Сообщество Империал: Синодикология - Сообщество Империал

Alexios

Синодикология

О чем говорят древние помянники
Тема создана: 07 августа 2012, 10:13 · Автор: Alexios
 Alexios
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 07 августа 2012, 10:13

В данной теме предлагаю обсудить спорные вопросы княжеско-боярской генеалогии, возникающие в связи с новыми (и не очень) публикациями таких первоисточников, как поминальные книжки, или синодики. Несмотря на то, что еще в конце прошлого века публикация одного из этих документов, а именно так называемого "Любецкого синодика", практически перевернула существовавшие тогда представления об истории одного из княжеств Средневековой Руси, до сих пор, как мне кажется, значение исследования "помянников" по-настоящему недооценено. Начать, думаю, стоит со сравнительно недавней (1995) публикации - в статье С.В.Конева "Синодикология. Часть II. Ростовский Соборный синодик" в журнале "Историческая генеалогия".
Спойлер (раскрыть)

Этот синодик необычен тем, что практически все лица, внесенные в него для поминовения, указаны не только с именами и "волостными поименованиями", но и с отчествами, что позволило решить несколько спорных вопросов в русской истории. Например, стало ясно, кем был князь "Остей, внук Ольгердов", погибший при захвате Москвы Тохтамышем в 1382 г. Закрыта версия о происхождении Суздальских князей от сына Александра Невского, Андрея. Неверным является отождествление Дмитрия Боброка с князем Дмитрием Корьятовичем, погибшим на Ворскле (князь Дмитрий Боброк умер в нач. 15 в. монахом Дионисием). И многое другое. Тем не менее, несмотря на прошедшие 17 лет с момента публикации этого синодика, в Сети, "научпоповских" книжках, да и что греха таить, в публикациях маститых ученых продолжают гулять лажа явно устаревшие сведения. Ну что ж, будем исправлять. :0142:

Источники (Раскрыть)
     konrad karlovich
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 03 марта 2013, 19:20

    Alexios

    Князей Григория инока (№126), Гавриила (№128) и "второго" Тимофея (№129) определить с достаточной вероятностью пока затрудняюсь.
    На роль князя Евстафия (№127) "рекомендую" Евстафия Федоровича из Фоминских князей. Судя по всему, в Пскове "благоволили" сирым и убогим представителям младших ветвей смоленской династии (к тому же не забываем, что все они в итоге оказались потом "на Москве").


    Помнится, была версия,восходящая к родословцам, о происхождении Фоминско-Березуйских князей от Константина Давыдовича, сына Давыда Ростиславича Смоленского. К сожалению, вынужден писать беспредметно, т.к. книг под рукой нет и будут нескоро, а в Инете ссылок не нашел. По этой версии Константину Давыдовичу приписывались сыновья Юрий и Тимофей. Т.к. уважаемые Alexios и Владимир Мантов показали, что Фоминско-Березуйские князья,скорее всего, более позднего происхождения и имеют предком Константина Борисовича(уп.1268г.), то можно, вероятно, предположить, что у него был и 5-ый сын -Тимофей. Если это так, то жил он второй половине 13-первой четверти 14 веков и вполне мог оказаться, сирый и убогий :0142: , во Пскове.
       Аспарух
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 03 марта 2013, 20:41

      На счёт одного из князей Евстафиев №127 и №133 (если это не повтор Евстафия Изборского), у меня возникла ещё одна (возможно слишком карколомная, но всё же...) версия. Немного конечно оффтоп!

      Столярова упомянула ещё двух претендентов Евстафия Мстиславича Тмутараканского (+1033), и Евстафия Константиновича Рязанского(+1262). Но забыла одного их малоизвестного тёзку, "ктитора и опекуна монастыря Печерского" упомянутого Кальнофойским в "Тератургеме" перед князем Станиславом.

      Вот о князьях Евстафии и Станиславе у Войтовича, который относит их существование к первой трети 14 в., и считает их представителями Путивльско-Киевской ветви Ольговичей:
      Спойлер (раскрыть)


      А дальше у меня возникло вот такое предположение. Евстафий и Станислав могли быть родными или двоюродными братьями, даже могли быть дядей и племянником. Евстафий правил Киевом после гибели Ивана-Владимира Ивановича Киевского (убит татарами предположительно в 1300 г.). Возможно он поссорился со Станиславом, и последний заручившись татарской помощью изгнал его, и сам сел в Киеве. А возможно просто навлёк чем-нибудь гнев хана. И последний дал ярлык на Киев Станиславу. Может это произошло в 1312 г. с приходом к власти Узбека, а Евстафий был протеже Тохты. Князь Евстафий Киевский от гнева ханского бежал в Псков (там кстати иногда оказывались и другие беглецы Рюриковичи, например тот же Александр Михайлович Тверской). Потом заручившись поддержкой Литовского князя Гедимина, а возможно Гедимин просто использовал повод (типа защитить невинно обиженного), для вмешательства во в Киевские дела. Следует известный нам поход и Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, возможно после этого Евстафий какое-то время снова правил Киевом, опираясь на литовскую помощь. Но потом был изгнан, и закончил свои дни в Пскове, а возможно он умер или погиб здесь же на Киевщине, а после него заступил князь Фёдор упоминаемый в источниках в 1331 и 1362 гг. Сюда же можно добавить версию о родстве Гедимина с Ольговичами, и тогда это всё будет выглядеть как обычная распря близких родственников. И Фёдор Киевский может оказаться действительно был братом Гедимину, только не родным а двоюродным.

      Ну вот такая вот версия?! :038:
         Alexios
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 03 марта 2013, 21:36

        Аспарух

        Ну вот такая вот версия?!

        Ну Вы "накрутили", прямо в духе Каратеева. :0142:
        У Кальнофойского между Св.Михаилом Черниговским с боярином Федором и Великим князем Московским Иваном Васильевичем записаны три князя - Мстислав, Евстафий и Станислав. Никаких оснований считать их братьями и даже родственниками нет. Временной промежуток, в который "вписаны" эти князья также очень велик - более 250 лет. И если князя Станислава действительно можно предположительно отнести к черниговским Ольговичам, то в отношении Мстислава и Евстафия этого сказать нельзя. Проще предположить, что вклад в КПЛ сделал один из известных нам Евстафиев.

        Аспарух

        Евстафий правил Киевом после гибели Ивана-Владимира Ивановича Киевского (убит татарами предположительно в 1300 г.).

        Время правления киевских князей путивльской династии, скорее всего, надо перенести лет на 40-50 позднее. Это, по всей видимости, потомки Изяслава Владимировича Путивльского и Новгородского, а не Романа Игоревича.
        Ну, а в целом для сюжета исторического романа версия вполне сгодится! :008:
           Аспарух
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 03 марта 2013, 21:50

          Alexios

          Это, по всей видимости, потомки Изяслава Владимировича Путивльского и Новгородского, а не Романа Игоревича.


          Да я кстати считаю точно так же. А Евстафия и Станислава из "Тератургемы" можно отнести и к 15 веку. Какие-нибудь малоизвестные князья из Литовской Руси. Я просто привёл как версию и указал

          Цитата

          возможно слишком карколомная
          .
             Аспарух
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 03 марта 2013, 23:33

            Alexios

            Ну Вы "накрутили",

            Так мы вроде на Ты были!? :038:

            Alexios

            прямо в духе Каратеева
            :0112: Спасибо за сравнение. :006:
            Каратеев мне импонирует, у меня тоже наблюдается определённый интерес к малоизученным вопросам древнерусской истории. И возникают различные карколомные, и возможно даже полуфантастические версии событий. ;)

            На счёт расшифровки "Тератургемы" Кальнофойского , то мне более логичным видится, что после Святого Михаила(№25) и его боярина Фёдора(№26) упоминаются следующие князья:

            Мстислав(№27) - (возможно таки предок князей Козельских и Карачевских, отец Святослава, Андриана, Пантелеймона, Тита и там ещё кого не помню), он не являлся сыном Михаила, а был скорее всего потомком его дяди Мстислава-Пантелеймона Козельского и Черниговского (+1223 г. Калка). Но также возможно что это был правнук этого Мстислава, также Мстислав Святославич (втор. пол. 14 в. - начало 15 в.), предок князей Хотетовских.

            №№30 и 31 московский великий князь Иван Васильевич и сын его Иван, это не те кем их считает Войтович:
            Спойлер (раскрыть)

            А Иван Грозный (+1584) и его сын Иван (+1581).

            А вот наши Евстафий(№28) и Станислав(№29) это князья младшие современники Грозного.
            Евстафий - князь Остафий Иванович Ружинский (+1587), сын Ивана Михайловича Роговицкого и Ружинского (+1545), подстароста Черкаский и Каневский, подвоевода Киевский, кошевой атаман Войска Запорожского. Потомок Наримунта Гедиминовича, а возможно и Турово-Пинских Святополковичей.

            Станислав - князь Станислав Войнович Воронецкий-Тристенский (упоминается между 1560 и 1598гг.), у него от двух браков известно 12 детей (5 сыновей и 7 дочерей). Его сын Пётр был казаком и принял участие в выступлении Налывайка Северина, у другого сына Станислава Станиславича (ещё один Станислав) был сын Павел (+ после 1630), войский Киевский.

            Я думаю обсуждение "Тератургемы" Кальнофойского не будет оффтопом в данной теме!? :038:
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
            Кстати у того же Станислава Войновича Воронецкого был ещё один сын Иван-Януш Станиславич Воронецкий-Тристенський (+до 1604).
               konrad karlovich
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 04 марта 2013, 08:18

              Alexios

              Князей Григория инока (№126), Гавриила (№128) и "второго" Тимофея (№129) определить с достаточной вероятностью пока затрудняюсь.
              На роль князя Евстафия (№127) "рекомендую" Евстафия Федоровича из Фоминских князей. Судя по всему, в Пскове "благоволили" сирым и убогим представителям младших ветвей смоленской династии (к тому же не забываем, что все они в итоге оказались потом "на Москве").


              Прошу извинить за введение в заблуждение относительно Тимофея(129). Родословцы тут ни причем. А читал я у В.М. Когана, лет 15 назад, но каков его источник- вопрос. Не Долгоруков, не Квашнин-Самарин, не Бархатная книга и не родословные книги списка А, В и Синодального. Не Петров же? :064:

              Это, наверное, уже буквоедство. По поводу Симеона(140) -имеется еще кандидат. Упомянутый в Ростовском Соборном и Черепевецком синодиках князь Семен Васильевич. По К.А. Аверьянову-сын Василия Федоровича Сугорского(ум.1393г). Долгожитель был Василий Федорович(после 1314- 1393) :006: , но сын вполне мог действовать во второй половине 14 века. Неясна, правда, связь белозерских князей со Псковом.
                 стрийко
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 07 марта 2013, 13:32

                Уважаемые коллеги! Прошу извинения за неправильную информацию - писал, что вышел очередной том Кузьмука по синодиках Киево-Печерской лавры. Как сообщили коллеги, в действительности он напечатал в Болховитинских чтениях 2 списка Киево-Межигирского монастыря. Детальнее о публикации мог бы сказать сам автор - у мене предчуствие, что он присутствует на этой ветке сайта под псевдонимом.
                   mantov2013
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 08 марта 2013, 15:58

                  стрийко

                  вышел очередной том Кузьмука по синодиках Киево-Печерской лавры. Как сообщили коллеги, в действительности он напечатал в Болховитинских чтениях 2 списка Киево-Межигирского монастыря.

                  Ну и где же взять эти синодики? Опять делать запрос в Киев? Вот для этого и нужен специальный сайт по синодикам. Тот жк Кузмук мог бы опубликовать свои синодики и на этом сайте. тем более они уже опубликованы. Никакого плагиата здесь нет. Это исторический источник и он должен быть доступен всем. Тем более, что упоминаемыен Чтения наверняка вышли мизерным тиражом.
                     стрийко
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 09 марта 2013, 00:33

                    Владимир Мантов (08 марта 2013, 15:58):

                    стрийко

                    вышел очередной том Кузьмука по синодиках Киево-Печерской лавры. Как сообщили коллеги, в действительности он напечатал в Болховитинских чтениях 2 списка Киево-Межигирского монастыря.

                    Ну и где же взять эти синодики? Опять делать запрос в Киев? Вот для этого и нужен специальный сайт по синодикам. Тот жк Кузмук мог бы опубликовать свои синодики и на этом сайте. тем более они уже опубликованы. Никакого плагиата здесь нет. Это исторический источник и он должен быть доступен всем. Тем более, что упоминаемыен Чтения наверняка вышли мизерным тиражом.

                    Конкретно, что нам делать?
                       mantov2013
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 16 марта 2013, 08:59

                      стрийко

                      Конкретно, что нам делать?

                      Что делать. Искать эту публикацию и выложить ее на сайт. Тогда и разговор будет конкретным, а так одно пустое сотрясание воздуха. Вообще украинские синодики нам мало известны, их буквально можно пересчмтать по пальцам.
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 22:06 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики