"В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит, поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских, пенный,
Впадает в сонный океан."
Санктум таинственное место, сочетающие в себе неизведанную красоту земного мира, с одной стороны, и подстерегающую опасность для ныряльщика или спелеолога, с другой. Место, где лишь избранному дано пройти сквозь ее сложные переплетения лабиринтов. Человеку, обладающим невероятным внутренним стержнем, силой воли и безграничной верой в победу. Таким является Фрэнк, центральная фигура всей экспедиции дайверов в недра земли. Он словно сталкер у Тарковского, бредет по зоне, зная, что неаккуратное обращение с ней, может в любую минуту стать роковой ошибкой. Для Фрэнка пещеры своего рода храм, молитвы в котором придают ему новые силы, для преодоления очередного препятствия. Здесь его дом, здесь он знает свое предназначение, для чего живет и чем живет.
- Игры закончились, вы хотели приключений, получайте!
К настоящим приключениям человеку надо быть готовым всегда. Для Фрэнка это было правилом, жизнь полная приключений. Настоящий человек должен выживать, прислушиваться к своим инстинктам. Детские обиды, гордость, непонимание быстро исчезают перед лицом настоящей опасности, когда на твоих глазах гибнет команда один за другим. Именно здесь на грани жизни и смерти проявляется характер, либо ты стальной прут, либо мягкотелый паникер.
- Как ты можешь быть таким безразличным?
- Карл, не время оплакивать! Она сама виновата, допустила три ошибки, когда уже первая могла ей стоить жизни!
Оплакивать погибших следует не раньше, чем сам выберешься из передряги. Иначе можно расклеиться и запаниковать, а паника, словно падальщик сидящий на плече. Если твой товарищ при смерти, ты должен помочь ему уйти, тем самым не бросив его умирать одного. Если ты обуза, то должен понимать, что ставишь под угрозу остальных членов команды. А если ты слаб духом, то никто тебе уже не поможет. Фрэнк закончил свой жизненный путь не самым лучшим образом, но с умением разделить свои чувства и найти примирение с сыном. Как быстро сын и отец обрели взаимопонимание, за столь короткий промежуток времени, когда не было никого кроме их двоих, и джунглей из каменных лабиринтов.
Если быть объективным, то фильм можно и поругать. Местами, за провисающий сценарий, а кое-где за небрежную игру актеров. Но на мой субъективный взгляд, все это не имеет никакого значение, на фоне реальной истории, наполненной жизненным романтизмом, как не законченная поэма о снах Кубла Хана. Мне кажется что дедушка Кэмерон, решил немного исправить тривиальную ситуация с Аватаром, и снять что-то по настоящему стоящее, что-то выше просто красивых спецэффектов.