Человек разумный (Homo sapiens sapiens) появился около 195000 лет назад (193000 лет до н.э.) в Южной Эфиопии или Кении. Расовый тип первых людей – идалту (иногда его считают более ранним подвидом человека разумного, который окончательно сформировался только к 40000 году до н.э. в результате накопления сапиентного комплекса в анатомии человека в соответствии с потребностями адаптации и множественных метисаций с неандертальцами и различными группами эректусов). Около 160000 года до н.э. человек разумный расселяется по Сахаре, и в Марокко возникает культура Джебель-Ирхуд. Население Джебель-Ирхуд становится более светлокожим и отдаленно похожим на современных европеоидов – т.е. близкого к кроманьонскому типу (Зубов. А.А. Палеоантропологическая родословная человека. М.,2004, с 456). В долине Нила человек разумный появляется около 117000 года до н.э. Формируется т.н. Нубийский комплекс, причем эта популяция стабильно сохраняется много десятков тысяч лет и переживает взрыв вулкана Тоба 71000 лет до н.э. 112000 лет до н.э. уже были щелкающие языки (вероятно, это и есть дата разделения первичной группы языков идалту, если языки идалту сами не относились к щелкающим). Когда первые гомо сапиенсы выходят за пределы Африки (возможно, двумя путями – через Синайский перешеек и через Баб-эль-Мандебский пролив), в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке обитают неандертальцы, на юге Африки – родезийские люди, родственные гейдельбергскому человеку Европы, а в Восточной Азии – синантропы и другие палеоантропы (в т.ч. гомо алтаенсис (Зубов. А.А. Палеоантропологическая родословная человека. М.,2004, с 368)). Путь через Баб-эль-Мандебский пролив древнее, чем через Синай. Если возраст костей сапиенсов из палестинских пещер Схул и Кафзех - 117000-79000 лет до н.э., то проникновение людей разумных через Баб-эль-Мандебский пролив, который в этот период был гораздо уже современного, происходило в период 125000-93000 лет до н.э. Все это происходит в эпоху, предшествующую взрыву Тобы. Это позволяет поставить вопрос: а действительно ли в результате извержения Тобы около 71000 года до н.э. погибли все неафриканские популяции гомо сапиенса? Создатели ресурса
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь считают, что это не так. Взрыв Тобы привел к вымиранию людей, помимо Суматры и Индокитая, в Южной и Юго-Западной Азии, а группы, проникшие в район Борнео и восточнее, сохранились, хотя также пострадали. Упомянутый ресурс, кстати, считает выход сапиенсов из долины Нила в Палестину около 123000 года до н.э. "тупиковым", неудачным, а вышедшие группы - вымершими к 90000 году до н.э. И лишь второй выход - через Йемен - оказался успешным. 75000 лет до н.э. человек разумный достиг Каспийского моря. Далее происходит первое расселение людей разумных по Южной Азии (вплоть до Индонезии). Между 83000 и 73000 годами до н.э. они преодолели огромное расстояние между Йеменом и Южным Китаем (хотя - с другой стороны, двигаясь вдоль береговой линии (Персидского Залива тогда еще не было), они преодолели за 10000 лет 18000 километров - по 45 километров за одно поколение; не так уж и быстро). Кто были участники этой первой волны, выжившей благодаря тому, что основная часть выбросов Тоба сдвинулась к западу? Вряд ли это были австралоиды, и скорее всего это не были австрические племена. Более вероятно происхождение от этих мигрантов онге-айнов или наиболее древних групп папуасов. Следовательно, эпоха 70000-65000 лет до н.э. стала периодом их возрождения, а регион Калимантана-Тайваня - эпицентром развития. Генетический рубеж, протянувшийся еще в палеолите от Гиндукуша до Камчатки, однозначно говорит о южном происхождении айнов.
На Ближнем Востоке человек разумный жил чересполосно с неандертальцем. При этом плотность населения была достаточно низкой, чтобы не ощущалась конкуренция за ресурсы. В принципе, конкуренция за ресурсы начинается только в верхнем палеолите, когда численность человека разумного возросла до 3 млн. Еще 90000 лет до н.э. в Сахаре на основе Джебель-Ирхуда возникает великая Атерская культура. Она раскинулась от Атлантического океана до Нила, но ее эпицентр в среднем палеолите приходится на Ливию. Лишь в период 33000-13000 гг до н.э. Атер смещается к западу, где сохраняется в финальном палеолите в форме культуры Хасси-эль-Абиод, которая доживает до позднего мезолита. В долине Нила продолжают сохраняться традиционные культуры Нубийского комплекса, не связанные с Атером. Южнее и, возможно, в Аравии сохраняется т.н. африканское мустье (Амирханов Х.А. Каменный век Южной Аравии. М.,2006, с 302-304).
