Maj. Buzzard
Греческий Восток толком вошёл в состав римского государства всё-таки уже в имперский период. Для республики мы можем говорить разве что о провинции Азия, но там с самого начала (присоединения) до самого конца (республики) постоянно что-то случалось: то Аристоник, то Митридат, то гражданские войны. Так что о чистоте эксперимента тут речи нет
Так оно и понятно, где Италия, где восток? В этом случае уместно говорить о том, что Республика банально не успела дожить и загнулась раньше, чем это могло произойти. Примерно как АМ умер, не дождавшись реализации своей идеи, которую уже начал воплощать в жизнь.
В том смысле, что республиканские римляне уже запустили этот процесс, и из качества он рано или поздно переходил в количество.
АлександрIII начал запускать тот же процесс, однако время его жизни оказалось несоизмеримо короче. А его наследники оказались слишком мелки по сравнению с ним, чтобы его качество перевести в количество.
Под качеством я понимаю нарастающую интеграцию покоренных народов в общегосударственную жизнь. Под количеством - территориальную распространенность, и это вопрос второй, а не первый.
Конечно, есть исключения вроде иудеев, но это почти классические исключения.
Maj. Buzzard
...и тут встаёт одна из неразрешимых проблем антиковедения: имел ли Александр шансы на успех, или его планы были утопией, а распад его империи по более-менее сложившимся историческим границам был закономерным? Спорят до сих пор и спорить будут
Не знаю. Александр многим руководил лично, пользуясь практически неограниченной царской властью. Единственным решением, которое он успел провести в жизнь - он оставил на местах прежних руководителей в случае их лояльности лично ему, его власти.
С одной стороны его идея многокультурного и мультикультурного государства позднее прямо реализовалась в РИ, с другой стороны РИ началась не с царского единовластия. Как ни крути, при всем последующем загнивании, Республика очень многое дала римлянам, и прежде всего - именно способность ассимилировать другие народы, включать их в свой образ жизни. Бывшая поначалу исключительно уделом римлян, позднее она стала делом италиков, еще позднее всего римского мира. Бывшая поначалу формой организационной, характеризующей управление отдельным городом-полисом, позднее она приобрела форму общегосударственного устройства.
Сумел бы Александр создать систему власти, не зависящую исключительно на него, сумела бы она самодостаточно заработать, обновляя себя - вот в этих вопросах на мой взгляд надо искать решение вашего вопроса. В реальности - нет, не успел (хотел ли - этот вопрос останется без ответа). Не успел и не создал. А следующие за ним - такой целью не задавались, как не собирались и строить многокультурное общество. Именно это я имел ввиду, когда говорил о том, что эллинизм в том виде, как он существовал, себя изжил. Слишком мала была эллинистическая надстройка над телом покоренных народов.
Одно ясно на мой взгляд - территория его державы была явно избыточна. Оборонять такое государство, на границах со Степью малореально ИМХО, слишком большие затраты на решение малых задач.
Maj. Buzzard
А если репрессии таких масштабов, как в Македонии, то нет. Войн на полное уничтожение эллинистический мир не вёл
Рим вел в Македонии войну на уничтожение??
Ну только если в понятии самих македонцев, к тому не привыкших, тогда как Рим сам себя там не превзошел.
Maj. Buzzard
в ограниченных по сравнению с римско-италийскими людских ресурсах двух сверхдержав. Их явно не хватало для того, чтобы полностью захватить соседнее царство и переварить завоёванное
Не хватало человеческих ресурсов вообще или не хватало ресурсов мобилизационных и административных?
Ведь это разные вещи, и именно здесь надо искать корни различия двух ведущих культур древности (греческая и римская, персидскую и египетскую я в данном случае пропускаю как намного более древние, а не по величине и важности). Почему римляне смогли обеспечить себе такое людское превосходство, откуда оно взялось и на чем основывалось - это как раз те вопросы, ответив на которые, мы можем понять причины устойчивости РИ.
Maj. Buzzard
Вот своего ставленника на чужой трон посадить - это сколько угодно
Настолько же распространенный прием, как и взятие заложников