Сразу после успешного боевого дебюта танков в 1МВ остро встал вопрос их бронезащищённости. Для борьбы с новым оружием мгновенно приспособили полевую артиллерию и танки с противопульной бронёй стали нести ощутимые потери.
В период между 1МВ и 2МВ большинство новых танков так и не получило надёжной противоснарядной брони.
Бурное развитие бронезащищённости началось в мире сразу после нападения Германии на СССР. Примечательно, что 3-й Райх развязал войну даже не имея полноценных средних танков, а проиграл с самыми тяжёлыми сверхбронированными машинами.
Во время 2МВ бронезащищённость достигалась тремя способами:
1. формой и наклоном брони
2. толщиной брони
3. качеством броневой стали.
Со временем быстро развилась и приобрела популярность идея дифференцированного бронирования.
Советские танки и САУ сочетали в себе все 3 элемента бронезащиты: броня имела рациональные углы наклона, её толщина соответствовала весовому классу машины, а качество стали заметно превосходило немецкое.
Перед войной главная интеллектуальная, технологическая и производственная база советского танкостроения находилась в Украине - легендарные Т-34 и дизель В-2 были разработаны и запущены в серию именно там. Даже в рамках отдельно взятого предприятия был создан практически замкнутый цикл производства танка: проектирование и его полная сборка, разработка и выпуск двигателя, создание брони от формулы до плавки, проката и литья. Всё это опиралось на местные природные ресурсы и питалось энергией крупнейших гидроэлектростанций. В республике сформировали мощнейшую инфраструктуру подготовки научных и военных кадров. Однако вскоре после вступления в войну Советский Союз лишился Украины с важнейшими месторождениями стратегического сырья и производственными мощностями, что не замедлило сказаться на качестве некоторых партий танков. Дефицит необходимых ингредиентов броневой стали удалось сравнительно быстро покрыть за счёт поставок по ленд-лизу – стратегические металлы ввозились в СССР в весьма заметных количествах. А вот эвакуация и развёртывание производства за Уралом практически парализовало на некоторое время выпуск полноценных танков, если говорить о Т-34. В отношении брони СССР получил слишком сильный удар. "Катастрофическое для танкостроения положение создалось в результате захвата фашистами Мариуполя", - вспоминал советский металлург А.В.Забайкин. Из Мариуполя приходили литые башни Т-34. "Такое же тупиковое положение создалось с отливкой траков, сталь для которых должна содержать большое количество марганца", а марганец давала Украина.
Перебазирование центра танкостроения за Урал сопровождалось экстренной перестройкой неподготовленных мощностей для выпуска броневой стали. На УВЗ марганец начали возить из соседних очень некачественных месторождений. Этим круглосуточно занималось специально сформированное военное подразделение. Спасительную роль ленд-лиза тут переоценить невозможно.
До войны высоколегированная броневая сталь варилась на Украине, в маленьких печах дуплекс-методом. В выплавке задействовалось две печи с обычным и кислым подом. С началом войны срочно потребовалось наладить выпуск броневой стали в большеобъёмных печах для этого не предназначенных. И тут в невероятных условиях советские металлурги достигли поистине героических результатов за кратчайшие сроки. "В условиях, когда в мире господствовала крупповская технология, которую мало кто решался подвергнуть сомнениям, мы стремились идти своим путём, работали по принципу "не вдогонку, а в обгон" (Е.И.Юдин). После кардинальной модификации броневая сталь стала вариться в одной большой мартеновской или электро печи! Форсирование скорости плавки, сопровождалось увеличением объёма каждой плавки вдвое и ростом качества стали. Но сваренную сталь надо ещё прокатать. А прокатных станов для броневой стали в тех краях не водилось. В поисках рождались отчаянно смелые решения - впервые в мире броневую сталь начали катать на блюминге.
В Германии долго вопрос бронезащиты решался простым наращиванием толщины брони. Только с появлением Pz V Panther созданного под шоковым впечатлением от Т-34, немецкие танки обрели полноценные броневые наклоны в конструкции и избавились от «архитектурных излишеств» уязвимых для противотанковых снарядов.
Качество брони влияло не только на защищённость танка, но и на конструкцию целиком. Гудериан вспоминал, что немецкие фронтовики предлагали просто скопировать Т-34. Но дело не только в проблеме с выпуском алюминиевого дизельного двигателя. Один из создателей Т-34, металлург Е.И.Юдин говорил, что немцы не могли заимствовать советскую технологию производства, "в том числе технологии металлургических процессов, для формирования которых, а также для отработки необходимой культуры изготовления брони требуется в 3-5 раз больше времени, чем для организации механического процесса". Скопировать советский танк немецкие конструкторы сумели бы, но даже потратив в 3-5 раз больше времени на освоение броневой стали, у Германии всё равно не получилось бы качественно приблизиться к технологии производства самой брони - слишком велик был технологический разрыв.
Вкратце, хорошая броня должна сочетать в себе многие, включая противоречивые свойства:
1. быть твёрдой - чтобы выдерживать попадания бронебойных снарядов;
2. быть вязкой - чтобы не давать расколов, сквозных трещин, проломов и отколов осколков бронелиста с тыльной стороны;
3. обладать хорошей свариваемостью – давать прочные швы, не иметь склонность к трещинообразованию при сварке;
4. иметь минимальное содержание дорогостоящих специальных легирующих добавок;
5. быть простой в изготовлении и применении.
Исходя из этих требований мы и проанализируем качество немецкой и советской брони времён 2МВ.
ГЕРМАНСКАЯ БРОНЯ
Важную роль в качестве брони играет рецептура броневой стали, включающая в себя сплав железа и углерода с примесями легирующих элементов. Легирующими свойствами обладают никель, хром, марганец, кремний, молибден, ванадий. Добавляя легирующие металлы в определённой комбинации можно придать будущей броне необходимую твёрдость.
В отличие от Советского Союза Германия не имела природных запасов металлов необходимых в производстве броневой стали. Например, железная руда экспортировалась морем из Швеции, а никель исключительно с севера Финляндии. Поэтому, германское танкостроение жизненно зависело от экспорта стратегического сырья и месторождений на оккупированных территориях. Невысокая по качеству немецкая броня улучшалась и достигла наивысшего результата к 1943 за счёт захваченных месторождений. Экспортный фактор сильно влиял не только на экономику, политику, но и на планирование конкретных боевых операций. Так, согласно Манштейну: «На совещании в штабе группы в марте в городе Запорожье он (Гитлер) заявил, что совершенно невозможно отдать противнику Донбасс даже временно. Если бы мы потеряли этот район, то нам нельзя было бы обеспечить сырьём свою военную промышленность. Для противника же потеря Донбасса в своё время означала сокращение производства стали на 25%. Что же касается никопольского марганца, то его значение для нас вообще нельзя выразить словами. Потеря Никополя (на Днепре, юго-западнее Запорожья) означала бы конец войны». Гитлер часто обвинял своих генералов в непонимании политэкономии и он был прав. С потерей никопольского марганца качество немецкой брони летом 1944 стало катастрофически падать. Осенью 1944 рецепт немецкой броневой стали был следующим:
Немецкая броня в 1944
C.......0,41-0,49
Mn.....0,80-1,20
Si.......0,50-0,80
Cr......0,90-1,20
P........менее чем 0,03
S........менее чем 0,03
СВАРИВАЕМОСТЬ НЕМЕЦКОЙ БРОНИ
Как видно немецкая броня имела слишком высокое содержание углерода, что делало её хрупкой и практически непригодной для соединения бронеплит методом сварки. Из-за этого немецким рабочим приходилось сначала нагревать свариваемые поверхности и только потом варить по горячим участкам, а затем отжигать сварной шов. Из-за чрезмерной насыщенности стали углеродом для сваривания на немецких заводах применялись электроды с низким уровнем углерода. Качество подобного соединения естественно оставляло желать лучшего.
При такой технологии более-менее длинный шов можно было закончить закончить лишь в несколько приёмов. В местах где были перерывы в сварке и без того невысокая прочность оказывалась наименьшей. Эффективность такой сварки составляла 130-180%. Нужно добавить, что весь процесс был низко технологичным и выполнялся вручную очень сильно увеличивая время необходимое на производство одного танка. Электросваривание бронедеталей для немцев было очень серьёзной проблемой. Особенно остро ущербность этой технологии проявлялась в полевых ремонтных мастерских, где качественно наложить обычную латку стоило больших трудов и времени – ещё один штрих к ремонтнопригодности немецкой бронетехники. Стремясь хоть как-то внести улучшения, к концу войны немцы начали наносить на поверхность перед сваркой специальный цинковый состав облегчавший сваривание.
При ударе в бронелист противотанковым снарядом нередко сварка разрушалась. Известны случаи, когда снаряд не пробив броню немецкого танка просто отрывал бронелист целиком. Можно сказать, что немецкие танки трещали буквально по всем швам.
СОВЕТСКАЯ БРОНЯ
Советские танки делались из гетерогенной катаной брони, у которой лицевая сторона была твёрдой, а тыльная имела вязкую структуру. Если немецкие конструкторы активно варьировали дифференцированное размещение брони, то на советских танках броня отличалась по химическому составу в зависимости от своего расположения. Такой подход был очень эффективным и позволял регулировать бронезащищённость качественно, а не простым количественным изменением толщины плит. Это позволяло усиливать бронезащиту танка без заметного скачка в весе и оставляло определённый резерв для модернизации всей машины.
Химический состав советской брони образца 1944
Башня........ Лоб........... Борт
C.......0,27 C........0,32 C.........0,23
Mn.....1,34 Mn......1,37 Mn.......1,39
Si.......1,37 Si.......1,42 Si.........1,44
Cr......0,75 Cr.......0,86 Cr........0,88
Mo......0,15 Mo......0,15 Mo........0,18
Ni.......1,17 Ni.......1,14 Ni.........1,11
P........0,014 P........0,015 P..........0,020
S.......0,012 S........0,023 S..........0,013
Вот и сайт:https://imtw.ru/index.php?showtopic=10896&st=130