Сообщество Империал: Русско-китайские конфликты и столкновения - Сообщество Империал

Jackel

Русско-китайские конфликты и столкновения

С 17-го века по 20-й
Тема создана: 01 ноября 2012, 13:18 · Автор: Jackel
  • 13 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • Последняя »
 Jackel
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 01 ноября 2012, 13:18

Вроде не было еще такой темы. В ней предлагаю обсуждать всё, так или иначе связанное с русско-китайскими войнами и конфликтами, с 17-го века по 20-й. Ведь было их в общем-то немало. Судите сами:
Первая война: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Вторая война(восстание ихэтуаней): Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Третья война: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
И четвертая война: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь В кою можно включить и события на Жаланашколе. И этим событиям посвящена отдельная тема: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
А была ведь еще интервенция в Синцзян - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Википедийные данные по ней правда какие-то тенденциозные, но что есть то есть.

От себя добавлю, что по восстанию 1900-го и участию в его подавлении России из читанного мне более всего понравились работы Дацышена, выходившие в "Цитадели" - "Война в Манчжурии" и "Поход на Пекин".
Как-то так.

Из деревни приехал (09 марта 2022, 23:58):

официально у нас была только одна война, завершившаяся Нерчинским договором.

Все прочие случаи не имели такого статуса и очень сильно различались по масштабам и результатам.

Если посчитать - то сначала имели место столкновения в бассейне Амура (1652-1660). Считать ли их войной? Наверное, да. Но можно спорить.

Затем - Албазинская война (1683-1689). Однозначно война, причем с вполне конкретным юридическим оформлением.

Затем пустота до 1863 г., когда возникает конфликтная ситуация на границе между среднеазиатскими владениями России и империей Цин. Я опубликовал свою статью на эту тему - "Тревожное лето 1863 года: забытый русско-китайский конфликт у Борохудзира" в журнале "Военная коллекция" №5 в 2017 г.

Потом были совместные действия против хунхузов в 1870-1890-х гг. При этом был конфликт, который описывал Р. Авилов - русский отряд по ошибке уничтожил во время ночного нападения отряд цинских войск, высланный для взаимодействия с казаками.

Потом - события 1900 г. По масштабу тянут на хорошую войну, причем коалиционную. И оформлены юридически в 1901 г. т.н. "Боксерским протоколом". Но статус войны эти события получили только со стороны Китая - Цыси объявила войну державам, но они на это не обратили внимания.

Это при царях. Далее - уже при Советской власти. Поэтому надо или отдельную тему, или как.

Далее - интервенция 1918-1921 гг. Военное участие Китая в интервенции было скромным, причем, что интересно, чаще китайцы воевали против белых, чем против красных. При этом явно блокировались с американцами, чтобы был "старший брат" рядом.

Потом - события на КВЖД в 1929 г. Считать войной? Объявления войны не было, военные действия были крайне ограничены по масштабам, но были оформлены Хабаровским протоколом.

События в Синьцзяне очень сложно квалифицировать, как войну. Скорее всего, это негласная поддержка СССР сепаратизма в Синьцзяне для того, чтобы лучше контролировать Чан Кайши. Порой эта "негласность" была очень условной, но тем не менее. И длилось это до 1946 г., а далее программа была свернута - СССР предпочел сделать ставку на КПК, а Синьцзян решили оставить под властью Китая.

Конфликты у оз. Жаланашколь и на острове Даманский в 1969 г. никак на войну не тянут.

И, слава Богу, все!
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 23 марта 2014, 15:01

    Венгрия тоже когда-то не имела ни малейшего отношения к мадьярам. И что? Не понял... Типа, надо отдать китаёзам "их" "исконные" земли что ли?

    Племена, платящие дань пришлым маньчжурам в сущности, не значит ничего. Мало ли кто когда кому дань платил... "Почему-то" осваивать эту территорию стали именно русские (ну и аборигены, само собой)... Это так, в порядке оффтопа.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 23 марта 2014, 15:53

      Хуэй (huízú) это потомки сэмужень поселившихся в Китае при Юань. Интересно, что именно сэмужень занесли в Юньнань ислам. Этноним хуэй (хуэйхуэй) был зафиксирован ещё до начала монгольского правления в письменных источниках, датированных династией Северная Сун (960—1127 гг.). Тогда он употреблялся в качестве общего названия для ряда народов, обитавших в пределах современного северо-западного Китая, вне зависимости от их вероисповедания. Начиная с эпохи Юань и вплоть до середины ХХ в. слово хуэйхуэй, напротив, ассоциировалось с исламскими народами и исламом вообще (ср., однако, современные термины исыланьцзяо (伊斯兰教) «ислам», мусылинь «мусульманин», «мусульманский». а китайский язык разные по своему происхождению группы мусульман перешли уже после завершения монгольского правления — в конце следующей эпохи Мин. Тем не менее, этноним хуэй, хуэйцзу был официально соотнесен с теми «окитаившимися» мусульманами и их потомками от смешанных браков, которые употребляют китайский язык в качестве родного, только после образования КНР.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Тут такой момент, что Приморье и Приамурье было чжурчженьско-маньчжурским когда русских еще не было в Западной Сибири.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      В.А. Моисев - Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX в. - 1917 гг.)
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Приказано дутуну гуну Пэнчуню и другим повести войска на искоренение и привлечение русских 15 февраля 1685 года
      Спойлер (раскрыть)


      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Указ императора Сюань Е Лифаньюаню с оценкой Нерчинского договора и о предстоящих сношениях с Россией 27 августа 1700 года

      Цитата

      Россия расположена очень далеко от нас, на далеком берегу северозападного моря. Русские проявляют к нам лояльность и уважение. Когда Галдан находился в крайне затруднительном положении, он просил помощи у России и не получил ответа. Ранее, когда мы направили людей для размежевания границ, Россия тут же преподнесла нам в дар земли Нерчинска. Граница была установлена восточное (их). Нерчинск и другие места прежде принадлежали племенам бурятов и урянхов, которые жили в лесах и охотились на соболей. Их называли "жителями лесов". Позже, когда Россия стала сильной и могущественной, она присоединила их. С тех пор прошло 50-60 лет. Ныне все эти обстоятельства следует надлежаще учитывать.
      Печ.по: Русско-китайские отношения в ХУШ веке (1700-1725). Т.1. М.,1978. С.51.


      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Посланы чиновники для установления пограничного столба в местах реки Горбицы 13 января 1690 г.
      Спойлер (раскрыть)


      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Стратегические планы усмирения русских - Пиндин Лоча Фанлюэ
      «Пиндин лоча фанлюэ» («Стратегические планы усмирения русских»), в четырех цзюанях (главах), является ценнейшим источником по русско-китайским отношениям в XVII в. Этот источник вошел, в частности, в сочинение Хэ Цю-тао «Шофан Бэйчэн» («Полное описание Северной границы», [б м.], 1881) и последующие переиздания, главы V—VIII вводные, а также в сборник «Хуанчао фаньшу юйди цуншу» ([б. м.], [б. г.], т. 5), имеется и рукописная копия труда, хранящаяся в Отделе рукописей ВГБИЛ, ф. № 274, рук. № 215.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Видение китайцев и маньчжуров

      Цитата

      Русское государство находится в отдалении, на крайнем северо-западе, и с древнейших времен не имело сношений с Китаем. Русские в основном все грубые, алчные и некультурные. Тех, которые поселились на границах недалеко от Хэйлунцзяна 4, дауры 5 и солоны 6 прозвали «лоча». Они бесчинствовали, убивали и грабили, принимали перебежчиков с нашей стороны, [постоянно] причиняя зло на границах.

      Цитата

      В 9 год (1652 г.) эры правления Шуньчжи чжанцзин 7 Хайсэ из гарнизона Нингуты8 во главе войск напал на них и имел сражение у селения Учжала 9, но потерпел неудачу. В 12 году (1655 г.) шаншу дутун 10 Минъандали был отправлен во главе войск из столицы, чтобы покарать их. Он достиг Хумара11 напал на крепость, многих порубил и взял в плен (? — Г. М.), [но вынужден был] отвести войска назад из-за нехватки продовольствия. В 14 году (1657 г.) поставленный на защиту Нингуты анбан-чжанцзин 12 Шархуда нанес удар в местности Шанцзяньухэй 13. В 15 году (1658 г.) он снова разбил их между реками Сунхуацзян 14 и Куэрханьцзян 15. В 16 году (1659 г.) Шархуда умер. Его сын Бахай занял его место и вскоре получил чин цзянцзюня 16. В 17 году (1660 г.) Бахай нанес им сильное поражение у селения Гуфатаньцунь 17. Но во всех этих сражениях наши войска не могли полностью уничтожить русских. Поэтому русские продолжали появляться в этих местах.

