В IIIв до н.э. в эпоху Цинь на территории Китая появилась бюрократическая империя, которая постоянно модернизируясь и обновляясь дожила до наших дней. Ее кстати говоря в кит историографии принято называть "уездной системой". И пришла она на смену удельной системе Чуньцю-Чжаньго, кот в XIX-XXвв большинство зарубежных синологов, да и кое-кто у нас называли феоодализмом, из-за сходства некоторых явлений с европейским феодализмом. Но китайский этнос, конечно, не сводится к своим политическим системам, и возник он (чжуся/хуася) намного раньше. Подробнее см:
Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н.Древние китайцы: проблемы этногенеза, М 1978;
Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. - Древние китайцы в эпоху централизованных империй;
Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. - Китайский этнос на пороге средних веков.
Что же касается споров вокруг древнекит языка, то с наибольшей полнотой эта проблема освещена в монографии Старостин С. А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы. М., 1989, а также в работе Pulleyblank, Edwin G. Outline of a Classical Chinese Grammar. Vancouver: University of British Columbia Press, 1995.
Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьЦитата
Не существует единого мнения относительно природы древнекитайского языка. Большинство исследователей придерживается точки зрения, что он сформировался на основе живых доциньских диалектов и отражает разговорный язык эпохи до 3 в. до н. э.
Китайский язык начиная с XIV существует в двух формах: письменный и разговорный. Здесь имеется ввиду именно разговорный, по поводу кот вообще много неясного. К III в до н.э. древекит язык существовал давным давно и сформировался наддиалектный разговорный язык. Что же касается именно письменного древнекит языка, который собственно и доступен нашему анализу, то он развивался вполне себе непрерывно и даже тексты XIV-XIII в до н.э. вполне доступны для чтения, и даже включаются в учебники древнекит языка.
Что же касается самоназваний кит народа, то перавым было именно чжуся или хуася (дословно все ся, или процветающие ся, тот же самый иероглиф, что и в названии династии Ся). Затем, в эпоху Цинь появился этноним циньжень, кот проник в Индию, а оттуда в Персию (чины), отсюда через арабов к европейцам -сины. К I-IIв до н.э. ему на смену приходит этноним ханьжень ( т.е. люди династии Хань) кот и остается самым популярным. В эпоху Тан появляется этноним танжень, кот проникает в Японию, где иер тан получает чтение "кара". К этому же времени относится появление этнонима хуажэнь, от Чжунхуа, или Цветущее Срединное (имеется в виду Чжун юань -- Срединная равнина, она Шэньхуа -- Священная Процветающая). Этноним хуажень вощел как составная часть в название зарубежных эмигранов-китайцев -- хуацяо, а так же в офиц. название кит языка в Сингапуре -- хуавэнь.