Аспарух
Аспарух
Православное имя Дмитрий реконструируется благодаря поминальным записям в одном из Киево-Печерских синодиках, а также Слуцком и ряде других помяниках.
Здесь, кстати, одно из темных и малопонятных мест в биографии Ольгерда. То самое место, где источники противоречат друг другу. Даже не одна загадка, а целых две!
Во-первых. Если Ольгерд был православным христианином, то как быть с сообщениями хронистов, утверждающих, что он был похоронен по языческому обряду (сожжен)? Об этом говорится как в хронике Длугоша, так и у Германа Вартберга:
Цитата
В том же году, в то же время, умер Альгарден, главный литовский король. При его похоронах, сообразно литовскому суеверию, было совершено торжественное шествие, с сожжением различных вещей и 18 боевых коней.
Правда, если вчитаться внимательно, то Вартберг прямо не утверждает, что само тело Ольгерда было сожжено. Возможно, речь идет об отправлении неких языческих обрядов, но это совсем не обязательно означает то, что все обычные сопутствующие при похоронах языческого правителя Литвы обряды были выполнены в полном объеме (я имею в виду сожжение тела покойного). Кроме того, существует церковное предание о том, что Ольгерд основал Пречистенский собор в Вильно (Вильнюсе), где и был похоронен. Надпись на фронтоне современного собора:
Цитата
Храм построен при Великом князе Ольгерде в 1346 году… и положиша тело его в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам созда
Сомнительно, чтобы православное духовенство допустило похороны в соборе останков князя, сожженного по языческому обряду.
Все эти противоречия историки (В.Б.Антонович и Виюк-Коялович) объясняют тем, что переход Ольгерда в православие носил не государственный, а частный и потому негласный характер. В глазах своих подданных он оставался языческим правителем, и лишь люди приближенные к нему, равно как и члены его семьи знали, что это не так. Потому-то в более ранних русских летописях Ольгерд называется "злочестивым" и "безбожным". Немецким хронистам было выгодно лепить из литовских князей заклятых язычников, так как это служило обоснованием для Drang nach Osten Ордена на литовские земли. Кстати, в одном историческом романе мне попадалась остроумная версия о том, что вместо Ольгерда сожгли наряженную куклу, в то врем как тело похоронили в церкви по христианскому обряду.
Ну а Длугош вообще уже вторичный источник. Сведения о язычестве Ольгерда он мог почерпнуть из тех же немецких хроник. Кроме того, я заметил, что когда речь заходит о польско-литовских отношениях и христианизации ВКЛ, польские историки (в частности тот же Длугош) начинают серьезно искажать факты. Им было выгодно продвигать мысль о том, что у Литвы был только один путь развития (разумеется, лишь в союзе с Польшей) и, что только с одной стороны в Литву шел "свет веры Христовой" (разумеется, лишь со стороны католической Польши). Это, кстати, неплохо показал Коцебу в своей работе о Свидригайло, где он с подлинными документами в руках разбивает ряд польских баек о нем в труху.
Поэтому, думаю, что вопрос о православии Ольгерда можно считать решенным. Но есть второй вопрос: "Имя".
Дело в том, что и здесь наличествуют противоречия в источниках.
1. Ряд синодиков (Киево-Печерский, Введенский, Слуцкий) действительно сообщают нам о том, что его крестильным именем было Дмитрий.
2. Однако, есть ряд свидетельств о том, что крестильным именем Ольгерда было Андрей. Эти свидетельства привел в своей работе "Ягелло-Яков-Владислав и первое соединение Литвы с Польшею" М.Смирнов:
Цитата
надписи на русском евангелии XV века, принадлежавшем виленской, пречистенской церкви, в которой об Ольгерде говорится: "великий князь Андрей Гедиминичь, во святой схиме Алексей, усопше на память св. мучеников Платона и Романа"
(С.156)
Цитата
доказательство приводимое Нарбутом: в известной ему рукописи, найденной в троцком монастыре бернардинов упоминается о древнем колоколе этого монастыря, на котором церковными буквами сделана следующая надпись: "Се аз раб Божий, Яков Ондреевич с матерою своею Ульяною Александровною... В.К.Л. дали есмо сей колокол улит в церковь св... еве... Параск...в Вильни, во вики 6887".
(С.173)
Насколько я понял, все эти сведения раздобыл Нарбут.
3. Сообщения русских (литовских) летописей. Например "Сокращенная литовская летопись" нам сообщает:
Цитата
В лето 6885 умре великий князь Ольгерд Гедимановичь...конец же его Бог сподобил в православной христианской вере греческого закона. И в иноческом образе наречен инок Алексие. и погребоша тело его в церкви Пречистыя в Вильне, юже създа cупружница его благоверная великая княгини Иулиания.
Поскольку в то время уже укоренился обычай давать монахам имена, начинающиеся на ту же букву, что и крестильное имя, то это косвенно может свидетельствовать о том, что крестильным именем Ольгерда было Андрей или Александр (и очень маловероятно, что Дмитрий).
Так что не все так просто. Судя по всему, в обоих случаях информация о христианском имени Ольгерда восходит к его родственникам. Возможно благодаря скрытности, которой был обставлен переход Ольгерда в православие, их представления о его христианском имени различались. Допустим, Ягайло считал, что его отец был крещен с именем Андрей, а Лугвений или Владимир считали, что его крестильным именем было Дмитрий. И это не так уж удивительно, как может показаться на первый взгляд. Например, моя жена не знает крестильного имени своего родного дяди. Да и сам он его не знает и уже вряд ли когда-либо узнает.