Эволюция этнонима В средневековых документах Киевской Руси в качестве этнонима для восточных славян — предков украинцев, русских и белорусов использовался этноним «русь», имеющий, в свою очередь (по одной из многочисленных версий), скандинавское происхождение[37]; для единичного представителя этноса — «русин». Впервые он встречается в Повести временных лет в разделе договоров Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 году (упоминается 6 раз). В списке (копии) «Слова о полку Игоревом» (опубликованом в 1800 году) встречается также этноним «русичи». Этноним «русины» встречается позднее в XIII—XVIII вв.[38] в литовских и польских документах в качестве экзонима — [источник не указан 25 дней]именования жителей древнерусских княжеств. А так же этноним русин присутствовал в древнерусских документах. Часто встречающимся названием жителей Руси, имевшим признаки этнонима, в её средневековых источниках является руський народ, руськие люди. В Средние века, особенно активно в XVI—XVII веках, на территории Запорожской . и Войска Запорожского этноним «руський» применялся к языку, религии, а также национальности людей, проживавших на данных территориях. В западных регионах (Прикарпатье, Буковина), входивших в состав Австро-Венгрии, и в украинской эмиграции эндоэтноним «русины» сохранялся до середины XX века. В Закарпатье, а также в восточных областях Польши и Словакии, в меньшей степени — в Венгрии и Румынии, это самоназвание «русины» употребляется и в настоящее время. [править]Казачество и малороссийский период Запорожские казаки в официальных документах Русского царства во 2-й половине XVI — 1-й половине XVII веков именовались козаками, а также черкасами (после Переяславской Рады 1654 года казаки называются «малороссийскими казаками»). Как этноним, черкасы известны и в некоторых письменных западноевропейских источниках этого же времени. Богдан Хмельницкий в переписке с молдавским господарем, уже после подписания мартовский статей 1654 года в Переяславе именовал себя: «Божей Милостью, князь русинов, гетман Великого Войска Запорожского». Основная статья: Черкасы Понятие «украина», от которого, по одной из наиболее распространённых версий, позднее был образован этноним «украинцы», до XVII века ни на Руси, ни в Польше не имело этнического значения и применялось по отношению к пограничным землям, причём не только на территории современной Украины, где впоследствии закрепилось в качестве имени собственного. В многочисленных источниках и летописях встречаются упоминания о различных «украинах». Классический «Толковый словарь живого великорусского языка» Даля (издание 1865 года), объясняя это слово, приводит такие примеры: «Сибирские города встарь зывались украйными. А город Соловецкой место украинное»[39]. На территории современной Украины для использования этого слова могла иметь значение как граница между Русским царством и Речью Посполитой, так и граница между оседлым и кочевым миром (Диким Полем). Некоторыми украинскими исследователями выдвигается версия, что название Украины происходит от слова «край», «країна» то есть просто «страна», «земля заселённая своим народом», а «украинец» означало «соотечественник»[40][41]. При этом утверждается, что термины «україна» и «окраїна» всегда чётко различались по смыслу[40], что однозначно опровергается многими первоисточниками. В письмах и приказах Петра I начала XVIII века — «народ малороссийский», что восходит к древней византийской традиции различать Малую Русь (исконную) и Великую Русь (расширенную). До начала XX века в Российской империи по отношению к украинцам в основном использовалось понятие малороссы или малорусы и они рассматривались как одна из русских народностей наряду с великороссами (великорусами) и белорусами[42]. При этом признавалась специфика малороссов в антропологии, внешности, быту и нравах.[42], также отмечалось наличие языковых особенностей уже с XIV века.[42] Термин «украинцы» как топоним и этноним появляется в литературном русском языке с начала XIX века (например, в стихотворениях Кондратия Рылеева). Распространяется и популяризируется со второй половины XIX столетия. В рамках ранней советской идеологии и политики коренизации термин «малороссы», все ещё преимущественно употреблявшийся, был упразднён как «старорежимный» и «шовинистский»[43][44]. [править]Западная Украина На землях Западной Украины со времён галицкого княжества и до недавнего времени в качестве самоназвания непрерывно применялся этноним «русины», что в эпоху принадлежности к Австро-Венгрии официально звучало как «рутены» (нем. Ruthenen). В период, когда современные украинские земли находились в составе Речи Посполитой, польское правительство старалось убедить русинов в том, что они часть польского народа, поэтому многие представители украинской шляхты отказывались от своей национальности и обрядности, и объявляли себя поляками переходя в христианство католического обряда; некоторые из них называли себя поляками русинского происхождения.[45] В течение XIX века в Галиции появились русофильское и украинофильское движения, так создавались организации такие как «Главная русская рада», «Русская троица», «Руський Собор» (данная организация были пропольской)[45], согласно переписи в Австро-Венгрии 1900 г. русинами себя считали почти 3 млн человек, что составляло почти 90 % населения территории современной Западной Украины[46], в довоенное время (обе межвоенные польские переписи также зафиксировали распространение «русинов» на территориях Волыни, Галиции и в Закарпатье), во всяком случае собрание галицких и закарпатских политиков, собравшееся в Прешове после распада Австро-Венгрии называлось «Рада галицких и угорских русинов»[47]. «Украинцы» как аллоэтноним по отношению к украинскому населению в Австро-Венгрии — сравнительно поздний термин, так, например, в своем исследовании профессор Венского университета, Карл Воцелка о населении Цислейтанской и Транслейтанской частей Австро-Венгерской империи пишет: по-мадьярски rut?n, самоназвание — русины, с начала 20-ого столетия — Украинцы Оригинальный текст (нем.) [показать] — Demographische und soziale Entwicklung in ?sterreich