До вторжения АЛЕКСАНДРА она представляла собой политически разобщенный регион, состоящий из самостоятельных и независимых государственных образований, управляемых раджами. Мы также наблюдаем целое множество воинственных и непокорных племен – аспасиев, ассакенов, гурайев, оксидраков, маллов, кофеев, готовых оказать сопротивление любому, кто посягнет на их свободу и независимость. Благодаря основным нарративным источникам, описывающих поход АЛЕКСАНДРА, мы можем наблюдать, какое противодействие оказывали эти воинственные народы сильнейшей армии того времени – греко-македонской. У Арриана, Курция и Диодора представлено подробное описание многочисленных осад, небольших стычек и крупных столкновений. Каждое племя стремилось сохранить свою самостоятельность и организовать оборону против иноземного завоевателя. Тогда Индия была крайне дезорганизованным регионом. Одни раджи или князья находились во враждебных отношениях друг с другими, что мы, в частности, замечаем на примере вражды правителя Певкелаотиды Аста с Амбхи-Таксилом, другие заключали между собой выгодные политические союзы, но при удобном случае разрывали их (Например Абисар, некогда союзник Пора, после вторжения АЛЕКСАНДРА стал уверять его в своей покорности). Александру приходилось подчинять непокорных раджей, каждый из которых владел значительной территорией, но самое любопытное, что даже какие-то ассаканены и аспасии оказывали военное сопротивление. А впоследствии было противостояние с Пором, выразившееся в битве при Гидаспе, кафеи и маллы с оксидраками и т.д.
Все это свидетельствовало о том, что в Индии на тот момент не было силы, способной произвести объединение. Да, мы знаем, что вскоре на политической арене появится такая фигура как ЧАНДРАГУПТА, которому удастся объединить многие области Индии. Но здесь однозначно следует констатировать, что сделать это стало возможным лишь вследствие чужеземного греко-македонского вторжения.
В тот момент, когда греко-македонские силы в Индии были очень значительными, ставить вопрос об объединении вряд ли было бы разумным. Однако после того как Александр вместе с основной армией удалился за ее пределы на Запад и доверил управление завоеванными территориями своим сатрапам и местным царькам, находившихся с ним в союзнических отношениях – положение резко изменилось. У значительной части индусов появилась общая цель – (освобождение) и общий враг. Это заметно на примере конкретных антимакедонских восстаний, убийстве сатрапа Филиппа в 324 г. до н.э., временном назначении Евдема и, наконец, смерти самого АЛЕКСАНДРА, что создало необходимые предпосылки для борьбы против греческих гарнизонов (См.: «Индия и античный мир. М. 2002. С. 30). Оставалось лишь найти подходящего вождя. Пока был жив лояльный Пор, даже при наличии незначительных военных сил греко-македонян, Пенджаб и долина Инда оставались в подчинении. Однако это было временное положение дел, которое ликвидировал ЧАНДРАГУПТА. Что и произошло уже после 318 г. ЧАНДРАГУПТА поднимает флаг восстания и вскоре оказывается правителем самого крупного куска индийского полуострова. Несколько ушло на изгнание гарнизонов и распространение своей власти на Пенджаб. А далее его основной целью было покорение Магадхи, и этим он также занимался какое-то количество времени. Принято считать, что уход Евдема и гибель Пора сделали ЧАНДРАГУПТУ единственным властителем Пенджаба. Не исключено что именно ЧАНДРАГУПТА подтолкнул македонских наместников избавиться от Пора. Тогда как в «Мудракшасе», прямо говорится, что Чанакья и Чандрагупта отравили Парватаку (идентификация Парватаки и Пора, в частности поддерживается авторами Кембриджской истории Индии (CHI. I: 471)).