Atkins
Кстати, можно на ты!
Ты привел имена поэтов (Гаспаров - известный переводчик с латыни, а это его предисловие к вагантскому сборнику?), но только троих Гаспаров причисляет к вагантам (и только один известен по настоящему имени - Вальтер Шатильонский), а остальные вагантами не являлись. Просто их НЕКОТОРЫЕ песни подхватили ваганты - то, что сооветствовало их взглядам, и стали включать в свои сборники.
Да, ваганты, как я уже говорил, искали лучшей жизни, и что плохого в том, что НЕКОТОРЫЕ из них ее находили, добиваясь покровительства властных, достигая более высокого положения в обществе (могло такое быть - почему нет?).
Стихотворения вагантов содержат просьбы о милостях к сильным мира сего. Но не всем же так везло. Кому повезло - потому и стал более-менее известен.
Основная же масса, думаю, так и осталась анонимами. Братия, принимая и распространяя их творения, быстро забывала имя настоящего автора, так как постоянно добавляла что-то свое.
Этакое коллективное творчество, направленное на улучшение. Ничего предосудительного в этом не видели. Это и могло быть возможным только в самой народной среде. В придворных же кругах оригинальное стихотворение так просто авторство не теряет.
Ты упрямо твердишь, что все клирики, если хотели, имели служебные места, и никто не шлялся, мол, зачем, и так приход и кафедра обеспечены, но ты же читал статьи! Там прямо написано, что со временем не всем стало хватать мест учителей, писцов, нотариусов.
Да, в XII в. странствующих школяров хоть и становилось с каждым годом все больше (последствия крестовых походов и развития торговли, а вместе с тем снижения разбоя на больших дорогах), почти каждому из них удавалось, получив образование, в конце концов найти свое место в жизни. Однако со временем, в XIII в. где-то, многие ваганты, обучавшиеся в университетах, уже не могли найти работу по призванию. Ученых людей становилось больше, чем мест, которые общество могло им предложить. К тому же росла параллельно и образованность мирян - купцов и бюргеров.
Был ли Союз вагантов - и я сомневаюсь.
Насчет презрения к смердам:
Ваганты считали себя "культурными верхами общества", изучали латынь, сторонились простонародных романского и старонемецкого языков, знали цену своей учености, презирали невежество и жадность монахов, чванство знати, грубость и вероломство рыцарей.
То есть осуждались моральные качества людей, а само социальное положение было не важно, "лишь была б душа чиста, сердце не продажно". И таких людей ваганты привечали в свое братство (все-таки перечитай "Орден вагантов" - не все же там ложь!), причем, я думаю, не обязательно для этого было бросать свое дело и идти бродить. Достаточно было регулярно собираться в тесный дружеский круг, в том числе и на пирушках, читать вместе стихи и петь песни.
Были, думаю, и настоящие бродяги, но скорее, в поисках места, тут я снимаю свой тезис о природной склонности.
Уточню, не все ваганты были поэтами (как и не все поэты - вагантами
). Ваганты - бродячие школяры и клирики - во многом не поднимались выше простого орания на ярмарках, пирушках и просто в дороге песен своих собратьев. Ведь не все люди могут быть поэтами, а хорошими особенно. И если не все ваганты умели сочинять стихи и песни, то любой из них с удовольствием распевал веселые, остроумные, а порой и едкие куплеты. Часто имя автора забывалось, но созданное им продолжало жить долго, а многое дошло и до наших дней.
О критике религии. Я не говорю о ВЕРЕ в Господа и Его Божественную силу (причем для вагантов было неважно - Христос это или кто другой), а об официальной церкви. Ваганты насмехались над монахами и священниками, критиковали высшее духовенство и папу, обличали пороки католической церкви:
...Возглавлять Вселенную
Призван Рим, но скверны
Полон он, и скверною
Всё полно безмерной...
Рим и всех и каждого
Грабит безобразно:
Пресвятая курия -
Это рынок грязный...
Разве это не свободомыслие? А разве не демократизм провозглашаемое равенство всех людей для вагантов?
Ваганты не хотели подчиняться правилам поведения, которые предписывала церковь, они отрицали, что человек рожден для страданий. Человек рожден для земных радостей, для любви! -
Быстро жизнь уносится,
Предана учению!
Молодое просится
Сердце к развлечению!
Наши нравы и уставы
Молодости сродные,
Нас весной зовут в забавы
Пляски хороводные!
Насчет переименования - согласен. Тогда отдельно открыть тему о средневековых университетах и студентах.