Сообщество Империал: Византийская Империя - Сообщество Империал

Haktar

Византийская Империя

Наследница Римской Империи
Тема создана: 01 ноября 2006, 03:35 · Автор: Haktar
 1 
 Haktar
  • Imperial
Imperial
Основатель

Дата: 01 ноября 2006, 03:35

Imp


В 395 году произошло окончательное разделение Римской Империи на Восточную и Западную. В состав Восточной Римской империи были включены Балканский полуостров с островами Эгейского моря, Крит, Кипр, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика. Выделение Восточной Римской Империи в самостоятельное государство фактически означало распад Римской империи. Столицей Империи стал город Византий, расположенный на европейском берегуБосфора и получивший новое название - Константинополь.

Тема по обсуждению Византийской Империи, и всё что с ней связано.
     Савромат
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 05 декабря 2011, 08:13

    Мне вообще кажется спор принципиально неверным по существу. Ибо в рассматриваемый период не существовало современного понятия "нации" и этнические мотивы совсем не играли той роли которую им приписывает камрад Аткинс. Самоидентификация шла по другим линиям. Прежде всего - по религиозной ("православные мы") и по политической. Ромеи - не этникон, а политоним замешанный на религии. Как и в Московии в XVI Веке к слову сказать. Ромеи сильно удивились бы и скорее всего возмутились если бы их стали приравнивать к эллинам...
       me262schwalbe
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 05 декабря 2011, 20:52

      К вопросу о тотальной "эллинизации" жителей Фракийского диоцеза в ранневизантийский период.
      Бегло пролистал "Войны" Прокопия и выписал всех персонажей, о которых писатель говорит "фракиец" или "из Фракии". Получается такая картина:
      Из BP:
      1. Кутца
      2. Вуза
      3. Флоренций
      Из BV:
      4. Киприан
      5. Валериан
      6. Мартин
      7. Алфия
      8. Маркелл
      9. Кирилл
      10. Руфин
      11. Варват
      12. Папп
      13. Феодор Ктеан
      14. Терентий
      15. Заид
      16. Маркиан
      17. Сарапис
      18. Велисарий
      19. Дорофей
      20. Феодосий (пасынок Велисария)
      21. Иоанн (брат Паппа)
      Из BG:
      22. Константин
      23. Бесс
      24. Дамиан (племянник Валериана)
      25. Бурденций (бесс)
      26. Барбатион
      27. Гудила
      28. Баба
      Итого 28 человек из диоцеза. Из них - греческие имена - всего у 3 (13, 19 и 20). Из остальных - 14 носят латинские имена (половина). Прочие одиннадцать - самого различного происхождения (Сарапис - египетского, Заид - возможно, арабского, Иоанн - семитского/общехристианское, прочие - германские или "местные").
      Если говорить о населении Фракии, как об эллинах/эллинизированных и идентифицирующих себя с эллинами, то почему тогда туземным чадам давались такие имена? Очевидно, что значительная часть населения Фракии носила латинские имена (что свидетельствует об относительно успешной романизации).
         Qebedo
        • Imperial
        Imperial
        Квартирмейстер

        Дата: 30 декабря 2011, 17:35

        Недавно мне "жестким способом" доказывали, что в Византии древнегреческое наследие было под большим табу, а сами древнегреки воспринимались как "грязные язычнеги", "зверолюди" и "поганственные демоны". Потому-де ни о какой культурной преемственности речи быть не может, а "ромеи" - это "вещь в себе", "россияне" "советские люди" такой "сам по себе" народ.
        Я не крупный спец по Византии, и в итоге пытаться залезть в бутылку далее не стал.
        Однако книжки потихоньку читаем. И вот что "выясняется".
        Афинаида (401-460) - уроженка Афин, дочь философа-язычника Леонтия, жена императора Феодосия II. Само имя указывает, что была они никакая не "ромейка", да и известна она стала как оратор и поэт еще до женитьбы и перехода в христианство.
        Прокл (412-485) - философ, глава Афинской академии, неоплатоник (от Платона). Он только самая крупная фигура, неоплатоников же в V-VI веке - большое число, аж на две школы делились - Афинскую и Александрийскую.
        Олимпиодор (Начало V века)- «Писатель этот — фиванец, родом из египетских Фив; по занятию — сочинитель (как говорит он сам), по религии — эллин". Вот, даже само слово "эллин" еще живо-здорово. Да и имя - греческое.
        Нонн Панополитанский (V век) - автор монументальной поэмы "Деяния Диониса". Кстати, в конце жизни - христианин.
        Коллуф (конец V - начало VI в.) - автор поэмы "Похищение Елены".
        Павел Силенциарий (ум. ок. 575-580) - автор эпиграмм, подражавший александрийской школе.
        Агафий Миринейский (536-582) - автор эротического сборника "Лавровые книги". Явно не христианское по истокам произведение...
        Игнатий (начало IX в.) - автор пересказа басен Эзопа.
        Михаил Пселл (1018-1078) - писатель-философ, поклонник Платона, автор комментариев к трудам древнегреческих философов.
        Иоганн Цец(ок.1110-ок.1185) - составитель "Толкования Илиады". Надо же - в XII веке кому-то нужна была и "Илиада", и даже ученые примечания к ней.
        Евстафий Солунский (1110-1188) - автор комментариев к "Идиаде", "Одиссее" и к Пиндару. См. выше - как-то не очень узок круг интересовавшихся в XII веке творчеством древних греков.
        Феодор Продром (XII век) - автор комментариев к Аристотелю и поэмы "Катомиомахия" - подражания "Батрахомиомахии".
        Я не спец по всей византийской литературе. Но даже этого, ИМХО, достаточно, чтобы утверждать - никогда в "ромейском гос-ве" не прерывалась древнегреческая культурная традиция. И никакими "демонами" Гомера, Аристотеля, Эзопа и пр. не считали. Ни в V, ни в VI, ни в IX, ни в Х, ни в XII веке...
        Так что как минимум культурная преемственность греков древних и греков Византии налицо.
           me262schwalbe
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 30 декабря 2011, 20:21

          Речь идет, скорее, о существовании некой "школьной нормы", которую обязан был знать каждый образованный человек. Таковая включала в себя почти всех античных "титанов" (Гомер, Еврипид, Геродот, Платон, Аристотель и т.д.), а также более поздние легенды, основанные на домысливании и неправильном истолковании материалов из этой "школьной нормы" (так, в свите Александра Македонского откуда-то "появился" некий Тимофей, который играл царю на флейте, чем весьма способствовал его военным успехам). При этом влияние христианства было, как минимум, не меньшим, чем древнегреческое.
          Но это относится лишь к тонкой (с VIIв.) прослойке образованных людей, группировавшихся либо у императорского двора, либо вокруг нескольких школ, преподавание в которых шло по "античным" стандартам, на античном материале. Эта прослойка даже использовала "особый" греческий язык, непонятный простым ромеям и, в свою очередь не особенно то понимала язык простонародья (Анна Комнина, напомню, переводила слова народной песенки на "понятный" образованным людям язык). Получается какой-то замкнутый мирок, в котором и существовала "культурная преемственность".
          Что же до основной массы ромеев, то они "Еврипидов не читали" (да и не могли в значительной своей массе - ибо не знал грамоты), да и сомневаюсь, что вообще представляли, кто они такие. Зато можно с уверенностью говорить о том, что "ромейскими императорами" они считали и Августа (при котором родился Христос), и Тиберия (Iго, со IIм и IIIм и так все ясно), Нерона, Диоклетиана, Константина I (ну уж этого даже самые "темные" могли назвать), Юлиана Отступника (Кекавмен, как не странно, называет его в числе "хороших василевсов") и т.д. И никакие Периклы, Фемистоклы и даже АМ в славном прошлом ромейской державы по представлению населения империи не фигурировали. В лучшем случае - так, "мудрецы" со стороны. В худшем - долгое чесание в затылке и вопрос к прохожему - "не абидосский ли это епископ".
             Аорс
            • Imperial
            Imperial
            Принц Персии