      Цитата

      «Русские, подчиненные государства Олосы, вторглись в пределы нашего (? — Г. М.) Хэйлунцзяна, тревожат звероловов, убивают население. Прежде уже посылались войска их покарать, но уничтожить их не смогли. Прошло несколько лет, и ныне стало известно, что русские далеко продвинулись в районы Буреи и Амгуни (В китайском источнике: Нюмань и Хэнхунь.), достигли мест, где живут охотники хэчжэнь и фэйяка, постоянно убивают и грабят их. Вас в этой поездке приказано сопровождать кроме посылаемого из столицы цаньлина 25 шивэя [с его полком] также Биликэту и другим пяти тайцзи 26 во главе сотни корциньских воинов, а также 80 воинам из Нингуты.
      Прибыв в места солонов и дауров, пошлите нарочного в Нерчинск (Здесь и далее в китайском источнике: Нибучу или Нибучао.) и доложите, что вы явились сюда для охоты на оленей. А сами вместе с тем тщательно наблюдайте за расстоянием, идите охотясь, по суше вдоль берега Амура кратчайшим путем к городу Албазину. Тщательно разведайте расположение его и обстановку. Думаю, что русские ни в коем случае не решатся напасть на вас. В случае, если они захотят преподнести вам продовольствие, вы примите его и со своей стороны тоже отдарите их. Если же паче чаяния русские нападут на вас, вы ни в коем случае с ними в бой не вступайте, а отведите своих людей назад. Ибо у меня есть особый план.
      Когда будете возвращаться, вам надлежит тщательно следить за водным путем для плавания судов от Хэйлунцзяна до Эсули 27. А когда прибудите к Эсули, то отсюда ведет прямой путь к Нингуте (? — Г. М.) и нужно будет выделить нескольких участвующих в походе командиров полков и наших телохранителей, чтобы они совместно с Сабсу нашли этот путь. Указ завершен».


      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      День цзя-шэнь пятой луны (21 июня 1684 г.). — Приказано цзянцзюню Сабсу захватить хлеба на полях у русских.
      День синь-сы седьмой луны (17 августа 1684 г.). — Приказано цзянцзюню Сабсу и другим разведать положение русских.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      День у-сюй (25 февраля 1686 г.).— Приказано цзянцзюню Сабсу и другим идти с войском для осады Албазина
      Спойлер (раскрыть)

      День и-сы седьмой луны (13 августа 1686 г.). — Приказано на один год освободить солонов и дауров от предоставления дани ко двору
      Спойлер (раскрыть)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      1650г. не ранее мая 26 (Датируется по упоминанию числа в тексте.). — Отписка якутских воевод о походе Ярофея Хабарова на реку Амур.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Роспись и оценка ясака, собранаго Хабаровым на Амуре, в 1651 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Донесение Царю А. М. из Якутска, о подвигах, Хабарова на Амуре, в 1651 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Допросы, сделанные Хабаровым Даурцам, взятым в плен в 1651 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      1655 г. июня 5. - Челобитная Ерофея Хабарова о поверстании его на службу и о выдаче ему жалованья за прежние ленские и даурские службы (под челобитной приложена роспись его службам)
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      1659 г. октября 3. — Расспросные речи в Енисейской приказной избе даурского войскового атамана А. Ф. Петриловского с товарищами о столкновении маньчжурских войск с русским отрядом на Амуре1
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Цитата

      В прошлом де во 166 году июня в 30 день на великой реке Амуре ниже Шингалу-реки пришли на них богдойские люди с великим войском на сороке на семи бусах с большим /л. 63 об./ огненным нарядом, с пушками и с мелким оружьем, и на них де, амурских служилых людей, напустили, и ис пушек с судов их збили, и государеву ясачную соболиную казну прежнево збору приказново человека Онофрея Стефанова с товарыщи отбили (а государевы де ясашной казны было в тое пору в зборе 87 сороков в шубах и в лисицах красных, а от того погрому осталось 4 лисицы черных анофриева збору на Спаском судне, в котором судне служилые люди ушли на море), и государев наряд (пушки и порох и свинец) и их казачьи хлебные запасы и платье и всякой борошен взяли, и приказново де человека Онофрея Стефанова да служилых людей 270 человек на том бою убили; а от тово де погрому живых служилых людей в гору ушли и на Спаском судне ушли и с теми, что и в походе были, 227 человек. И после де тово розгрому собрались и их, служилых людей, в одно место в прошлом же во 167 году всего 180 человек.


      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      1661 в декабре. — Отписка Афанасья Пашкова Ениисейскому воеводе Ивану Ржевскому, о разбитии Китайцами Русскаго отряда на реке Шилке, и о произведенных служивыми людьми грабежах под Нелюцким острогом, и проч.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      1665.06.14
      Отписка Енисейскаго воеводы Василия Голохвастова в Даурскую землю воеводе Илариону Толбузину, о посылке служивых людей в Даурию.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Отписка илимского воеводы С. О. Аничкова енисейскому воеводе К. А. Яковлеву об ожидающемся приходе маньчжурских войск под нерчинские остроги" ).

      Цитата

      В нынешнем во 178 году посылай был из Нерчинского острогу служилой человек Васька Захаров с товарыщы к тунгусам для ясачного збору. И, приехав, мне в Нерчинском остроге сказали:
      Приезжали де к тунгусам мунгальские люди Юрчей да Шаракин и им де, Ваське с товарыщы, сказывали: приходили де от богдойского царя х мунгальскому царю послы 100 человек и мунгальскому царю сказывали — пошла де сила большая богдойская под 3 нерчинские остроги войною нынешнею осенью, а запасов де взяли с собою на 3 годы, и хотят де они, богдойские люди, великих государей казну и острожки взять и служилых людей побить.
      А служилых людей в острошках мало, 123 человека. А как будут богдойские люди под острошки, и оборонитца будет некем. А служилые люди не пожалованы за 4 годы. А пороху и свинцу в казне мало. И тебе бы по указу великих государей прислать в Нерчинские остроги служилым людем в жалованье хлебных запасов, зелья и свинцу и служилых людей, было бы кем оборонитца от неприятелей.

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      1675 г. не ранее июля 19*. — Отписка енисейского воеводы М. В. Приклонского в Посольский приказ о походе албазинских служилых людей Н. Черниговского с товарищами по р. Ган против маньчжурских войск
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Дела из Албазинскаго архива

      Цитата

      Г-ну Ивану Астафьичу, Алексей Толбозин челом бьет. В нынешнем во 193 году, Июня 12 дня, пришли под Албазинский острог неприятельские, Богдойские воинские люди, водою на бусах и горою на конях, во многом собрании, с пушками и со всяким городовым приступным огненным боем, и Албазинский острог взяли; а в осаде в Албазинском остроге побили из пушек неприятельские, Богдойские воинские люди Государевых служилых , и всяких чинов людей, человек со сто и больше; а меня, Господине, с служилыми и всяких чинов людьми, по договору, отпустили в Государские города; и я с Албазинскими служилыми, и всяких чинов людьми, иду в Нерчинский острог с великою нужею, питаемся кореньями и травою; а взяв Албазинский острог, те неприятельские Богдойские воинские люди шли за мною на бусах до усть-Аргунской заимки; а Богдойские толмачи, Русские изменники Стенька Верхотуров с товарищи, мне сказывали: теже-де неприятельские Богдойские воинские люди на бусах, с пушками, и со всяким городовым приступным огненным боем, будут и под Нерчинский острог; и от меня, Господине, от Аргунскаго устья в Шилку реку с полднища;

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      1685г., июня 4 — августа. — Акты об осаде и взятии Албазина Китайцами.
      Спойлер (раскрыть)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      1685г. не ранее декабря 1 . — Отписка Нерчинскаго воеводы Ивана Власова к Енисейскому воеводе князю Константину Щербатову о положении дел после взятия Китайцами Албазина и о принятых им мерах к постройке новаго города или острога на реке Амуре.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      1686г. апрель . — Отписка Нерчинскаго воеводы Ивана Власова Енисейскому воеводе Степану Собакину об удачных действиях Русских против Китайцев на реке Камаре.

      Цитата

      Господину Степану Афонасьевичю Иван Власов челом бьет, В нынешнем во 194 году, апреля в день писал ко мне в Нерчинск из Новоалбазинского воевода Алексей Толбузин, а в отписке его написано: марта де в 7 день нынешняго ж 194 году послал де он Алексей из Албазинска казачья голову Афонасья Байтона, с ним служилых людей 300 человек, а велел де ему итти вниз по Амуру реке до верхней и до середней Погромных речек и до Камара реки, для взятья языков, чтоб уведать их неприятелские замыслы. И Афонасей Байтон с служилыми людми в Албазинск де приехал марта в 20 день, а привезли де с собою Китайского языка имянем Говодейка; а перед ним де Алексеем он Афонасей сказал: ездил де он Афонасей с служилыми людми из Албазинска до Камара реки и стоял де на Камаре марта с 12 числа марта ж по 17 число, и наехали де на них Китайские люди и с ними бились, и Китайские де люди с Комара реки от него Афонасья побежали, и он де Афонасей с служилыми людми за теми Китайскими людми от Камара реки вверх по Таге реке гонился верст с 30 и болше, и сугнал де их Китайских людей того ж числа на последнем часу дни, и был де с ними Китайскими людми другой бой, и побил де он Афонасей с служилыми людми Китайских людей человек с 30, а неприятелские де люди служилых людей побили 7 человек да 31 человека ранили (*).

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      1686г. октябрь-ноябрь . — Отписки из Удинского острожка Андрея Яковлева, и Емельяна Паникадильникова Селенгинскому приказному человеку, с сообщением известий, полученных ими от разных лиц об осаде Китайцами Албазина и об убиении во время осады воеводы Алексея Толбузина.

      Цитата

      а Богдойские де [265] люди стоят под Албазином, и бусы у них в отстой в замороз поставлены и юрты земляные у них поделаны, а круг города сделан земляной вал высокой и ров, да трои рогатки сделаны; а преж того были у них Богдойских людей сделаны два вала древяные, один вал был сделан от городовой стены из; смолья, а другой вал был из сырого дерева, и тот смоляной вал казаки из города сожгли; а под другой вал казаки из города подошли подкопом и тот вал у них разорили; а из за тех валов был у них Богдойских людей к городу приступ на Семен день велик, а было у них казаков к ним Богдойским людям на вылазку пять боев, и их Богдойских людей на вылазках из города из пушек и на приступах пало не мало и от гранатки, а сколко их Богдойских людей побито, и того неведомо; а Алексей Ларионовичь Толбузин в городе убит от Богдойских людей из пушки. Да на вылазках же поимали казаки их Богдойских людей три человека Никанского роду, и в Албазине де Никанского языка никто не знает; и ныне де у нас казаков в Албазине приказным человеком Афонасей Байтон. А сказывает он Иван: хлеба де у, них в Албазине будет до Светлого Воскресенья, толко де водою скудость велика. А Руских людей на вылазках в городе неболшее место пало ж; а они Богдойские люди стреляют из пушек по городу безпрестанно, а у казаков де в городе поделаны избы земляные. А как де они Иван с товарыщи вышли из Албазина на низ по Амуру, и лежали на острову восмь дней, потому что де караулы частые, выдти не мошио, и до Нерчинского шли три недели.

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 23 марта 2014, 18:52

        Периодизация русско-цинских конфликтов (1649—1689 гг.)
        Кампания 1649 – 1650 гг.: на верхний Амур пришел отряд Е. П. Хабарова и основал зимовье напротив даурского укрепленного городка Албазин.
        Кампания 1651 г.: отряд Е. П. Хабарова взял ряд даурских и дючерских крепостей, в том числе Албазин.
        Кампания 1652 г.: отряд Е. П. Хабарова нанёс поражение соединенному отряду маньчжурских и дючерских воинов под Ачанским городком.
        Кампания 1653 г.: русские отряды продвинулись на средний Амур и начали собирать дань с гиляков (нивхи).
        Кампания 1654 г.: отряд О. С. Кузнеца пытался спуститься вниз по Сунгари для захвата продовольствия, но был отбит соединенным маньчжурско-дючерско-корейским отрядом под командованием Шархуды и Пён Гыпа.
        Кампания 1655 г.: соединенное войско приамурских племен и маньчжурских воинов под командованием Мингардари безуспешно осаждало казаков О. С. Кузнеца в Кумарском остроге.
        Кампания 1658 г.: отряд О. С. Кузнеца потерпел поражение от соединенного отряда маньчжурско-корейских войск под командованием Шархуды и Син Ню в устье р. Сунгари.
        В 1659—1660 гг. маньчжурские войска Бахая завершили разгром и вытеснение казаков с Амура.
        В 1666 г. на верхнем Амуре отряд (64 человека) пятидесятника Никифора Романовича Черниговского восстановил крепость Албазин и возобновил сбор дани.
        В 1670 г. Из Нерчинска в Пекин было направлено посольство, которое договорилось с маньчжурскими властями о взаимном соблюдении перемирия и об отказе от вторжений на контролируемые Россией и Цинами территории. По умолчанию под русской зоной контроля понимались левые притоки верхнего Амура. В район Албазина начали прибывать русские переселенцы, они строят в окрестностях 20 слобод и монастырь.
        В 1674 г. маньчжура основали на р. Сунгари крепость Гирин.
        В мае 1676 г. в Пекин из Москвы прибыл российский посол Николай Гаврилович Спафарий. Переговоры зашли в тупик из-за унизительных для российской стороны процедур во дворце императора Сюань Е. Посольство вернулось в Россию без результата.
        В 1684 г. в Албазин официально был назначен воевода с титулом «Албазинский».
        Кампания 1685 г. В июне цинские войска осадили Албазин. После отражения первого штурма выяснилось, что возможности обороны полностью исчерпаны и воевода А. Толбузин согласился с требованием казаков сдать крепость. Маньчжуры сожгли Албазин, но не уничтожили посеянные поля. В августе русские войска вернулись и восстановили крепость.
        Кампания 1686 – 1687 гг. В июне цинские войска осадили Албазин, но гарнизон отбил все штурмы. 31 октября в Пекин прибыли русские послы Никифор Венюков и Иван Фаворов, куда привезли послание из Москвы с предложением заключить перемирие. Цинские власти согласились и выслали в Албазин казаков из свиты русских послов с инструкциями для его гарнизона. Император Сюань Е также известил свои войска под Албазином о начале перемирия. В мае 1687 г. осада Албазина была снята.
        Кампания 1688 г.: союзное Цинам монгольское войско осадило Селенгинский острог, но, потерпев поражение, отступило.

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Симбирцева Т.М. - Участие корейских отрядов в Албазинских войнах 1654 и 1658: Источники и историография
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Павлик В. - В поисках Ачанского городка
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.)
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        РГАДА. Опись фонда Ф 1142 «Нерчинская приказная изба (Даурский разрядный шатер)»
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Успенский В.Л. - ИЗ ИСТОРИИ РУССКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИИ В XVII в. (по новым документам нa монгольском языке)
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Махинов А.Н., Шведов В.Г. - АЧАНСКОЕ СРАЖЕНИЕ НА НИЖНЕМ АМУРЕ В 1652 ГОДУ
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Русско-китайские отношения в 17 веке
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        John Dudgeon - HISTORICAL SKETCH OF THE ECCLESIASTICAL, POLITICAL AND COMMERCIAL RELATIONS OF RUSSIA WITH CHINA.
        Глава "ОСАДА АЛБАЗИНА" 1
        (по Китайским источникам)
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 марта 2014, 20:39

          Вообще-то до русских на Дальнем Востоке жило коренное население, которое было родственниками маньчжуров. Бохай и чжурчжени в Приморье создали высокую культуру. На Енисее до русских были енисейские кыргызы (предки хакасов) которые имели государственность которая была старше чем Русь. У дауров и дючеров были свои княжества. У якутов были свои тойоны. Да и айны были далеко не такими отсталыми как кто-то представляет. У айнов и якутов было вполне приличное вооружение. Осваивать было кому. Другое дело что русские тут появились первыми из европейцев.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Васильев В.Е. - «ВХОЖДЕНИЕ» ЯКУТИИ В СОСТАВ РОССИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ XVII в. (постановка проблемы)
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Приморье и Приуамрье где проживали родственные маньчжурам эвенки, нанайцы, ульчи, удэгэйцы, орочи, ороки, тазы был для Империи Цин подушкой безопасности. Империя Цин не осваивала эту далкую периферию, но не желала чтобы у русских были здесь базы. Нерчинский договор был пересмотрен лишь в середине 19 в. Столкновения 17 в. несколько охладили пыл казаков, которым пришлось искать себе ясак уже севернее - в землях юкагиров, коряков, ительменов, айнов, чукчей.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          От эвенков русские землепроходцы заимствовали географические названия: Алдан («Алдун»: каменистые берега), Енисей (Ионесси: большая вода), Лена (Елю-Енэ: большая река), Могоча (золотое дно или холм), Олёкма (Олоохунай: беличья), Сахалин (Сахалян-улла: Чёрная река (Амур)), Чита (глина).

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          В Сибири все было не так просто, часть земель было двоеданничество например в Алтае и на Енисее где приходилось быть соседами с сильным Джунгарским ханством. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          На сибирской границе в XVII-XIX веках были жители, платившие дань одновременно России и Китаю.
          В XVII веке в Сибири на короткие времена устанавливалась ситуация троеданничества: так, в районе Верхнего Енисея в конце 1620-х годов кыргызы одновременно платили дань России, ойратам и хотогойтам. Система двоеданства в Южной Сибири и Барабе формировалась в течение всего XVII века, особенно после образования Джунгарского ханства. Длительное равновесие сил России и Джунгарии привело к существованию двоеданства, при котором коренное население попало в зависимость и от России, и от ойратов. Система российско-джунгарского двоеданства закончилась с ликвидацией Джунгарского ханства Цинским Китаем в 1755–1758 годах.
          После китайского завоевания Джунгарии в бассейнах рек Чуя, Аргут и Чулышман Россия и Китай не препятствовали друг другу в сборе податей. При этом телесы, а также чуйские и аргутские теленгиты оказались в русско-китайском двоеданстве.
          Алтайские двоеданцы были известны как «зюнгорские» (джунгарские) двоеданцы. Двоеданство на Горном Алтае прекратилось только в 1860-х годах, когда Цинская империя была ослаблена после поражений в Опиумных войнах и восстания тайпинов. Двоеданцы перестали платить дань Китаю в 1866 году, после подписания в 1864 году Чугучакского протокола. Они стали подданными России.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Русским на юге Сибири приходилось противостоять Алтан-ханам княжества Хотогойтов. Лабзан-тайша например жаловался царю на русскую колониальную администрацию и чтобы не портить отношения с монголами царь наказывал томского воеводу.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Те же маньчжуры выстраивали свои отношения с халхаскими правителями особо. И монгольские отряды воевали в составе войск Империи Цин против джунгар. Не случайно Алтын-хан пишет о себе cagan, противопоставляя себя белому хану и подчеркивая этим свое значение. Он употребляет более пышный титул cagan в значении 'император' или 'как обладающий полнотой власти'.
          Почетное прозвище Altan can хотогойтские князья получили, по-видимому, от соседних тюркоязычных народностей, что отразилось в русских документах, зафиксировавших именно тюркскую форму «алтын», а не монгольскую «алтан». В монгольских исторических сочинениях хотогойтские князья известны только под собственными именами и нигде не называются «Алтан-ханами» (см. А. М. Позднеев, Монгольская летопись «Эрдзнийн эрихэ», стр. 58-60, где говорится об Лубсан-тайджи или Лубсан-нояне). В летописи «Шара-Туджи» указаны лишь собственные имена Шолой Хун-тайджи, Бадма Эрдени; в «Илэтхэл Шастир», в отделе «Аймак Дзасакту-хана», также приведены только собственные имена Шолой Убаши хун-тайджи (т. 61, стр. 3) и Эринчин (Лубсан-тайджи) (стр. 20). Только в вышеприведенном монгольском письме впервые на монгольском языке употреблен пышный титул «Алтан-хаган», относящийся к хотогойтскому князю.
          Донесение послов к Алтын хану, отправленных в 1616 году, объявленное томским воеводам Боборыкину и Хрипунову.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Кызласов Л.Р. Государства Южной Сибири в 17-18 в.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Империя Цин в 1820 г. - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          БУРАЕВА О.В.- ПРОБЛЕМА ПРИСОЕДИНЕНИЯ БУРЯТИИ К РОССИИ
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Цитата

          Это обстоятельство позволило считать [11] Нерчинский договор первым русско-китайским договором, имевшим историческое значение для установления и развития взаимоотношений между двумя государствами. Нерчинский договор определил значительную часть восточной границы России с Китаем. Граница проходила по левому берегу р. Амур, по р. Горбице, впадающей в р. Шилку, Становому хребту, по правому берегу р. Аргуни. Вопрос о западной части границы России с Китаем, точнее, с Монголией, являвшейся тогда составной частью Китая, оставался еще открытым. Установление границы к западу от устья Амура было отложено «до иного времени». Разрешалась торговля между подданными России и Китая по проезжим грамотам. После Нерчинского, Буринского, Кяхтинского договоров между Россией и Китаем были заключены Айгунский (1858 г.), Тяньцзинский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры.
          Буринский и Кяхтинский договоры 1727 г. зафиксировали закрепление Забайкалья за Россией. Эти исторические вехи и завершили процесс присоединения Бурятии к России. Усилилась охрана русско-китайской границы на всем ее протяжении. Вместе с русскими буряты и эвенки охраняли пограничные земли, которые для них были «породными землями». Русский посол С.Л. Владиславич-Рагузинский дал высокую оценку действиям бурят на пограничной службе: «Служат верою России, не уступая природным россиянам»1.
             Деметрий
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 23 марта 2014, 21:43

            Вопрос к знатокам, сразу извинюсь - не совсем по теме, но надеюсь, что поможете, подскажете...
            В 30-х годах ХХ-го века был довольно массовый исход казахов на территорию Китая, сейчас часть из них возвращается. Лично общался с некотороми из них, ессно языком жестов, т.к. по русски они не говорят, да и местные казахи их понимают с трудом - говорят, что они, приезжие или их еще называют оралманы, разговоривают на устаревшем диалекте. Вопрос - что было причиной этого исхода, может какую ссылку подбросите... Еще раз пардон за оффтоп :046:
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 23 марта 2014, 22:28

              Причиной исхода была коллективизация 30-х гг. ХХ в., да и сталинское руководство начало репрессии уже против тех баев которые в 20-х гг. согласились с властью Советской России. В Казахстане массово от голода погибали казахи и этот голод они назвали Великим Джутом. Сталинские репрессии и коллективизации были причиной этого исхода. Среди главных мигрантов был Оспан-батур, один из последних басмачей. В Востоном Тукестане проживали единоверные казахам дунгане и уйгуры. При условии хаоса в Китае была надежда создать в Восточном Туркестане исламское тюркское государство. Мечты о независимости закончились с победой КПК и аннексией Восточного Туркестана и Тибета.
                 nelsonV
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 24 марта 2014, 07:40

                hjj

                Это понятно , интересна аргументация данного вопроса у nelsonV
                ну тут скорее, аналогия, что "Китаем" правила династия Цин это как Польшей правил русский император. Или даже точнее, как Чехией правил император СРИ. Тезис же, что Цин преемник Мин все же спорный. Ну а республиканское государство это отдельный вопрос.

                Кстати говоря, тут проблема в том, значение слова "Китай" в истории претерпело сильные изменения. Изначально так называлось государство Ляо на территории Северного Китая, потом значение было перенесено на всю территорию нынешней КНР, а сейчас это название другого государства (хотя есть Китайская народная республика и Китайская республика ;) )
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 24 марта 2014, 19:29

                  Вообще наиболее правильно называть китайцев ханьцами. Скорее тут аналогия с Австрией Габсбургов и Священной Римской Империи. Чешский король правил Священной Римской Империи только про нескольких чешских королей из династии Люксембургов. Однако это большая натяжка. Скорее как мамлюки из тюркв и кавказцев правили Мамлюкским Египтом. Маньчжуры завоевали Китай. Ударные войска Цин при завоевании состояли сначала из маньчжуров и родственных тунгусо-маньчжурских народов, потом их войска пополнили монгольские племена и корейцы. Воообще наименование Китай для Северного Китая (и Маньчжурия и собственно китайские земли в бассейне Хуанхе) который входил в империю Цзинь назывался Китад. Таким термином также называли завоеваные киданьские и ханьские земли ранее называли чжурчжени. У киданей самоназвание Qì dān (по китайски Цидань - 契丹). Так вот язык киданей был близок монголоязычному народу дауров, против которых (дауров) воевал Хабаров. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме «Катай» («Cathay») попало в средневековую Западную Европу, вытеснив латинское «China». Отсюда оно перешло в большинство славянских языков, где превратилось в «Китай». На Западе «Катай» изредка употребляется как поэтическое название «Китая».

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Я бы скорее сравнил маньчжуров и династию Цин с протоболгарами. Протоболгары-оногуры были тюрками, которые покорили местное славянское и романское население. Потом они ассимилировались с славянами и оставили стране лишь имя Болгария. Да и протоболгарские надписи по которым мы знаем что они были тюрками.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Русское Китай происходит от латинского Cathay.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Маньчжуры почти расстворились в китайцах лишь небольшая часть сохранила свой язык. Причем не на исторической родине.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Бурыкин А.А. - Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык»
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Название народа «чжурчжэни» представляет собой один из важнейших этнонимов в средневековой истории Дальнего Востока. Однако значение данного этнонима не исчерпывается наименованием одного из этносов Китая, который с 1636 года в соответствии с указом императора Хунтайцзи стал именоваться маньчжурами. Маньчжуры и чжурчжени это по сути один этнос, только вот чжурчжени были более древним наименованием как русин у украинцев и литвин у беларусов.
                     nelsonV
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 25 марта 2014, 09:32

                    Laszlo

                    Вообще наиболее правильно называть китайцев ханьцами.
                    Китаец это гражданин КНР, как я уже говорил. И политика китайского руководства - воспитание самоидентификации именно такой.

                    Laszlo

                    Так вот язык киданей был близок монголоязычному народу дауров, против которых (дауров) воевал Хабаров.

                    Laszlo

                    Маньчжуры почти расстворились в китайцах лишь небольшая часть сохранила свой язык. Причем не на исторической родине.
                    ну а какая разница какой язык. Мы не о языках говорим, и не об этносах, а о государствах и государственных институтах. На территории современного Китая было много государств, причем одновременно так что Китай ведет начало с 1928 года, создан он было силой оружия после революции.

                    Laszlo

                    были более древним наименованием как русин у украинцев и литвин у беларусов.
                    очень смешно, украинцы это украинцы, а белорусы это белорусы.
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 25 марта 2014, 10:04

                      Уважаемый вы видимо не в курсе, что в Галичине в 19 веке существовало два этнонима - русины и украинцы и они были синонимами. И это длилось до 1918 г. Относительно же Закарпатья то схожая ситуация была до 1945 г. Литвины этноним беларусов на протяжении 15-18 вв. Самоназвание беларусы использовалось не так давно.
                      Относительно китайцев, то знаете есть позиция этнографов которые называют китайцев китайцами то есть ханьцами или ханьжень. Китай ведет свое начало с династии Шан-Инь. Возводить же Китай с эпохи Наньчанского восстания нелепо и смешно. У китйцев собственный язык и цивилизация намного древнее. Китай переживал несколько циклов империя - распад государство - новая империя и события ХХ века только один из циклов. Империя Цин всего лишь один из этапов истории Китая не более того. Граждане КНР это одно, а вот китайцы другое. Уйгуры, салары, маньчжуры, тибетцы, мяо, яо это не китайцы а отдельные народы.
                        • 13 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                        • 6
                        • 7
                        • Последняя »
                         Похожие Темы
                        АСовременные войны и локальные конфликты
                        С 1946 года - и по наши дни
                        Автор Ш ШиП
                        Обновление 14 декабря 2023, 23:09
                        АКазахско-Джунгарские конфликты
                        Причины, решения, следствие.
                        Автор A Anonym_A.
                        Обновление 27 марта 2023, 05:25
                        НСовременные войны и локальные конфликты
                        С 1946 года - по настоящее время
                        Автор J Jackel
                        Обновление 12 февраля 2022, 15:36
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы История Двадцатого Века История России Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 20:29 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики