Цитата
В 1945 г. когда страны антигитлеровской коалиции праздновали победу, Швеция решила сократить свои расходы на вооруженные силы: был свернут ряд программ и в бронетанковой области. Надо сказать, что такая ситуация не слишком устраивала как шведскую армию, так и фирмы-поставщики оружия. Военному министерству, впрочем, выделялись кредиты на ремонт и модернизацию имевшейся техники, на чем и решили сыграть представители ВПК. Хотя уже в 1948 г. ситуация с выделением кредитов изменилась, по инерции запущенные программы модернизации и переоборудования продолжались до середины 1950-х.
Так в конце 40-х-начале 50-х был представлен проект создания на базе танков м/38 — м/40 (которые явно утратили боевую ценность к середине 1940-х) башенной самоходной установки Pvkv IV V?rjan с 57мм орудием большой мощности.
Цитата
В конце 1945 г. шведы, видимо насмотревшись на немцев, загорелись идеей создать свою 155мм САУ на базе м/41. Экспериментировали они не только с обычными, но и с безоткатными 155мм орудиями, однако далее опытных образцов дело не пошло.
Цитата
Так же на базе м/41 в 1949 г. было построено 2 варианта противотанковых орудий Pvkv II (75мм) и Pvkv III (57мм), не принятые на вооружение.
Цитата
На увеличенной базе танка м/41 в 1947 г. фирмой «Бофорс» была построена опытная универсальная САУ иногда называемая SAV 120. Главной особенностью этой САУ стало наличие автомата заряжания к 120мм морскому орудию. Однако стоимость установки оказалась столь велика, что о принятии ее на вооружение не было и речи. Наработки по автомату заряжания, однако, пригодились шведам в дальнейшем.
Цитата
Танк м/41 явно не годился для поединков с советскими средними танками (новым «вероятным противником»), но шасси надежное, отработанное (и вообще «что ж его на свалку что ли?»). Последнее было признано неприемлемым, и на базе м/41 была создана компактная (хотя вряд ли сильно удобная для десанта) БМП Pbv 301, принятая на вооружение.
Цитата
Средние танки м/42 в начале 1950-х были переведены в разряд машин поддержки пехоты (Infanterikanonvagn) и после модернизации двигателей получили индекс Ikv 73. В 1952-56 годах на базе танка м/42 были созданы САУ поддержки пехоты Ikv 72 (с 75мм орудием), 102 и 103 (со 105мм гаубицей).
Цитата
Их предназначением была непосредственная поддержка пехоты, однако шведские конструкторы отнюдь не пошли путем английских (создававших машины с мощной броней, но слабой подвижностью), напротив САУ серии Ikv 72-103 имели очень слабую броню (не более 18мм), малый вес (менее 9 тонн) и большую скорость (свыше 50 км/ч).
Цитата
Как виделось их взаимодействие с пехотой на поле боя — история умалчивает. Так же на шасси м/42 во второй половине 1940-х был создан опытный бронетранспортер с строенной пулеметной установкой, а на базе Ikv72 — 105мм САУ поддержки — не принятые на вооружение.
Цитата
Противотанковая САУ м/43 в 1950-х получила новый двигатель и более мощное 75мм орудие с эжектором, после чего была переименована в Pvkv. 71 и оставалась на вооружении до 70-х годов.
Цитата
Была предпринята попытка модернизации танка м/42 — установка башни новой конструкции с более мощным 75мм орудием, оснащенным механизмом заряжания — существенно увеличивавшим скорострельность, однако в серию эта машина не пошла.
Цитата
Так же в начале 1950-х не был доведен до конца и проект «Lansen» — новой машины с 75мм орудием, которая должна была сменить м/42 в войсках — шведские военные резонно сочли такой танк неудовлетворяющим их современным потребностям.
Цитата
В 1950-х годах Швеция закупила несколько партий танков «Centurion» в Великобритании, получивших наименование Strv. 81 (с 83мм орудием) и Strv. 101 (со 105мм орудием L7) именно они должны были сменить м/42, однако шведам очень не хотелось расставаться со своими надежными и отработанными промышленностью танками, поэтому в 1955 г. появился проект по созданию новой башни с броней в 80 мм и 75мм орудием (длина ствола 56,5 калибров).
Цитата
В 1958 г. этот вариант был принят на вооружение как Strv. 74.
Цитата
«У Швеции должен быть тяжелый танк!»
В конце 1940-х годов шведский парламент, который военным удалось-таки до нужной степени напугать «советской угрозой» санкционировал выделение средств на проектирование тяжелого танка. Программа известная под шифром KRV предполагала создание 40-45-тонной (максимальный вес разрешалось превысить не более чем на 5 тонн) машины с башней снабженной автоматом заряжания.
Цитата
Варианты вооружения были следующими: 105мм (с длинной ствола 67 калибров) и 120мм (с длинной ствола 40 калибров) нарезные орудия, или 155мм (с длинной ствола 40 калибров) гладкоствольное фирмы «Бофорс». От последнего в ходе проектирования отказались — так как оно еще было совершенно не отработано. Заказчик склонялся к варианту 120мм. Во Франции в начале 1950-х был закуплен танк AMX-13, как заявили шведы «для испытаний, чтобы в дальнейшем заказать большую партию» (заказа не последовало — шведским генералам куда больше понравились «Центурионы»), однако АМХ-13 изучался весьма тщательно — особенно устройство башни и автомата заряжания
Цитата
Корпус и ходовая танка KRV создавались во многом по образцу «Центурионов», лобовая броня была выполнена в форме «щучьего носа». толщина лобовой брони: ВЛД 70 мм / 22°, НЛД 125 мм /38°, борта и корма корпуса по 30мм, бронирование башни было более мощным: лоб 150 мм / 45°, борт: 125 мм /80°, корма 30мм / 90°.
Цитата
Было построено 2 опытных шасси, которые проходили испытания, однако, к 1954 г. из-за неготовности башни и проблемами с орудиями программа была заморожена. Есть неподтвержденная информация, что для того, чтобы не потерять контракт на создание танка, производитель предложил оснастить готовое шасси обычными башнями и орудиями без автомата заряжания и даже провел опытную установку башни «Центуриона» на шасси для демонстрации, но этот вариант военных не устроил — они предпочли закупить уже готовые «Центурионы».
Последней попыткой «спасти заказ» стало создание на базе одного из шасси 155мм САУ AKV 151 с автоматом заряжания.
Цитата
Однако, и она не пошла в серию, хотя артсистема, использованная в ней, стала основой для САУ Bkan 1, принятой на вооружение в 1965 г.
Цитата
Шасси танка KRV, однако, в конце 1950-х была уготована еще одна миссия (шведы в переплавку похоже ничего не пускают!): оно стало площадкой для отработки подвески и неподвижно закрепленного орудия для нового танка, получившего индекс Strv. «S», который незамысловато расшифровывался как «Шведский Танк».
Цитата
«Шведская стенка», «шведская семья», «шведский стол», … «шведский танк»?
В 1957 г. шведское военное министерство задумалось над параметрами заказа на новый танк. Единственный современный тип танка, который мог уверенно противостоять советским Т-54 и Т-55 — Strv. 101 был у Швеции в недостаточном количестве, да и отсутствие собственного танка, как основы войск не казалось шведам естественным.
Инженер фирмы «Бофорс» Свен Берге представил свои размышления о концепции нового танка для Швеции. По его мнению, было 3 пути создания современного танка:
1) 50-тонный танк с сильной защитой и умеренной подвижностью (по типу «Паттонов»).
2) 30-тонный танк со слабой броней и большой подвижностью (по типу франко-германского проекта, который позднее распался на АМХ-30 и Леопард-1).
3) 30-40-тонный танк-истребитель совершенно нового типа, имеющий низкий силуэт, сильное бронирование и хорошую подвижность.
По последнему варианту Свен Берге представил свои первые наработки. Проект был даже более революционен, чем программа KRV. Он предполагал создать хорошо бронированный низкосилуэтный танк без башни с жестко закрепленным в корпусе орудием (105мм или 120мм), оснащенным автоматом заряжания.
Цитата
Несмотря на недавнюю неудачу с программой KRV, шведское военное министерство выделило деньги на опытный образец такого танка, и работы по созданию Strv. «S» начались.
Цитата
Швеция приобрела у Великобритании лицензию на 105мм орудие L7, однако для нового танка увеличили его длину до 62 калибров (вместо 52 первоначальных), так же поработали над увеличением давления в стволе — соответственно начальной скорости снаряда. Общий боекомплект был определен в 50 снарядов — боеприпасы были унифицированы с английскими для орудия L7. Лобовая броня имела толщину: ВЛД 60 мм / 78°, НЛД 50 мм /72°, верхняя часть борта — 50мм, нижняя — 30мм, корма — 20-30мм.
Цитата
Главной особенностью танка был его низкий силуэт — всего 2140мм.
Цитата
Интересна была силовая установка машины, она состояла из 2 независимых двигателей: дизеля Rols Royce K60 — мощностью 240 л.с. и газотурбинного двигателя Boeing 502-10 МА мощностью 490 л.с. — они могли работать как совместно, так и по отдельности. Дизель использовался для экономного хода — для увеличения радиуса действия, а ГТД для того, чтобы в экстренной обстановке можно было дать максимальную скорость, а так же для старта двигателя в условиях низких температур
Цитата
Много времени ушло на отработку подвески и автоматику управления ею — так как орудие было жестко закреплено в корпусе, то наведение по горизонту осуществлялось поворотом шасси «на месте», а по вертикали — подвеской. Уже в 1960 г. состоялась презентация опытного образца для шведского генералитета, танк показал столь выдающиеся результаты в скорости и точности стрельбы, а так же в подвижности и проходимости, что немедленно была заказна 0-серия из 10 машин, готовая к 1963 г. Весной 1963 г. танк получивший индекс Strv. 103 был явлен миру, а уже в 1966 г. принят на вооружение.Литература:
Кащеев Л. Основной боевой танк Швеции Strv. 103// Бронеколлекция, 2012. № 6.
Нересесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая Техника Армий Капиталистических Государств. М., 1964.
Холявский Л. Г. Полная энциклопедия танков мира: 1915 — 2000 гг. М., 2002.
Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины. М., 2003.
AFV Weapons Profile series: № 28 — S-Tank.
Автор статьи:
alex_mistch.