Трудный, но очень интересный вопрос. Что есть этнос? Тождественны ли древние бесписьменные археологические культуры этносам? Если нет, то что же это?
Язык может быть этническим идентификатором. А может и не быть. Хотя ямайцы и тринидадцы не являются англичанами, они возникли при участии англичан. К тому же понятие язык и диалект - весьма и весьма относительны. Грузины считают менгрелов грузинами, в то время как это отдельная языковая группа картавелов. Однако ничто не помешало римлянам ассимилировать италиков, этрусков и т.д. и т.п. Нет сейчас лигуров. А менгрелы есть. Факт.
Раса также не есть абсолютный идентификатор. Есть чернокожие саудовцы, блондины-испанцы, евреи, похожие на арабов, персов, греков, римлян, испанцев, поляков, англичан, немцев, русских, причем если вычесть этих всех, евреев не останется. С имперскими народами - русскими, англичанами, французами - еще хуже; они как пылесосы втягивали в себя гены едва ли не со всего мира. Афроамериканцы могут ненавидеть белых, но сами они мулатизированы процентов на 90, и все вместе - Анжела Дэвис и Джефф Дэвис - американцы. Единый этнос. Неолит долины Нила характеризуется огромным количеством негроидных черепов (до 30%). Впрочем, резкое изменение расового состава населения определенно указывает и на этнические перемены.
Религия... Если забыть, что все современные религии - повод пожаловаться на оскорбление "чувств", то реальные исторические религии были все-же "надстройками" над уже существующими этносами, ни один этнос не формировался религией. Реликтовые этносы могут существовать в религиозных нишах, но и здесь не все однозначно. Есть, например, армяне-мусульмане. Изменение погребальных обрядов в рамках некой археологической культуры может быть индикатором этнического изменения, а может и не быть.
Сообщение автоматически склеено в 1293195909
Хозяйственный тип также может быть и не быть этническим идентификатором. Есть оленные чукчи и есть чукчи поморские, но это не мешает им быть единым этносом. В то же время почти невозможно представить себе русских кочевыми скотоводами. Л.Н.Гумилев как-то пошутил насчет "культуры красных блюдец" и "культуры синих блюдец" в современном Ленинграде. Впрочем, археологическая культура никогда не определяется по одному единственному признаку.
Перечислив все эти факторы, комбинации которых вполне могут проливать свет на этнические процессы, я могу указать еще один - на мой взгляд ключевой. Историческая судьба. Аргентинцы стали аргентинцами. отличающимися от испанцев, не потому что говорили на диалекте испанского языка, и не потому что исповедовали католицизм, и не потому что слегка смешались с индейскими племенами, и не потому что пасли скот в пампе, а прежде всего потому, что исторические судьбы этой общности разошлись с судьбой Испании. А вот это очень заметно, даже археологически. И мы в этом отношении имеем надежный идентификатор. Если бы южане выиграли войну 1861, в Северной Америке было бы два этноса: янки и диксилендеры. Но этого не произошло, и поэтому этнос один.
Кстати, это сверхполитизирует этнические отношения (чего делать "нельзя"), и как следствие любой реликтовый этнос имеет в прошлом великую империю или масштабную миграцию или иной важный для истории-политики феномен или процесс.