Связь гомо сапиенсов с неандертальцами – тема многочисленных исследований и дискуссий. Считалось, что кроманьонцы просто «съели» неандертальцев, но была и противоположная т.з. – неандертальцы смешались с потоком людей из Африки и стали предками европеоидных популяций. Реальность, как всегда оказывается сложнее. Во-первых, уже давно очевидно, что неандертальцы не были технически отсталыми по сравнению с человеком разумным. Мустье в технологическом и художественном отношении представляет достаточно яркую эпоху, а финал мустье и т.н. верхнепалеолитическая революция связана отнюдь не только с популяциями гомо сапиенс: селет и шательперон в Европе принадлежат неандертальцам, также интересна практика сожительства неандертальцев с кроманьонцами на Ближнем Востоке. Это приводит к трудноразличимости неандертальских и кроманьонских индустрий в начале верхнего палеолита. Несомненно, какие-то индустрии человек разумный позаимствовал от неандертальца. И проследить миграции людей нашего вида в Средней Азии и Европе в ту же эпоху достаточно проблематично (особенно, учитывая то, что костных останков сохранилось очень мало). Наиболее самобытными в этом отношении можно считать племена Атерской культуры, но и в Сахаре местами встречались неандертальские группы.
На Ближнем Востоке (за исключением Аравийского полуострова), после того, как на место погибших в «ядерной зиме» Тобы людей Южной Азии пришли новые из Африки, 60000-45000 лет до н.э. существует т.н. мустье Ближнего Востока, в котором удельный вес неандертальцев стремится к нулю. Л.Б.Вишняцкий в своей диссертации "Культурная динамика в середине позднего плейстоцена и переход к верхнему палеолиту" СПб.,2006 (
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь) развивает идею "верхнепалеолитической революции". Согласно Вишняцкому, после 48000 года до н.э. в Танзании, после 40000 года до н.э. в Европе и после 45000 года до н.э. на Ближнем Востоке произошло явное изменение палеолитических индустрий, появились новые археологические культуры и типы, которые оказали влияние на хомо сапиенс и неандертальцев и дали толчок верхнему палеолиту как эпохе в целом. На Ближнем Востоке первой отчетливо верхнепалеолитической культурой является Эмиран, в Танзании - индустрия мумба, в Европе Бачо-Киро и Богунисьен, связанные с Эмираном, а также таинственная Спицынская культура на Дону, происхождение которой остается загадкой. В Индию верхний палеолит приходит только где-то между 24000 и 20000 годами до н.э. (не вполне понятно, была ли это масштабная миграция или просто технологическое влияние), а на Алтай - вместе с Кара Бомом около 38000 года до н.э. В Европе важнейшую верхнепалеолитическую общность - ориньяк во всех его вариантах (а равно ориньякоидные культуры Ближнего Востока: Шанидар и др.) Вишняцкий хотел бы связать с Бачо Киро, но очень сомневается в этом. Более вероятно происхождение от Спицынской культуры. Атер Сахары продолжает сохранять мустьерские черты, что, однако, ему отнюдь не вредит, и он доживает до конца верхнего палеолита. Столь же отсталыми выглядят австралоиды и популяции ЮВА. Объяснение Вишняцким причин верхнепалеолитической революции (названный автор, кстати, склоняется, к полицентризму в объяснении начала этого процесса, хотя и не исключает влияний из каких-либо центров), на мой взгляд, неудовлетворительно. "Предполагается, что главным стимулом развития выступали в рассматриваемый период факторы естественные, действие которых приводило к нарушению равновесия между средой и человеческими сообществами (т.е. экологического равновесия), а так называемые «прогрессивные» новации в технологии были, в конечном счете, лишь побочным результатом стремления сохранить в меняющихся условиях привычные образ и уровень жизни" (там же, с 32) и далее: "Имеются как прямые, так и косвенные свидетельства значительного роста численности человеческих популяций в период, непосредственно предшествующий «верхнепалеолитической революции». В зарубежном издании - Mellars, Paul (2006). "Why did modern human populations disperse from Africa ca. 60,000 years ago?". Proceedings of the National Academy of Sciences 103 (25): 9381 - верхнепалеолитическая революция датируется более ранним временем - эпохой 70000-60000 гг. до н.э. и связана с климатическими изменениями собственно в африканском регионе - первичной родине человека разумного (Эфиопия - Кения - Судан), где к этому времени расселялась большая часть особей нашего биологического вида, и где началась засуха в связи с очередным ледниковым циклом. Не стоит забывать и о том, что эпоха 70000-60000 лет до н.э. - это эпоха после Взрыва Тобы, когда человечество приходило в себя и возобновляло распространение за пределы Африки. На карте, которой снабжена вышецитируемая статья, показано распространение митохондриальных линий М и N из района Африканского Рога в Аравию. Происходит это к 65000 году до н.э. Таким образом, распространение человечества (напомним, второе распространение, если учесть последствия Взрыва Тобы) за пределы Африки происходило заметно раньше датировок "верхнепалеолитической революции". А это выводит экологические и демографические причины из толчков данной революции. Видимо, все было проще. Если видеть в верхнепалеолитических индустриях некий "шаг вперед" (в среднепалеолитических индустриях, также принадлежащих человеку разумному в Южной Африке и Австралии, Вишняцкий замечает не прогресс, а колебательные движения и даже явный регресс), то мы имеем дело с банальным изобретательством. Можно объяснять его так же, как появление каравелл Колумба объясняют Малым ледниковым периодом, но без изобретателя, как известно, никакие "объективные факторы" ничего не изобретут. Ведь мы имеем дело не живой природой, а с индустрией (даже палеолитической). К тому же наступивший новый ледниковый цикл затронул не только Африку и Европу, но и Восточную Азию, однако там ничего подобного Вишняцкий не констатирует. Значит, все-таки дело в изобретателе, а не в экологических условиях. Вообще к идее некого тотального истребления крупных млекопитающих именно палеолитическими охотниками следует относиться с осторожностью. Да, исчезли мамонты, сибирские носороги, гигантские олени, саблезубые тигры и пещерные медведи. Однако, как нетрудно заметить, все эти исчезновения касаются северных районов Евразии (можно, правда еще добавить истребление животного мира Австралии и Америки азиатскими пришельцами разных эпох). Однако, мегафауна Африки осталась почти нетронутой. Живы и по сей день слоны, носороги, африканские быки и львы. Поэтому с т.з. теории антропогенного фактора исчезновения мегафауны необоходимо объяснить столь странный факт (тем более, что Африка была колыбелью человека разумного и многих его предшественников, и антропогенное давление в этой части света не могло быть меньшим, чем за ее пределами). Оба возможных объяснения: то, что в Евразии происходили масштабные климатические изменения, и то, что Африка была менее заселена, не могут быть признаны правомерными. Во-первых, Африка. наоборот, плоть до конца верхнего палеолита сосредотачивала большую половину мирового населения (если оценивать численность неандертальцев, то в приледниковых тундрах плотность населения вряд ли могла быть выше, чем в африканских саваннах - как раз наоборот), а во-вторых, климатические изменения в Африке были столь же регулярны и не менее драматичны, чем в Евразии. Сохранилась во многом и мегафауна Юго-Восточной Азии. Так что этот вопрос остается открытым, хотя, на взгляд автора этих строк, исчезновение гигантских млекопитающих - результат совпадения сразу нескольких неблагоприятных для них факторов. действовавших слишком долго, и поэтому само вымирание мегафауны растянулось на тысячелетия (последние мамонты на острове Врангеля обитали еще во времена строительства пирамиды Хеопса).
Иной вопрос - вопрос первичного центра верхнепалеолитических индустрий, который, к тому же, существенно осложняется диффузией человека и неандертальца в Европе и на Ближнем Востоке, что приводит к сомнительности разделения многих культур и индустрий эпохи (а отсутствие костных останков для ряда культур усугубляет это). Ближневосточный Эмиран Вишняцкий выводит из местного мустье. Нубийский комплекс он оставляет без внимания. Загадка Спицынской культуры может иметь весьма фантастическое, но возможное разрешение. Около 50000-48000 лет до н.э. в Танзании появляется индустрия Мумба. Не было ли миграции спицынцев из Африки? В пользу этого указывает наличие негроидного элемента в палеолитическом Придонье и вообще в ориньяке в целом (впрочем, там он не был доминирующим); хотя не стоит забывать, что классический негроидный тип в палеолите отсутствует. Масштаб миграции (через Баб-эль-Мандебский пролив), конечно, впечатляет: от Танзании до Верхнего Дона 7000 километров. Впрочем, Кара Бом от Палестины (откуда его выводят с большей определенностью почти все специалисты) отстоит на 5000 километров (вполне сопоставимо с предполагаемой мумба-спицынской миграцией). Для миграции Бокер-Тахтит - Кара Бом найдено промежуточное звено: Оби-Рахмат под Ташкентом. Существуют ли подобные звенья между Мумбой и Спицыно? Во всяком случае. их следует искать в Аравии и на Кавказе. Произошла эта мумба-спицынская миграция между 48000 и 40000 годами до н.э.
Спицынская культура оказалась достаточно плодовитой. 38000 лет до н.э. от нее происходит ранний ориньяк Центральной Европы (а возможно, именно этот процесс привел к "очеловечиванию" неандертальского селета Центральной Европы и появлению также около 38000 года до н.э. цепи культур Линкомбьен - Ранис - Ежмановице от Польши до Уэльса), 36000 лет до н.э. ориньякцы достигли Шанидара, 34000 лет до н.э. - ориньяк распространился на Западную Европу и Левант, а 32000 лет до н.э. возобладал на Балканах.
Другие европейские верхнепалеолитические культуры не выводятся напрямую из ориньяка. Перигор имеет (как и многие другие культуры Западной Европы) смешанный неандертальско-ориньякский характер. Стрелецкая (39000 лет до н.э.) и следующая ей сунгирьская культуры (Вишняцкий, с 23) происходят из неандертальского микока Крыма, однако, подверглись "очеловечиванию" и уже на сунгирьской стадии вполне принадлежат нашему биологическому виду. Верхнепалеолитическую Молодову и ее многочисленных наследников, скорее всего, можно считать результатом диффузии ориньякских и граветтских групп. Более древние Брынзены также представляют "очеловеченый" ориньяком селет. Наконец, граветт, который во многих европейских регионах сменяет ориньякоидов, пришел в Европу с Ближнего Востока. Анати (Анати Э. Палестина до древних евреев. М.,2007, с 109) говорит о распространении ахмарианской индустрии в Анатолии. на Кавказе и в Крыму. Именно крымские местонахождения граветта - самые древние. Хотя не стоит забывать о развитом крымском ориньяке, которые вполне мог оказать влияние на формирование граветта. На Кавказе ахмарианские индустрии соседствовали с верхним палеолитом Кавказа барадостского происхождения и с имеретинской культурой. Прослеживая пути миграций с Ближнего Востока в Европу, следует помнить, что Черное море в плейстоцене имело совсем иные очертания. В пиках оледенения это был относительно небольшой водоем, отрезанный от Средиземноморья Босфорско-Дарданелльским перешейком, а на севере от Черного моря отсутствовало Азовское, а Степной Крым простирался от современного устья Дуная до Таганрога. В более плювиальные периоды Каспийское море прорывало в районе Кумо-Манычской впадины небольшой пролив для своих вод в сторону Черного моря (что, правда, не приводило к возникновению Азовского), а само Черное море соединялось со Средиземным. В эпоху существования человека разумного в 193000-125000 годах до н.э. Средиземное и Черное моря были соединены, в 125000-108000 до н.э. эры - разъединены, 108000-78000 до н.э. - вновь соединены, 78000-58000 до н.э. - вновь разделены, 58000-38000 до н.э. - вновь соединены, а после 38000 года до н.э. и вплоть до 5600 года до н.э. - опять существует босфорско-дарданелльский перешеек. Впрочем, даже когда между Европой и Ближним Востоком существовали проливы, это не было существенным препятствием на пути расселения палеолитического человека (как не являлся бы таковым современный Берингов пролив). Гибралтар и Баб-эль-Мандеб в рассматриваемую эпоху всегда были проливами, что также не являлось препятствием на пути переселенцев. Таким образом, ахмарианцы могли прибыть в Крым как с юго-запада, так и с юго-востока.
Датировка Бачокирьена в настоящее время может быть удревнена до 50000 года до н.э. А это радикально меняет представление о ближневосточном Эмиране, который, видимо, все же на 3-2 тысячи лет младше болгарского Бачокирьена. В итоге получаем два центра верхнепалеолитической революции – Бачо Киро и Мумба – Спицыно.
Когда наносишь на карту эти колоссальные миграции (не забудем, что это были миграции наугад), вырисовывается сходная стратегия: вначале небольшая группа делает достаточно дальний и быстрый (почти не оставляя промежуточных следов) прыжок. Потом она закрепляется на новом месте, вступает во взаимодействие с окружающими группами людей и распространяет свой стиль в округе. Разумеется, помимо удачных "прыжков" были неудачные, которые практически не оставили археологических следов.
Одним из аргументов в пользу мумба-спицынской миграции можно считать лингвистический. Если считать гипотезу малоазийского происхождения ностратиков в целом и индоевропейцев в частности недостоверной, их следует выводить с запада Европы, откуда они все достаточно достоверно выводятся, за исключением эламо-дравидов. Этих последних связывают с шанидарской мезолитической и барадостско-зарзийской палеолитической традицией Загроса, что делает их старше не только Мадлена, но и Свидера. Однако, поскольку барадост - ориньякского происхождения, ничто не мешает нам признать ориньякцев в лингвистическом отношении эламо-дравидами (хотя бы потому, что только эта группа их потомков дожила до наших дней). А ориньякцы, как установлено выше, - потомки Спицынской культуры. Если предположить, что носители Спицынской культуры совершили бросок из Танзании на Дон, можно видеть лингвистических предков индустрии Мумба выходцами из каких-нибудь атерских групп и, следовательно, связанными с атерскими предностратиками (поскольку родство это слишком уж отдаленное - не менее 50000 лет).
В достаточно стройной системе африканских этнолингвистических процессов есть одна непонятная вещь. Это изоляты Африки. Бангере, джалаа и лаал, которые в настоящее время являются микрогруппами в юго-западной полосе Сахеля. А ведь есть еще ряд изолированных языков в Восточной Африке (онгота, оропом и шабо), которые удалось классифицировать, но которые оказались изолированными таксонами внутри нило-сахарской и кушитской общностей. Возникает вопрос о роли бангере, джалаа и лаал в истории Западного и Центрального Судана. Версия первая: бангери, джалаа и лаал - реликтовые языки пигмеев (либо западно и центральноафриканских групп пигмеев). Версия вторая: эти племена всегда были микроскопическими группами и не сыграли никакой существенной роли. Версия третья: это какая-то "третья сила" Африки - некойсанцы и незинджи (но и не пигмеи). Для ответа на вопрос необходимо установить - существует ли какая-то связь между этими тремя языками, либо они являются реликтами таксонов ранга гиперсемьи. Что же касается пигмеев, то как раз рядом с бангере вплоть до XIV века проживали телем, которые считаются пигмеоидной популяцией, неаасимилированной распространяющимися с севера нигеро-кордофанцами, однако бангере не относятся с этой группе. Сейчас данная территория (прилегающая к западной границе Буркина-Фасо территории Мали) населена догонами, и хотя догоны оказали сильное влияние на язык бангере, а телем и вовсе были ассимилированы ими, эта местность Африки стала заповедником изолятов. Лаал в I тысячелетии до н.э. также проживали в пигмеоидном окружении на юге ЦАР. Генетические группы, причем достаточно древние, указывают на возможность существования на Западе Африки столь же древних языковых групп. Из семи митохондриальных групп первичного человечества L3 вышла за пределы Африки, L0 еще очень рано ушла на крайний юг (древнейшие койсанцы юга Африки), L1 - пигмеоидная группа Конго, L4 - небольшая группа в районе Африканского Рога (койсанцы?), L5 - пигмеоидные группы Центрально-Восточной Африки, L6 - группа в Эфиопии (койсанцы?). Остается L2, распространенная в Западной Африке (
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь). Между прочим, она также встречается и у афроамериканцев США. Означает ли это, что генетическая группа L2 маркирует присутствие в Западной Африке предков бангери, джалаа и лаал, а пигмеи пришли в регион значительно позже, но раньше, чем нигеро-кордофанцы с севера, а нило-сахарцы с северо-востока? С т.з. экосистем это весьма вероятно, поскольку пигмеи исторически заселяли тропические леса, а последний пик оледенения характеризуется усыханием всего Африканского континента и почти полным исчезновением тропических лесов (кроме небольших участков в Габоне, Южном Камеруне и кое где по побережью Гвинейского залива). К северу вплоть до широты северной Ганы простирались сухие саванны, а дальше - полупустыня и пустыня. Вероятно, эта западноафриканская гиперсемья (или гиперсемьи) обитала между южными пределами Атера и Гвинейским заливом на юге, а также между Сенегалом и ЦАР с запада на восток. Расцвет ее (их) существования падает на верхний палеолит. Затем, после таянья ледников, по мере расширения ареала влажных лесов, регион заселяют пигмеи с запада (Иво-Элеру и др. культуры), а усыхание Сахары в конце неолита приводит с севера племена нигеро-кордофанцев. В итоге, от трех крупных этно-лингвистических таксонов остались всего три небольших племени.
