Сообщество Империал: Илиада Гомера - Сообщество Империал

Haktar

Илиада Гомера

И Троянская война
Тема создана: 23 ноября 2007, 04:36 · Автор: Haktar
Достоверна ли Илиада Гомера?
  1. Да | 20 голосов / 17.09%

  2. Нет | 5 голосов / 4.27%

  3. Частично | 83 голосов / 70.94%

  4. Другой вариант | 3 голосов / 2.56%

  5. Затрудняюсь ответить | 6 голосов / 5.13%

 Ayoe
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 29 сентября 2008, 03:23

Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьДля просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Imp

Подробности раскопок ниже
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь (перевод)

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Reconstruction of Early Bronze II Liman Tepe
     Ayoe
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 октября 2008, 23:37

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Ayoe
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 25 октября 2008, 23:37

      продолжение

      Судя по дальнейшему тексту договора, Муватталис поддержал Алаксандуса против ?ропщущих? подданных, за что Алаксандус признал себя хеттским вассалом. Хетты, таким образом, в обмен за свою помощь получили еще одного вассала на западном берегу (в добавление к уже покоренным ими Хапалле, Мире и Стране реки Сеха). Как предположила Хайнхольд-Крамер, сколачивание этого блока вассальных царств было, видимо, необходимо хеттам для прикрытия побережья от возможного вторжения опасного врага. .Скорее всего, этим врагом, была Ахиява, т. е. ахейцы. Пока можно заметить, что с этим присоединением Вилусы к прохеттской коалиции прибрежных царств весьма подозрительно совпадает первое упоминание хеттами троянского племени: в стеле Рамзеса Второго о битве с хеттами при Кадеше (1275 г. до н. э.) говорится о хеттских союзниках ?A-ru-sa-wi?, что, видимо, означает воинов из Арцавы, и, ?Dar-d-an-ja?, что ученые расшифровывают как ?дарданцы? ? племя, обитавшее, согласно ?Илиаде?, на юге Троады-Илиоса (Вилусы); .Это название то ли восходит к проливу Дарданеллы, то ли само дало ему такое название. Но откуда бы ни взялось слово ?дарданцы?, ясно, что их упоминание в Кадешской стеле ? лишнее доказательство того, что Вилусу правильно отождествлять с Троадой: стоило ей стать вассалом Муватталиса (ум. в 1296 г. до н. э.), и вскоре (1275 г. до н. э.) вилусцы-дарданцы уже появляются в хеттских войсках при Кадеше. Есть и еще одно подтверждение того, что Вилуса ? скорее всего, Троя: в договоре вилусского Алаксандуса с Муватталисом упоминаются вилусские боги; один из них ? ?Аппалинаус?, что, несомненно, означает Аполлон. Напомним, что и у Гомера Аполлон не греческий, а именно троянский бог (о чем говорит, например, его история с Кассандрой, которой он хотел овладеть, а за отказ наплевал в уста). Следующим в списке вилусских богов назван ?бог подземных вод?, что не менее поразительно совпадает с тем фактом, что вблизи Трои воды реки Скамандр с шумом и грохотом выходят из подземного туннеля в широкое ущелье под горой Ида; это ущелье издавна было местом религиозных праздников в Троаде. Гомер, кстати, тоже называет Скамандр ?божественным? и ?богорожденным?.
      После всего сказанного представляется уже почти несомненным, что в хеттских текстах, рассказывающих о царстве Вилуса, речь действительно идет о Трое-Илионе, знакомой Гомеру, и о ее древних царях времен Троянской войны: не забудем, что правление Муватталиса и его преемников, по какой хронологии ни считать, совпадает со временем существования Трои-6 и 7а, раскопанных Шлиманом, Дорпфельдом и Блегеном. Сам этот факт не так уж поразителен, если вдуматься, ? ведь сомнений в реальном существовании Трои на самом деле ни у кого нет, как нет сомнений и в том, что Троянское царство (а Троя-6, судя по ее размерам, должна была быть столицей довольно значительного царства ? это самый большой древний город, раскопанный на северо-западе Малой Азии) уже хотя бы в силу своего геополитического расположения должно было входить в контакты с современной ему и соседствующей с ним могущественной им перией хеттов. Приятно, конечно, что все эти представления, имеющие первоисточником гомеровский рассказ, подтверждены теперь перекрестными историческими, археологическими и лингвистическими доказательствами. Но это еще не доказывает исторической реальности описанной Гомером Троянской войны. Пока что не обнаружено в хеттских документах чего-либо, напоминающего об этом событии. Задумаемся поэтому: где следует искать такие упоминания (если они вообще существуют)? Ответ представляется однозначным. Троянская война велась ахейцами (для хеттов ? Ахиявой) против Трои (для хеттов ? Вилусы, их вассала). Следовательно, теперь, на завершающем этапе нашего исторического расследования, надлежит обратиться к тем хеттским текстам, в которых одновременно упоминаются и Вилуса, и Ахиява.

      P.S. Приношу извинения за мультипостинг Imp
         Ayoe
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 26 октября 2008, 01:00

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Ayoe
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 26 октября 2008, 01:05

          продолжение

          Хаттусилис был ?юн? во времена царствования своего брата Муватталиса, и это позволяет связать его слова о войне хеттов с Ахиявой из-за Вилусы с предыдущим сообщением царя Страны реки Сеха о вторжении неведомого врага в пределы Вилусы как раз во времена правления Муватталиса. В таком случае предположение Хайнгольд-Крамер подтверждается: этим ?неведомым врагом? действительно была Ахиява, цари которой не потерпели перехода Алаксандуса на сторону хеттов и сумели, по всей видимости, вернуть себе свои прежние позиции в Вилусе. Еще одно место из ?Письма о Тавакалавасе? делает эту трактовку событий почти несомненной ? здесь автор ?Письма? вкладывает в уста своего адресата (царя Ахиявы) такое заявление: ?Мы, царь страны Хатти и я, из-за этой страны Вилуса во вражде были мы... и он меня в отношении ее умиротворил и мы заключили договор?. Иными словами, после кратковременной попытки Муватталиса повернуть Вилусу против Ахиявы и решительного военного ответа последней статус-кво был восстановлен и в отношениях между хеттами и Ахиявой снова наступила идиллия.
          Но времена менялись. И в дипломатических текстах, относящихся к правлению следующего хеттского царя, воинственного Тудхиялиса IV (1265?1235 гг. до н. э.), царь Ахиявы уже перестает быть ?братом и другом?. Причем перестает им быть весьма эффектно. В перечислении великих царей, содержащемся в одном из тогдашних документов, знак титулатуры ?Его Величество?, поставленный писцом перед словами ?царь Ахиявы?, стерт с таблички с таким усердием, словно была допущена грубая политическая ошибка. И в другом тексте, повествующем о победоносном походе хеттов на Аласию-Кипр, где в то время ? археологам это доподлинно известно ? было много ахейских городов, никакого упоминания о ?великой Ахияве? тоже нет, она в этом тексте не присутствует вообще. И то же самое ? в третьем тексте, в ?Письме в Милаванду?, где этот давний и главный ахейский форпост в Малой Азии запросто, словно так и должно быть, словно так всегда и было, именуется хеттским владением ? нет Ахиявы! Что, микенская держава распалась, исчезла под натиском каких-то врагов? Нет, она существует, это известно из других ? греческих ? источников, но хетты уже с ней не считаются, теперь она для них ? побежденный и поверженный противник.
          Когда и как это произошло? Возможный ответ на это содержит документ, относящийся, по всей видимости, к началу царствования Тудхалияса Четвертого и представляющий собой очередное сообщение о военных столкновениях на западном побережье: ?(Царь или народ) Страны реки Сеха снова дважды согрешил... вел войну. И царь страны Ахиявы отступил назад... отступил назад, а я, Великий Царь, пришел?. Судя по этому тексту, сам царь Ахиявы вторгся в хеттские владения в районе реки Сеха, но потерпел сокрушительное поражение и был отброшен назад. Кажущееся незначительным и рядовым, событие это давно уже привлекло внимание хеттологов своим сходством с другим событием того же (если верить греческой традиции) времени, происходившем в том же (если верить традиции) месте. Речь идет об упоминаемом множеством древнегреческих авторов неудачном ?первом? походе царя Микен Агамемнона и его спутников на Трою. У Гомера об этом событии глухо говорит Елена Прекрасная в своем плаче по Гектору, в самом конце ?Илиады?: ?Ныне двадцатый год круговратных времен протекает/с оной поры, как пришла в Илион я, отечество бросив?. Кажется странным, что Елена насчитывает уже 20 лет со времени своего побега с Парисом в Трою ? ведь осада Трои, по Гомеру, продолжалась всего 10 лет! Но поэмы упоминавшегося нами в первых главах (и предшествовавшего Гомеру) ?Эпического цикла?, прежде всего ? ?Киприя?, пересказ которой сохранился у автора V века до н. э. Прокла, рассказывают, что походов на Трою на самом деле было два, и во время первого ахейцы, ?