История эта давняя и мутная. Истоки её давно утеряны, но по сей день идёт противостояние. Приведу по этому поводу две статьи.
Позиция сторонников Games-Workshop
Позиция сторонников Blizzard
Позиция сторонников Games-Workshop
Спойлер (раскрыть)
Рождение зеленокожих
История эта берёт начало в дремучем 1983 году, когда английская компания Games-Workshop разработала настольную тактическую игру Warhammer. На данный момент вселенных под названием warhammer две: Warhammer Fantasy Battle - классическое фентези (с эльфами, гномами, орками и пр.) и научно-фантастический Warhammer 40000 (появился в 1987 году). По сути сорокотысячник вначале являлся тем же фентези со своими эльфами-эльдарами (в Сильмариллионе "эльдар" это эльфиское название эльфов... нагородил ), гномами-скватами, орками-орками (orc-ork - в русском языке, к сожалению, разницы не почувствуешь), гоблинами-гретчанами и пр. , но потом стал приобретать и свои характерные особенности.
Но вернёмся к нашим баранам. Была в Warhammer Fantasy Battle ормия орков. Вообще из-за немногословности одного английского профессора, который собственно орков придумал, синтезировав их из гоблинов, их внешний вид представляли вот так-
Орки выглядят поистине омерзительно: коротконогие, приземистые, с длинными руками, едва ли волочащимися по земле; у них смуглые лица, раскосые глаза, а изо ртов торчат длинные клыки. Носят они грубые одежды и тяжелые башмаки. Большинство орков (кроме Урукхай) боятся солнечного света и даже сумеркам предпочитают темноту.
То есть по сути помесь клыкастого орангутанга с арабо-китайцем. =)
Собственно английские товарищи вынуждены были как-то резко выделить данную армию среди прочих, придав ей своеобразность. Ведь по сюжету дикие орочьи племена противопостовлялись эльфам, людям, гномам и пр. Художники Games-Workshop придали оркам и гоблинам зелёный цвет. Да-да, именно художники Games-Workshop первыми создали образ злобного брутального зелёного орка, предпочтительно вооружённого топором. (в D&D цвет у орков был серый)
"Ere we go, ere we go, cross the Kosmos. Killin lotsa boyz"
Появившиеся в 1987 в сорокотысячнике Orks приобрели комичные и хулиганистые черты. Эпичность была пинком отправлена на помойку. Вместо неё орки приобрели смешной акцент по принципу "как слышится- так и пишется" (похож на наш "падонкоффский", но гораздо смешнее), смешные названия и оружие собранное "на коленке" из подручных матерьялов. Это оружие стреляет только за счет того, что орки верят: оно может выстрелить. Имперский (человеческий) офицер совершенно точно знает: эта странная конструкция, собранная из кусков металла, пластика и дерева, стрелять не может. В принципе. Он может это доказать. И у имперца «это» действительно не выстрелит. Оно выстрелит у орка. Возможно, выстрелит не каждый раз. Возможно даже, иногда не выстрелит, а взорвется в руках. Но иногда обязательно выстрелит. Потому что орк верит: это стреляет. Также орк верит, что красная машина ездит быстрее. Поэтому машины у орков преимущественно красного цвета. Правда в следствии того, что сорокотысячник это всё-таки какая-никакая а научная фанантастика, то пришлось придумать убедительную историю о том, как орки попали в космос. И стали орки инопланетянами, причём с довольно хитрым физиологическим строением. Особо описывать не буду, но скажу лишь что они по своему строению они являются наполовину грибами и размножаются спорами. =)
"Zug-Zug?"
Собственно далее история нас переносит в 1994 год. Имено тогда некой фирмой Blizzard были созданы и выпущены игры Blackthorne и Warcraft. Первый варкрафт конечно был популярным, но только не по причине каких-то революционных особенностей, а по причине того, что он был второй ртс после небезызвестной Dune 2. А третьей ртс в те мохнатые времена не существовало в природе. Вот второй варкрафт- это да, это было откровение, zug-zug и пр.
Но вот что интересно. Давайте сравним кое-что =)
Вархаммеровские орки. Обратите внимание на нечто напоминающее немецкую каску с пимпочкой. Арт White Dwarf (официальный журнал Games-Workshop) 1991 года. На некоторых миньках (миниатюрах) были точно такие же шапочки.
Далее опять орки из вархаммера. Разброс повторяю от 1983 и далее. Много картинок приводить мне элементарно лень. Орки на арте преимущественно с виду одни и те же, потому как срисовываются с минек.
Ну и его величество варкрафт. Всё также обращаем внимание на шапочки и внешний вид.
Ну с одной стороны Близзард понять можно. Калоритные образы подходящие к мультяшной графике, лень художников придумывать что-то канцептуально новое и пр. Да и вообще Близзард славилась тем, что в основном шлифовала и доводила до состояния конфетки чужие идеи и задумки (просто задумайтесть о всех играх этой компании). Но с другой стороны, могли бы передирать и не так кропотливо. В Games-Workshop наверняка просто косо посмотрели на игрушки, пробормотали "плагиаторы хреновы" и снова занялись своим делом.
А дальше...
"Сожги еретика, убей мутанта, преследуй нечисть! Во имя Императора!"
А дальше в 1998 Близзард выпустила Старкрафт. Что творилось в Games-Workshop мне не известно. Могу лишь предположить, что самой безобидной мечтой сотрудников фирмы была картина насаженных на колья создателей старкрафта рядом с горящим офисом Близзард. Почему так? А вот посмотрим.
Самая популярная армия в Вархаммере 40000 - спейсмарины (космодесант). Можно сказать, визитная карточка вселенной.
Терранские марины (десант) в старкрафте. Самый расходный юнит у терранов (как следствие самый "светящийся" во всех заставках). Обратите внимание на тряпочку у медика, даже она слизана...
Тираниды в вархаммере.
Tyranids - это инопланетная форма жизни, воплощение самого ужаса. Существа, пришедшие, как кажется, из ночных кошмаров, носятся по полю боя и всегда настигают свою жертву. Они лишены эмоций и существуют лишь для войны воимя их единого Мозга - Tyranid Hive Mind. Hive Mind это коллективный разум, который составляют все существа расы Tyranid... Основной инстинкт, ведущий Тиранидов – это поглощение нового генетического материала. Это единственное, что их интересует и с ними совершенно не возможно вступить в переговоры, заключить сделку или мир.
Зерги. Старкрафт.
Зерги - раса, которая развилась разоряя планеты и вбирая в себя самых сильные существ, которых они находили на захваченных планетах. Они продвигаются как саранча, роятся вокруг врагов, используют свое подавляющее количественное превосходство для устранения врагов. Также обладают коллективным единым мозгом.
Эльдары. Древняя мудрая раса, пережившая недавно падение. Обладают сильными пси-способностями. Предпочитают пользоваться телепортацией. Существуют тёмные эльдары.
Протоссы. Древняя мудрая раса, пережившая недавно падение. Обладают сильными пси-способностями. Предпочитают пользоваться телепортацией. Существуют тёмные протоссы.
