JuginЦитата
Только с принятием унии началось возвышение Москвы по сравнению с Ковно, именно тогда в глазах православных князей Москва и стала становиться единственным наследником православной Киевской Руси.
Как то я бы так с Унией не связывал б этот процесс, камрад. Во-первых, не факт, что с Унией были не согласны православные Восточных земель, ведь Унию подписал Исидор - законный митрополит.
Во втоторых, не факт, что все были рады поставлению митрополита великим князем с явным нарушением прав патриарха. А посему совсем непрочным казалось как духовным, так и светским людям той эпохи то дело, которое затеял и выполнил, вел. кн. Василий II и которое закончилось знаменитой автокефалией в 1448 г. с митрополитом Ионой во главе всей русской иерархии.
А в третьих, вряд ли можно говорить о том, что Москва стала являтьс наследницей православной Киевской Руси. Если бы это было так, то Москва бы признала решение Константинопольского патриарха, а следовательно и Унии Восьмого Вселенского Собора и уж тем паче Василий II не посмел бы единовласто утверждать митрополита.
Москва-Третий Рим, это преемственность ИМХО не православия, а преемственность Византизма, где светская и церковная власть совместно занимались управлением государства.
Отсюда, как мне кажется, и происходило формирование особого этноса, который оказался под гнетом трех сил: Орды, княжеской власти и церковной власти, то есть подавление и подчинение власти, провозглашение и закрепление богоизбранности, князь богоподобен, культ центральной власти. В Речи Посполитой в этом отношении было все гораздо демократичнее, а на окраинах формировался особый этнос, который находился между двумя этими центрами, а от того отличался своей самобытностью и отношением к власти.
К слову сказать польские и литовские католические государи подчинялись в это время не законному папе Евгению IV, а поддерживаемому Базельским Собором антипапе Феликсу V. Поэтому "уния", утвержденная Евгением IV, не имела для них значения. Кроме того, различные политические причины мешали в это время польскому королю Владиславу III заниматься внутренними делами, в том числе и церковными. Поэтому дело ?Унии? в Польше и, в частности, в Литовской Руси, было предоставлено самому себе.
Вообще в Речи Посполитой было столько всяких уний, что вообще было трудно сказать, какая религия там рулила. Полный плюрализм и свобода совести.