Сообщество Империал: Киммерийцы - Сообщество Империал

Laszlo

Киммерийцы

"Первая степная волна" на Ближнем Востоке
Тема создана: 20 июля 2013, 22:13 · Автор: Laszlo
  • 15 Страниц
  • Первая
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 21 декабря 2013, 18:41

Ну я не знаю. Мне кажеться, что сарматы во всяком случае не дружили с скифами. Сарматы смогли проникнуть в Волго-Донские степи когда часть скифов сдвинулась в степи Украины и Северного Кавказа. Мне представляется, что сарматы отделили части скифов друг от друга. Европейских от кавказских скифов и скифов от среднеазиатских саков. Северокавказские скифы как и большинство европейских скифов были или уничтожены или поглощены сарматами. Думаеться, что миграция юэчжей вынудила искать новую родину сакам из Средней Азии. И они ее нашли в Дрангиане и Индии. Чем то их судьба похожа на киммерийцев в Малой Азии.
Статья Тохтасьева о этнониме сармат -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2008.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Думаеться аланы булы продуктом взаимодействия сакских и сарматских племен. Кстати не совсем ясно место массагетов и парнов. Предположительно они также могли быть связаны с саками. Кстати Аммиан Марцеллин сближал аланов именно с массагетами.
Страбон же писал следующее
«Против этих стран (Парфии и соседей) живут скифские и кочевые племена, занимающие всю северную сторону. Большая часть скифов, начиная от Каспийского моря, называется даями, живущих далее к востоку зовут массагетами и саками (даи явно отличались от саков), а прочих называют вообще скифами, но каждое племя имеет и частное имя. Все они ведут по большей части кочевую жизнь. Наиболее известны из кочевников те, которые отняли у эллинов Бактриану, именно: асии, пасканы, тохары, сакаравлы, пришедшие с того берега Яксарта после саков и согдиев; берегом этим владели саки. Одни из даев называются апарнами, другие ксандиями, третьи писсурами . Апарны ближе всех прочих прилегают к Гиркании и к Каспийскому морю, а остальные народы простираются до страны, лежащей против Арии .
3. Между этими народами, с одной стороны, Гирканией, Парфией до ариев, с другой, лежит обширная и безводная пустыня, через которую переходили народы в продолжительных странствиях, совершая вторжения в Гирканию Несаю и равнины парфян. Народы эти согласились платить дань, которая состояла в дозволении проходить через страны их определенное время и уносить с собою добычу. Если вторжения в страну совершались скифами против договора, возникала война, снова заключались соглашения и снова велись войны. Таков образ жизни и прочих номадов, состоящий в нападениях на соседей и затем в соглашениях.
4 (р. 511 °C.). Саки совершали походы, подобно киммерийцам и трерам, то в более отдаленные земли, то в соседние. Так, они заняли Бактриану и завладели в Армении наилучшей землей, которой оставили от своего имени и название Сакасены; они доходили и до каппадокийцев и, в особенности, до соседних с Эвксином, которых теперь зовут понтийскими … Персидские полководцы того времени напали на них ночью, во время пира после грабежа и истребили их совершенно (это о массагетах времен Томирис).
9, § 3 (р. 516 °C). Говорят, что парны-даи выходцы из области даев, живущих над Меотидой и называемых ксандиями или париями 457. Впрочем, нельзя назвать общепринятым мнение, что в числе живущих над Меотидой скифов есть даи…

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

И классическая работа Грантовского - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Бертольд Лауфер о юэчжах
The language of the Yüe-chi or Indo-Scythians
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кстати есть соображения, как их этноним звучал в иранских языках?

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Этногеография Скифии по античным источникам
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Б. Лауфер проанализировал пять юэчжийских слов, сохранившихся в записях династии Хань, и пришел к выводу, что эти слова принадлежали языку североиранской группы. Шестое слово —юэчжи — он восстановил с учетом особенностей древне-китайской фонетики, как sgwied-di, и сопоставил его с хорошо известным названием Sogdoi, т. е. Согд, причем приставку di истолковал как суффикс множественного числа по аналогии с осетинским, скифским, согдийским и ягнобским языками, отметив отличие этой группы от тохарского языка, близкого к западноевропейским и, следовательно, далёкого от иранских. Книга "Bertold Laufer. The Language of the Jue-chi or Indo-Scythi-ans. Chicago, 1917 P. 14

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

У Боровковой иное мнение и она считает, что юэчжи это тохары
Наиболее известны из кочевников те, которые отняли у эллинов Бактриану, а именно асии, пасианы, тохары и сакараваллы, вышедшие с того берега Яксарта, что подле саков, согдианов и занят саками" [цит. по: Ставиский, 1977, с. 101].
По словам Страбона, тохары вместе с тремя другими племенами "отняли" у эллинов Бактрию, а не завоевали, что пришли они с "того", т.е. северного берега Яксарта (Сырдарья). Нетрудно заметить, что описанное Страбоном событие по сути идентично тому, которое, как только что выяснено выше по данным "Ши цзи" и "Хань шу", произошло на рубеже II-I в.д., когда юэчжи, жившие до этого на северном берегу р. Гуйшуй "переселились сюда", в Дася, находившуюся к югу от этой реки, и вся Дася покорилась им.
/ Боровкова Л.А. Царства "западного края" во II-I в.д. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу"). М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001/

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Кляшторный
по поводу юэчжей читаем с С.Г.Кляшторного:
Другой аспект юэчжийской проблемы - этнолингвистическая идентичность носителей этого имени. Столь крупные исследователи древней Внутренней Азии как Намио Эгами и Кадзуо Еноки, вслед за Г.Хэлоуном, решительно связывают юэчжей со скифо-сакской этнокультурной общностью. Не менее распространена и другая позиция, согласно которой юэчжи являются тем самым народом, который в античных и индийских источниках именуется тохарами. Такая идентификация серьезно подкреплена текстами середины и второй половины I тыс. н.э., обнаруженными в Восточном Туркестане, и связывает юэчжей с тохарами Таримского бассейна, говорившими и писавшими на диалектах очень архаичного индоевропейского языка (тохарский А и тохарский Б). Опыт реконструкции этапов тохарского продвижения на восток и возможных тохаро-китайских языковых связей, предложенный Э.Пуллиблэнком, основательно подкрепляет гипотезу о тождестве юэчжей с тохарами.
Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб,. 2006. с.375

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Взято у камрада ayoe из этой темы - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Сарматы
     Dezperado
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 23 декабря 2013, 14:34

    Laszlo

    Цитата

    Ну я не знаю. Мне кажеться, что сарматы во всяком случае не дружили с скифами.

    Следует отличать савроматов от сарматов или носителей прохоровской культуры. Кроме того, скифы и сарматы говорили или на одном языке, мнение большинства, или на очень близкородственных языках.

    Цитата

    Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2008.

    Да, есть у меня эта книга, из серии "Загадки истории", на соотв уровне.

    Цитата

    Думаеться аланы булы продуктом взаимодействия сакских и сарматских племен. Кстати не совсем ясно место массагетов и парнов.

    Парны, они же дахи, носители прохоровской культуры, по мнению сторонников "Азиатской Алании".

    Цитата

    Бертольд Лауфер о юэчжах
    The language of the Yüe-chi or Indo-Scythians
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    О, Лауфер! Редкость. Он думал, что юэчжи -- это согдийцы, давно опровергнуто Пуллиблэнком на материале древнекит языка.

    Цитата

    Кстати есть соображения, как их этноним звучал в иранских языках?

    Конечно, есть. Даже больше, я знаю. Но для этого пришлось перерыть всего Бэйли. Так что, пока не скажу.

    Цитата

    Б. Лауфер проанализировал пять юэчжийских слов, сохранившихся в записях династии Хань, и пришел к выводу, что эти слова принадлежали языку североиранской группы. Шестое слово —юэчжи — он восстановил с учетом особенностей древне-китайской фонетики, как sgwied-di, и сопоставил его с хорошо известным названием Sogdoi, т. е. Согд, причем приставку di истолковал как суффикс множественного числа по аналогии с осетинским, скифским, согдийским и ягнобским языками, отметив отличие этой группы от тохарского языка, близкого к западноевропейским и, следовательно, далёкого от иранских. Книга "Bertold Laufer. The Language of the Jue-chi or Indo-Scythi-ans. Chicago, 1917 P. 14

    Во-во, фантазии Лауфер-Гумилев. Нэт, не согдийцы.

    Цитата

    У Боровковой иное мнение и она считает, что юэчжи это тохары

    Обычно Боровкова ошибается, но тут почти попала.

    Цитата

    Наиболее известны из кочевников те, которые отняли у эллинов Бактриану, а именно асии, пасианы, тохары и сакараваллы, вышедшие с того берега Яксарта, что подле саков, согдианов и занят саками" [цит. по: Ставиский, 1977, с. 101].
    По словам Страбона, тохары вместе с тремя другими племенами "отняли" у эллинов Бактрию, а не завоевали, что пришли они с "того", т.е. северного берега Яксарта (Сырдарья). Нетрудно заметить, что описанное Страбоном событие по сути идентично тому, которое, как только что выяснено выше по данным "Ши цзи" и "Хань шу", произошло на рубеже II-I в.д., когда юэчжи, жившие до этого на северном берегу р. Гуйшуй "переселились сюда", в Дася, находившуюся к югу от этой реки, и вся Дася покорилась им.
    / Боровкова Л.А. Царства "западного края" во II-I в.д. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу"). М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001/

    У Боровковой ошибок немеряно. Чего стоит хотя бы Согдийское царство Аньси, которе она выдумала! А ее переводы с китайского! Пэсня! Часть иер. она вообще не переводит -- это ведь разрушило ее текст! Жесть!
    Кляшторный

    Цитата

    Не менее распространена и другая позиция, согласно которой юэчжи являются тем самым народом, который в античных и индийских источниках именуется тохарами. Такая идентификация серьезно подкреплена текстами середины и второй половины I тыс. н.э., обнаруженными в Восточном Туркестане, и связывает юэчжей с тохарами Таримского бассейна, говорившими и писавшими на диалектах очень архаичного индоевропейского языка (тохарский А и тохарский Б).

    Мдя? Остатся только одна загвоздка -- найти в "Тохарских текстах" слово тохары. А вот нет там его, хочь зарежься. Так что в последнее время эти языки называют кучанскими. По месту основного ареала. Вот пускай Кляшторный докажет, что исторические тохары говорили на "тохарских" языках. Хоть А, хоть Б.

    Цитата

    Опыт реконструкции этапов тохарского продвижения на восток и возможных тохаро-китайских языковых связей, предложенный Э.Пуллиблэнком, основательно подкрепляет гипотезу о тождестве юэчжей с тохарами.

    Ничего не подкрепляет, т.к. вот эти отождествления наиболее слабые и притянуты за уши.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 23 декабря 2013, 16:13

      В том, то и дело что тохарами называет кочевые племена Страбон. Тохарские языки это исключительно лингвистические термин. Ираноязычное их название неведомо. О ошибке Лауфера наслышан. Сакаравалы это это сакарауки (кажеться сака рухс, сака рокс, сака раухшна). Относительно прохоровской культуры то с кем только ее не отождествляют. Вот Таиров отождествляет с скифами. Сулимирский с сарматами. Сакарауки это скорее всего и есть sek китайских источников. Мышкин о прохоровской культуре - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Таиров - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Гуцалов о скифах на Урале - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Сальников - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Мне представляется, что прохоровцы скорее сарматы. Относительно языка савроматов и сарматов то о том что их язык искаженный скифский сообщал Геродот. Все таки думаеться что у савроматов был отдельный иранский язык пускай и близкий скифскому. А.С. Скрипкин. Савроматы Геродота - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Работы Боровковой отдельная песня. Многое вызывает вопросы, однако пока не знаю работ посвященных кушанам на русском кроме нее, которые имели бы такой объем. Знаю статью Земайля Кушанская хронология.
      о западных регионах их Хоу Хань Шу (на английском) - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      комментарий о юэчжах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Статья Крэйга Бенджамина о юэчжах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Аньси насколько я помню Парфия.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      К.А. Акишев, Г.А. Кушаев - Древняя культура саков и усуней долины реки Или.// Алма-Ата: 1963. 320 с.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Ян Фу - Юэчжите и Дунхуан. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Arady Eva - The Yue-chis, Kushans and Hephtalites
      Horvath Izabella - The Tarim Basin Mummies: a Commentary
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 23 декабря 2013, 18:21

        Liu, Xinru (2001). Migration and Settlement of the Yuezhi-Kushan: Interaction and Interdependence of Nomadic and Sedentary Societies. Journal of World History, 12 (No. 2), p. 261–292.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Dorn'eich, Chris M. (2008). Chinese sources on the History of the Niusi-Wusi-Asi(oi)-Rishi(ka)-Arsi-Arshi-Ruzhi and their Kueishuang-Kushan Dynasty. Shiji 110/Hanshu 94A: The Xiongnu: Synopsis of Chinese original Text and several Western Translations with Extant Annotations. Berlin.
        History of Civilizations of Central Asia, The development of sedentary and nomadic civilizations: 700 B.C. to A.D. 250
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Yu, Taishan. 1998. A Study of Saka History. Sino-Platonic Papers No. 80. July, 1998. Dept. of Asian and Middle Eastern Studies, University of Pennsylvania.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Yu, Taishan. 2000. A Hypothesis about the Source of the Sai Tribes.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Puri, B. N. 1994. "The Sakas and Indo-Parthians." In: History of civilizations of Central Asia, Volume II. The development of sedentary and nomadic civilizations: 700 B.C. to A.D. 250. Harmatta, János, ed., 1994. Paris: UNESCO Publishing, pp. 191–207.
        Работа Лебединского
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Bailey, H.W. - Dictinoary of Khotan Sakya Final - Scribd
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Рецезния Рассела на Бэйли о культуре саков
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Liu, Xinru, Migration and Settlement of the Yuezhi-Kushan: Interaction and Interdependence of Nomadic and Sedentary Societies
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        E. G. Pulleyblank - Chinese and Indo-Europeans
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Список публикаций Пуллиблэнка - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. (Археология СССР т.10)
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 декабря 2013, 20:20

          У Помпея Трога - сакарауки - предположительно, от сака равака - "саки подвижные".Фраза Помпея Трога "Асии - цари тохаров и гибель сакарауков" трактуется как "Асии, став царями тохар, погубили сакарауков".Р. Гиршман на некоторых монетах предлагает следующее чтение греческой надписи: "[Монета] Гиркода [сына] Ардетра, сакараука". В согдийской легенде он читает имя Артадр (или Аратадр) и "сакараг". На основании своего чтения этих легенд Р. Гиршман утверждает, что именно сакарауки захватили Согд и осели в нём, причём их могущество возросло благодаря ресурсам этой богатой области. Однако само чтение вызывает серьёзные сомнения.
          В районе нынешнего Ташкента, в Фергане и Кашгаре жил народ, известный под именем ссеи, персам и индусам – под именем сака, грекам – саки, т. е. «азиатские скифы». Речь идет о ветви большой скифо-сарматской группы, кочевниках-иранцах северо-западных степей. Язык, приписываемый им, – сакский, много текстов на котором, датируемых ранним Средневековьем, обнаружено в Хотане, по сути – это диалект восточноиранского.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Dezperado
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 24 декабря 2013, 14:39

            Laszlo

            Цитата

            В том, то и дело что тохарами называет кочевые племена Страбон.

            И не только Страбон, но и Помпей Трог, а также Птолемей. Ну и что? Проблема в том, что открытый в нач 20в язык Восточного Туркестана, локализованный в ареале Куча-Карашар сначала назвали сакским, а затем тохарским. Совершенно произвольно.

            Цитата

            Тохарские языки это исключительно лингвистические термин. Ираноязычное их название неведомо.

            Да нет, ведомо. Свой язык носители "тохарского" А и Б называли кучанским, кроме того, так же их называли и ближайшие носители иранского языка, обитавшие в Хотане. Что же касается кушан и даюэчжей, то первоначально они выпускали монеты с надписями на сакском, затем греческом, а потом уже на "арийском", т.е. на бактрийском.

            Цитата

            Мне представляется, что прохоровцы скорее сарматы.

            Это общепризнанная точка зрения.

            Цитата

            Относительно языка савроматов и сарматов то о том что их язык искаженный скифский сообщал Геродот. Все таки думаеться что у савроматов был отдельный иранский язык пускай и близкий скифскому
            .
            Абаев так не считает. Считает, что был единый скифо-сарматский, в рамках которого существовало множество диалектов.

            Цитата

            Работы Боровковой отдельная песня. Многое вызывает вопросы, однако пока не знаю работ посвященных кушанам на русском кроме нее, которые имели бы такой объем.

            Да разве ее работы посвящены кушанам? Восточному Туркестану и хуннам, в основном. Что касается тохар, то введение в тему:
            Умняков И. Тохарская проблема, ВДИ, 1940,№3-4.
            Иванов В.В. (ред.). Тохарские языки, М.1959, Сборник статей.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье.Очерк истории./ Под ред. С. Л. Тихвинского, Б. А. Литвинского. М.: 1988.
            Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: этнос, языки, религии / под ред. Б. Латвинский . – М. : Наука, 1992 .

            Цитата

            Знаю статью Земайля Кушанская хронология.

            Зеймаль полностью пролетел со своей хронологией.

            Цитата

            Статья Крэйга Бенджамина о юэчжах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            Читал, читал, он там видит путь юэчжей через Памир, однако. Ох, поморозит он их.

            Цитата

            Аньси насколько я помню Парфия.

            Конечно, древ кит Ansek --> Arsak. Титул и тронное имя парфянских царей.

            Цитата

            Bailey, H.W. - Dictinoary of Khotan Sakya Final - Scribd

            У Бэйли 7 томов работ по хотано-сакскому языку.

            Цитата

            E. G. Pulleyblank - Chinese and Indo-Europeans

            Мда, именно в этой работе он и попытался натянуть филина на глобус.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 24 декабря 2013, 15:02

              Я так понял что тохарами юэчжей называла римская историческая и географическая традиция. У Боровковой была книга по кушанам, да и в более поздней книге она также рассматривала их историю.
                 Dezperado
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 25 декабря 2013, 14:47

                Laszlo
                Я

                Цитата

                так понял что тохарами юэчжей называла римская историческая и географическая традиция.

                Анитчная традиция описывала некие события в Средней Азии, называя одни из народов тохарами. Сопоставил их с юэжчами еще в середине 18 в Дегинь. Проблема в том, чтобы это доказать.

                Цитата

                У Боровковой была книга по кушанам,

                Напомните?

                Цитата

                да и в более поздней книге она также рассматривала их историю.

                Или, вернее, фантазировала. Она не специалист по кушанам.
                Завтра подробнее о кушанах.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 25 декабря 2013, 15:07

                  Кушанское царство (по древним китайским источникам)
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Народы Средней Азии III-VI веков (по древним китайским и западным источникам) / Л. А. Боровкова ; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М. : ИВ, 2008. - 359, [8] с.
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 25 декабря 2013, 21:25

                    Н. Н. Лысенко. Этногенез и военная история иранских кочевников Евразии в период в II В. до н.э. – II в. н.э. Владикавказ – 2007
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Н. Н. Лысенко. Асы-Аланы в Центральной Азии. Владикавказ. 2001
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    О юэчжах, усунях, массагетах, сакарауках, Кангюе, аланах.
                    Герардо Ньоли - Название алан в сасанидских надписях
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      • 15 Страниц
                      • Первая
                      • 9
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • 13
                      • 14
                      • 15
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 02:47 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики