    Судя по тому, что Фестский и Кносский дворцы Критского царства не имели оборонительных укреплений, следует предположить, что критяне всецело полагались на свою морскую мощь. Эта точка зрения находит свое подтверждение в мифе о Тезее, который также указывает на морскую мощь как основу гегемонии Критской державы в Эгейском бассейне.

    Корабль Эгейского моря (Крит) вид спереди
    .



    Пентеконтор представлял собой одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятью десятками весел ? по 25 с каждой стороны. Исходя из того, что расстояние между гребцами не может быть меньше 1 м, следует оценить длину гребной секции в 25 м. К этому имеет смысл добавить также приблизительно по 3 м на носовую и кормовую секции. Таким образом, общая длина пентеконтора может быть оценена в 28-33 м. Ширина пентеконтора приблизительно 4 м, максимальная скорость ? ок. 9.5 узлов (17.5 км/ч).

    Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта), открытыми судами. Однако иногда строились и палубные (греч. катафракта) пентеконторы. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и, кроме того, увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников, способных помочь в бою с неприятельским кораблем.

    Первоначально пентеконтор предназначался в основном для "самоперевозки" войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вели войну, ради которой приплыли в Троаду ли, на Крит ли (см. "Илиада", "Одиссея", "Аргонавтика"). Иными словами, пентеконтор не был кораблем, специально предназначенным для уничтожения других кораблей, а являлся скорее быстроходным войсковым транспортом. (Точно так же как дракары викингов и лодьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники.)
    Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы.
    Для боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются следующие факторы:
    ? маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля и стремительный уход из-под ответного удара;
    ? максимальная скорость, от которой зависит кинетическая энергия корабля и, соответственно, мощь таранного удара;
    ? защищенность от неприятельских таранных ударов.
    Чтобы повысить скорость, нужно увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна. Однако на одноярусном корабле, каким являлся пентеконтор, увеличение количества гребцов на 2 (по одному на каждый борт) ведет к тому, что длина корабля возрастает на 1 м. Каждый лишний метр длины в отсутствие качественных материалов ведет к резкому повышению вероятности того, что корабль сломается на волнах. Так, согласно расчетам, длина в 35 м весьма критична для кораблей, построенных по тем технологиям, которые могли себе позволить средиземноморские цивилизации XII-VII вв. до н.э.
    Таким образом, удлиняя корабль, необходимо усиливать его конструкцию все новыми элементами, что утяжеляет его и тем самым сводит на нет преимущества от размещения дополнительных гребцов. С другой стороны, чем корабль длиннее, тем больше радиус его циркуляции, то есть тем ниже маневренность. И, наконец, с третьей стороны, чем корабль длиннее в целом, тем длиннее, в частности, и его подводная часть, которая является наиболее уязвимым местом для удара неприятельских таранов.
    Греческие и финикийские кораблестроители в таких условиях приняли изящное решение. Если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Благодаря этому количество гребцов удалось удвоить, не повышая сколько-нибудь существенно длины судна. Так появилась бирема.

    Imp

    ТРИЕРА

    Первый, важный шаг от одноярусника-монеры к многояруснику-полиреме, уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, поэтому переход от биремы к триере оказался значительно проще.
    Ранняя греческая триера
    Imp

    Imp

    Согласно Фукидиду, первая триера была построена ок.650 г. до н.э. Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля, имеет три яруса весел и длину до 42 м.
    Длина в 35-40 метров достаточно критична даже для усовершенствованных узких деревянных конструкций, лишенных мощного продольного набора (стрингеров). Однако логика гонки вооружений заключается в том, чтобы доходить до самых краевых, самых опасных значений всех технологических параметров военной техники. Поэтому длина триеры подобралась к 40 м и у этой отметки колебалась всю свою долгую историю.
    Типовая греческая триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (т.о., всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх.
    Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (греч.аскома).
    Гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). И, наконец, третьего яруса ? транитами. Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе ? специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота.
    Вопреки кажимости, весла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Дело в том, что если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.
    Триера была весьма узким кораблем. На уровне ватерлинии она имела ширину около 5 м, что при длине в 35 м дает соотношение длины к ширине 7:1, а при длине 40 м ? 8:1. Впрочем, если мерить по ширине палубы или тем более по ширине триеры вместе с парадосом, то есть по максимальному габариту с убранными веслами, то это отношение падает до 5,5-6:1.
    Imp

    Imp
    Рис. 4. Греческая беспалубная триера со сквозным проходом. Проекции

    Длину весел оценивают в 4-4,5 м. (Что, для сравнения, на 1,5-2 м короче, чем сариссы шестой шеренги македонской фаланги.) Относительно скорости триеры существует самые разные мнения. Скептики называют 7-8 узлов максимум. Оптимисты говорят, что удачно построенная триера с отличными гребцами могла держать крейсерскую скорость 9 узлов на протяжении 24 часов. (В предположении, видимо, что каждые восемь часов гребцы одного яруса отдыхают, а двух других ? гребут.) Фантасты изобретают немыслимые скорости в 18-20 узлов, что является пределом мечтаний и для броненосца времен русско-японской войны (1904-1905 гг., 14-19 узлов).
    Современная реконструкция триеры ("Олимпия")
    пока что не смогла выжать больше 7 узлов, на чем и основаны доводы скептиков. Я, правда, считаю, что реконструкция ? это еще не конструкция. То, что современные англичане сработали электромолотком и киберзубилом ради собственного удовольствия ? совсем не то же самое, что проделывали греки тысячу раз ради процветания Афинской Архэ. Готов допустить, что триера с пирейским заводским номером 1001 могла выжать 10 узлов при деятельном содействии Нептуна, а при благосклонности всех олимпийцев и невмешательстве злокозненной Геры достичь божественных 12-ти.
    Так или иначе, опыты с "Олимпией" показали: несмотря на невысокую скорость, триера была достаточно энерговооруженным кораблем. Из неподвижного состояния она достигает половины максимальной скорости за 8 секунд, а полного максимума ? за 30. Тот же броненосец 1905 г. мог разводить пары 3-6 часов. И это ради того, чтобы просто тронуться с места!
    Как и более поздние римские корабли, греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.
    Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной-двумя (по некоторым источникам, иногда тремя) съемными мачтами. При попутном ветре они быстро монтировались усилиями матросов. Центральная мачта устанавливалась вертикально и растягивалась для устойчивости тросами. Носовая, предназначенная для небольшого паруса (греч.артемон), устанавливалась наклонно, с опорой на акростоль. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме.

    Иногда триеры оптимизировались не для морских сражений, а для транспортных перевозок. Такие триеры назывались гоплитагагос (для пехоты) и гиппагагос (для лошадей). Принципиально они ничем не отличались от обычных, но имели усиленную палубу и, в случае гиппагагос, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для лошадей.
    Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей) и боролись с себе подобными по классу целями.
    При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы), наследники архаических триаконторов и пентеконторов.
    Поздний греческий пентеконтор
    Imp


    Наиболее крупным кораблем, построенным в Античности, считается полумифическая тессераконтера (иногда просто "тессера"), которая была создана в Египте по приказанию Птолемея Филопатора. Якобы она достигала 122 м длины и 15 м ширины, несла 4000 гребцов и 3000 воинов. Некоторые исследователи полагают, что это скорее всего был огромный двухкорпусный катамаран, между корпусами которого была сооружена грандиозная площадка для метательных машин и воинов. Что же касается гребцов, то, скорее всего, на каждое грандиозное весло этой плавучей крепости приходилось по 10 человек.
    А вот статейка хорошая :
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Спасибо за адресок на статью, почиталось и подумалось, а может вся фишка триер и прочих, не в "этажности" гребцов, а в том какой толкающий момент веслами они создают сидя наискось, на небольшой высоте один от другого, но слаженно ускоряясь от уже ускоренной воды ("по-этажности") предыдущего гребца. НО, я не мореход, не физик и не геометр, так подумалось( а проверить мне слабо -ни триеры ни моря :)...
       Старый
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 08 ноября 2017, 17:08

      А что касаемо полукруглых колпаков на реконструкциях, то хотелось бы узнать из какого древнего источника они "появились"... Их нашли на изображениях кораблей на античных монетах, мозаиках, граффитти? Или откопали какие-то остатки археологи? Или они пришли из картинок в книжках по истории флота изданий XIX века? :038:

      На останках "храмового" судна из озера Неми, нашли некий прототип подшипника: металлические шары с осями (?) в выемках пьедестала, на котором находилась поворачивающаяся статуя некоего божества... Подобные статуи, говорят, имелись и на верхней площадке Александрийского маяка... Своими вытянутыми руками они постоянно показывали на солнце, поворачиваясь вслед за ним...

      "Протоподшипник", обнаруженный в останках одного из кораблей с озера Неми
      Imp


      Ну и для общего развития:
         Jackel
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 08 ноября 2017, 17:56

        Старый (08 ноября 2017, 17:08):

        А что касаемо полукруглых колпаков на реконструкциях, то хотелось бы узнать из какого древнего источника они "появились"... Их нашли на изображениях кораблей на античных монетах, мозаиках, граффитти? Или откопали какие-то остатки археологи? Или они пришли из картинок в книжках по истории флота изданий XIX века? :038:

        :ps: На останках "храмового" судна из озера Неми, нашли некий прототип подшипника: металлические шары с осями (?) в выемках пьедестала, на котором находилась поворачивающаяся статуя некоего божества... Подобные статуи, говорят, имелись и на верхней площадке Александрийского маяка... Своими вытянутыми руками они постоянно показывали на солнце, поворачиваясь вслед за ним... :046:

        Оффтоп (контент вне темы)
           rokkero
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 08 ноября 2017, 20:21

          Внимание! Оффтоп полный!

          Jackel

          У Зорича бы спросить надо... если кто на Х-легио из наших есть. Картинки надо думать его авторства. Меня-то там на форуме нет.
          Ну я там есть, Дезперадо точно есть, Савромат-Черныш вроде есть. Если надо, могу спросить, давай четко сформулированный вопрос, я уже нашел профиль "Ал. Зорича" - это вроде владелец сайта, но я его ни разу не видел и не переписывался.
             Jackel
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 08 ноября 2017, 20:28

            rokkero (08 ноября 2017, 20:21):

            Внимание! Оффтоп полный!

            Jackel

            У Зорича бы спросить надо... если кто на Х-легио из наших есть. Картинки надо думать его авторства. Меня-то там на форуме нет.
            Ну я там есть, Дезперадо точно есть, Савромат-Черныш вроде есть. Если надо, могу спросить, давай четко сформулированный вопрос, я уже нашел профиль "Ал. Зорича" - это вроде владелец сайта, но я его ни разу не видел и не переписывался.

            Четко? Сейчас попробую.

            1. Что за полусферические колпаки с черточкой изображены на схемах децемремы и эннеры поверх кирпичных боевых башен? Как они устроены и из чего сделаны?
            2. На каких источниках они основаны?

            И для этой темы они в отличие от кулеврины и фоланцзы - никакой не оффтоп.
               Dezperado
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 09 ноября 2017, 15:37

              Jackel

              У Зорича бы спросить надо... если кто на Х-легио из наших есть. Картинки надо думать его авторства. Меня-то там на форуме нет.

              Да Зорича этого там уже лет 15 нет, у кого спрашивать? Кроме того, Зорич -- это писатель, поэтому его материалы откровенно слабые и к истории имеют мало отношения. Это на уровне "Техника молодежи".
              То, о чем вы спрашивали, я нашел, завтра выложу. Не было колпачков, однозначно. Вообще, было очень плохо. :facepalm:
              Но один момент вас порадует.
                 Dezperado
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 10 ноября 2017, 13:35

                Смотрим, Банников В. А, Морозов М. А. История военного флота Рима и Византии, СПБ, 2014:

                Imp

                Далее, в целом башни были небольшие, на них располагалось несколько воинов, которые получали преимущество во время сближения с кораблем противника и во время абордажа: могли стрелять и колоть противника сверху. Что касается катапульт, то если только самые маленькие, для них просто не было места. Снисаренко в книге "Рыцари удачи" пишет, что катапульты начали размещать на башнях только византийцы, когда башни сильно увеличились в размерах.
                А пока, вы просили какой-нибудь гигант античности, укрепленный железом, вуаля, был такой. Заметьте, маленькие башни и одна катапульта, но большая. Колпаки для таких башен были просто не нужны.

                Imp

                Но я тут писал "в целом". Могли быть и исключения. Например, тот же Снисаренко в "Эвпатридах удачи" пишет:

                Лик этого корабельного патрона почти всегда по-
                мещался у подножия палубной боевой башни (если
                она имелась), ибо, понятное дело, никто так не нужда-
                ется в защите, как воины. Эта трехэтажная кирпич-
                ная осадная башня — turris, или propugnaculum —
                устанавливалась на палубах военных кораблей, при-
                надлежавших к классу лонгов и называвшихся navis
                turrita. Такую башню с «большим количеством тя-
                желых орудий и метательных снарядов» упоминает,
                например, Цезарь. С нее при сближении с кораблем
                неприятеля метали стрелы, дротики, камни, стремясь
                причинить максимальный урон еще до начала сраже-
                ния. С нее воины, перебросив переходные мостки, про-
                никали в осаждаемые крепости, расположенные, на
                свою беду, слишком близко к воде. В ней укрыва-
                лись в случае надобности члены экипажа. Вероятно,
                турриты ввел на флоте Агриппа, взяв за основу разъ-
                ездные башни Деметрия, однако единственное изобра-
                жение такого корабля не позволяет говорить об этом
                с уверенностью.

                Изображения кораблей с такой башней:

                Imp

                Навис туррита, барельеф:

                Imp

                Бирема-дикрот. Деталь мраморного барельефа:

                Imp
                Что касается того, как двигались башни у Деметрия, то если они были из деревянных балок и кожи, как позднее у византийцев, то чего им и не двигаться, на канатах и лебедках, например.
                   cc31
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 11 ноября 2017, 17:38

                  есть ли находки кораблей с такими башнями?
                  что-то мне сомнительно что башни были - раз, если были, то были передвижные - два и три - что если были, то были кирпичные - легкие кирпичи не прочны, лучше дерево использовать, а тяжелые нарушат устойчивость.
                     Jackel
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 08 февраля 2018, 21:54

                    Старый

                    Под "суперзерновозом" ты вот эту лоханку подразумевал, как я понимаю?

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    Цитата

                    Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан (около 120-190 гг.), после своего посещения Пирея упоминает о большом римском парусном судне - зерновозе античных времен под названием "Исис". Этот парусник регулярно плавал между Александрией и Римом. "Что это было за громадное судно! - писал он.Длиной 120 локтей, как сказал мне плотник, и более чем 30 локтей в ширину и 29 локтей от палубы до самого глубокого места в трюме. Его длина была 56 м, ширина 13,7 м и глубина трюма 13,4 м. И высокая мачта, и рей, и форштаги для удержания мачты в вертикальном положении! И как корма поднимается по плавной кривой, заканчивающейся позолоченным афластом в сочетании с равной кривизной носа и акропостелем с изображением Исис, богини, давшей судну имя! Все было невероятно: декор, окраска, марсель красного цвета, якоря со шпилями и каюты в норме. Экипаж был подобен армии. Он сказал мне, что судно способно перевезти столько зерна, чтобы прокормить каждого человека в Афинах в течение целого года. И вся судьба была в руках молодых людей, которые управляли рулями с румпелями не толще посоха ". Водоизмещение этого судна превышало 1,2 тыс. т.

                    Следует заметить, что в этом тексте впервые упоминается марсель - второй снизу парус. В римском порту Остия (первый порт с искусcтвенной гаванью) имеется барельеф, на котором изображено двухмачтовое торговое судно с треугольным марселем над квадратным гротом. Существуют свидетельства появления на больших торговых судах и третьей мачты. Вероятно, и судно, о котором говорит Лукиан, имело не одну, а две-три мачты. Действительно, торговые римские суда были так велики, что без трехмачтового вооружения ими было бы трудно управлять.


                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                       Старый
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 08 февраля 2018, 22:33

                      Jackel

                      Под "суперзерновозом" ты вот эту лоханку подразумевал, как я понимаю?


                      Ты имеешь в виду мой пост в Историческом Арте, в теме Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь? :038:
                      Так надо было хотя бы и ссылку дать, а то в данной теме про это я вроде ничего и не писал и камрады просто не поймут, по поводу чего был твой пост... #*

                      Ну а по поводу самого вопроса, то да - именно об этом судне и писал Лукиан в представленном отрывке... :001:

                      Вернее, представленная в том моём посту реконструкция и была создана по данному описанию и с привлечением древнеримских изо... :008:
                         Похожие Темы
                        АГосударства Древнего Востока
                        Египет, Ассирия, Парфия, Индия и др.
                        Автор Ш ШиП
                        Обновление 22 марта 2024, 22:45
                        ФФортификации Древнего мира
                        Крепости от возникновения цивилизаций до падения Западной Римской имп
                        Автор С Старый
                        Обновление 14 марта 2024, 11:28
                        КДраконы северных морей.
                        Судостроение и мореходство Северной Европы в "эпоху викингов"
                        Автор С Старый
                        Обновление 08 марта 2024, 00:54
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 21:12 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики