ChernishChernish 7 Ноя 2010 (10:30):
Угу.. еще б кто сказал чего там написано
Подтверждает, что термин фальката - насколько ему известно - появился в 19 веке, в 1872. Раньше эти мечи именовали меч-тесак (мачете). Термин изобрели по сходству с фальксом. С другой стороны, у древних термин фальката был в качестве прилагательного. Вергилий пишет - меч серповидный (falcatus).
Аналогичное оружие использовалось другими древними народами - махайра и копис.
Часто считается, что фальката - произошла от греческой махайры, которая в свою очередь аналогична копису.
Жалуется на запутанность терминологии.
Прослеживает эмимологию слова "махайра".
По мнению автора, иберийская фальката уже существовала (середина 5 в.), когда греческая махайра становится не ножиком, а боевым оружием-мечом. Еще Геродот не знает махайры как боевого оружия [у греков - автор цитирует примеры махайры как ножа для жертвоприношений и орудия убийства Клеомена]. Еврипид тоже знает махайру как ножик (им орудует Циклоп). Это значение махайры сохраняется и при эллинизме.
В 4 в. махайра становится боевым оружием. [Не факт - тот же Геродот именует махайру у варваров явным мечом-оружием.]
Цитирует Ксенофонта. [Кстати, у того фракийские махайрофоры вооружены именно кописом.]
Склонен согласиться с идентичностью махайры и кописа.
Не согласен с персидским происхождением меча-махайры (Снодграсс по Ксенофонту).
Итак, махайра = копис = аналог сабли.
Филон Механик описывает технику производства кельтских и иберийских мечей. Поскольку автор не удосужился перевести цитату полностью, как я понял, речь идет о том, что Филон описывает прямые мечи, но термин использует, связанный с махайрой.
Полибий в описании битвы при Теламоне именует (2.30.8 и др.) римский меч и махайрой, и ксифосом, а галльский меч - и махайрой, и ксифосом. В общем, мечи он не различает, для него махайра и ксифос синонимы. Ради литературного эффекта?
Полибий 3.114.2-3: (пер. Мищенко) "Щиты (тюреос) иберов и кельтов были сходны между собою по форме, а мечи (ксифосы) тех и других сильно разнились: именно иберийским мечом одинаково удобно колоть и рубить, тогда как галатским (махайрой) можно только рубить, и притом на некотором расстоянии".
Описывая римскую военную систему, Полибий именует меч велита махайрой, и меч гастата тоже (причем махайра "иберийская").
Дионисий Галикарнасский: махайрой именуется прямой кельтский меч.
Суда: римляне приняли кельтиберские/иберские махайры, т.к. те могли и рубить, и колоть, и из-за отличного качестве металла.
Подчеркивает, что нет никаких находок у галлов кривых мечей, при том, что находок - зашибись.
Махайра в Иберии: упоминается Страбоном у иберов (скорее кельтиберов).
Путаница в переводах и трактовках.
Вывод (стр. 85): нет оснований для идентификации махайры с фалькатой, и Страбон (по Посидонию) не может тут помочь. Тот же Страбон именует "большой махайрой" явный большой меч культуры Ла Тен II.