В IIIв до н.э. в эпоху Цинь на территории Китая появилась бюрократическая империя, которая постоянно модернизируясь и обновляясь дожила до наших дней. Ее кстати говоря в кит историографии принято называть "уездной системой". И пришла она на смену удельной системе Чуньцю-Чжаньго, кот в XIX-XXвв большинство зарубежных синологов, да и кое-кто у нас называли феоодализмом, из-за сходства некоторых явлений с европейским феодализмом. Но китайский этнос, конечно, не сводится к своим политическим системам, и возник он (чжуся/хуася) намного раньше. Подробнее см:
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н.Древние китайцы: проблемы этногенеза, М 1978;
Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. - Древние китайцы в эпоху централизованных империй;
Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. - Китайский этнос на пороге средних веков.
Что же касается споров вокруг древнекит языка, то с наибольшей полнотой эта проблема освещена в монографии Старостин С. А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы. М., 1989, а также в работе Pulleyblank, Edwin G. Outline of a Classical Chinese Grammar. Vancouver: University of British Columbia Press, 1995.
Цитата
Не существует единого мнения относительно природы древнекитайского языка. Большинство исследователей придерживается точки зрения, что он сформировался на основе живых доциньских диалектов и отражает разговорный язык эпохи до 3 в. до н. э.
Китайский язык начиная с XIV существует в двух формах: письменный и разговорный. Здесь имеется ввиду именно разговорный, по поводу кот вообще много неясного. К III в до н.э. древекит язык существовал давным давно и сформировался наддиалектный разговорный язык. Что же касается именно письменного древнекит языка, который собственно и доступен нашему анализу, то он развивался вполне себе непрерывно и даже тексты XIV-XIII в до н.э. вполне доступны для чтения, и даже включаются в учебники древнекит языка.
Что же касается самоназваний кит народа, то перавым было именно чжуся или хуася (дословно все ся, или процветающие ся, тот же самый иероглиф, что и в названии династии Ся). Затем, в эпоху Цинь появился этноним циньжень, кот проник в Индию, а оттуда в Персию (чины), отсюда через арабов к европейцам -сины. К I-IIв до н.э. ему на смену приходит этноним ханьжень ( т.е. люди династии Хань) кот и остается самым популярным. В эпоху Тан появляется этноним танжень, кот проникает в Японию, где иер тан получает чтение "кара". К этому же времени относится появление этнонима хуажэнь, от Чжунхуа, или Цветущее Срединное (имеется в виду Чжун юань -- Срединная равнина, она Шэньхуа -- Священная Процветающая). Этноним хуажень вощел как составная часть в название зарубежных эмигранов-китайцев -- хуацяо, а так же в офиц. название кит языка в Сингапуре -- хуавэнь.