Сообщество Империал: Нартский эпос - Сообщество Империал

alandon

Нартский эпос

Героический эпос народов Северного Кавказа
Тема создана: 07 января 2014, 13:17 · Автор: alandon
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 alandon
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 07 января 2014, 13:17

Imp

Нартский (Нартовский) эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует прежде всего у осетин и абхазо-адыгских народов (адыгов, абазин, абхазов); известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. Основу эпоса составляет трансформированная история скифо-сарматского этноса.

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.
Относительно происхождения слова «нарт» учёные не пришли к единому мнению; часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), осетинским «нæ арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню нара «солнце» (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Слово «нарт» образовано из этого слова с добавлением суффикса -т-, который является показателем множественного числа существительных в осетинском языке. По тому же принципу до сих пор образуются осетинские фамилии.
Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Жорж Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Цитата

  • Термин «нарт» заключает осетинский показатель множественности «т» и образован по типу осетинских фамильных имён: стало быть, к другим народам Кавказа он вошёл в осетинском оформлении.
  • Некоторые нартовские сюжеты, как показали Вс. Миллер и Ж. Дюмезиль, имеют полную аналогию в быте и обычаях отдалённых предков осетин, скифо-сарматских племён.
  • Имена Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, Урузмаг, женское имя Ацырухс, название чудесной чаши Уацамонга — бесспорно иранского происхождения.
  • Имя главной героини Сатаны (Шатана), хотя и не вполне ясное по происхождению, неотделимо от имени аланской принцессы Сатеник, которое нам сохранили армянские рапсоды в связи с событиями II века (походы аланов в Закавказье), а также житие святых Армянской Апостольской Церкви о святых мучениках сукиасянцев, во главе с Сукиасом, алан по происхождению, которые сопровождали принцессу Сатеник в Армению.
  • Имя Сослан, будучи, по всей видимости, тюркского (ногайского) происхождения, свидетельствуется на осетинской почве с XII века н. э. (муж царицы Тамары Давид-Сослан был осетинским владетелем); имя Сосруко представляет «адыгизацию» имени Сослан с закономерным перебоем л-р.
  • Имя Батрадз образовано из Батыр-ас и означает «асский (аланский) богатырь».
  • Имя Кусаг, означающее «чаша» (см. Нартамонга), принадлежит герою, который основал род Кусагонта, являющегося родоначальником древних аристократических фамилий Осетии: Гассиевых,Саракаевых, Ботоевых и др.


Согласно нартоведу Ахмету Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское происхождение.

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх (Адииху/Адыиф), Ахумида (Ахумыдэ), Бадыноко (Бэдынокъуэ/Шъэбатынокъо); у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

Также есть различие между образами нартов.

Спойлер (раскрыть)
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 07 января 2014, 14:25

    Помниться один из героев Сослан. Наверное он списан с реально существующего Давида Сослана. А Ос-Багатар упоминаеться в Нартовском эпосе?
       alandon
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 07 января 2014, 15:35

      Напрямую Ос-Багатар в эпосе не упоминается.
      Некоторые проводят аналогии с Ахсартагом, но лично мое мнение - такое сравнение "притянуто за уши". Есть версия что Ос-Багатар ассоциируется с Батрадзом (Батыр-Ас), но тяжело провести параллели, потому что сказочные приключения Батрадза мало вяжутся с реальными делами Ос-Багатара.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 07 января 2014, 16:15

        Но и Добрыня в летописи и в былинах отличается.
           mindd
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 14 марта 2014, 00:57

          не знаком с данной темой,но знаете ли вы Иванеско Антона Евгеньевича и если так, то вопрос, достаточно ли он компетентный и известный исследователь данной темы?
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 14 марта 2014, 14:28

            Лучше почитайте Дюмезиля.
               Г1алла
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 25 января 2015, 13:30

              "До сих пор не утихают научные споры, какой же народ является творцом нартского эпоса. Окончательного ответа на этот вопрос наука еще не дала и, на наш взгляд, не могла дать, т.к. не были учтены роль и значение ингушского нартского эпоса. ( который в момент написания нартского эпоса был изолирован депортацией)
              Так, например, известный исследователь нартского эпоса Ж. Дюмезиль пишет: «С самого же начала можно утверждать следующее: татары Кавказских гор, явившиеся сюда позднее других, заимствовали свои нартовские сказания у черкесов, чеченцы же, видимо, взяли их у осетин; таким образом, только два народа и могут оспаривать друг у друга отцовские права на этот фольклор -черкесы и осетины... Но в целом нартовский эпос, как говорил В.Ф. Миллер - «северокавказский», т.е. черкесский и осетинский».
              Ингушские нарты или о некоторых «темных местах» в нартском эпосе (часть 1 и 2)

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 cheremis
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 25 января 2015, 14:23

                Кстати у марийцев есть схожие богатыри - Онары . жили на марийских землях до марийцев и являлись великанами ну и предками далёкими .
                   Г1алла
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 25 января 2015, 16:26

                  Приводил примеры единого бога,в теме Свободные халдеи, и как у значительной части народов мира проходит данное имя бога, в самоназваниях, обозначение общины, разных терминов. Подобным образом древний нартский эпос связывает разные народы.
                  Не могу найти книгу Гайсинского Авраам и Один, так вот, много свидетельств, о связи данных героев, пророков, возможно это один герой.
                  Мы намного ближе друг к другу чем это кажется..
                  К примеру ингушские звуко- слово Д - день, С - свет, е- есть, же - живее, а - нет.. или древние слова джер-жрец, эрсий - русский, дада - дедушка, ала - алый, сиг- искра, ворот- форт и тд
                  Возможно что потерянно в одном народе, языке, осталось в другом..
                     Г1алла
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 07 февраля 2015, 12:30

                    На:рт - витязь, богатырь, легионер
                    На:рте - место с изображением Солнца, куда садился командир, тамада

                    !! легионеры с Нар - река, в Др Риме, жители сабиняне, этруски??родственные нахам)
                    (т1е - над, приставка, к сближению?! другой пример Теркийс т1е над рекой Терек)..

                    С другой стороны Нартский эпос весьма древен. в нем отразились матриархат и каменный век.
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 19:27 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики