Религия
Возвращение в игру религии является основной особенностью первого аддона для Civ5. Хотя впервые в серии религия появилась только в Civ4, ее отсутствие в Civ5 многие поклонники «Цивилизации» восприняли крайне негативно. В Gods and Kings разработчики не просто возвращают религию, но делают из нее достаточно сложную отдельную игровую систему, состоящую из ряда ключевых элементов: вера, культы, Пророки, религии, а также религиозные юниты и постройки.
Первой особенностью стало добавление в игру нового накапливаемого ресурса — «веры» (faith). Начиная с древнейших времен «Вера» (представлена в виде «голубя мира» ), наряду с культурой и наукой, накапливается цивилизацией от некоторых зданий, ландшафтов и тд. При достижении определенного уровня веры игрок получает возможность выбрать первый «культ» (belief) для своего народа — Пантеон.
Пантеон богов представляет собой раннюю форму религии, ориентированную на силы природы. Игрок может выбрать только 1 из порядка 20 доступных культов Пантеона, чтобы получить наиболее существенное преимущество от своего географического расположения. Например, культ «Бог моря» дает дополнительные молотки от рыбацких лодок, «Каменный круг» позволяет получать веру от каменоломен, а «Богиня охоты» увеличивает запасы продовольствия.
Дальнеший рост Веры открывает для игрока новые культы и приводит к появлению Великого Пророка — легендарной личности, способной основать религию. После появления Пророка цивилизация может добавить к своей религии сразу 2 культа. Всего же отдельная религия состоит из 5 культов, и только Византия, благодаря своему уникальному свойству, способна использовать для своей религии дополнительный 6 культ.
Все «культы» делятся на 4 категории — Культы Пантеона (описаны выше), Культы Основателя (Founder), Культы Последователей (Follower) и Культы Миссионеров (Enhancer). Религия формируется из культов разных категорий. Преимущества от культов разнообразны — культ «Только война» дает цивилизации-основателю +20% боевой бонус, если сражение происходит в радиусе вражеского города, который разделяет эту религию; культ «Церковная собственность» обеспечивает каждый ход получение налога со всех городов с данной религией. Некоторые культы открывают доступ к религиозным юнитам (к примеру, миссионерам), а другие позволяют строить специальные религиозные постройки. Важно, что выбранный однажды культ становится недоступным для других религий и цивилизаций.
Всего в Civ5 Gods and Kings представлены 11 религий (Христианство, Буддизм, Конфуцианство, Индуизм, Ислам, Иудаизм, Синтоизм, Даосизм, Сикхизм, Тенгрианство и Зороастризм). У игрока будет возможность изменить название своей религии.
Начиная с Эпохи Возрождения влияние религии в игре будет снижаться и к Современной эпохи станет незначительным. Тем не менее, накопление «веры» будет по прежнему весьма полезным, т.к. ее можно потратить на получение Великих личностей любого типа. Разработчики подчеркивают, что религия не является обязательным элементом игры. Убежденные атеисты смогут сыграть партию, не сталкиваясь с религиозной тематикой, хотя при этом, конечно, потеряют определенные возможности.
Шпионаж
По многочисленным просьбам фанатов возвращается в игру и шпионаж, хотя инновации в этой концепции не выглядят столь драматичными по сравнению с прошлыми частями (прежде всего, Beyond the Sword), как с религией.
Шпионы появляются в игре начиная с Эпохи Возрождения. На этот раз мы не увидим их на карте в виде привычных юнитов, все разведовательные операции будут осуществляться на отдельном экране. Среди возможных миссий стандартные — кража технологии, контрразведка, просмотр города соперника, информация о составе и дислокации вражеской армии.
Серьезным нововведением, по мнению разработчиков, станет возможность путем шпионажа раскрывать самые темные скрытые планы AI игроков. К примеру, при удачном проведении операции вы сможете узнать о том, что компьютерный оппонент готовится к внезапному нападению на вас или другую цивилизацию через 15 ходов! Забавно, что наши компьютерные соперники узнать о коварных планах человека, конечно же, не смогут.)
Тайные агенты появляются через определенное время и набирают опыт с каждой проведенной операцией. Чем выше уровень Шпиона, тем более сложную миссию он способен осуществить. Например, опытный разведчик сможет не только узнать о планах AI по нападению, но даже выведает город, который станет главной целью вражеского удара. При провале миссии агент и накопленный им опыт теряется, поэтому разведывательные операции, как всегда, следует планировать особенно тщательно.
Кроме того, шпионаж станет важным элементом борьбы за влияние на города-государства. С помощью шпионов игрок сможет фальсифицировать результаты выборов в полисах или даже устроить там переворот.
Дипломатия
По словам разработчиков, дипломатическая система игры в Gods and Kings претерпит серьезные изменения. Во-первых, первую часть игры на отношения между государствами будет сильно влиять религия. В дальнейшем ключевая роль в диломатии перейдет к институтам власти. Цивилизации, выбравшие Свободу, Автократию или Порядок, будут склонны к конфликтам с теми, кто сделал другой выбор. И вы сможете строить посольства в зарубежных столицах для поддержания постоянных связей с другими цивилизациями.
Влияние на игру городов-государств также несколько изменится. Появятся два новых типа полисов — Торговые и Религиозные. Разработчики значительно увеличат количество и разнообразие квестов от городов-государств, чтобы сделать этот аспект игры более увлекательным и снизить его зависимость от прямых денежных затрат на получение влияния.
Боевая система
Изменения в боевой системе произошли по трем направлениям. Во-первых, вместо 10 хитпойнтов (очков здоровья) каждый юнит теперь будет иметь 100. Хотя при этом уровень ущерба в бою также должен вырасти, разработчики утверждают, что бои в Gods and Kings станут более эпическими. У игроков будет больше возможностей отвести раненные отряды и заменить их на передовой свежими подразделениями.
Значительные новшества коснутся флота и морских сражений. Если раньше все корабли были отрядами дальнего боя, то теперь большая часть морских юнитов начальных эпох игры будет ориентирована на ближний бой. Такие корабли смогут атаковать и даже захватывать прибрежные города! Упоминается появление в Gods and Kings Адмиралов, хотя их назначение и свойства пока неизвестны. Кроме того, в игру возвращаются Каперы, которые позволят грабить и захватывать суда противника.
Наконец, существенно расширяется линейка юнитов эпохи Первой Мировой войны. Мы увидим в игре истребители, бомабардировщики и танки того времени. Сюда же можно отнести и появление Пулеметчиков. Новые отряды должны сделать сражения в этой части партии более захватывающими.