            Дата: 30 декабря 2011, 20:23

            Нетрудно заметить, что византийские любители античности распадаются на два хронологических кластера. Первый - V - VI вв., когда язычество ещё сохранялось как пережиток. Второй - после XI в., когда империя сократилась в основном до пределов Греции, что привело к росту греческого национального сознания и подняло интерес к древнегреческому прошлому, как традиция уже мёртвому. Между ними - долгий разрыв. То есть специально античную традицию в Византии в её лучшие времена никто специально не поддерживал и не ценил. Это сначала культурная инерция, а затем ностальгия по утерянному прошлому. Впрочем, все древние рукописи исправно продолжали храниться и переписываться, так что ромеи не совсем погрязли в варварстве. Но культурные ориентиры у них уже были другие, не античные, поэтому в Византии мы не видим фигур, по масштабу сопоставимых с Аристотелем или хотя бы с Плотином.
            Линию Рим (Эллада) - Византия вполне можно сравнить с линией Россия - СССР. В обоих случаях принятие новой идеологии как бы обесценило прошлое, хотя его достижения продолжали по мере сил использоваться, историческая память сохранилась, государственность осталась прежней. Но культурные ориентиры сменились.
               me262schwalbe
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 30 декабря 2011, 20:42

              Аорс

              Второй - после XI в., когда империя сократилась в основном до пределов Греции, что привело к росту греческого национального сознания и подняло интерес к древнегреческому прошлому, как традиция уже мёртвому.

              "Ренессанс" начался несколько раньше ("македонское возрождение") - в IX-Xвв., когда балканские владения империи считались второстепенными (по сравнению с Малой Азией). Собственно, сам интерес к античной культуре стимулировался вновь открытыми школами ("университет" кесаря Варды), а также кружками, собиравшимися вокруг некоторых образованных деятелей (Фотий). Естественно, ни с каким подъемом национального самосознания это связано не было (сами ромеи себя вполне искренне считали венцом творения, а свою империю - повелительницей ойкумены, куда уж там подниматься), а скорее со стремлением отдельных индивидуумов просто быть образованнее.

              Аорс

              Но культурные ориентиры у них уже были другие, не античные, поэтому в Византии мы не видим фигур, по масштабу сопоставимых с Аристотелем или хотя бы с Плотином.

              Философы и поэты - полностью согласен.
              А вот отдельные историки - вполне сравнимы.
                 Qebedo
                • Imperial
                Imperial
                Квартирмейстер

                Дата: 30 декабря 2011, 21:49

                me262schwalbe

                Речь идет, скорее, о существовании некой "школьной нормы", которую обязан был знать каждый образованный человек.

                "Образованный человек" в России может знать Диккенса и Шоу, а Пушкин, Толстой и Достоевский - это то, что составляет канон русской литературы.

                me262schwalbe

                Что же до основной массы ромеев, то они "Еврипидов не читали"

                "Они" и сейчас не читают, кроме надписей на заборе. И, уверен, что основная масса "римлянеев" ни Вергилия, ни Горация тоже не читали. Не аргумент.

                me262schwalbe

                Зато можно с уверенностью говорить о том, что "ромейскими императорами" они считали и Августа

                Напоминаю - даже русские "во время оно" считали своими "императорами" и Августа, и брата его Пруса... То есть, Гомера не читали, но Августа помнят, как сейчас... Не аргумент.

                me262schwalbe

                Юлиана Отступника

                Говорившего на греческом, как на родном, учившегося в Афинах и язычника? Еще бы.

                Аорс

                Нетрудно заметить

                Нетрудно заметить, что я - не специалист по византийской лит-ре. А Вы? "Зуб дадите", что "распадается"?

                me262schwalbe

                "Ренессанс" начался несколько раньше ("македонское возрождение") - в IX-Xвв.

