В сравнении с остальными играми серии - просто божественная игра.
Искуственный интеллект впервые вышел за рамки полной идиотии. В действиях на стратегической карте появилась какая-то осмысленность, в том же втором медивале было чудом, если враг высылал к тебе морской десант, а совместные военные действия ограничивались крестовыми походами. Да и гениальные предложения послов в Европе я тоже никогда не забуду. Вообще, вся дипломатия в серии, кроме сёгуна, в который я не играл по той простой причине, что мне нет никакого дела до Японии, её культуры и истории, была мёртвой, здесь она хотя бы дышать пытается. Союзники помогают подавлять восстания, гадят противнику своими агентами, и так далее. А враги, хотя и случается, что воюют до талова, порой включают голову и отказываются воевать одним селом против фракции в 2-3 провинции. Боевой AI - отдельный разговор. Обстреливают, окружают, атакуют с разных сторон, уставшие отряды заменяются свежими на передовой и так далее. Действительно сильный боевой AI, за исключением наступательных действий в осаде. Тут его обделили ни за что ни про что. А в первом риме враг гурьбой ломился на выстроенный в каре стак гоплитов с лучниками в центре, даже не обстреливая предварительно, в медивале - одно удовольствие встретить врага на мосту, выстроил тяжелую пехоту - и уничтожаешь марширующие по мосту кучи врагов пушками.
Кампания весьма разнообразна и не похожа одна на другую. Играл за Афины - Кипр, какой-то жалкий сатрап Египта, поработил Рим и стал сверхдержавой, играл за Сиракузы через all factions мод - Турдетаны захватили всю Испанию и Северную Африку. Каждая партия не похожа на предыдущую, в остальных же играх серии всё было довольно предсказуемо и однообразно.
"Обрезанная" дипломатия - скорее была сбалансирована, а не обрезана.. Обмен городами - это чистой воды читерство, возвращаясь к тому же медивалу - сколько раз я сейвил союзников, захватывая и отдавая им города вдалеке от врага, просто нисчесть. А как после крестовых походов у меня образовывалось 5-6 регионов из разных союзных государств, которые уничтожали оставшихся в регионе врагов? Конечно, в идеале наличие такой функции было бы разумным - захотел правитель даровать волость и даровал, РПшники и реконы были бы несказанно рады, но я не из тех, кто брезгует селить карфагенян в Крыму или двигать эфиопских ниггеров на Афины, так что будь такая возможнось - абузил бы любые недочеты баланса, а с учетом дипломатических возможностей второго Рима, балансом на стратегической карте даже не пахло бы. Даровать противникам бедные и бунтующие провинции, вызывая у них самих голод, абузить силу союзников по принципу - "Заключил союз с селевкидами - отдал им город с мастерской баллист, казармами и кузницей третьего тира и дал приказ - отаке.
Ну и конечно красивые битвы! Блад н гор - сказочный мод, эпичные бои, пересматривал тут реплей, момент атаки ливийской пехоты на кедарских бомжей в замедленном темпе и под дабстеп - хоть щас в мувик. Ни за одной игрой серии я не засиживался так, как за римом 2.