Позвольте озвучить и свою версию истории Литвы, основанную на прочтении некоторых трудов, каких уже и не вспомню, так как многое прочитано было давно. Ну к примеру тот же Ермолович.
Прежде всего, считаю большой ошибкой отождествлять нынешних литовцев и литвинов средневековья. Нынешних литовцев (летувяй) звали тогда Жмудинами. Народ был дремучий, жил в непроходимых лесах,был традиционно негостеприимен ко всевозможным захватчикам, миссионерам и всем, кто вмешивался в их уклад жизни. До 16 века не имели своей письменности и крещены были в католичество в те же времена, позже всех в Европе. Ходили они чуть ли не в медвежьих шкурах и процесс из интеграции в жизнь ВКЛ шёл довольно трудно. Жмудь один только Витовт несколько раз отдавал крестоносцам. Разве так с землёй предков обращаются? Считаю, что Жмудь не являлась частью исотрической Литвы. даже в титуле князя владение этой землёй шло отдельым словом, помимо литовского. Летувяи уповают, что князей звали их именами. Но то не совсем верно. Если заглянуть в списки литовского войска (не трдно найти в сети), то там не найдёте ни одного Витаутаса, Альгирадаса и т.п. У летувяев были свои имена с буквой "с", отличные от "княжеских". Гедиминасы появились уже во времена становления летувяйской самосознательности. Никто из современников ни звал Витовта и других Витаутасом, а сами они пользовались местным диалектом русского (документов полно). Имена прекрасно переводятся на современный литовский. Но имя Владислав, тоже перрасно на русском звучит. Глупо считать по этой причине польского короля Владислава русским. Не секрет, что кроме восточных балтов - современных литовцев и латышей, существовали и западные, ныне в чистом виде не сохранившиеся. В Поморье сосуществовавшие с местными славянами и вместе изгонемые оттуда немцами и поляками к 13 веку. И куда же они все после этого делись? Логично предположить, что ушли в дремучие леса нынешней северо-западной Беларуси, где уже были свои славяно-балты - ятвяги. Сложно оценить степень этнического и культурного смешения народов. Полагаю, что пришлое население было в большей степени славянской ментальности. Хотя и балтизм не был утрачен. Думаю инородцы так легко не находили бы контакты с местными славянскими князьями. Думаю, уже в те времена предки Миндовга разговаривали на славянском языке с некоторым балтским уклоном, дошедшим до нас в белорусском в виде, например, яканья и дзеканья. Существовал на территории современной Беларуси (да и вообще аж до Оки) и восточные балты, но они были ассимилированы славянскими колонистами уже давно. Волны изгоняемых из Поморья и Пруссии лютичей и компании. Постепенно заселяли территорию нынешней Беларуси, образовывая островки, которые исследователи то под Борисовым, то под Изяславлем, то ещё где, наиболее компактно располагаясь на севере нынешней Минской области, Гродненской и бывшем Виленском краю. Понятно, что заколившись в войнах с немцами военное искусство у них было на уровне, вот вам и пассионарность. Не секрет, что фамилии практически всех литвинских шляхтичей заканчивались на -ович, -евич. Сейчас именно в указанных мной белорусских областях наибольшая концентрация таких фамилий. Предполагаю, что традицию занесли именно пришедшие лютичи и ко. Если смотреть те же списки литовского войска в 15 веке, то там 100% всевозможных "Иванов Олехновичей" и ни практически ни одного "Валдаса Адамкуса". Напрашивается вывод, что по всему ВКЛ, в том числе уже и в возвращённой Жмуди, правили славянские дворяне. Позже начинают появляться уже и "Валдасы". Это скорее всего связано с их постепенной интеграцией в общество: изучением языка (того самого, на котором писались статуты ВКЛ) и обращением в госрелигию католичество. Постепенно пришлое и коренное славянские населения смешались. Окончательно, думаю уже на рубеже 15-16 веков. Ведь и под Грюнвальдом и Вилькомиром русское и литовское войско разделялись. Под Литовским имелись ввиду именно потомки лютичей, а не витязи в медвежьих шкурах. "Валдасы" начинали получать и фамилии. Нередко аутентичные на -ас, но в основном идентичные литвинам на -ович, а позже и полякам -овский. После развала РИ они уже трансформировались в современные -явичус и -аускас. Как проще всего ассимилировать страну? Правильно, ассимилировать её столицу. Русские за 40 лет практически сделали Минск русским городом, наводнив переселенцами - специалистами и отставными военными. Как результат - служебная необходимость и мода на русский язык и вытеснение белорусского. В итоге это перешло на всю республику, сделав её самой русской и одной из самых лояльных в СССР после РСФСР. Поляки пошли по тому же пути наводнив Вильню(-о на польский манер) и Виленский край своими поселенцами. В результате близкая к 100% ( ну не считая евреев) католизация и ополячивание местных литвинов. Уже во времена Пилсудского такой номер хотели проделать с подконтрольными западными Беларусью и Украиной. Хотя если помотреть перепись населения 1898 года, виленщина с частью ковенщины ешё большей частью говорит по-белорусски. К 20-ым же субэтнос поляков срединной Литвы вполне дозрел и на фоне летувяйской экспансии консолидировался под польским началом. Про походы польско-белорусских преимущественно из Виленщины солдат на занятую литовцами Вильню все знают, как и про "восстание" (провокацию Пилсудского). Их и сейчас там полно, даже несмотря на то, что многие уехали в Польшу. У очень многих фамилии на -ович, -евич. К 20-му веку практическт вся Ковенщина и значитеьная часть Виленщины были заселены летувяями. Сам Вильнюс уже после войны, когда они там практически своими силами перерезали всех евреев. Откуда они там? Да очень просто. Войны с Московией были крайне кровопролитными, были ещё и шведы. Местное население (большинство католики) вырезалось беспощадно. Этно-религиозные чистки, к сожалению. Были вполне "нормальным" явлением для Европы 15-17 века. До Жмуди захватчики добирались редко, так что местному летувяйскому населению такие демографически провалы не грозили, и они заполняли зачищенные территории. Если бы не все эти кровопролитные войны, вполне возможно, что к 20-му веку нынешних литовцев бы полностью ассимлировало польско-белорусское большинство.
Вот как-то так. Высказывайтесь, критикуйте.