                Вам найти греческого писателя VII-VIII века? Тогда вопрос будет закрыт? Уже иду...

                me262schwalbe

                сами ромеи себя вполне искренне считали венцом творения, а свою империю - повелительницей ойкумены

                Можно подумать, древние греки думали иначе. Эллины - варвары.
                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                Пожалста:

                Цитата

                Последним отголоском «высокой» светской поэзии VII в. было творчество Георгия Писиды (прозвище от названия малоазийской области Писидии, откуда Георгий был родом), хартофилака (т. е. придворного архивариуса) при Ираклии Великом (610—641). Георгий жил в эпоху Ираклия, царствование которого было последним просветом перед тяжелыми десятилетиями арабского натиска, и современникам могло показаться, что возвращаются времена военных успехов Юстиниана. Подвигам своего царственного патрона Георгий и посвятил свои большие эпические поэмы: «На поход царя Ираклия против персов», «На аварское нашествие, с описанием брани под стенами Константинополя между аварами и гражданами», «Ираклиада, или На конечную погибель Хосроя, царя персидского». Кроме того, Георгию принадлежат менее значительные поэмы моралистического и религиозного содержания; среди них выделяется «Шестоднев, или Сотворение мира», свидетельствующая о выдающейся начитанности Писиды в античной литературе. Переводы «Шестоднева» имели хождение в Армении, в Сербии и на Руси. Писал Георгий Писида и ямбические эпиграммы.
                Творчество Писиды обращает на себя внимание ретроспективностью и школьной корректностью его метрических установок. Большая часть его произведений выполнена в ямбах, которые вполне соответствуют нормам музыкальной просодии. Во владении ямбическим триметром он достиг такой уверенности, что побудил Михаила Пселла в XI в. всерьез обсуждать в особом трактате проблему: «Кто лучше строит стих — Еврипид или Писида?». Иногда Георгий прибегает к гекзаметру; в этих случаях он скрупулезно соблюдает просодические ограничения школы Нонна. Образная система Писиды отличается ясностью и чувством меры, которые также заставляют вспомнить о классических образцах.

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Вот только какой же это "последний отголосок", если его читает и обсуждает Пселл в XI веке? А в IX и XII веке снова пишут. Традиция явно не прерывается.
                Так что не надо мне доказывать, что греки "забыли, как дышать и умерли, а потом вспомнили, и воскресли ромеями"...
                :010:
                   me262schwalbe
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 30 декабря 2011, 22:16

                  Atkins

                  Вам найти греческого писателя VII-VIII века? Тогда вопрос будет закрыт? Уже иду...

                  Да, с сильным влиянием античности, если можно. И только не надо говорить, что Писида или Феофан Исповедник знали Гомера, но от волнения забывали его цитатками сыпать...

                  Atkins

                  Можно подумать, древние греки думали иначе. Эллины - варвары.

                  Еще раз повторю: простое население империи (да и образованное тоже) идентифицировало себя с римлянами (=ромеями). И неважно, что язык им достался с некоторыми изменениями (кучей латинизмов, кстати) от эллинов. Таким образом в сознании любого ромея было противостояние: ромеи (подданные "Римской империи") - все остальные (варвары). Но это противопоставление было актуально и для Римской империи до разделения ее на восточную и Западную часть.

                  Atkins

                  "Образованный человек" в России может знать Диккенса и Шоу, а Пушкин, Толстой и Достоевский - это то, что составляет канон русской литературы.

                  Однако, знание Гомера и прочих греческих классиков было показателем образованности и в Римской империи. Что не делало всех образованных людей таковой греками.

                  Atkins

                  Напоминаю - даже русские "во время оно" считали своими "императорами" и Августа, и брата его Пруса...

                  Сравнение некорректно. Августа в компании с Прусом "помнила" лишь небольшая (и "образованная") часть московского общества. Одного Августа знали, естественно, куда лучше, однако предком русов/русских его, за исключением вышеназванной группы никто не считал.

                  Atkins

                  То есть, Гомера не читали, но Августа помнят, как сейчас... Не аргумент.

                  Просто не идентифицировали себя с эллинами, вот и все. Даже те немногие чудаки, "сохранявшие культурную преемственность" - и те не идентифицировали. Никакой полноценной культурной преемственности не может быть без осознания преемником единства с предшественником.

                  Atkins

                  Говорившего на греческом, как на родном, учившегося в Афинах и язычника? Еще бы.

                  Рекомендую ознакомиться с Кекавменом. На мой взгляд, вполне можете изменить представление о "культурной преемственности". Начитанный человек, но не из круга столичных кружков - и никаких Гомеров, Еврипидов...
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Atkins

                  Пожалста:

                  Писида - "византийский Гомер"? Гы-гы.
                  Пселл, кстати, насколько помню - невысокого мнения о Писиде. Да и вообще, популярность Георгия строится не на "Ираклиаде", а на религиозных сочинениях, которые, по крайне мере по содержанию, далеки от древнегреческой культуры.
                     Qebedo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Квартирмейстер

                    Дата: 30 декабря 2011, 22:43

                    me262schwalbe

                    И только не надо говорить, что Писида или Феофан Исповедник знали Гомера, но от волнения забывали его цитатками сыпать

                    1. См. выше. Я Аверинцеву как-то больше верю, чем Вам. Не обидитесь?
                    2. Максим Исповедник (580-662) - автор сборника нравоучительных цитат, в том числе из авторов-язычников.

                    me262schwalbe

                    Еще раз повторю: простое население империи (да и образованное тоже) идентифицировало себя с римлянами (=ромеями).

                    Они просто "юзали" то, что стало их самоназванием. И не парились вопросами культуры. Вряд ли современные французы понимают, что от франков в них практически ничего не осталось, а нынешние итальянцы ни лангобардов, ни остроготов без книжки и не вспомнят.

                    me262schwalbe

                    Однако, знание Гомера и прочих греческих классиков было показателем образованности и в Римской империи.

                    Однако языком ее была латынь, а помимо Гомера знать надо было еще Вергилия и Горация.

                    me262schwalbe

                    Сравнение некорректно.

                    Не корректнее, чем называть Августа греческим византийским императором.

                    me262schwalbe

                    Просто не идентифицировали себя с эллинами, вот и все.

                    Да ни с кем себя необразованные крестьяне ни идентифицируют - ни тогда, ни сейчас. Именно образованная элита хранит культурные традиции.

                    me262schwalbe

                    Рекомендую ознакомиться с Кекавменом.

                    Вы, надеюсь, с офицерами часто беседуете? Многие из них с Вами о Пушкине и о Чехове разговаривают?
                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Кстати, Можем перейти к "прозайкам" - там тоже найдутся "грекоиды".
                    Иоанн Стобей (V в.) - автор хрестоматии греческих авторов.
                    Максим Исповедник - см. выше.
                    Симеон Метафраст (вторая половина Х века) - автор "Греческой патрологии", написанной на койне.
                    Феодор Метохит (1270—1332) - комментарии в Аристотелю и Птолемею.
                    Леонтиос Пилатос (-1366) - переводчик Еврипида, Аристотеля и Гомера.
                       Аорс
                      • Imperial
                      Imperial
                      Принц Персии

                      Дата: 30 декабря 2011, 22:52

                      Как бы то ни было, культура античности в византийское время оставалась классическим наследием, которое изучали интеллектуалы, но продолжали творить в этой традиции лишь отдельные чудаки, исключение составляют разве что историки, действительно сохранившие античную традицию лучше всего. Но основная часть византийской культуры и искусства - религиозная, христианская, а это уже другая, новая традиция, и она преобладает. Сменилась эпоха, сменилась культура.
                         Похожие Темы
                        АБирманская империя
                        Бирманская империя
                        Автор И Из деревни при...
                        Обновление 27 марта 2024, 23:09
                        ФВосточная Римская империя в Total War: Attila
                        Восточная Римская империя в Total War: Attila
                        Автор R Reis666
                        Обновление 27 марта 2024, 18:06
                        АИмперия Цин (1636-1912)
                        Китай под властью маньчжурской династии
                        Автор И Из деревни при...
                        Обновление 20 марта 2024, 23:59
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Средиземноморье Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 15:02 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики