Айлейды, или Дикие Эльфы, они же Хартлендские высокие эльфы — одна из эльфийских рас (восходят своими корнями к самым первым эльфам, мерам), ушедшая с острова Саммерсет и поселившаяся отдельно от других меров на территории современного Сиродила примерно в середине Меретийской Эры. Других мест обитания на данный момент обнаружено не было, хотя и считается, что их по-прежнему можно встретить в отдаленной глуши почти каждой провинции империи, но свидетельств встреч с айлейдами нет. В отличие от альтмеров, босмеров и данмеров, они не стали растворяться в культуре Тамриэльской цивилизации и продолжают хранить старый уклад жизни.Считается даже, что они — альтмеры, поселившиеся в Сиродииле и ставшие со временем отдельным народом.
Известно, что они были особенно высокомерным народом, отрицавшим возможность равного общения с другими расами, из-за чего и получили прозвание «Дикие эльфы». Айлейды поработили недийские народы, пришедшие с севера, и долгое время их раса процветала. Башня Белого золота, стоящая в центре имперского города, была построена именно ими. И по всему Сиродиилу до сих пор можно встретить поражающие учёных руины величественных строений древней эльфийской цивилизации. Но в 1Е 242 г. рабыня Алессия (Королева рабов) подняла восстание, которое поставило точку на господстве айлейдов. Как и все представители эльфийского рода, айлейды имели хрупкое строение тела, но были очень ловкими. Выглядели представители данной расы как и все меры того времени (приблизительно как современные альтмеры), но отличительной особенностью этого народа был золотистый цвет кожи.Общаются они на сложном диалекте старосиродиильского языка.
Религия
История
Артефакты айлейдов
Броня и оружие
Другие артефакты
Известные айлейды
Известно, что они были особенно высокомерным народом, отрицавшим возможность равного общения с другими расами, из-за чего и получили прозвание «Дикие эльфы». Айлейды поработили недийские народы, пришедшие с севера, и долгое время их раса процветала. Башня Белого золота, стоящая в центре имперского города, была построена именно ими. И по всему Сиродиилу до сих пор можно встретить поражающие учёных руины величественных строений древней эльфийской цивилизации. Но в 1Е 242 г. рабыня Алессия (Королева рабов) подняла восстание, которое поставило точку на господстве айлейдов. Как и все представители эльфийского рода, айлейды имели хрупкое строение тела, но были очень ловкими. Выглядели представители данной расы как и все меры того времени (приблизительно как современные альтмеры), но отличительной особенностью этого народа был золотистый цвет кожи.Общаются они на сложном диалекте старосиродиильского языка.
Религия
Спойлер (раскрыть)
Религия айлейдов заключалась в поклонении Принцам Даэдра, и в первую очередь — Меридии, покровительнице данной расы. Сейчас неизвестно, почитали ли они других Принцев, однако, вероятнее всего, айлейды просто заключали с ними сделки для достижения собственных целей.
Хотя до сегодняшнего дня практически не осталось религиозных центров, есть неоспоримые свидетельства того, что Хартлендские эльфы возводили пантеоны в честь Меридии.
Хотя до сегодняшнего дня практически не осталось религиозных центров, есть неоспоримые свидетельства того, что Хартлендские эльфы возводили пантеоны в честь Меридии.
История
Спойлер (раскрыть)
Появление. Ранний айлейдский период
История айлейдов как отдельной расы эльфов берёт свое начало еще во времена начала Меретийской Эры, когда отдельная группа альдмеров под предводительством Топала Морехода исследует и картографирует морские пути Тамриэля и реку Нибен, находящуюся на юге материка. Он заплывает глубоко в центральный Сиродил, где получает в свое владение Восемь Островов на озере Румар) — земли, где впоследствии будет расположена Башня Белого Золота. Этот дар преподнёс ему обитавший в тех краях звериный народ, который он и его команда обучили письменности.
Со временем Топал и его команда, а также небольшие группы альдмеров, постепенно переселяются на вновь открытую территорию Сиродила, где начинают освоение джунглей вокруг реки Нибен и строительство первых городов-государств. Так появились первые айлейды.
Золотой век
Где-то в середине Меретийской Эры начинается и завершается строительство Башни Белого Золота, а также города вокруг неё, ныне известного как Старый путь. Башня и её окрестности становятся культурным и политическим центром айлейдских городов до самого падения их империи.
В течение всего промежутка власти айлейдов (несколько тысячелетий) эта раса всё более и более расширяет свои границы, отстраивая все больше новых городов-государств. Постепенно они полностью подчинили себе местность вдоль побережья Нибена, а со временем и весь Сиродил. За его пределы айлейды предпочли не выходить, создав свою собственную, обособленную от других эльфийских народов, империю.
Падение империи
Так продолжалось примерно до 1Э 242, когда произошло восстание порабощенных недийских племен во главе с "Королевой рабов", также известной как Ал-Эш (Алессия).
В начале войны удача была полностью на стороне айлейдских королей: восставшие люди были загнанны в угол и практически полностью истреблены. Однако произошло событие, в корне изменившее расстановку сил — пришествие Пелинала Вайтстрейка (очень таинственная и спорная личность). Ведомые Пелиналом (практически самолично истреблявшим целые армии эльфов), неды начали вытеснение своих бывших хозяев. К ним также присоединились армии "Старого Королевства" нордов под предводительством Морихауса.
Объединенная армия представляла собой несокрушимую силу, которая быстро завоевала все города-государства Сиродила. Последней целью их кампании стала Башня Белого Золота — самая могучая цитадель айлейдов.
В 1Э 243 Башня Белого Золота пала под натиском людских полчищ, что положило конец айлейдскому правлению.
Послевоенные годы. Поздний айлейдский период
Хотя некоторые из айлейдских королей и смогли заключить договор с новой Империей людей, поддерживая свои города еще несколько столетий, однако постепенно они стали приходить в упадок, пока не были заброшены совсем. Последним заселённым айлейдским городом стал Неналата.
В 1Э 393 Алессианский Орден, возглавляемый аббатом Космасом, производит зачистку древнего айлейдского храма Малада (что с эльфийского переводится как Высокий Собор). Сообщалось, что под сводами храма обитали даэдра, но они были все уничтожены при нападении. Вероятнее всего, массовый призыв даэдра был последней масштабной попыткой эльфов вернуть себе утраченные позиции.
В дальнейшем некогда "Дикие эльфы" были постепенно ассимилированы, что в конечном итоге привело к полному исчезновению этой расы.
Быт и культура
Стихией айлейдов была магия, поэтому почти каждый представитель диких эльфов был искусным магом. Они создали то, что позднее стало называться школой Изменения. Подробнее об их умениях в области этой магии можно прочитать в книге "Дитя Нибена ".
Политическое и государственное устройство
Особенностью айлейдского государственного устройства (как и у других эльфийских рас, ушедших с Саммерсета) являлась политическая раздробленность. Вся их территория была поделена на области, каждая из которых была подконтрольна своему городу, управляемому королём-магом, который и определял внутреннюю политику области. Однако, несмотря на это, конфликтов между городами не возникало, что только усиливало власть айлейдов. Самым крупным городом, а также политическим и культурным центром являлся уже упомянутый выше Старый путь, в котором находилась Башня Белого Золота.
Отношение к другим расам
Как уже говорилось ранее, айлейды свысока смотрели на представителей других народов. Поэтому недийские племена людей, также проживавшие на территории Сиродила, были обращены в рабов.
Жизнь людей в городах-государствах эльфов во многом зависела от правителя. Если в некоторых поселениях людям жилось довольно сносно, то во многих других их низводили до уровня рабочего скота. Городом, где было сосредоточенно наибольшее количество людей, был Сард, ныне известный как Сардавар Лид (именно в этом месте родилась Ал-Эш). В Сарде не было свободы ни в чем, даже в сохранении семьи и выборе имени. Условия содержания тоже были ужасными — люди спали на холодном полу, месяцами не мылись, недоедали... Их заставляли корчевать камни и осушать поля, держать в порядке часовни и дороги, могли подвергнуть пыткам просто из прихоти своих хозяев, а тела использовать в качестве скульптур из плоти, которые были популярны у диких эльфов.
Но наиболее худшим образом для людей складывалась ситуация в городе Сейа-Тар (в наши дни — Сейататар), в котором правил король-маг Хадхул, более известный как "Огненный король". В его царстве производились снадобья путем введения дэйдронов в живые организмы, позволявшие зреть новые образы пыток. По выходным ночью на специальных аренах устраивались различные забавы, одной из которых было поджигание детей и травля их тиграми.
Знания и достижения
Айлейды полагали, что Нирн создан из четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и света. Изо всех видов света звёздный свет они считали тончайшей его формой, так как именно звёзды связывали айлейдов с миром Этериуса — источником всей магической силы.
Иногда на земле можно найти его частицы, известные людям под названием "метеор". Наиболее часто встречающиеся состоят из "метеоритного железа" — металла, который высоко ценится у кузнецов и магов за магические свойства; именно из него создавались эльфийские доспехи и оружие для отличившихся айлейдских воинов.
Также метеоритное железо является главным компонентом для айлейдских колодцев — древних магических артефактов, найти которые можно по всему Сиродилу. Закономерность их расположения остается загадкой, но ученые полагают, что колодцы стоят на пересечении древних магических потоков, тем самым они неведомым способом черпают магическую силу из звёздного света. Естественно, колодцы не просто так стоят — с их помощью любое разумное существо может восстановить и повысить свой запас магических сил.
Другой, менее распространенный вид частиц Этериуса, носит название "метеоритное стекло", из которого изготавливались велкиндские камни и камни варла.
Также стоит отметить, что айлейдские мастера смогли создать особые приспособления — охранные статуи. Они охраняли айлейдские города от нежелательного вторжения извне.
Внутренняя жизнь городов
Современному исследователю сейчас довольно трудно представить повседневную жизнь айлейдов. Это связано с тем, что практически все айлейдские постройки были разграблены? вероятно, ещё в период конца Первой Эры. На сегодняшний день в городах можно увидеть лишь голые стены да каменные предметы интерьера (столы и скамейки), которые не могут быть вынесены наружу или сгнить. Вся эта мрачная картина слабо освещается светом светильников, сделанных из камней варла.
Есть предположение, что подземные комплексы айлейдов являлись лишь малой частью городов (вероятнее всего, дворцы или жилые кварталы богатых особ), а большая часть населения могла проживать и на поверхности земли, в обычных домах. Эту теорию подтверждает практически полное отсутствие разделенных, тупиковых комнат в руинах айлейдов. Однако против этой теории говорит внешнее обустройство городов: на территории комплексов нет ни одного строения, из чего следует, что все жители проживали в подземной части городов.
Также имеет право на жизнь версия, что те части руин, которые сохранились до момента прохождения игры, были изначально предназначены для неких ритуалов и/или захоронений. Большое количество саркофагов и ниш в стенах, массово встречающиеся приведения, скелеты и зомби характерны для склепов. Скамьи и трибуны, часто встречающиеся тут, вполне могли использоваться в неких массовых обрядах. Также в пользу этого варианта говорит то, что на поверхности нет ни одного айлейдского кладбища или чего-то подобного.
Так или иначе, многое из жизни айлейдов до сих пор остается непонятным для нас.
История айлейдов как отдельной расы эльфов берёт свое начало еще во времена начала Меретийской Эры, когда отдельная группа альдмеров под предводительством Топала Морехода исследует и картографирует морские пути Тамриэля и реку Нибен, находящуюся на юге материка. Он заплывает глубоко в центральный Сиродил, где получает в свое владение Восемь Островов на озере Румар) — земли, где впоследствии будет расположена Башня Белого Золота. Этот дар преподнёс ему обитавший в тех краях звериный народ, который он и его команда обучили письменности.
Со временем Топал и его команда, а также небольшие группы альдмеров, постепенно переселяются на вновь открытую территорию Сиродила, где начинают освоение джунглей вокруг реки Нибен и строительство первых городов-государств. Так появились первые айлейды.
Золотой век
Где-то в середине Меретийской Эры начинается и завершается строительство Башни Белого Золота, а также города вокруг неё, ныне известного как Старый путь. Башня и её окрестности становятся культурным и политическим центром айлейдских городов до самого падения их империи.
В течение всего промежутка власти айлейдов (несколько тысячелетий) эта раса всё более и более расширяет свои границы, отстраивая все больше новых городов-государств. Постепенно они полностью подчинили себе местность вдоль побережья Нибена, а со временем и весь Сиродил. За его пределы айлейды предпочли не выходить, создав свою собственную, обособленную от других эльфийских народов, империю.
Падение империи
Так продолжалось примерно до 1Э 242, когда произошло восстание порабощенных недийских племен во главе с "Королевой рабов", также известной как Ал-Эш (Алессия).
В начале войны удача была полностью на стороне айлейдских королей: восставшие люди были загнанны в угол и практически полностью истреблены. Однако произошло событие, в корне изменившее расстановку сил — пришествие Пелинала Вайтстрейка (очень таинственная и спорная личность). Ведомые Пелиналом (практически самолично истреблявшим целые армии эльфов), неды начали вытеснение своих бывших хозяев. К ним также присоединились армии "Старого Королевства" нордов под предводительством Морихауса.
Объединенная армия представляла собой несокрушимую силу, которая быстро завоевала все города-государства Сиродила. Последней целью их кампании стала Башня Белого Золота — самая могучая цитадель айлейдов.
В 1Э 243 Башня Белого Золота пала под натиском людских полчищ, что положило конец айлейдскому правлению.
Послевоенные годы. Поздний айлейдский период
Хотя некоторые из айлейдских королей и смогли заключить договор с новой Империей людей, поддерживая свои города еще несколько столетий, однако постепенно они стали приходить в упадок, пока не были заброшены совсем. Последним заселённым айлейдским городом стал Неналата.
В 1Э 393 Алессианский Орден, возглавляемый аббатом Космасом, производит зачистку древнего айлейдского храма Малада (что с эльфийского переводится как Высокий Собор). Сообщалось, что под сводами храма обитали даэдра, но они были все уничтожены при нападении. Вероятнее всего, массовый призыв даэдра был последней масштабной попыткой эльфов вернуть себе утраченные позиции.
В дальнейшем некогда "Дикие эльфы" были постепенно ассимилированы, что в конечном итоге привело к полному исчезновению этой расы.
Быт и культура
Стихией айлейдов была магия, поэтому почти каждый представитель диких эльфов был искусным магом. Они создали то, что позднее стало называться школой Изменения. Подробнее об их умениях в области этой магии можно прочитать в книге "Дитя Нибена ".
Политическое и государственное устройство
Особенностью айлейдского государственного устройства (как и у других эльфийских рас, ушедших с Саммерсета) являлась политическая раздробленность. Вся их территория была поделена на области, каждая из которых была подконтрольна своему городу, управляемому королём-магом, который и определял внутреннюю политику области. Однако, несмотря на это, конфликтов между городами не возникало, что только усиливало власть айлейдов. Самым крупным городом, а также политическим и культурным центром являлся уже упомянутый выше Старый путь, в котором находилась Башня Белого Золота.
Отношение к другим расам
Как уже говорилось ранее, айлейды свысока смотрели на представителей других народов. Поэтому недийские племена людей, также проживавшие на территории Сиродила, были обращены в рабов.
Жизнь людей в городах-государствах эльфов во многом зависела от правителя. Если в некоторых поселениях людям жилось довольно сносно, то во многих других их низводили до уровня рабочего скота. Городом, где было сосредоточенно наибольшее количество людей, был Сард, ныне известный как Сардавар Лид (именно в этом месте родилась Ал-Эш). В Сарде не было свободы ни в чем, даже в сохранении семьи и выборе имени. Условия содержания тоже были ужасными — люди спали на холодном полу, месяцами не мылись, недоедали... Их заставляли корчевать камни и осушать поля, держать в порядке часовни и дороги, могли подвергнуть пыткам просто из прихоти своих хозяев, а тела использовать в качестве скульптур из плоти, которые были популярны у диких эльфов.
Но наиболее худшим образом для людей складывалась ситуация в городе Сейа-Тар (в наши дни — Сейататар), в котором правил король-маг Хадхул, более известный как "Огненный король". В его царстве производились снадобья путем введения дэйдронов в живые организмы, позволявшие зреть новые образы пыток. По выходным ночью на специальных аренах устраивались различные забавы, одной из которых было поджигание детей и травля их тиграми.
Знания и достижения
Айлейды полагали, что Нирн создан из четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и света. Изо всех видов света звёздный свет они считали тончайшей его формой, так как именно звёзды связывали айлейдов с миром Этериуса — источником всей магической силы.
Иногда на земле можно найти его частицы, известные людям под названием "метеор". Наиболее часто встречающиеся состоят из "метеоритного железа" — металла, который высоко ценится у кузнецов и магов за магические свойства; именно из него создавались эльфийские доспехи и оружие для отличившихся айлейдских воинов.
Также метеоритное железо является главным компонентом для айлейдских колодцев — древних магических артефактов, найти которые можно по всему Сиродилу. Закономерность их расположения остается загадкой, но ученые полагают, что колодцы стоят на пересечении древних магических потоков, тем самым они неведомым способом черпают магическую силу из звёздного света. Естественно, колодцы не просто так стоят — с их помощью любое разумное существо может восстановить и повысить свой запас магических сил.
Другой, менее распространенный вид частиц Этериуса, носит название "метеоритное стекло", из которого изготавливались велкиндские камни и камни варла.
Также стоит отметить, что айлейдские мастера смогли создать особые приспособления — охранные статуи. Они охраняли айлейдские города от нежелательного вторжения извне.
Внутренняя жизнь городов
Современному исследователю сейчас довольно трудно представить повседневную жизнь айлейдов. Это связано с тем, что практически все айлейдские постройки были разграблены? вероятно, ещё в период конца Первой Эры. На сегодняшний день в городах можно увидеть лишь голые стены да каменные предметы интерьера (столы и скамейки), которые не могут быть вынесены наружу или сгнить. Вся эта мрачная картина слабо освещается светом светильников, сделанных из камней варла.
Есть предположение, что подземные комплексы айлейдов являлись лишь малой частью городов (вероятнее всего, дворцы или жилые кварталы богатых особ), а большая часть населения могла проживать и на поверхности земли, в обычных домах. Эту теорию подтверждает практически полное отсутствие разделенных, тупиковых комнат в руинах айлейдов. Однако против этой теории говорит внешнее обустройство городов: на территории комплексов нет ни одного строения, из чего следует, что все жители проживали в подземной части городов.
Также имеет право на жизнь версия, что те части руин, которые сохранились до момента прохождения игры, были изначально предназначены для неких ритуалов и/или захоронений. Большое количество саркофагов и ниш в стенах, массово встречающиеся приведения, скелеты и зомби характерны для склепов. Скамьи и трибуны, часто встречающиеся тут, вполне могли использоваться в неких массовых обрядах. Также в пользу этого варианта говорит то, что на поверхности нет ни одного айлейдского кладбища или чего-то подобного.
Так или иначе, многое из жизни айлейдов до сих пор остается непонятным для нас.
Артефакты айлейдов
Спойлер (раскрыть)
Велкиндские камни
Самые распространенные айлейдские артефакты — велкиндские камни. Это крупные прозрачные кристаллы цвета морской волны в металлической оправе, способные полностью восстанавливать магическую энергию использовавшего камень существа, при этом безвозвратно исчезая. В книге "Магия, рождённая небом" говорится о том, что велкиндские камни — это айлейдские колдовские артефакты, изготовленные из метеоритного железа и метеоритного стекла.
Примечание: Надо заметить, что к концу своего правления айлейды научились выращивать кристаллы велкинд.
Известно, что в крупных поселениях айлейдов существовали так называемые "Великие велкиндские камни". Предполагается, что "великий велкиндский камень, сердце каждого древнего айлейдского города, отвечал за все магическое обустройство жизни поселения". Все эти артефакты к настоящему времени утрачены. Последний великий велкиндский камень играет важную роль в основной сюжетной линии The Elder Scrolls IV: Oblivion.
Камни варла
Камни варла — куда более редкие и драгоценные артефакты. Несколько крупнее велкиндских и белого цвета, камни варла способны полностью заряжать любое количество зачарованных предметов, также исчезая при использовании. В книге "Магия, рождённая небом" также предполагается их космическое происхождение, иных свидетельств нет.
"Черные камни варла" — охранные артефакты. Встречаются практически во всех айлейдских руинах. Средних размеров, висят на специальных постаментах или под потолками. Как ясно из названия, эти камни имеют тёмный оттенок, однако незадолго до того, как поразить нарушителя, камни начинают светиться красным. Способны накапливать и отдавать достаточно большие сгустки магической энергии.
Самые распространенные айлейдские артефакты — велкиндские камни. Это крупные прозрачные кристаллы цвета морской волны в металлической оправе, способные полностью восстанавливать магическую энергию использовавшего камень существа, при этом безвозвратно исчезая. В книге "Магия, рождённая небом" говорится о том, что велкиндские камни — это айлейдские колдовские артефакты, изготовленные из метеоритного железа и метеоритного стекла.
Примечание: Надо заметить, что к концу своего правления айлейды научились выращивать кристаллы велкинд.
Известно, что в крупных поселениях айлейдов существовали так называемые "Великие велкиндские камни". Предполагается, что "великий велкиндский камень, сердце каждого древнего айлейдского города, отвечал за все магическое обустройство жизни поселения". Все эти артефакты к настоящему времени утрачены. Последний великий велкиндский камень играет важную роль в основной сюжетной линии The Elder Scrolls IV: Oblivion.
Камни варла
Камни варла — куда более редкие и драгоценные артефакты. Несколько крупнее велкиндских и белого цвета, камни варла способны полностью заряжать любое количество зачарованных предметов, также исчезая при использовании. В книге "Магия, рождённая небом" также предполагается их космическое происхождение, иных свидетельств нет.
"Черные камни варла" — охранные артефакты. Встречаются практически во всех айлейдских руинах. Средних размеров, висят на специальных постаментах или под потолками. Как ясно из названия, эти камни имеют тёмный оттенок, однако незадолго до того, как поразить нарушителя, камни начинают светиться красным. Способны накапливать и отдавать достаточно большие сгустки магической энергии.
Броня и оружие
Спойлер (раскрыть)
Несмотря на обширные знания в области магии, айлейды не боялись и ближнего боя. И хотя они сами не экспериментировали в создании брони и оружия, благодаря использованию знаний своих предков (альдмеров) айлейды создавали для своих бойцов великолепное снаряжение, называемое сегодня эльфийским. Простые воины, не имеющие никаких знаков отличия, пользовались стандартными вариантами этой экипировки. Отличившиеся же вознаграждались зачарованными доспехами и оружием, которыми гордились и дорожили.
Эльфийское оружие и броня, оставшиеся в большом количестве по всем уголкам Сиродиила, сами по себе произведения искусства. Эльфийские доспехи и щиты на вид состоят из мелких золотых чешуек. Однако это не самая дорогая и лучшая защита в игре. Наиболее подходящей для себя её найдут лучники и маги. Одно из её главных достоинств — малый вес. Не случайно для обучения у мастера лёгкой брони в Сиродииле необходимо найти именно эльфийскую кирасу.
Эльфийское оружие и броня, оставшиеся в большом количестве по всем уголкам Сиродиила, сами по себе произведения искусства. Эльфийские доспехи и щиты на вид состоят из мелких золотых чешуек. Однако это не самая дорогая и лучшая защита в игре. Наиболее подходящей для себя её найдут лучники и маги. Одно из её главных достоинств — малый вес. Не случайно для обучения у мастера лёгкой брони в Сиродииле необходимо найти именно эльфийскую кирасу.
Другие артефакты
Спойлер (раскрыть)
Иногда в разрушенных руинах айлейдских поселений можно отыскать айлейдские статуи, которые высоко ценятся коллекционерами древностей.
Также существует два поразительных артефакта, известных как Корона Неналаты и Корона Линдаи.
Также существует два поразительных артефакта, известных как Корона Неналаты и Корона Линдаи.
Известные айлейды
Спойлер (раскрыть)
Умарил Неоперенный — айлейдский король-маг, правивший в Золотой век айлейдского владычества. Умарил является эльфом лишь наполовину — мать-айлейдка родила его от божественного отца. Был убит Пелиналом Вайтстрейком при осаде Башни Белого Золота, которой он и правил. Однако благодаря своей полубожественной сути позднее смог вернуться в мир живых. Вокруг этого события и его последствий построен сюжет дополнения The Elder Scrolls IV: Knights of the Nine.
Хадхул — король-маг, правивший в Золотой век айлейдского владычества. В его владениях находился город Сейа-Тар (Сейататар). Был убит Пелиналом Вайтстрейком при осаде Сейа-Тара.
Тьюрхан Фирр — айлейд, живший в период Первой и Второй Эры. Являлся автором многих книг, в которых подробно рассказывает о традициях, обычаях и культуре своей расы.
Хадхул — король-маг, правивший в Золотой век айлейдского владычества. В его владениях находился город Сейа-Тар (Сейататар). Был убит Пелиналом Вайтстрейком при осаде Сейа-Тара.
Тьюрхан Фирр — айлейд, живший в период Первой и Второй Эры. Являлся автором многих книг, в которых подробно рассказывает о традициях, обычаях и культуре своей расы.