выйдя в море, причалили к Тевтрании и начали ее грабить, как будто Илион; Телеф же (местный царь) поспешил на помощь?. Аналогично у другого автора V века ? Аполлодора: ?Не зная морского пути в Трою, пристали к Мисии (Тевтрании) и стали ее разорять, думая, что это Троя; Телеф же, царствовавший над мисийцами, погнал эллинов к кораблям и убил многих?. После этого ахейцы целых 10 лет не могли оправиться от позорного поражения и лишь затем снова собрались с силами для второго похода, который и стал знаменитой Троянской войной; Елена, стало быть, была права, говоря о двадцати годах своего пребывания в Трое: десять лет перерыва между первым и вторым походами и десять ? осады.
          Мисия, или Тевтрания, согласно греческой традиции, ? это страна между реками Каик и Меандр, что к югу от Трои; об этом говорит историк II века Павсаний (?У отправившихся в Трою с Агамемноном случилась ошибка во время плавания, результатом чего была битва в Мисии, и как напоминание об этом входящему в долину Каика служит камень в городе Элее...?) ? но у хеттов эти же места назывались Страной реки Сеха, и именно здесь, если верить документу тудхалиясовских времен, был с позором разгромлен ?царь Ахиявы?. И поскольку все прочие документы из анналов того же Тудхалияса Четвертого ?великую Ахияву? больше не упоминают, надо полагать, что это незадачливое вторжение ахейцев произошло в самом начале правления Тудхалияса, т. е. близко к 1265 году до н. э. Если вся эта трактовка верна (а многие хеттологи на ней настаивают), то наконец-то можно с истинно гоголевским удовлетворением воскликнуть: ?Отыскался след Троянского похода!? И ведь действительно вроде бы отыскался ? пусть не второго, главного, а первого, неудачного, что из того? Куда важнее, что Гомер говорил правду: Троянская война ? была!
          Гиндин и Цымбурский привлекают в этом месте внимание специалистов к еще одному замечательному документу, который представляет собой письмо царя хеттов к царю Ахиявы (именуемому без титула пренебрежительным ?господин?). Пробиваясь сквозь путаницу фраз: ?(ты)... написал... какие твои (страны) в запустении (были), их мне во владения отдал Бог Грозы. Царь страны Ассува... Акагамнус, дед отца, связал. А нынче Тудхалияс... его низвергнул?, авторы делают смелое предположение, что речь идет о давней попытке прадеда нынешнего царя Ахиявы, некого ?Акагамнуса?, выступавшего под покровительством Бога Грозы, оттягать себе хеттские земли, пользуясь каким-то их ?опустошением? ? например, в результате землетрясения: известно ведь, что Троя-6 была разрушена мощным землетрясением примерно за 50 лет до того, как ее осадил и взял Агамемнон. Предположение смелое, потому что авторы, по сути, хотят одним махом решить загадку Троянской войны, объявив указанный документ ее ?хеттским отголоском?. В самом деле, если, вслед за авторами, видеть в ?Акагамнусе? хеттское произношение имени ?Агамемнон?, в Боге Грозы ? Громовержца Зевса, а в самом нашествии ?ахиявцев? ? взятие ахейцами Трои через 20 лет после их неудачной высадки на реке Каик, в начале царствования Тудхалияса IV, то событие это следует отнести к середине или даже к концу этого царствования ? скажем, к 1245?1240 годам до н. э., что, вообще говоря, совпадает с датой Троянской войны, предложенной К. Блегеном.
          Но эта гипотеза немедленно наталкивается на очевидные трудности. К каким временам относится рассматриваемое письмо, коль скоро его писал правнук ?Акагамнуса?? Ведь даже приняв дистанцию между правнуком и прадедом всего в 60 лет, оказываемся в 1180 году до н. э., а в это время хеттская империя была уже сокрушена, и никаких царей, к которым могло быть обращено такое послание, в Хаттусе уже не было, потому что и самой Хаттусы не было ? сожжен он был и разрушен. И когда же, задумаемся, успел Тудхалияс IV ?низвергнуть? надменного этого ?Акагамнуса?-Агамемнона после его победы над Троей, если всех лет царствования этому хеттскому царю осталось в лучшем случае четыре-пять? Нет, предположение Гиндина ? Цымбурского загадку Троянской войны не решает.

          P.S. Мультипостинг Imp
             Ayoe
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 26 октября 2008, 01:54

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Ayoe
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 26 октября 2008, 02:01

              продолжение

              Весь предшествующий рассказ сосредоточен фактически в пределах одного-полутора столетий ? от гибели многовековой Трои-6 до гибели скоротечной Трои-7б. Поначалу Дорпфельд решил, что ?Приамовой? (?гомеровской?) является именно могучая Троя-6. Но затем Блеген объявил, что этот богатый и укрепленный царский город был на самом деле разрушен мощным зем-лятрясением, зато следы пожара, убийств и разрушений, которые могла причинить только война, присущи жалкой, ?лачужной? Трое-7а , находившейся в полуразрушенных стенах предыдущей крепости. На первый взгляд, такая последовательность событий соответствует греческой мифо-эпической традиции. Эта традиция утверждает, что задолго до Агамемнона великий Геракл уже предпринял поход против троянского царя Лаомедонта, которому помогал бог моря Посейдон. Естественно, Геракл победил: он захватил и разрушил Трою и посадил в ней нового царя ? Приама, но предварительно ему пришлось схватиться врукопашную с неким ?Посейдоновым чудищем?, которое бог послал на защиту любимого города. Остается вспомнить, что греки считали Посейдона ?сотрясателем земли?, т. е. приписывали ему причину землетрясений, и тогда в эпизоде сражения Геракла с ?Посейдоновым чудищем? легко усмотреть подернутое мифо-поэтическим туманом воспоминание о реальном землетрясении, некогда разрушившем город Лаомедонта.
              Поскольку, по Блегену, землетрясение разрушило именно Трою-6, то именно ее он и объявил ?Лаомедоптовой?. По его расчетам, это ?первое взятие Трои? (Гераклом) произошло примерно в 1300 году до н. э. (Заметим, что такая дата хорошо согласуется с описанной в ?Письме о Тавакалавасе? распрей хеттов с Ахиявой за Вилусу, при царе Муватталисе.) Здесь уместно объяснить, на чем основывались эти расчеты. Подобно всем другим археологам до и после него, Блеген руководствовался в определении дат типом посуды, или, точнее, типом обработки керамической посуды, обнаруживаемой в том или ином культурном слое. В истории микенской керамики (которая сама датируется по египетским памятникам и, в свою очередь, позволяет датировать те раскопки, где она обнаруживается) существует очень важная и отчетливо прослеживаемая граница ? примерно 1240?1190 годы до н. э., скорее, ближе к последней дате: до этого перелома керамика принадлежит к типу ЗВ (или еще более ранней ЗА), после него ? к типу ЗС (более примитивному и грубому, ко трый еще иногда называют ?варварским?), (читается, что упрощение способов обработки керамики связано с общим падением ремесел в микенской Греции, а оно ? с распадом и крахом микенской цивилизации в целом, павшей под натиском неведомых пришельцев с севера.
              Раскапывая Трою-7а, Блеген не нашел в ее слоях признаков керамики типа ЗС и потому заключил, что этот город погиб раньше роковой даты варварского вторжения, т. е. раньше 1240 года до н. э.; поэтому он отнес дату взятия Трои-7а на 1270?1260 годы. Дело в том что через несколько десятилетий после Блегена, в серии работ 1970?1980 годов самый авторитетный в мире специалист по микенской керамике Фурумарк сообщил, что повторное изучение некоторых керамических обломков, найденных Блегеном в Трое-7а, заставляет отнести их к типу ЗС. Но керамика этого типа могла появиться в городе только после 1240-1230 годов до н. э. как минимум. Значит, Троя-7а существовала после этой переломной даты. Однако в ту пору Микенский ?союз греческих героев? уже никак не мог осадить, захватить и разрушить Трою-7а, ибо сам был к тому времени подорван, а то и вовсе разрушен пришельцами с севера. Стало быть, блегеновская Троя-7а никак не могла быть той ?Приамовой? Троей, которую осаждал и захватил Агамемнон.
              Прямым следствием этих сенсационных выводов Фурумарка было то, что археологи и историки в подавляющем своем большинстве отвергли схему Блегена, и последние годы основная часть специалистов снова вернулась к мнению Дорпфельда, признав ?Приамовой? (гомеровской) могучую Трою-6. Английский историк Майкл Вуд сформулировал это новое представление следующим категорическим образом: ?Если Троянская война была столь величественной, как описано у Гомера, она могла быть только войной против Трои-6?. В поддержку этого утверждения сегодня приводится ряд новых фактов. Как показали археологические открытия последних лет, Трою-6 действительно постигло мощное землетрясение, и в этом Блеген был прав, но окончательное разрушение ее дворцов и аристократических зданий (на месте которых возникли позднее лачуги и времянки Трои-7а) было все же делом рук человеческих, а точнее ? греческих, микенских: археологи нашли в слоях Трои-6 многочисленные останки микенского оружия, следы пожара, возникшего при захвате и разграблении города, и некоторые признаки нарочитого разрушения крепостных стен. Этот бесславный конец могучей Трои-6, просуществовавшей несколько столетий, сегодня датируется 1270?1260 годами до н. э. Новая датировка обоснована надежнее блегеновской, потому что базируется на более точном и детальном анализе типа керамики, но фактически она совпадает с датировкой Блегена.
              А что же Троя-7а?. Если поход Агамемнона (?Троянская война?) имел целью захват и разрушение Трои-6 то кто же и когда разрушил следующую по счету Трою, возникшую на развалинах предыдущей? И что означали найденные Блегеном в лом следующем городе признаки подготовки его жителей к осаде ? скученность жилищ, крытые в землю кувшины с запасами продовольствия и т. п.? Упомянутое ?большинство специалистов? располагает ответами и на эти заковыристые вопросы. Они утверждают, что Троя-7а просуществовала вплоть до начала XII века до н. э., примерно до 1190?1180 годов. Но надо иметь в виду, что вся вторая половина XIII и начало XII веков до н. э. были эпохой нашествия северных варваров, которые накатывались на Средиземноморье несколькими последовательными волнами. То были времена всеобщего разрушения, хаоса и неустойчивости, и поэтому можно думать, что особенности жизни в Трое-7а попросту отражали общую неуверенность тогдашних людей в завтрашнем дне, их постоянную настороженность в предчувствии возможного набега бродивших повсюду варварских отрядов. ?Не исключено, ? говорит тот же М. Вуд, ? что именно один из таких отрядов и разрушил Трою-7а, ведь она была слишком бедна и слаба, чтобы долго защищаться даже против небольшой группы захватчиков; не исключено также, что в числе этих захватчиков были и примкнувшие к варварам микенские ахейцы; но в любом случае то не были уже дружины Агамемнона и других греческих героев ? времена героев давно прошли; скорее то была жалкая кучка искателей приключений и легкой наживы?.
              Так выглядит новая схема ?троянских событий?, сложившаяся в самые последние десятилетия и принятая, как уже сказано, большинством современных исследователей. А как выглядит в свете этой схемы поиск отголосков Троянской войны в хеттских документах? Всмотримся снова в даты, и поймем, что искать в этих документах следы грабительского набега варваров на Трою-7а попросту безнадежно: в то время, к которому Вуд и другие относят это событие, в 1190? 1180 годах до н. э., Хаттуса уже лежала в развалинах, ибо хеттская империя и сама уже рухнула под натиском тех же варваров. Но поход Агамемнона (если он вообще реален) происходил по этой схеме в 1270?1260 годах до н. э., а в это время хеттская империя еще существовала. По ?хронологии хеттских царей?, это годы правления воинственного Тудхалияса IV, того самого, при котором произошло вторжение ?царя Ахиявы? в Страну реки Сеха (точности ради можно заметить, что сторонники новой схемы пользуются несколько иной хронологией и потому считают, что в это время в Хаттусе еще правил Хаттусилис III). Об этом вторжении упоминается в одном из хеттских документов, связанных с Ахиявой, ? в письме правителя Страны реки Сеха к хеттскому царю. Так вот, говорят современные историки, это упоминание и есть искомый ?хеттский отголосок? Троянского похода микенского царя Агамемнона, если угодно ? прямое подтверждение реальности этого похода.
              Если принять это толкование, то поиски становятся излишними: оказывается, давно нашли то, что искали.
                 Ayoe
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 26 октября 2008, 15:56

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Тамерлан
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 13 ноября 2008, 17:06

                  В принципе история правдоподобная,конечно за много веков обросли мифами и легендами, ну для Античной Греции - это очень НОРМАЛЬНО!э
                     Ayoe
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 16 марта 2009, 01:56

                    Один из самых интригующих документов из хеттских архивов - так называемое "письмо Тавагалавы" - длинное письмо хеттского царя ахейскому царю, в котором выражалась "чрезвычайная озабоченость" действиями некоего авантюриста Пияма-Раду (сравните с именем Приам)
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    Также неплохой сайт о Трое
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                       Похожие Темы
                      КБрат доктора Гомера
                      Югославия,1967, драма
                      Автор Я Ярославец
                      Обновление 15 августа 2016, 12:03
                      АОт Олимпии до Ниневии во времена Гомера
                      Издательство ?Наука? 1977 год
                      Автор A Ayoe
                      Обновление 08 мая 2009, 17:48
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 16 апр 2024, 15:17 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики