Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

Alexios

Синодикология

О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 августа 2012, 10:13 · Автор: Alexios
 Alexios
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 07 августа 2012, 10:13

В данной теме предлагаю обсудить спорные вопросы княжеско-боярской генеалогии, возникающие в связи с новыми (и не очень) публикациями таких первоисточников, как поминальные книжки, или синодики. Несмотря на то, что еще в конце прошлого века публикация одного из этих документов, а именно так называемого "Любецкого синодика", практически перевернула существовавшие тогда представления об истории одного из княжеств Средневековой Руси, до сих пор, как мне кажется, значение исследования "помянников" по-настоящему недооценено. Начать, думаю, стоит со сравнительно недавней (1995) публикации - в статье С.В.Конева "Синодикология. Часть II. Ростовский Соборный синодик" в журнале "Историческая генеалогия".
Спойлер (раскрыть)

Этот синодик необычен тем, что практически все лица, внесенные в него для поминовения, указаны не только с именами и "волостными поименованиями", но и с отчествами, что позволило решить несколько спорных вопросов в русской истории. Например, стало ясно, кем был князь "Остей, внук Ольгердов", погибший при захвате Москвы Тохтамышем в 1382 г. Закрыта версия о происхождении Суздальских князей от сына Александра Невского, Андрея. Неверным является отождествление Дмитрия Боброка с князем Дмитрием Корьятовичем, погибшим на Ворскле (князь Дмитрий Боброк умер в нач. 15 в. монахом Дионисием). И многое другое. Тем не менее, несмотря на прошедшие 17 лет с момента публикации этого синодика, в Сети, "научпоповских" книжках, да и что греха таить, в публикациях маститых ученых продолжают гулять лажа явно устаревшие сведения. Ну что ж, будем исправлять. :0142:

Источники (Раскрыть)
     Аспарух
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 11 ноября 2012, 15:30

    Ratsha
    Камрад, а Вы наверное по Стародубским князьям копаете?

    Ratsha

    Камрады, а что за "Патриарший синодик"? Кому-нибудь что-либо известно о нем?


    Определённо сказать ничего не могу. Но вот две ссылки возможно они помогут в поиске.

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Ratsha
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 11 ноября 2012, 23:12

      Аспарух

      Аспарух

      Камрад, а Вы наверное по Стародубским князьям копаете?

      Пока везде понемногу... :)

      Лихвинский Покровский Добрый монастырь был по преданию основан князем Романом Семеновичем Новосильским, который согласно этому же преданию в нем и постригся в монахи перед смертью. Первые документальные свидетельства существования монастыря относятся к концу XV века. Долгое время обитель являлась фамильной святыней для потомков ее основателя - князей Одоевских и Воротынских.
      Синодик Лихвинского Доброго монастыря по статье В.М. Кашкарова в "Известиях Калужской ученой архивной комиссии" за 1898 год (выпуск 2-й):
      Поминальные записи князей Одоевских:
      Спойлер (раскрыть)

      Поминальные записи княгинь и княжон Одоевских:
      Спойлер (раскрыть)

      Этот синодик позволяет ответить на вопрос "Князь Федор Юрьевич Одоевский - реальный персонаж или нет?"
      Дело в том, что по родословным этот внук Романа Семеновича Новосильского являлся предком князей Воротынских. НО! Как убедительно доказано еще лет 100 назад, родословные были в свое время "запутаны" (не исключено, что намеренно) и на самом деле князья Воротынские происходили от князя Льва, не внука, а сына Романа Новосильского. У этого-то князя Льва и был сын по имени Федор, зять литовского князя Корибута. Федор Львович Воротынский прекрасно известен по своим "докончаниям" с Казимиром Ягеллоном…
      Ну хорошо. Мы разобрались. У Льва был сын Федор, а вот у его брата Юрия был все-таки сын с таким именем или нет?
      У Войтовича, к примеру, в росписи такой князь указан, с примечанием, что он упомянут в Любецком синодике (и ссылка на известный труд Зотова по черниговским князьям). И там Федор Юрьевич действительно упомянут, но не в самом синодике, а в "итоговой" росписи черниговских князей. (и снова мы говорим "привет!" Войтовичу) :0142:
      М.М. Кром, основываясь преимущественно на трудах Кучиньского и Вольффа, вообще утверждает, что "документы первой половины XV века никакого "Федора Юрьевича" среди верховских князей не знают..."
      Но если заглянуть в синодик Лихвинского Доброго монастыря, то действительно между "князем иноком Ионой" (Иваном Юрьевичем) и "князем Семеном Юрьевичем" находим "князя Федора Юрьевича". Так что получается, что у Романа Семеновича Новосильского была два внука по имени Федор - один "Львович", а другой "Юрьевич".
      Кстати, кроме Федора в этом же синодике упомянут еще и его брат "князь Василий Юрьевич", который кроме этого фигурирует лишь в некоторых родословных...
      :ps: В заключение стоит сказать о том, что эта статья Кашкарова - пример того как не надо публиковать исторические источники. Подлинный текст синодика не выделен вообще никак и мне приходилось додумывать, отбрасывая те места текста, в которых я наименее уверен. Так у князей (7), (8) и (9) указано еще и их прозвание по уделу - "Одоевский". Но я на всякий случай "прозвания" убрал...
      Поэтому я на 100 % не могу исключить того, что отчество князя Федора "Юрьевич" может оказаться "реконструкцией" Кашкарова, которую он сделал под влиянием безусловно известных ему родословцев князей Одоевских. :038:
         Аспарух
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 ноября 2012, 12:44

        Камрад, браво! Спасибо! Очень интересно. Вы как всегда настойчиво находите очень интересную и полезную информацию.

        Меня кстати очень заинтересовали также первые три князя из синодика приведенного Вами:

        Цитата

        1. князь Георгий
        2. князь Михаил
        3. князь Тихон

        Которые записаны до Романа Семёнович. Возможно это его вероятные предки: Георгий - князь Семён Михайлович Глуховский и Новосильский; Михаил - князь Михаил Глуховский(известен по Любецкому синодику) или скорее Александр Семёнович (+1326), убитый в Орде., а может это вообще одно лицо было; Тихон - отец Романа князь Семён.
        Возможно вопрос происхождения и истории Новосильских князей стоит рассмотреть в профильной теме. Вот здесь - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        Здесь кстати есть некоторые параллели с Любецким синодиком!
        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Точнее я хотел сказать используя информацию Любецкого синодика и Синодика Лихвинского Доброго монастыря, а также некоторых других первоисточников, можно попробовать реконструировать генеалогию первых поколений Новосильских князей.
           Alexios
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 ноября 2012, 15:28

          Ratsha

          Синодик Лихвинского Доброго монастыря по статье В.М. Кашкарова в "Известиях Калужской ученой архивной комиссии" за 1898 год (выпуск 2-й)

          Камрад, а если не секрет, где Вам удалось раздобыть 2-й выпуск? В моем файле за 1898 год именно его как раз и нет. :029:
             Ratsha
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 ноября 2012, 15:37

            Alexios

            Alexios

            Камрад, а если не секрет, где Вам удалось раздобыть 2-й выпуск? В моем файле за 1898 год именно его как раз и нет.

            Скачал где-то в сети примерно месяц назад, а сейчас никак не могу найти где... :057:
            Если найду, то дам ссылку. :)
               Ratsha
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 12 ноября 2012, 18:28

              Вот здесь я скачал:
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Если здесь книгу скачать не получится, то статью на "мыло" сброшу... :)
                 Ratsha
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 15 ноября 2012, 20:27

                Выяснилось, что "Патриаршим" называют синодик Успенского собора Московского кремля. :)
                Синодик Нижегородского Печерского монастыря (синодик Трифона) (ЧОИДР. 1868. Кн. 1, отд. V. С. 1–8):
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Имеет значение, в основном, для истории "опричнины". Скрынников писал, что именно этот синодик дал ключ к реконструкции подлинных списков казненных по приказу царя людей.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Спойлер (раскрыть)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Спойлер (раскрыть)

                Для сравнения еще парочка вариантов "синодика опальных":
                выписка из синодика Спасо-Прилуцкого монастыря (ЧОИДР. 1859. Кн. 3, отд. V. С. 89–100):
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                список в приложении к книге Н.Г. Устрялова "Сказания князя Курбского":
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Аспарух
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 ноября 2012, 21:28

                  Синодики:

                  Киево-Выдубицкого монастыря

                  Киевского Михайловского Златоверхого монастыря
                  Этот синодик, к счастью, сохранился и опубликован.
                  Киево-Китаевского монастыря
                  Киево-Межигорского монастыря
                  Вышгородской церки Бориса и Глеба
                  Киево-Николаевского монастыря

                  Киево-Печерского монастыря (в списке 1718 года)
                  Киево-Печерского монастыря (еще один синодик, дата не указана, видимо начало XVIII века)
                  Киево-Софийского собора


                  Это наверное и есть те "Киевские синодики" о которых говорил М.С.Грушевский в своей Истории Украины-Руси том 3.

                  Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

                  Арх. Філярет, виписуючи з новгородського синодика ту записку про Івана-Володимира, додає: Въ кіевскомъ послЂ кн. Іоанна и Маріи — „Терентій, Андрей, Феодоръ, Іоаннъ” (ор. c. c. 43). Зотов (с. 118) здогадуєть ся, що сей Феодоръ — то Федір київський 1331 р., що він був брат Володимира-Іоанна, і що Терентій і Андрій теж були київськими князями. Як я зазначив ще в своїй Історії Київщини (c. 466), в київських синодиках мусить бути й більше київських князїв з сих часів, але щоб шукати їх, треба насамперед, щоб сї синодики були видані. Поки ж що, та записка арх. Філярета така, що її анї пришити анї прилатати (він каже: „Въ кіевскомъ послЂ Іоанна и Маріи”..., а що то за Іоанн і Марія — - з його попереднїх записок не можна доміркувати ся). Отже і всякі гіпотези з неї робити на нї що не придасть ся.


                  Интересно было бы ознакомится с текстом этих синодиков (желательно в оригинале!), и поискать там киевских князей в татарское время, да и в начальное литовское тоже. Может они помогут идентифицировать Ивана Борисовича Киевского погибшего на Ворскле в 1399 г., прояснить вопросы с битвой на Ирпени, а также более точно определить время и род упомянутых выше Ивана-Владимира Киевского и Андрея Овруцкого, а также кто такие "Терентій, Андрей, Феодоръ, Іоаннъ".
                     Аспарух
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 17 ноября 2012, 23:27

                    Да конечно раздобыть бы хоть один синодик из Полоцкого княжества, а также упоминавшийся уже синодик Туровского Свято-Варваринского монастыря, и Туровского Борисо-Глебского монастыря (в последнем кстати находилась кафедра Туровских епископов!), многие вопросы древнерусской истории можно было бы прояснить!
                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

                    Туровский Свято-Варваринский монастырь


                    Основан не позднее 1169 г., когда епископскую кафедру в Турове возглавлял свт. Кирилл. Возможно, именно по его благословению был основан этот женский монастырь. Он располагался в северо-восточной части города близ деревни Черницы. Неподолеку от Черниц, в деревне Сторожевка, в приходском храме Покрова Пресвятой Богородицы в 1843 г. был найден древний синодик-помянник Свято-Варваринского монастыря. В нем были записаны имена 23-х туровских архиереев, которые занимали Туровскую кафедру в течение 11–16 вв. Этот документ свидетельствует о том, что Варваринский монастырь существовал еще в 17 в. Но дальнейшая судьба его нам неизвестна.


                    А в Борисо-Глебском монастыре обязательно должен был существовать синодик, где скорее всего поминались епископы Туровские и князя Туровские, да и возможно Пинские, и других уделов данной волости.
                       Ratsha
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 18 ноября 2012, 22:43

                      Аспарух
                      С белорусскими синодиками пока вообще дела обстоят очень неважно. Так сложилось, что монастыри Беларуси пострадали от межконфессиональных разборок и войн в большей степени, чем монастыри Украины.
                      О Северо-Восточной Руси я вообще помолчу. К слову, вот что писал Н.Н. Улащик о судьбе монастырских книжных собраний:

                      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата

                      Что же касается условий для сохранения рукописей в эпоху после Сигизмундов, то они были до крайности неблагоприятные.
                      В Белоруссии до конца XVI в. почти все монастыри были православными, позже большинство из них стало униатскими, кроме того, было создано много католических. Борьба, разгоревшаяся между православными, с одной стороны, униатами и католиками – с другой, привела к тому, что масса рукописей, писанных кириллицей и хранившихся в монастырях, была уничтожена, масса документов погибла независимо от того, на каком языке и каким шрифтом они были написаны. Еще больше книг и рукописей погибло во время бесконечных войн.
                      В настоящее время не существует ни одной работы, в которой сообщалось бы, какие монастыри были в разное время в Белоруссии и какими ценностями (книгами, иконами, утварью, облачением и т. д.) располагал тот или иной монастырь.

                      Летописи от полного уничтожения спасало еще то, что они существовали во многих списках, которые находились не только в церквях и монастырях, но еще и у мирских лиц. А вот синодики зачастую существовали как-раз лишь в единственном экземпляре. При этом, сам этот экземпляр представлял какой-либо интерес лишь для монахов конкретного монастыря и его вкладчиков. Поэтому уничтожить такой документ безо всякого следа было очень легко. :029:
                      Из белорусских синодиков была статья Скрынченко Д.В. в ЧОИДР, 3-я книга за 1910 год по синодикам Свято-Троицкого Слуцкого, Грозовского Иоанно-Богословского и Дятловского Преображенских монастырей. Но похоже, что в сети этого тома нет... :(
                      Была еще его отдельная работа по Слуцкому синодику:
                      Д.В. Скрынченко Слуцкий синодик 1648 г. Вильна, 1914
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 18:27 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики