15 в. во многом начал менять этническую обстановку в Восточной Европе. На северо-востоке бывшей единой Руси Московское княжество силой объединяет все другие княжества, оставшиеся вне Литвы и присоединяет Новгородскую и Псковскую республики. При этом говорить, что сложился единый русский народ в современном понимании не приходится. Да, еще по инерции осознавалось некое "русское" единство, но местнические настроение и политические факторы победили. Новгородцы, к примеру, долго не хотели мириться с их присоединением к Москве и не осознавали себя москалями/московитами.
В то же время, появляется термин "литвины", который обозначал русское население Великого княжества Литовского, притом, что оно в этот момент фактически объединило 2/3 бывших древнерусских земель, этот термин противопоставляется жителям Московского царства. При этом и те и другие считали себя истинными наследниками Киевской Руси, а значит истинными русскими и всячески подчеркивали это. Происходит противопоставление терминов "литвин" - "москаль", но это было в первую очередь политическим, нежели истинно этническим. Но именно тогда начинается этническая дивергенция или разделение бывшей русской средневековой народности. Вот он пресловутый политический фактор. Аж, США и борьба их за независимость вспомнились, противопоставление "британцы" - "американци" и другие схожие факты.
Свою лепту привносило и военное противостояние двух стран Литвы и Москвы, которое несомненно негативно сказывалось на общем этническом самосознании. Войны порождали взаимную ненависть, выжигание территорий противника, разорение городов, нежелание давать Магдебургское право, отворачивали литвинов и москалей, хотя и те и другие осознавали при этом себя русскими/русинами, причем последний термин, появляющийся в это время отражает не этнические различия, а развитие языка и этнонимики и не больше того, пример этому, само название "литвин", и другие "мордвин", "татарин", появившиеся именно в 14-15 вв.
Не лучше все было в польских пределах, там интенсивно проходили процессы полонизации: прессинг православной церкви, вел к тому, что многие, особенно знать, для удобства стали принимать католичество, что лишало духовного единства с русскими Литвы и Москвы, поскольку в это время само понимание "русский и не православный" - не могло иметь и места, что заставляло новокрещенных в католицизм постепенно осознавать себя полу-поляками, а для русского населения они были и вовсе поляками, "чужими". Отсюда и взялась та большая доля поляков, которая была на западе Украины накануне первой мировой войны, а часть населения бывших Волини и Галичины вообще без остатка вошла в состав польского народа - посмотрите на карте и вы найдете много русских летописных городов западного приграничья в Польше - Холм/Хелм, Замосць/Замостье, Червень и др.
Также интересен вопрос о появлении в это время казаков в южных степях, которые несмотря на свое этническое происхождение совершенно не хотели называть себя русскими и идентифицировать с населением Литвы и Москвы, подчеркивая этим свою независимость. Возможно, первоначально их основу и составило метисное в этническом и культурном плане, тюрко-славянское население южнорусского пригрнаичья, называемое иногда бродниками. Есть даже версия, что именно это неподвластное население лесостепи и степи сначала называло себя украинцами, т.е живущие на окраине, на границе с враждебными татарами. И также противопоставляло себя "литвинам" - русским Великого княжества Литовского. Действительно, термина украинцы для обозначения населения среднего Поднепровья (Киевщины и Черниговщины) и тем более Галичины и части Волыни в 15 и даже в 16 вв. не зафиксировано.
В то же время, появляется термин "литвины", который обозначал русское население Великого княжества Литовского, притом, что оно в этот момент фактически объединило 2/3 бывших древнерусских земель, этот термин противопоставляется жителям Московского царства. При этом и те и другие считали себя истинными наследниками Киевской Руси, а значит истинными русскими и всячески подчеркивали это. Происходит противопоставление терминов "литвин" - "москаль", но это было в первую очередь политическим, нежели истинно этническим. Но именно тогда начинается этническая дивергенция или разделение бывшей русской средневековой народности. Вот он пресловутый политический фактор. Аж, США и борьба их за независимость вспомнились, противопоставление "британцы" - "американци" и другие схожие факты.
Свою лепту привносило и военное противостояние двух стран Литвы и Москвы, которое несомненно негативно сказывалось на общем этническом самосознании. Войны порождали взаимную ненависть, выжигание территорий противника, разорение городов, нежелание давать Магдебургское право, отворачивали литвинов и москалей, хотя и те и другие осознавали при этом себя русскими/русинами, причем последний термин, появляющийся в это время отражает не этнические различия, а развитие языка и этнонимики и не больше того, пример этому, само название "литвин", и другие "мордвин", "татарин", появившиеся именно в 14-15 вв.
Не лучше все было в польских пределах, там интенсивно проходили процессы полонизации: прессинг православной церкви, вел к тому, что многие, особенно знать, для удобства стали принимать католичество, что лишало духовного единства с русскими Литвы и Москвы, поскольку в это время само понимание "русский и не православный" - не могло иметь и места, что заставляло новокрещенных в католицизм постепенно осознавать себя полу-поляками, а для русского населения они были и вовсе поляками, "чужими". Отсюда и взялась та большая доля поляков, которая была на западе Украины накануне первой мировой войны, а часть населения бывших Волини и Галичины вообще без остатка вошла в состав польского народа - посмотрите на карте и вы найдете много русских летописных городов западного приграничья в Польше - Холм/Хелм, Замосць/Замостье, Червень и др.
Также интересен вопрос о появлении в это время казаков в южных степях, которые несмотря на свое этническое происхождение совершенно не хотели называть себя русскими и идентифицировать с населением Литвы и Москвы, подчеркивая этим свою независимость. Возможно, первоначально их основу и составило метисное в этническом и культурном плане, тюрко-славянское население южнорусского пригрнаичья, называемое иногда бродниками. Есть даже версия, что именно это неподвластное население лесостепи и степи сначала называло себя украинцами, т.е живущие на окраине, на границе с враждебными татарами. И также противопоставляло себя "литвинам" - русским Великого княжества Литовского. Действительно, термина украинцы для обозначения населения среднего Поднепровья (Киевщины и Черниговщины) и тем более Галичины и части Волыни в 15 и даже в 16 вв. не зафиксировано.