Таким образом, лингвистическая карта палеолита не ограничивается предками современных крупных языковых макросемей и семей. В Юго-Восточной Азии также существует особая зона концентрации языковых изолятов – настоящий заповедник доисторических народов. Это острова Андаманского моря и к западу от Суматры. Мы обнаруживаем в регионе Андаманского моря и южнее следующие изоляты (не считая андаманцев):
1) энггано (на острове Энгано к юго-западу от Суматры);
2) шомпен (на острове Большой Никобар - самом южном из Никобарских);
3) никобарцы (на остальных Никобарских островах);
4) онге (на Малом Андамане)
Есть еще андаманцы и сентинельцы (последние, предположительно, относятся к андаманцам).
Энггано - изолят максимум периода финального палеолита.
Шомпен - предположительно составляет таксон ранга языковой семьи в составе аустрической макросемьи (отделился в IX тысячелетии до н.э.)
Никобарцы - самая обособленная группа австроазиатов (отделился во второй половине VII тысячелетия до н.э.)
Онге - предположительно потомки раннемезолитической миграции айнов в южном направлении.
Все эти группы можно расположить слоями. Самый древний слой - энггано. Поскольку андаманцы пришли в регион лишь в финальном палеолита (скорее всего, из Индии или Бирмы), можно предположить, что энггано - еще более древний слой, сопоставимый с австралийцами (или следующий за ними). Энгганцы могли заселять в верхнем палеолите значительную часть Сундаланда. Не исключено, что им принадлежит тампанская археологическая культура Суматры.
Второй слой - андаманцы (где-то между XV и X тысячелетиями до н.э.) Они могли оттеснить энгганцев на острова к западу от Суматры или на юг Суматры - если пришли с севера.
Третий слой - онге (IX тысячелетие до н.э.) Онге двигались из Японии в Австралию и заселили Яву и юг Суматры. Энгганцы оттеснены на остров Энгано и стали изолятом.
Четвертый слой - шомпен. В IX-VIII тысячелетиях до н.э. они, отделившись от остальных аустрийцев, заселили Индокитай, Малакку и север Суматры. Андаманцы оттеснены на Андаманы.
Пятый слой - никобарцы. Если верна гипотеза об австроазиатском субстрате Калимантана, то это означает, что в конце VII тысячелетия до н.э. именно никобарцы заселяют его. В противном случае никобарцы также около 6000 года до н.э. распространены в Малакке и на побережье Мьянмы (кстати, если верна первая гипотеза, вторая ей не противоречит, и никобарцы могли в VI-III тысячелетиях заселять обширную зону между Акьябом и Макасарским проливом). А шомпен оттесняются к югу - на север Суматры - и вскоре оказываются в нынешнем местоообитании.
Современный этнический облик Западная Индонезия принимает во II тысячелетии до н.э., когда с северо-востока и востока переселяются австронезийские народы (в т.ч. предки малайцев), а с севера (из Центрального Индокитая) приходят аслийцы. Эти последние в глубинных районах Индокитая в большей степени перемешивались с андаманским слоем древнего населения, а поэтому менее моголоидны, даже чем никобарцы. Никобарцы Калимантана ассимилированы (не позже IX века до н.э.) даяками и другими астронезийскими народами, а современные никобарцы превращаются в реликт в XVIII веке до н.э. Тогда же онге становятся реликтом на Андаманах. И те и другие были когда-то народами-мореплавателями, но - подобно андаманцам - утеряли эти навыки, оказавшись в изоляции. А поскольку на островах реликтовые народы сохраняются не хуже чем в горах, мы имеем счастье зафиксировать все эти изоляты.
40000 лет до н.э. имеем следующую картину расселения людей разумных и неандертальцев (на базе карты географических зон 20000 года до н.э., впрочем, несколько исправленных в соответствии с климатическими условиями эпохи).