Конечно, старик обладал своей собственной историей, балансом и пр. Но warhammer 40k в нем заметен как слон, пытающийся спрятаться за дистрофичной берёзкой. Деталей различных была свиснута просто тьма. Варп двигатели, варп пространство... Особенно смешно читать обзоры компьютерной игрушки Warhammer: Dawn of War где написано, что создатели пытались слизать старкрафтовский баланс. Баланс, товарищи, Relic слизывала исключительно с настольника. Вопрос в том, что там слизывала с этого же настольника Blizzard в мохнатом 1998-ом. =)
Вот так-то =)
История эта берёт начало в дремучем 1983 году, когда английская компания Games-Workshop разработала настольную тактическую игру Warhammer. На данный момент вселенных под названием warhammer две: Warhammer Fantasy Battle - классическое фентези (с эльфами, гномами, орками и пр.) и научно-фантастический Warhammer 40000 (появился в 1987 году). По сути сорокотысячник вначале являлся тем же фентези со своими эльфами-эльдарами (в Сильмариллионе "эльдар" это эльфиское название эльфов... нагородил ), гномами-скватами, орками-орками (orc-ork - в русском языке, к сожалению, разницы не почувствуешь), гоблинами-гретчанами и пр. , но потом стал приобретать и свои характерные особенности.
Но вернёмся к нашим баранам. Была в Warhammer Fantasy Battle ормия орков. Вообще из-за немногословности одного английского профессора, который собственно орков придумал, синтезировав их из гоблинов, их внешний вид представляли вот так-
Орки выглядят поистине омерзительно: коротконогие, приземистые, с длинными руками, едва ли волочащимися по земле; у них смуглые лица, раскосые глаза, а изо ртов торчат длинные клыки. Носят они грубые одежды и тяжелые башмаки. Большинство орков (кроме Урукхай) боятся солнечного света и даже сумеркам предпочитают темноту.
То есть по сути помесь клыкастого орангутанга с арабо-китайцем. =)
Собственно английские товарищи вынуждены были как-то резко выделить данную армию среди прочих, придав ей своеобразность. Ведь по сюжету дикие орочьи племена противопостовлялись эльфам, людям, гномам и пр. Художники Games-Workshop придали оркам и гоблинам зелёный цвет. Да-да, именно художники Games-Workshop первыми создали образ злобного брутального зелёного орка, предпочтительно вооружённого топором. (в D&D цвет у орков был серый)
"Ere we go, ere we go, cross the Kosmos. Killin lotsa boyz"
Появившиеся в 1987 в сорокотысячнике Orks приобрели комичные и хулиганистые черты. Эпичность была пинком отправлена на помойку. Вместо неё орки приобрели смешной акцент по принципу "как слышится- так и пишется" (похож на наш "падонкоффский", но гораздо смешнее), смешные названия и оружие собранное "на коленке" из подручных матерьялов. Это оружие стреляет только за счет того, что орки верят: оно может выстрелить. Имперский (человеческий) офицер совершенно точно знает: эта странная конструкция, собранная из кусков металла, пластика и дерева, стрелять не может. В принципе. Он может это доказать. И у имперца «это» действительно не выстрелит. Оно выстрелит у орка. Возможно, выстрелит не каждый раз. Возможно даже, иногда не выстрелит, а взорвется в руках. Но иногда обязательно выстрелит. Потому что орк верит: это стреляет. Также орк верит, что красная машина ездит быстрее. Поэтому машины у орков преимущественно красного цвета. Правда в следствии того, что сорокотысячник это всё-таки какая-никакая а научная фанантастика, то пришлось придумать убедительную историю о том, как орки попали в космос. И стали орки инопланетянами, причём с довольно хитрым физиологическим строением. Особо описывать не буду, но скажу лишь что они по своему строению они являются наполовину грибами и размножаются спорами. =)
"Zug-Zug?"
Собственно далее история нас переносит в 1994 год. Имено тогда некой фирмой Blizzard были созданы и выпущены игры Blackthorne и Warcraft. Первый варкрафт конечно был популярным, но только не по причине каких-то революционных особенностей, а по причине того, что он был второй ртс после небезызвестной Dune 2. А третьей ртс в те мохнатые времена не существовало в природе. Вот второй варкрафт- это да, это было откровение, zug-zug и пр.
Но вот что интересно. Давайте сравним кое-что =)
Вархаммеровские орки. Обратите внимание на нечто напоминающее немецкую каску с пимпочкой. Арт White Dwarf (официальный журнал Games-Workshop) 1991 года. На некоторых миньках (миниатюрах) были точно такие же шапочки.
Далее опять орки из вархаммера. Разброс повторяю от 1983 и далее. Много картинок приводить мне элементарно лень. Орки на арте преимущественно с виду одни и те же, потому как срисовываются с минек.
Ну и его величество варкрафт. Всё также обращаем внимание на шапочки и внешний вид.
Ну с одной стороны Близзард понять можно. Калоритные образы подходящие к мультяшной графике, лень художников придумывать что-то канцептуально новое и пр. Да и вообще Близзард славилась тем, что в основном шлифовала и доводила до состояния конфетки чужие идеи и задумки (просто задумайтесть о всех играх этой компании). Но с другой стороны, могли бы передирать и не так кропотливо. В Games-Workshop наверняка просто косо посмотрели на игрушки, пробормотали "плагиаторы хреновы" и снова занялись своим делом.
А дальше...
"Сожги еретика, убей мутанта, преследуй нечисть! Во имя Императора!"
А дальше в 1998 Близзард выпустила Старкрафт. Что творилось в Games-Workshop мне не известно. Могу лишь предположить, что самой безобидной мечтой сотрудников фирмы была картина насаженных на колья создателей старкрафта рядом с горящим офисом Близзард. Почему так? А вот посмотрим.
Самая популярная армия в Вархаммере 40000 - спейсмарины (космодесант). Можно сказать, визитная карточка вселенной.
Терранские марины (десант) в старкрафте. Самый расходный юнит у терранов (как следствие самый "светящийся" во всех заставках). Обратите внимание на тряпочку у медика, даже она слизана...
Тираниды в вархаммере.
Tyranids - это инопланетная форма жизни, воплощение самого ужаса. Существа, пришедшие, как кажется, из ночных кошмаров, носятся по полю боя и всегда настигают свою жертву. Они лишены эмоций и существуют лишь для войны воимя их единого Мозга - Tyranid Hive Mind. Hive Mind это коллективный разум, который составляют все существа расы Tyranid... Основной инстинкт, ведущий Тиранидов – это поглощение нового генетического материала. Это единственное, что их интересует и с ними совершенно не возможно вступить в переговоры, заключить сделку или мир.
Зерги. Старкрафт.
Зерги - раса, которая развилась разоряя планеты и вбирая в себя самых сильные существ, которых они находили на захваченных планетах. Они продвигаются как саранча, роятся вокруг врагов, используют свое подавляющее количественное превосходство для устранения врагов. Также обладают коллективным единым мозгом.
Эльдары. Древняя мудрая раса, пережившая недавно падение. Обладают сильными пси-способностями. Предпочитают пользоваться телепортацией. Существуют тёмные эльдары.
Протоссы. Древняя мудрая раса, пережившая недавно падение. Обладают сильными пси-способностями. Предпочитают пользоваться телепортацией. Существуют тёмные протоссы.
Конечно, старик обладал своей собственной историей, балансом и пр. Но warhammer 40k в нем заметен как слон, пытающийся спрятаться за дистрофичной берёзкой. Деталей различных была свиснута просто тьма. Варп двигатели, варп пространство... Особенно смешно читать обзоры компьютерной игрушки Warhammer: Dawn of War где написано, что создатели пытались слизать старкрафтовский баланс. Баланс, товарищи, Relic слизывала исключительно с настольника. Вопрос в том, что там слизывала с этого же настольника Blizzard в мохнатом 1998-ом. =)
Вот так-то =)
Позиция сторонников Blizzard
Спойлер (раскрыть)
Рассказывает Филипп Чурилов:
Предисловие
Статья написана два года назад, в июне 2007 года, для сайта Близзард.ру (ныне Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, и переезд на переносе контента сказался негативно) в ответ на многостраничные споры фанбоев обеих вселенных на предмет «у кого длиннее». На этом сайте я пребывал порядка 5-и лет в разных состояниях, но в целом – это изрядная доля истории моей Интернет-жизни. С недавних пор меня там нет, но это, может, и к лучшему.
Введение
Не так давно, а именно 19 мая 2007 года был анонсирован Starcraft II. Это знаменательное событие ждали многие поклонники стратегических игр, в том числе и на Blizzard.ru (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь), где в кратчайшие сроки был создан раздел, посвященный грядущей игре.
Однако эйфория от анонса столь ожидаемой игры была несколько подпорчена неожиданным наплывом на форум людей, обвинявших компанию Близзард в плагиате идей вселенной Warhammer. Как правило, в качестве первого и, к сожалению, последнего аргумента приводилась статья некого Heimdall Jenkins от 19 июня 2006 (рекомендуется к ознакомлению перед дальнейшим чтением), в которой якобы раскрывается вся подноготная «плагиата» и «наглого воровства идей». Никакие увещевания не могли убедить этих людей говорить по существу, без повторения мантры «Воры! Украли! Плагиат!», а незнание предмета многими старкрафтерами, в свою очередь, не способствовало конструктивной дискуссии. К слову, незнание предмета обеими сторонами – это основная составляющая всего «конфликта» между поклонниками Starcraft и Warhammer.
Ситуация усугублялась тем, что автор пресловутой статьи решил пойти по лёгкому пути и свои аргументы построил на популизме и софистике. Говоря менее академичными терминами – автор сказал Вархаммер-комьюнити то, что оно хотело услышать, раздувая единичные сходства до размеров слона и лукаво опуская упоминания об определяющих различиях. Естественно, при таком подходе говорить об объективности и проверке фактов не приходится.
Такое положение вещей несколько коробит. Я достаточно хорошо знаю как вселенную Старкрафта, так и мир «сорокотысячника», в своё время изучал бэкграунд обеих как отличную sci-fi литературу, чтобы заявить: статья о плагиате не выдерживает критики и написана в форме откровенной пропаганды. После –дцатого беспочвенного обвинения в сторону Близзард, подкреплённого несколькими абсурдными комментариями (отождествление Колосса протоссов из Starcraft II и Аватара эльдаров в WH40k пока что лидирует в личном хит-параде), возникла идея написать ответную статью, в которой был бы проведён анализ возможных заимствований Близзард из вселенных Games Workshop. Это не опровержение как таковое – это попытка расставить точки над i во всей этой истории. Также во время поиска информации для статьи всплыли достаточно интересные факты, которыми я с удовольствием поделюсь, так как они позволяют посмотреть на всю ситуацию в несколько ином свете.
Вопрос доверия к автору остаётся на усмотрение читателя. Со своей стороны я могу только сказать, что не являюсь ярым фанатом какой-то одной из двух вселенных: мне лично интересны оба сеттинга, и я провёл немало часов, изучая историю протоссов и зергов наряду с эльдарами, орками, тиранидами и всевозможными чаптерами Космодесанта.
Причины
Для начала следует разобраться, зачем вообще понадобилось писать исходную обличительную статью. Что могло подвигнуть любителей популярнейшего настольного варгейма на столь явный негатив по отношению к компьютерной игре в другой вселенной? Ответ прост: популярность и её последствия, в частности зависть. Игры Близзард, созданные в идеологически близких вселенных, стали хитами на все времена, в то время как оба Вархаммера в мире компьютерных игр довольствовались отличными, но уже довольно возрастными Warhammer: Shadow of the Hornet Rat и Warhammer: Dark Omen по Fantasy Battles и россыпью непримечательных варгеймов (Final Liberation, Vengeance of the Blood Angels, Rites of War и другие) до выхода зрелищного Dawn of War по WH40k. Ситуацию усугубляло невежество многих старкрафтеров, незнакомых с настольной игрой, которые путались в датах и провозглашали Старкрафт (1998 год) предшественником WH40k (1987 год), а Fantasy Battles (1983) – настолкой «по Варкрафту» (1994, 1995, 2002). Согласитесь, поклонникам игр от Games Workshop было обидно такое читать. Естественно, чтобы восстановить справедливость, фанаты начали автоматически обращать любые возможные сходства миров в неопровержимые доказательства плагиата идей, указывая на более раннее происхождение Вархаммера. При этом очень немногие в действительности задумывались о степени сходства, предпочитая бросаться громкими фразами, которые другие подхватывали и принимали на веру, не вникая в суть противоречия и не проверяя факты. И уж тем более вообще никто не поинтересовался, на основе чего сама Games Workshop создавала свои миры.
В общем, на данный момент расстановка сил такова:
1) ярые поклонники Вархаммера не сомневаются в том, что Близзард содрали свои хиты со вселенных Games Workshop;
2) ярые поклонники Старкрафта и Варкрафта зачастую знать не знают о Вархаммерах, а в спорах утверждают, что высшим судьёй является популярность игры, и что Близзард, успешно применив и популяризировав наработки GW так, что они не всем очевидны, показали себя с лучшей стороны как разработчики и маркетологи;
3) люди, далёкие от обеих вселенных, формируют своё мнение на основе статей вроде той, что указана в начале, и склоняются к мнению вархаммеровцев;
4) нормальные люди тащатся с обеих миров и просто рады отличным играм.
Итак, приступим.
Часть первая, длинная: Warhammer: 40,000 vs. Starcraft
Этот раздел исходной статьи характеризуется минимализмом, то есть большинство претензий автора представлены тезисно, устанавливая «сходство» на уровне коротких фраз. Однако степень безосновательной веры настолько велика, что волей-неволей придётся сделать эту часть объёмной.
Спейсмарины (космодесант) и Имперская Гвардия против пехотинцев Терран.
Начнём от печки — идею «космического солдата в броне» придумала далеко не Games Workshop. По данным Википедии:
«Идея космических пехотинцев зародилась в рассказах и книгах Роберта Хайнлайна – словосочетание впервые было использовано в рассказах "Misfit" (1939) и "The Long Watch" (1940). В романе «Звёздный Десант» им была отведена ключевая роль, где они назывались Mobile Infantry и характеризовались как тяжеловооруженная бронированная мобильная наземная сила. В последующих воплощениях концепции термин «космические пехотинцы» зачастую заменялся чем-то схожим, но более индивидуальным, как, например, «колониальная пехота» (Colonial Marines) из серии «Чужой» (1979). Многие sci-fi сеттинги оставили простое наименование «the Marines», однако основная идея Хайнлайна – мобильная тяжеловооруженная наземная пехотная сила – сохранилась. <…> Идею популяризировала фирма Games Workshop, создав в 1987 вселенную Warhammer: 40,000, где фигурировали закованные в броню тяжеловооруженные космические пехотинцы. Сегодня термин «Space Marines» является зарегистрированным товарным знаком Games Workshop».
Далее нужно разобраться — а в чём, собственно, суть претензий Вархаммера?
Речь, видимо, идёт о возможных сходствах между основными армиями людей в Вархаммере – Космодесантом (Space Marines) и Имперской Гвардией (Imperial Guard) – и Конфедерацией Земли (Terran Confederacy), а позже Объединённым Земным Директоратом (United Earth Directorate) из Старкрафта. Сомневаюсь, что у Games Workshop есть монополия на создание боевых фантастических сеттингов, поэтому предлагаю вкратце рассмотреть устройство и основную ударную силу рассматриваемых армий и попытаться найти сходства.
Космодесант.
Идея. Элитные войсковые части землян с заметным религиозным оттенком. Генетически модифицированные люди (опустим Примархов и Императора – долго объяснять, да и не в них суть), использующие всяческие технологические достижения – силовую броню, разнообразные виды оружия (включая энергетическое), ракетные ранцы, тактическую броню (терминаторы) и технику – танки, дредноуты, космические корабли, роботы-Титаны и др.
Структура. Космодесант был изначально разбит на Легионы, однако после определённого исторического события легионы были разделены на Ордена-Чаптеры (Chapter) по 1000 десантников в каждом. Каждый Чаптер (за рядом исключений) имеет собственную Крепость на какой-либо планете, где набираются, генетически модифицируются и проходят обучение согласно традициям Чаптера рекруты. Имеют структуру и иерархию, опирающиеся на общий свод правил – Codex Astartes, однако здесь есть и ряд исключений. Подчиняются Администратуму (правительству), самим себе и – заочно – Богу-Императору (за этим, а также за историей Чаптера следят Либрарианы – некий аналог магов с помесью религии).
Тактика. Боевая доктрина варьируется от Чаптера к Чаптеру, но в большинстве случаев десантники высаживаются на планете, захватывают какие-нибудь стратегические позиции, по необходимости сбрасывают тяжелую технику, а потом всех сурово побеждают.
Имперская Гвардия.
Идея. Регулярная армия Империи, состоящая из обычных людей. В то время как космодесант летает по вселенной и бьётся с Хаосом, еретиками и чужими расами, Гвардия составляет костяк обороны планет, поддерживает власть и правопорядок и в какой-то степени занимается «черновой» военной работой «по ситуации» (обеспечение эвакуации населения, штурм городов, удержание позиций и т.д.). Присутствуют и экспедиционные корпуса, ведущие наступательные действия. В целом – это армия Земли в будущем без активных примесей.
Структура. Обычная армейская организация с иерархией званий и делением на роты, дивизии и т.д. Армия состоит из пехотных отрядов и кучи техники: танков, БТРов, шагающих роботов – Sentinels, артиллерии и прочих. Дисциплина чем-то напоминает тоталитаризм, отсюда аналог комиссаров НКВД с возможностью расстрелять солдата в отряде с целью поднятия боевого духа. Вооружение несколько менее технологичное, чем у космодесанта, из брони как таковой – стандартные бронежилеты. В армии иногда фигурируют санкционированные псайкеры (что-то вроде сильных телепатов, по бэкграунду — преследуемые и репрессируемые).
Тактика. Большей частью оборонительная, хотя тяжелая техника и количество позволяют при желании что-нибудь и проштурмовать.
Конфедерация Земли.
Идея. История землян в Старкрафте списана с революции в Соединённых Штатах Америки. Метрополия-Земля посылает колонистов, набранных из преступников и неугодных элементов с промытыми мозгами, за пределы Солнечной системы в криогенных камерах. Случается некая авария, связь с кораблями теряется, однако они в итоге всё равно куда-то прилетают и колонизируют пригодные для жизни планеты, постепенно развиваясь и восстанавливая уровень технологий Земли. Конфедерация как таковая представляет собой, кхм, конфедерацию нескольких планет, какие-то из которых более сильны и пытаются контролировать остальных. Позже по сюжету прилетает армия Земли и случается некий аналог «бостонского чаепития» со стрельбой и убийствами, закончившегося, правда, победой метрополии (как выяснится позже – временной).
Структура. Армия землян – пехотинцы в скафандрах с автоматами и огнемётами, медики, танки, шагающие роботы, мотоциклы на антигравитационных двигателях, истребители, боевые крейсеры и спецназ (телепаты-Призраки). Стандартная футуристическая армия людей, практически нет генетики, телепатия в какой-то степени присутствует, большинство способностей имеют техногенную природу.
Тактика. Сложно говорить о тактике расы в риал-тайм стратегии. Если обобщить, то будет примерно так: высадили пехоту и технику, обустроили плацдарм (благо минерал и газ по сюжету универсальны – изящное фантастическое допущение), атаковали противника, по возможности победили.
Как мне кажется, сходств в идейном и структурном плане у них нет. Понятия «пехота», «техника» и «шагающий робот» не являются зарегистрированными товарными знаками Games Workshop, и в этом плане претензий быть не должно. Если Терраны Старкрафта и являются чьим-то прямым наследником, то это либо Mobile Infantry из «Звёздного Десанта» (именно книги), либо Colonial Marines из Чужих – из этих источников прослеживается облик некоторых персонажей и кое-какие детали сюжета, а цитаты из них входят в лексикон многих юнитов.
Лишний раз обратите внимание на «неоспоримое сходство терран и имперцев» (менее популярное сравнение, хотя такую фразу я тоже встретил).
Значит, суть претензий – во внешнем виде Космопехов и Маринов. Приведу использованные в оригинальной статье картинки.
Это – космодесант WH:40k в силовой броне (power armor), по словам автора статьи «визитная карточка вселенной»:
А это – пехотинцы Старкрафта, как выразился автор, «самый расходный юнит у терранов (как следствие самый "светящийся" во всех заставках)»:
На первый взгляд – похожи, да. Но если думать и смотреть, то уже нельзя сказать, что дизайн очень похож. В случае космодесанта это именно броня, силовой доспех по аналогии с рыцарским, что вполне вписывается в концепцию sci-fi готики WH:40k. Шлем и перчатки от доспехов легко отделимы — в настольной версии сержанты (лидеры отрядов) не носят шлемов (см. миниатюру выше), также существует ряд апгрейдов для них, например замена меча в руке на силовую перчатку или молниевые когти (lighting claws). Это отсылка к рыцарству, символизм.
Пехотинцы же в Старкрафте облачены скорее в универсальный боевой скафандр, позволяющий им вести бой в любой атмосфере и при любой гравитации. Терране никак не модифицированы генетически, поэтому их скафандры снабжены сервомоторами, увеличивающими их силу. По сути, это – помесь космического скафандра и боевого экзоскелета. Насчёт «отделимости» частей — в презентационном ролике Starcraft II, показанном 19 мая в Сеуле, показана процедура одевания скафандра: пехотинца в него просто «запаяли». Допустим определённое художественное преувеличение, но факт остаётся: скафандр терран – это единая, целостная конструкция, а никак не кираса. Также отметим, что в отличие от своего визави в космодесанте, являющегося грозным противником в ближнем бою, пехотинец терран никак не приспособлен к рукопашной, целиком опираясь на своё оружие.
Кадр заставки в Старкрафте:
Ещё две картинки для сравнения (by Newfr):
Надо сказать, что некий промежуточный вариант между силовой бронёй космодесанта и боевым скафандром Старкрафта нашёл своё воплощение в серии Fallout (1997, 1998), где Power Armor Анклава и Братства Стали являлись доспехами по сути, но при этом увеличивали силу и выносливость носителя, а также защищали от токсических веществ и радиации.
Также Warhammer: 40,000 уж никак не был первооткрывателем силовой брони в мире фантастики. Приведу цитату из схожей статьи за авторством Newfr:
«Но и тут нет. Power Armor, как ее принято называть сейчас или более правильное название artificial powered exoskeleton – экзоскелетная броня, имеющая свой источник энергии и предназначенная для строительства, выживания и сражения в опасных средах. Впервые концепция подобной брони была изложена в новелле «Tom Swift and His Jetmarine», опубликованной в 1954 году. Однако известность ей принесла другая книга. А точнее небезызвестные «Starship Troopers» Роберта Хайнлайна, изданные в 1959 году. После этого power armor стала частым гостем не только в фантастической литературе, но так же и в комиксах, манге, кинематографе, мультипликации и, конечно же, компьютерных играх. Кроме того, в ряде известных вселенных подобная броня играет значительную или главную роль. Это относится не только к доспехам в Warhammer 40K, но и к Elemental armor из Battletech (MechWarrior), SAMAS (Strategic Armor Military Assault Suit) из Rifts и броня из Iron Kingdoms. Не говоря уже о том, что подобная броня активно разрабатывается в настоящее время».
Броня SAMAS из Rifts:
Описание Elementals из Mechwarrior (1984):
«В фантастической вселенной Battletech элементалы – это наименование элитной силовой брони и солдат, носящих её. Сам скелет оснащён толстым слоем брони, внутренними стабилизаторами от сотрясений и чёрной желеобразной субстанцией, автоматически заполняющей пробоины при повреждениях. Они несут не очень много оружия (ракеты малой дальности, малый лазер и пулемёт), но оно всё battlemech-класса и способно повредить боевой робот. Также броня оснащена механической клешнёй с силой, достаточной для того, чтобы рвать металл и сминать плоть и кости. Для большей мобильности на броне установлен прыжковый двигатель, позволяющий элементалу за считанные секунды пролететь более ста метров.
Не менее впечатляют и носители этих костюмов. Элементалы – результат специализированной генетической программы, сделавшей их 8-футовыми гигантами (2,64 метра) с огромной силой и неожиданной для их габаритов ловкостью и скоростью. С рождения они осваивают рукопашный бой, тактику пехотных операций, методы противостояния боевым роботам, а также политику своего клана и кодекс чести, известный как «зельбриген». Боевая подготовка элементалов разных кланов может отличаться, но все они пользуются уважением и Кланов, и Внутренней Сферы как высшее воплощение адептов пехотного боя»
(с) Wikipedia
Второй абзац никого не напоминает? Генетические модификации, тренировка в тактике, доктрина Чаптера и Codex Astartes... Очень знакомо, не правда ли?
Вторая претензия автора – так называемая «тряпочка» медика, якобы скопированная со Спейсмаринов.
Для начала небольшая ремарка. Спейсмарины, изображенные вверху, принадлежат к чаптеру Чёрных Храмовников (Black Templars); их иерархия и доктрина ещё больше заимствует из истории рыцарских орденов Средневековья (нетрудно догадаться, что за основу взят орден Тамплиеров-Храмовников). Именно по этой аналогии они носят так называемые табарды – плащи поверх доспехов, которые носили рыцари. Мальтийские кресты в декоре тоже оттуда.
Этот Чаптер, в сущности, уникален — подавляющее большинство космодесанта не носит такое одеяние, за исключением Либрарианов (маги), Инквизиторов (здесь всё ясно) и старших командиров (как знак отличия и элемент декора, опять-таки в контексте отождествления с рыцарством). Что интересно, Аптекари – примерный аналог медиков во вселенной WH:40k – их не носят.
Здесь нужно показать гораздо более «сплагиаченный» вариант медика, нарисованный художником Samwise Didier в качестве арта для сайта в своём любимом стиле «гипертрофированность и обилие тестостерона»:
Зрелище, достойное Adeptus Sororitas.
Но, как известно, арт на то и арт, чтобы быть личным мнением художника – как мы знаем, в Brood War вошла хрупкая девушка-медик в белом скафандре. Причём в игре на схематичной модели медика при выделении юнита и на том, что можно разглядеть в спрайтовой графике 1998-го года, никакого табарда нет и в помине. Что рисовали художники и моделлеры для сайтов – это их видение, и к делу оно отношения не имеет.
На этом претензии, изложенные в статье, заканчиваются. Однако продолжим: существует третий пехотинец Терран, которого можно издалека принять за спейсмарина – огнемётчик.
Это официальная фигурка огнемётчика, продаваемая Близзард:
А это Спейсмарины-огнемётчики из чаптера Кровавых Ангелов (Blood Angels):
Похожи? Здесь – в какой-то степени. Но сравнивать не стоит. Огнемётчик закован в более мощную версию пехотного скафандра, несёт на себе баллоны с горючим, а сама его роль подразумевает близкий контакт с противником – отсюда более массивная конструкция. Красный цвет – по аналогии с огнём, декор соответствующий.
Спейсмарины принадлежат к Кровавым Ангелам (вроде к ним, хотя эмблему плохо видно). Доспех стандартный космопеховский. Вполне логично, что его цвет соответствует названию чаптера. В руках разные виды оружия, в частности, у «объекта сходства» — ручной огнемёт (в отличие от специальной конструкции скафандра терранского огнемётчика), а у его товарищей по отряду — болтеры. Массивные штуки у них за спиной – это не горючее, как можно подумать, а элемент доспеха, присущий всем без исключения пехотинцам в силовой броне.
Ещё для сравнения огнеметчик (арт-основа для фигуры, показанной выше. Автор – Samwise Dider) и морпех в стандартной броне, но уже без характерного цвета (Ультрамарин снизу на самом деле синий):
Можно ли в данном случае говорить о «копировании»? (Картинку с Кровавыми Ангелами я нашёл как раз в контексте «Starcraft Firebat = Space Marine with Flamer» на одном из англоязычных ресурсов). Нет. На месте красной брони десантников может быть любой цвет, а Firebat Старкрафта так и останется в красном утяжелённом скафандре со встроенными огнемётами и баллонами за спиной, который с ручными огнемётами спейсмаринов в стандартном варианте брони имеет очень мало общего.
С Терранами разобрались, хотя очевидно, что а) все претензии явно надуманы по инерции со «сходствами» других рас и б) из пункта «а» следует, что самое интересное – впереди.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рассказывает Филипп Чурилов:
Предисловие
Статья написана два года назад, в июне 2007 года, для сайта Близзард.ру (ныне Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, и переезд на переносе контента сказался негативно) в ответ на многостраничные споры фанбоев обеих вселенных на предмет «у кого длиннее». На этом сайте я пребывал порядка 5-и лет в разных состояниях, но в целом – это изрядная доля истории моей Интернет-жизни. С недавних пор меня там нет, но это, может, и к лучшему.
Введение
Не так давно, а именно 19 мая 2007 года был анонсирован Starcraft II. Это знаменательное событие ждали многие поклонники стратегических игр, в том числе и на Blizzard.ru (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь), где в кратчайшие сроки был создан раздел, посвященный грядущей игре.
Однако эйфория от анонса столь ожидаемой игры была несколько подпорчена неожиданным наплывом на форум людей, обвинявших компанию Близзард в плагиате идей вселенной Warhammer. Как правило, в качестве первого и, к сожалению, последнего аргумента приводилась статья некого Heimdall Jenkins от 19 июня 2006 (рекомендуется к ознакомлению перед дальнейшим чтением), в которой якобы раскрывается вся подноготная «плагиата» и «наглого воровства идей». Никакие увещевания не могли убедить этих людей говорить по существу, без повторения мантры «Воры! Украли! Плагиат!», а незнание предмета многими старкрафтерами, в свою очередь, не способствовало конструктивной дискуссии. К слову, незнание предмета обеими сторонами – это основная составляющая всего «конфликта» между поклонниками Starcraft и Warhammer.
Ситуация усугублялась тем, что автор пресловутой статьи решил пойти по лёгкому пути и свои аргументы построил на популизме и софистике. Говоря менее академичными терминами – автор сказал Вархаммер-комьюнити то, что оно хотело услышать, раздувая единичные сходства до размеров слона и лукаво опуская упоминания об определяющих различиях. Естественно, при таком подходе говорить об объективности и проверке фактов не приходится.
Такое положение вещей несколько коробит. Я достаточно хорошо знаю как вселенную Старкрафта, так и мир «сорокотысячника», в своё время изучал бэкграунд обеих как отличную sci-fi литературу, чтобы заявить: статья о плагиате не выдерживает критики и написана в форме откровенной пропаганды. После –дцатого беспочвенного обвинения в сторону Близзард, подкреплённого несколькими абсурдными комментариями (отождествление Колосса протоссов из Starcraft II и Аватара эльдаров в WH40k пока что лидирует в личном хит-параде), возникла идея написать ответную статью, в которой был бы проведён анализ возможных заимствований Близзард из вселенных Games Workshop. Это не опровержение как таковое – это попытка расставить точки над i во всей этой истории. Также во время поиска информации для статьи всплыли достаточно интересные факты, которыми я с удовольствием поделюсь, так как они позволяют посмотреть на всю ситуацию в несколько ином свете.
Вопрос доверия к автору остаётся на усмотрение читателя. Со своей стороны я могу только сказать, что не являюсь ярым фанатом какой-то одной из двух вселенных: мне лично интересны оба сеттинга, и я провёл немало часов, изучая историю протоссов и зергов наряду с эльдарами, орками, тиранидами и всевозможными чаптерами Космодесанта.
Причины
Для начала следует разобраться, зачем вообще понадобилось писать исходную обличительную статью. Что могло подвигнуть любителей популярнейшего настольного варгейма на столь явный негатив по отношению к компьютерной игре в другой вселенной? Ответ прост: популярность и её последствия, в частности зависть. Игры Близзард, созданные в идеологически близких вселенных, стали хитами на все времена, в то время как оба Вархаммера в мире компьютерных игр довольствовались отличными, но уже довольно возрастными Warhammer: Shadow of the Hornet Rat и Warhammer: Dark Omen по Fantasy Battles и россыпью непримечательных варгеймов (Final Liberation, Vengeance of the Blood Angels, Rites of War и другие) до выхода зрелищного Dawn of War по WH40k. Ситуацию усугубляло невежество многих старкрафтеров, незнакомых с настольной игрой, которые путались в датах и провозглашали Старкрафт (1998 год) предшественником WH40k (1987 год), а Fantasy Battles (1983) – настолкой «по Варкрафту» (1994, 1995, 2002). Согласитесь, поклонникам игр от Games Workshop было обидно такое читать. Естественно, чтобы восстановить справедливость, фанаты начали автоматически обращать любые возможные сходства миров в неопровержимые доказательства плагиата идей, указывая на более раннее происхождение Вархаммера. При этом очень немногие в действительности задумывались о степени сходства, предпочитая бросаться громкими фразами, которые другие подхватывали и принимали на веру, не вникая в суть противоречия и не проверяя факты. И уж тем более вообще никто не поинтересовался, на основе чего сама Games Workshop создавала свои миры.
В общем, на данный момент расстановка сил такова:
1) ярые поклонники Вархаммера не сомневаются в том, что Близзард содрали свои хиты со вселенных Games Workshop;
2) ярые поклонники Старкрафта и Варкрафта зачастую знать не знают о Вархаммерах, а в спорах утверждают, что высшим судьёй является популярность игры, и что Близзард, успешно применив и популяризировав наработки GW так, что они не всем очевидны, показали себя с лучшей стороны как разработчики и маркетологи;
3) люди, далёкие от обеих вселенных, формируют своё мнение на основе статей вроде той, что указана в начале, и склоняются к мнению вархаммеровцев;
4) нормальные люди тащатся с обеих миров и просто рады отличным играм.
Итак, приступим.
Часть первая, длинная: Warhammer: 40,000 vs. Starcraft
Этот раздел исходной статьи характеризуется минимализмом, то есть большинство претензий автора представлены тезисно, устанавливая «сходство» на уровне коротких фраз. Однако степень безосновательной веры настолько велика, что волей-неволей придётся сделать эту часть объёмной.
Спейсмарины (космодесант) и Имперская Гвардия против пехотинцев Терран.
Начнём от печки — идею «космического солдата в броне» придумала далеко не Games Workshop. По данным Википедии:
«Идея космических пехотинцев зародилась в рассказах и книгах Роберта Хайнлайна – словосочетание впервые было использовано в рассказах "Misfit" (1939) и "The Long Watch" (1940). В романе «Звёздный Десант» им была отведена ключевая роль, где они назывались Mobile Infantry и характеризовались как тяжеловооруженная бронированная мобильная наземная сила. В последующих воплощениях концепции термин «космические пехотинцы» зачастую заменялся чем-то схожим, но более индивидуальным, как, например, «колониальная пехота» (Colonial Marines) из серии «Чужой» (1979). Многие sci-fi сеттинги оставили простое наименование «the Marines», однако основная идея Хайнлайна – мобильная тяжеловооруженная наземная пехотная сила – сохранилась. <…> Идею популяризировала фирма Games Workshop, создав в 1987 вселенную Warhammer: 40,000, где фигурировали закованные в броню тяжеловооруженные космические пехотинцы. Сегодня термин «Space Marines» является зарегистрированным товарным знаком Games Workshop».
Далее нужно разобраться — а в чём, собственно, суть претензий Вархаммера?
Речь, видимо, идёт о возможных сходствах между основными армиями людей в Вархаммере – Космодесантом (Space Marines) и Имперской Гвардией (Imperial Guard) – и Конфедерацией Земли (Terran Confederacy), а позже Объединённым Земным Директоратом (United Earth Directorate) из Старкрафта. Сомневаюсь, что у Games Workshop есть монополия на создание боевых фантастических сеттингов, поэтому предлагаю вкратце рассмотреть устройство и основную ударную силу рассматриваемых армий и попытаться найти сходства.
Космодесант.
Идея. Элитные войсковые части землян с заметным религиозным оттенком. Генетически модифицированные люди (опустим Примархов и Императора – долго объяснять, да и не в них суть), использующие всяческие технологические достижения – силовую броню, разнообразные виды оружия (включая энергетическое), ракетные ранцы, тактическую броню (терминаторы) и технику – танки, дредноуты, космические корабли, роботы-Титаны и др.
Структура. Космодесант был изначально разбит на Легионы, однако после определённого исторического события легионы были разделены на Ордена-Чаптеры (Chapter) по 1000 десантников в каждом. Каждый Чаптер (за рядом исключений) имеет собственную Крепость на какой-либо планете, где набираются, генетически модифицируются и проходят обучение согласно традициям Чаптера рекруты. Имеют структуру и иерархию, опирающиеся на общий свод правил – Codex Astartes, однако здесь есть и ряд исключений. Подчиняются Администратуму (правительству), самим себе и – заочно – Богу-Императору (за этим, а также за историей Чаптера следят Либрарианы – некий аналог магов с помесью религии).
Тактика. Боевая доктрина варьируется от Чаптера к Чаптеру, но в большинстве случаев десантники высаживаются на планете, захватывают какие-нибудь стратегические позиции, по необходимости сбрасывают тяжелую технику, а потом всех сурово побеждают.
Имперская Гвардия.
Идея. Регулярная армия Империи, состоящая из обычных людей. В то время как космодесант летает по вселенной и бьётся с Хаосом, еретиками и чужими расами, Гвардия составляет костяк обороны планет, поддерживает власть и правопорядок и в какой-то степени занимается «черновой» военной работой «по ситуации» (обеспечение эвакуации населения, штурм городов, удержание позиций и т.д.). Присутствуют и экспедиционные корпуса, ведущие наступательные действия. В целом – это армия Земли в будущем без активных примесей.
Структура. Обычная армейская организация с иерархией званий и делением на роты, дивизии и т.д. Армия состоит из пехотных отрядов и кучи техники: танков, БТРов, шагающих роботов – Sentinels, артиллерии и прочих. Дисциплина чем-то напоминает тоталитаризм, отсюда аналог комиссаров НКВД с возможностью расстрелять солдата в отряде с целью поднятия боевого духа. Вооружение несколько менее технологичное, чем у космодесанта, из брони как таковой – стандартные бронежилеты. В армии иногда фигурируют санкционированные псайкеры (что-то вроде сильных телепатов, по бэкграунду — преследуемые и репрессируемые).
Тактика. Большей частью оборонительная, хотя тяжелая техника и количество позволяют при желании что-нибудь и проштурмовать.
Конфедерация Земли.
Идея. История землян в Старкрафте списана с революции в Соединённых Штатах Америки. Метрополия-Земля посылает колонистов, набранных из преступников и неугодных элементов с промытыми мозгами, за пределы Солнечной системы в криогенных камерах. Случается некая авария, связь с кораблями теряется, однако они в итоге всё равно куда-то прилетают и колонизируют пригодные для жизни планеты, постепенно развиваясь и восстанавливая уровень технологий Земли. Конфедерация как таковая представляет собой, кхм, конфедерацию нескольких планет, какие-то из которых более сильны и пытаются контролировать остальных. Позже по сюжету прилетает армия Земли и случается некий аналог «бостонского чаепития» со стрельбой и убийствами, закончившегося, правда, победой метрополии (как выяснится позже – временной).
Структура. Армия землян – пехотинцы в скафандрах с автоматами и огнемётами, медики, танки, шагающие роботы, мотоциклы на антигравитационных двигателях, истребители, боевые крейсеры и спецназ (телепаты-Призраки). Стандартная футуристическая армия людей, практически нет генетики, телепатия в какой-то степени присутствует, большинство способностей имеют техногенную природу.
Тактика. Сложно говорить о тактике расы в риал-тайм стратегии. Если обобщить, то будет примерно так: высадили пехоту и технику, обустроили плацдарм (благо минерал и газ по сюжету универсальны – изящное фантастическое допущение), атаковали противника, по возможности победили.
Как мне кажется, сходств в идейном и структурном плане у них нет. Понятия «пехота», «техника» и «шагающий робот» не являются зарегистрированными товарными знаками Games Workshop, и в этом плане претензий быть не должно. Если Терраны Старкрафта и являются чьим-то прямым наследником, то это либо Mobile Infantry из «Звёздного Десанта» (именно книги), либо Colonial Marines из Чужих – из этих источников прослеживается облик некоторых персонажей и кое-какие детали сюжета, а цитаты из них входят в лексикон многих юнитов.
Лишний раз обратите внимание на «неоспоримое сходство терран и имперцев» (менее популярное сравнение, хотя такую фразу я тоже встретил).
Значит, суть претензий – во внешнем виде Космопехов и Маринов. Приведу использованные в оригинальной статье картинки.
Это – космодесант WH:40k в силовой броне (power armor), по словам автора статьи «визитная карточка вселенной»:
А это – пехотинцы Старкрафта, как выразился автор, «самый расходный юнит у терранов (как следствие самый "светящийся" во всех заставках)»:
На первый взгляд – похожи, да. Но если думать и смотреть, то уже нельзя сказать, что дизайн очень похож. В случае космодесанта это именно броня, силовой доспех по аналогии с рыцарским, что вполне вписывается в концепцию sci-fi готики WH:40k. Шлем и перчатки от доспехов легко отделимы — в настольной версии сержанты (лидеры отрядов) не носят шлемов (см. миниатюру выше), также существует ряд апгрейдов для них, например замена меча в руке на силовую перчатку или молниевые когти (lighting claws). Это отсылка к рыцарству, символизм.
Пехотинцы же в Старкрафте облачены скорее в универсальный боевой скафандр, позволяющий им вести бой в любой атмосфере и при любой гравитации. Терране никак не модифицированы генетически, поэтому их скафандры снабжены сервомоторами, увеличивающими их силу. По сути, это – помесь космического скафандра и боевого экзоскелета. Насчёт «отделимости» частей — в презентационном ролике Starcraft II, показанном 19 мая в Сеуле, показана процедура одевания скафандра: пехотинца в него просто «запаяли». Допустим определённое художественное преувеличение, но факт остаётся: скафандр терран – это единая, целостная конструкция, а никак не кираса. Также отметим, что в отличие от своего визави в космодесанте, являющегося грозным противником в ближнем бою, пехотинец терран никак не приспособлен к рукопашной, целиком опираясь на своё оружие.
Кадр заставки в Старкрафте:
Ещё две картинки для сравнения (by Newfr):
Надо сказать, что некий промежуточный вариант между силовой бронёй космодесанта и боевым скафандром Старкрафта нашёл своё воплощение в серии Fallout (1997, 1998), где Power Armor Анклава и Братства Стали являлись доспехами по сути, но при этом увеличивали силу и выносливость носителя, а также защищали от токсических веществ и радиации.
Также Warhammer: 40,000 уж никак не был первооткрывателем силовой брони в мире фантастики. Приведу цитату из схожей статьи за авторством Newfr:
«Но и тут нет. Power Armor, как ее принято называть сейчас или более правильное название artificial powered exoskeleton – экзоскелетная броня, имеющая свой источник энергии и предназначенная для строительства, выживания и сражения в опасных средах. Впервые концепция подобной брони была изложена в новелле «Tom Swift and His Jetmarine», опубликованной в 1954 году. Однако известность ей принесла другая книга. А точнее небезызвестные «Starship Troopers» Роберта Хайнлайна, изданные в 1959 году. После этого power armor стала частым гостем не только в фантастической литературе, но так же и в комиксах, манге, кинематографе, мультипликации и, конечно же, компьютерных играх. Кроме того, в ряде известных вселенных подобная броня играет значительную или главную роль. Это относится не только к доспехам в Warhammer 40K, но и к Elemental armor из Battletech (MechWarrior), SAMAS (Strategic Armor Military Assault Suit) из Rifts и броня из Iron Kingdoms. Не говоря уже о том, что подобная броня активно разрабатывается в настоящее время».
Броня SAMAS из Rifts:
Описание Elementals из Mechwarrior (1984):
«В фантастической вселенной Battletech элементалы – это наименование элитной силовой брони и солдат, носящих её. Сам скелет оснащён толстым слоем брони, внутренними стабилизаторами от сотрясений и чёрной желеобразной субстанцией, автоматически заполняющей пробоины при повреждениях. Они несут не очень много оружия (ракеты малой дальности, малый лазер и пулемёт), но оно всё battlemech-класса и способно повредить боевой робот. Также броня оснащена механической клешнёй с силой, достаточной для того, чтобы рвать металл и сминать плоть и кости. Для большей мобильности на броне установлен прыжковый двигатель, позволяющий элементалу за считанные секунды пролететь более ста метров.
Не менее впечатляют и носители этих костюмов. Элементалы – результат специализированной генетической программы, сделавшей их 8-футовыми гигантами (2,64 метра) с огромной силой и неожиданной для их габаритов ловкостью и скоростью. С рождения они осваивают рукопашный бой, тактику пехотных операций, методы противостояния боевым роботам, а также политику своего клана и кодекс чести, известный как «зельбриген». Боевая подготовка элементалов разных кланов может отличаться, но все они пользуются уважением и Кланов, и Внутренней Сферы как высшее воплощение адептов пехотного боя»
(с) Wikipedia
Второй абзац никого не напоминает? Генетические модификации, тренировка в тактике, доктрина Чаптера и Codex Astartes... Очень знакомо, не правда ли?
Вторая претензия автора – так называемая «тряпочка» медика, якобы скопированная со Спейсмаринов.
Для начала небольшая ремарка. Спейсмарины, изображенные вверху, принадлежат к чаптеру Чёрных Храмовников (Black Templars); их иерархия и доктрина ещё больше заимствует из истории рыцарских орденов Средневековья (нетрудно догадаться, что за основу взят орден Тамплиеров-Храмовников). Именно по этой аналогии они носят так называемые табарды – плащи поверх доспехов, которые носили рыцари. Мальтийские кресты в декоре тоже оттуда.
Этот Чаптер, в сущности, уникален — подавляющее большинство космодесанта не носит такое одеяние, за исключением Либрарианов (маги), Инквизиторов (здесь всё ясно) и старших командиров (как знак отличия и элемент декора, опять-таки в контексте отождествления с рыцарством). Что интересно, Аптекари – примерный аналог медиков во вселенной WH:40k – их не носят.
Здесь нужно показать гораздо более «сплагиаченный» вариант медика, нарисованный художником Samwise Didier в качестве арта для сайта в своём любимом стиле «гипертрофированность и обилие тестостерона»:
Зрелище, достойное Adeptus Sororitas.
Но, как известно, арт на то и арт, чтобы быть личным мнением художника – как мы знаем, в Brood War вошла хрупкая девушка-медик в белом скафандре. Причём в игре на схематичной модели медика при выделении юнита и на том, что можно разглядеть в спрайтовой графике 1998-го года, никакого табарда нет и в помине. Что рисовали художники и моделлеры для сайтов – это их видение, и к делу оно отношения не имеет.
На этом претензии, изложенные в статье, заканчиваются. Однако продолжим: существует третий пехотинец Терран, которого можно издалека принять за спейсмарина – огнемётчик.
Это официальная фигурка огнемётчика, продаваемая Близзард:
А это Спейсмарины-огнемётчики из чаптера Кровавых Ангелов (Blood Angels):
Похожи? Здесь – в какой-то степени. Но сравнивать не стоит. Огнемётчик закован в более мощную версию пехотного скафандра, несёт на себе баллоны с горючим, а сама его роль подразумевает близкий контакт с противником – отсюда более массивная конструкция. Красный цвет – по аналогии с огнём, декор соответствующий.
Спейсмарины принадлежат к Кровавым Ангелам (вроде к ним, хотя эмблему плохо видно). Доспех стандартный космопеховский. Вполне логично, что его цвет соответствует названию чаптера. В руках разные виды оружия, в частности, у «объекта сходства» — ручной огнемёт (в отличие от специальной конструкции скафандра терранского огнемётчика), а у его товарищей по отряду — болтеры. Массивные штуки у них за спиной – это не горючее, как можно подумать, а элемент доспеха, присущий всем без исключения пехотинцам в силовой броне.
Ещё для сравнения огнеметчик (арт-основа для фигуры, показанной выше. Автор – Samwise Dider) и морпех в стандартной броне, но уже без характерного цвета (Ультрамарин снизу на самом деле синий):
Можно ли в данном случае говорить о «копировании»? (Картинку с Кровавыми Ангелами я нашёл как раз в контексте «Starcraft Firebat = Space Marine with Flamer» на одном из англоязычных ресурсов). Нет. На месте красной брони десантников может быть любой цвет, а Firebat Старкрафта так и останется в красном утяжелённом скафандре со встроенными огнемётами и баллонами за спиной, который с ручными огнемётами спейсмаринов в стандартном варианте брони имеет очень мало общего.
С Терранами разобрались, хотя очевидно, что а) все претензии явно надуманы по инерции со «сходствами» других рас и б) из пункта «а» следует, что самое интересное – впереди.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь