Если вся армия парфин - конная, то сколько же должно быть лошадей?
Остаётся только выяснить, а насколько приводимые римлянами цифры о численности парфянских армий соответствуют действительности.
thalys 19 Янв 2010 (23:21):
Для кочевников это не такая уж и большая проблема
Вообще-то парфян эпохи борьбы с Римом ИМХО весьма сложно называть кочевниками. Они уже имели свои города, столицы, частные владения (отнюдь не в степях, а в горных долинах, где "чистое кочевание" - нонсенс)...
НАСТОЯЩИХ кочевников они всё же набирали по своим северо-восточным границам и, даже, селили иногда ихние контингенты в восточных своих владениях с условием службы Аршакидам.
thalys 24 Янв 2010 (22:55):
они облегчали доспех после спешивания.
К сожалению источники об этом ничего не говорят
trototit 25 Май 2010 (00:44):
Этот фильм - идеологическая и пропагандистская продукция под маской экранизации комиксов.
Здесь я с Вами совершенно согласен. Думаю, что и большинство камрадов такого же мнения (достаточно взглянуть на итоги голосования).
Полутора, может, и нет - но намного больше миллиона, если брать вместе армию и Корпус стражей революции (там элитные части специального назначения - в общем, "бессмертные" в новом издании. Шучу, разумеется)
С одной стороны Афган, с другой Ирак... На афганской границе они большой контингент погранцов держат.
Потом, они американского удара опасаются. Может, дело в этом?
Но если честно - не знаю.
Многие китайцы, проживающие в Лицяне, полагают, что являются потомками римлян,
А почему не тохаров?
Брат Госпитальер 17 Фев 2008 (13:04):
Да, конечно, Древняя Персия не имеет никакого отношения к современной. Более того, период до 7 в. хр.э. считается у мусульман периодом "джахилийи" - т.е. "эпохой языческого заблуждения" и ему практически не уделяется никакого ни научного, ни религиозно-социального внимания.
Да, но только в каждом городе - по нескольку музеев, в том числе и антропологических. И многие музеи в основном посвящены как раз домусульманской эпохе. Ничего себе не уделяется внимания! Нам бы так...
ЗЫ. Вам это будет странно слышать, но Иран - это очень культурная страна, ценящая свою историю, а вовсе не сообщество безумных фанатиков ислама. Первые дня два в Ширазе я был поражен, когда знакомился с местными реалиями.
И насчет того, что древняя Персия не имеет никакого отношения к современной - тоже спорный вопрос. В шиизме много от зороастризма. Ну а в суфийской поэзии, которую в Иране до сих пор почитают - и подавно. Кстати, в мавзолеи Хафиза и Хаджу Кермани каждый день толпы приходят! И даже если рассматривать вопрос не с культурной, а с антропологической точки зрения, все равно видно невооруженным глазом: у многих жителей Шираза и Язда европейские черты лица, у каждого четвертого в Ширазе - светлые глаза. Откуда, интересно? Могу фотосессию выложить. Собственные съемки...
С тем же успехом можно утверждать, что в шиизме много от христианства или иудаизма. Монотеистическая религия.
Дело не только в монотеизме. Кстати, зороастризм был монотеистичен далеко не всегда. По сути, единобожие присутствует лишь в Гатах Заратуштры. А если Авесту всю почитать, то там и Митра, и Анахита...
Во-первых, в мусульманстве вообще немало от зороастризма. К примеру, мост разделения, острый как бритва.
Я плохо знаю шиизм. Поэтому вынужден был поверить шиитам на слово. Есть моменты, взятые именно из зороастризма. Есть, кстати, и такие, о которых трудно сказать, из зороастризма они или из христианства. К примеру, шииты-имамиты верят во второе пришествие Двенадцатого имама.
В суфизме очень много взято от зороастризма. А в Иране поэтов-суфиев очень почитают. Ну и т.д.
В продолжение саги о начале героического пути великого парфянского народа , начатой Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Из темы об лучшем войске её выношу, т.к. нечего ей там делать. Disclaimer: против парфян как таковых я, собственно, ничего не имею - просто незачем их хвалить не по заслугам.
Краткий список литературы (жаль, Магнус в отпуске, а то он бы добавил сюда ещё два десятка наименований на нескольких языках, включая ирландский и суахили. Может, sak ещё что-нибудь добавит):
Селевкидская библиография - на всякий случай - приведена Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Довольно много всего оттуда можно найти самостоятельно и скачать, было бы желание.
Все нижеприведённые источники свободно лежат в интернете (переводчиков не указываю для экономии времени и места). Исключение - 12-й том "Исторической библиотеки" Диодора с нужной нам 34-й книгой (издан в конце 60-х и поэтому в свободном доступе отсутствует). Это как раз жаль, т.к. наряду с Юстином это основной источник.
Итак, походы Деметрия II и Антиоха VII по источникам:
Деметрий II
Спойлер (раскрыть)
Юстин (Just. XXXVI. 1):
Цитата
"(1) Деметрий, отвоевав отцовское царство, испорченный удачей, предался порокам, свойственным юности, и впал в бездеятельность. За отвращение к труду его стали презирать так же глубоко, как глубоко ненавидели его отца за надменность. (2) Поэтому, когда от его державы начали повсеместно отпадать государства, он, чтобы смыть с себя позорное пятно лености, решил начать войну против парфян. (3) Народы Востока ничего не имели против его прихода: они были возмущены жестокостью парфянского царя Арсакида, привыкнув исстари к господству македонян, с негодованием переносили высокомерие нового народа [завоевателя]. (4) Так как Деметрию оказали помощь и персы, и элимеи, и бактрийцы, то он в ряде сражений разбил парфян. (5) Однако в конце концов он был обманут парфянами, притворившимися, будто они хотят заключить с ним мир, и был взят в плен, после чего они его возили по городам, которые в свое время перешли на его сторону, чтобы поиздеваться над их приверженностью к нему. (6) Затем его отправили в Гирканию и обращались с ним там не слишком сурово, а в соответствии с его прежним положением"
Just. XXXVIII. 9:
Цитата
"(2)...когда Деметрий начал, как было уже сказано выше, войну с парфянами и во многих боях уже одержал победы, он неожиданно попал в засаду, был окружен, потерял войско и был взят в плен. (3) Парфянский царь Арсакид, человек великой и царственной души, отправил Деметрия в Гирканию, где он не только предоставил ему условия жизни, достойные царя, но и выдал за него замуж свою дочь. Кроме того, он обещал восстановить Деметрия на сирийском престоле, которым во время отсутствия Деметрия завладел Трифон. (4) После смерти Арсакида Деметрий потерял надежду возвратиться на родину. Тяготясь положением пленника и наскучив жизнью хотя и богатого, но частного человека, Деметрий задумал тайный побег в свое царство. <...> (10) Столь мягкое и снисходительное отношение парфян к Деметрию происходило не от милосердия [этого] народа и не из родственных чувств, но оттого, что парфяне стремились овладеть Сирийским царством и намеревались использовать Деметрия против брата его Антиоха, смотря по тому, как потребуют этого обстоятельства, время и возможность испытать военное счастье
Аппиан (App. Syr. 67):
Цитата
"...Была раньше речь и об его [Антиоха IV] преемнике, Деметрии, как он был заложником в Риме и, бежав из своего заложничества, стал царем. Он получил от сирийцев имя “Сотера” (“спасителя”), вторым после сына Селевка Никатора. Против него поднял восстание некий Александр, ложно заявлявший, что он из рода Селевка. Птолемей, царь Египта, из-за ненависти к Деметрию поддерживал его. Деметрий из-за Птолемея был лишен престола и умер; но Александра изгнал Деметрий, сын этого Деметрия Сотера, и за то, что он победил человека, незаконно претендовавшего на его род, он был назван сирийцами “Никатор” (“победитель”); и он был вторым после Селевка, получившим это имя. По примеру того Селевка и он пошел войной на парфян, но был взят в плен, жил при дворе царя Фраата, и царь выдал за него замуж свою сестру Родогуну"
Иосиф Флавий (Jos. Ant. XIII. 5.11):
Цитата
"...Деметрий переправился в Месопотамию, намереваясь овладеть ею и Вавилоном и, подчинив себе верхние сатрапии, овладеть уже отсюда всем царством. Дело в том, что жившие там греки и македоняне постоянно отправляли к нему посольства с обещанием передаться ему, если только он явится к ним, и в союзе с ним идти войной на парфянского царя Аршака. В уповании на это, Деметрий двинулся к ним в расчете, если только подчинит парфян и создаст себе войско, начать войну с Трифоном и изгнать его из Сирии. Жители страны приняли его радушно, и он, собрав войско, начал борьбу с Аршаком, но потерял при этом все свое войско и сам попал в плен"
1-я Книга Маккавейская (1 Макк. 14:1-3):
Цитата
"1 В сто семьдесят втором году царь Димитрий собрал войска свои и отправился в Мидию, чтобы получить помощь себе для войны против Трифона.
2 Но Арсак, царь Персидский и Мидийский, услышав, что Димитрий пришел в пределы его, послал одного из военачальников своих взять его живого.
3 Тот отправился и разбил войско Димитрия, взял его и привел к Арсаку, который заключил его в темницу"
Орозий (Oros. V. 4):
Цитата
"Митридат, шестой царь Парфянский из династии Аршака, победил префекта Деметрия, а затем напал на город Вавилон и его земли. Потом он завоевал все племена, которые жили между реками Гидаспом и Индом... Он воевал с Деметрием во второй раз, победил его и взял в плен, и тогда некий Диодот с сыном Александром захватили трон Деметрия и объявили себя царями"
Антиох VII
Спойлер (раскрыть)
Юстин (Just. XXXVIII. 10):
Цитата
"Гл. 10. (1) Услыхав об этом, Антиох решил предупредить парфян и самому начать против них военные действия. Он повел на парфян войско, закаленное в частых войнах с соседями. (2) Но в этом войске был не меньший запас всяких предметов роскоши, чем военного снаряжения, ибо восемьдесят тысяч вооруженных сопровождали двести тысяч всякого рода обозных служителей, среди которых было очень много поваров, хлебопеков, актеров. (3) Золота и серебра было столько, что даже рядовые солдаты подбивали свою обувь золотыми гвоздями. Ногами попирали вещество, из любви к которому народы бьются другие другом оружием. (4) Также и кухонная посуда была из серебра, точно шли они на пир, а не на войну. (5) По мере того как Антиох шел вперед, к нему навстречу выходили восточные цари и переходили на его сторону со своими царствами из ненависти к парфянам за их высокомерие. (6) Скоро начались и военные столкновения. Когда Антиох, победив в трех сражениях, занял Вавилон, он стал именоваться Великим. Так как к Антиоху перешли все народы, у парфян не осталось ничего, кроме их отечественных земель. (7) Тогда Фраат послал Деметрия в Сирию с парфянским отрядом для захвата царской власти, чтобы этим способом отвлечь Антиоха от Парфии для защиты своего царства. В то же время, не будучи в состоянии превзойти Антиоха силами, он повсюду делал попытки одолеть его путем коварства. (8) Антиох разместил свое войско вследствие его многочисленности на зимовку по разным городам. Это обстоятельство и стало причиной его гибели. Когда города увидели, что их отягощают поставками на войско, и испытали на себе насилия со стороны солдат, они перешли на сторону парфян. В заранее условленный день они коварным образом напали на расквартированные отряды, и притом напали одновременно, чтобы эти отряды не могли прийти друг к другу на помощь. (9) Когда об этом донесли Антиоху, он выступил с тем отрядом, который зимовал в одном месте с ним, чтобы подать помощь гарнизонам, расквартированным наиболее близко. Во время пути он столкнулся с парфянским царем; сам Антиох сражался храбрее, чем его войско, (10) но хотя он и превзошел врагов храбростью, он был покинут своим трусливым войском и пал. Фраат почтил его царственными похоронами и, влюбившись в дочь Деметрия, которая находилась при Антиохе, взял ее себе в жены. (11) Теперь Фраат стал жалеть, что отпустил Деметрия. Он поспешно послал конные отряды, чтобы захватить его, но так как Деметрий именно этого и опасался, то посланные нашли его уже в его царстве. Тщетно испытав все средства, [чтобы вернуть его], они возвратились к своему царю"
Just. XLII. 1:
Цитата
"Гл. 1. (1) После смерти парфянского царя Митридата царем стал сын его Фраат. Он решил начать войну против Сирии, чтобы отомстить Антиоху за его попытку захватить Парфянское царство. Но в это время мятеж в среде скифов заставил его вернуться для защиты собственного государства. (2) Дело в том, что скифы были призваны за плату на помощь парфянам против Антиоха, царя Сирии, но явились, когда война была уже закончена. Их ложно обвинили в том, что они опоздали со своей помощью, и не уплатили им условленной платы. Скифы, недовольные тем, что напрасно совершили такой далекий поход, потребовали, чтобы им или уплатили за их труды, или направили против другого врага. Оскорбленные высокомерным отказом, скифы стали опустошать парфянские пределы. (3) Поэтому Фраат выступил против них в поход, а для управления государством оставил некоего Гимера, с которым Фраат сблизился, когда тот был еще цветущим отроком. Гимер, забыв о своем прошлом и о том, что он [лишь] временно облечен властью наместника, с жестокостью тирана стал безобразно притеснять жителе, Вавилона и других городов. (4) А сам Фраат повел с собой на войну греческое войско, которое попало в плен во время войны с Антиохом и с которым он до этих пор обращался высокомерно и жестоко; он забыл о том, что плен не уменьшил их враждебности [к нему], а его возмутительные оскорбления обострили еще больше. (5) Поэтому, когда греки увидели, что боевая линия парфян дрогнула, они перешли на сторону врагов и осуществили долгожданную месть за свой плен, уничтожив в кровавой сече и парфянское войско, и самого Фраата"
Аппиан (App. Syr. 68):
Цитата
"...Антиох вторгся в Парфию, но, потерпев поражение, убил себя"
Иосиф Флавий (Jos. Ant. XIII. 8.4):
Цитата
"...Впоследствии он [Гиркан] заключил дружественный союз с Антиохом, принял его в свой город и в изобилии и с удовольствием доставил его войску все необходимое. Затем Гиркан участвовал вместе с ним в походе на парфян. У нас имеется также свидетельство Николая Дамасского, повествующего об этом следующим образом: "На реке Лике Антиох воздвиг памятник в честь своей победы над парфянским военачальником Индатом и оставался на том месте в течение двух дней, потому что об этом просил его иудей Гиркан ввиду наступления какого-то иудейского праздника, в который иудеям по их закону запрещено путешествовать". И в этом Николай вполне прав: после субботы наступил праздник Пятидесятницы, и нам, действительно, запрещено законом путешествовать как по субботам, так и в праздник.
Когда же Антиох впоследствии сразился с парфянином Аршаком, он не только потерял большую часть своего войска, но и сам погиб тут. Сирийский престол перешел затем к его брату Деметрию, которого Аршак отпустил из плена как раз около того времени, когда Антиох вторгся в страну парфянскую"
Диодор (Diod. XXXIV, конспект):
Цитата
Фраат отправил к Антиоху послов с просьбой о мире (Diod. XXXIV. 20), на что получил ответ: очистить все территории, исключая Парфию, признать зависимость от Селевкидского царства, выплатить дань и вернуть из плена Деметрия (Diod. XXXIV. 21). Пока селевкидское войско стояло на зимних квартирах и притесняло местных жителей, особо лютовал стратег Атеней ((Diod. XXXIV. 15), который после начала восстания бежал, бросив царя и армию (Diod. XXXIV. 16-17). Гибель армии вызвала шок и траур по всей Сирии (Diod. XXXIV. 20; Just. XXXIX. 1.1)
Таким образом, в сухом остатке (исключая нейтральное "повзял", "присоединил" и т.п. - отметим, что почти все источники, исключая Юстина и Диодора, подробности возвышения парфян стыдливо опускают) имеем только: 1) в случае с Деметрием II - вероломный захват в плен; 2) в случае с Антиохом VII - восстание мидян и последующую резню (по поводу "парфянского следа" можно спекулировать сколь угодно долго, но это и неважно. Даже если парфяне действительно помогли всё это спланировать, чести им это не добавляет).
В честном бою парфяне неизменно были биты - их бил Деметрий, их бил Антиох. Вот вам и весь парфянский военный гений в войне с Селевкидским царством, даже Конных Лучников (тм) - и тех нет. В связи с этим гибель Фраата от рук селевкидских пленных (Just. XLII. 1.5) представляется закономерным итогом (как ты, так и тебя).
По поводу начала вторжения Митридата А.Г. Бокщанин на голубом глазу утверждает следующее: "...Парфянский царь Митридат I захватил после некоторой борьбы (ок. 161 - 155 гг. до н.э.) большую часть Мидии (Бокщанин А.Г. Указ. соч. Ч. 1. С. 240). При этом он ссылается на Юстина, который, ясное дело, никаких дат не даёт и говорит только: "...началась война между парфянами и мидянами. В течение некоторого времени то одни, то другие попеременно одерживали победы, но окончательная победа досталась парфянам (Just. XLI. 6.6)"
С какого потолка Бокщанин взял эти даты, он, естественно, не признаётся. Другие исследователи на основании того, что селевкидские монеты продолжали чеканиться в Экбатанах где-то до 148-147 гг., делают вывод, что вторжение Митридата состоялось уже после "воцарения" Александра Балы - со всеми вытекающими (см., например, Bivar, A. Op. cit. P. 33).
Что и требовалось доказать. Пока парфян было кому бить, они не высовывались. Когда их бить стало некому, они высунулись. См, например, у Роулинсона: "...Селевкиды в середине II в. настолько увязли в своих внутренних проблемах, что просто не имели сил и возможности отвлекаться на восточные дела и мешать Митридату I строить свою империю" (Rawlinson, G. Op. cit. P. 74). А если у благородного пахлавана К. Фарруха в 140-х ещё правит Деметрий (Farrokh, K. Op. cit. P. 122) - так на то он и благородный пахлаван, с него и спроса никакого.