Из Дьяконова
Цитата
В конечном
счете киммерийцы столкнулись со скифами и, вероятно, подобно своим союзникам трерам, были побеждены скифским вождем Мадием, расцвет деятельности которого, как мы увидим ниже, падает на 50-е – 40-е годы VII в. до н. э.6 После этого киммерийцы осели на северном побережье Малой Азии, около Синоны, как на то указывает Геродот (IV, 12). Окончательно они были побеждены лидийским царем Алиаттом в конце VII в. до н. э.
. Вот откуда киммерийцы и Синоп.
Цитата
Первоначальной базой киммерийцев в Азии являлась, повидимому, восточная Малая Азия, а затем уже они продвинулись в северо-западные ее части; в течение некоторого времени киммерийцы, повидимому, вообще господствовали в Малой Азии. Лишь
после их падения, произошедшего, как мы увидим, вскоре после 645 г. до н. э., господство в Малой Азии перешло к Лидии.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дугддами (Лигдамис) после похода на Лидию обратил свое внимание на восток, на Киликию и иные вассальные от ассирийцев земли. В 641 г до н.э. он и погиб. Ардис не противостоял всем лидийцам, а лишь части из них.
Цитата
В письме Лисимаха, царя Македонии, мы читаем следующее: «После этого (приенские послы) согласились, что когда Лигдамис вторгся в Ио[нию со своей а]рмией, прочие (кроме приенцев, поселенцы оспариваемых земель) покинули страну; в частности, сам[осцы] переселились [на о]стров (Самос). Но этот Лигда[мис, с. 97 который вл]адел (землей) три (?) [года], вернул им те же самые наделы, в то время как приенцы [получи]ли (их)». В конце сохранившейся части письма мы читаем о самосских послах: «Они [согласил]ись, что после [вторжения] Лигдам[иса] и остававшиеся, и они сами [покинули страну, но что они отправились н]а остров»21. Вторжение Лигдамиса служило вехой в этом пограничном споре, и самосцы, и приенцы приводили Лисимаху ученые доказательства, касающиеся роли этого события в истории ионийцев. Здесь опять мы видим свидетельство важности киммерийского вторжения для ионийцев.
И вообще киммерийцы воевали со всеми соседями - в том числе фракийцами и фригийцами. Неудивительно почему Ардию не составило труда вытеснить часть киммерийцев из своего отечества.
Кроме того -
Цитата
Арриан в своей истории Вифинии пишет о фракийцах следующее: «Фракийцы есть не только европейские, но и азиатские, согласно истории Арриана, который говорит, что подобно фригийцам и мисийцам фракийцы под руководством некоего Патара переправились из Европы в Азию. [Это произошло], когда через Азию проходили киммерийцы, которых фракийцы выгнали из Вифинии, перед тем как поселиться [там] самим»34.Поскольку Арриан, говорит о фракийцах, а не о трерах, и о конфликте между фракийцами и киммерийцами, он, очевидно, никоим образом не зависит от источников, из которых Страбон почерпнул информацию о союзничестве между трерами и киммерийцами35. Однако наши сведения о трерах позволяют с легкостью принять на веру большинство из рассказанного Аррианом: одно фракийское племя действительно переправилось из Европы в Малую Азию в это время; вполне возможно, что другое могло сделать то же самое. Этим мы не хотим сказать, что нужно доверять всему, о чем повествует Арриан. Однако то, что мы можем установить по поводу фригийцев и мисийцев, показывает: они действительно, как говорит Арриан, мигрировали из Европы в Азию36. Таким образом, в целом сообщение Арриана вызывает доверие. Начальным его источником могли быть традиции малоазийских с. 100 греков о походе киммерийцев в Малую Азию. Мы уже видели, что Геродот испытывал необходимость уточнить, о каком именно киммерийском набеге идет речь, и, далее, что он, хотя и опускал соответствующие детали, вероятно, знал о двух разновременных киммерийских набегах (как и Псевдо-Скимн). Повествуя о ненависти ионийцев к киммерийцам, Страбон упоминает о вторжении в Эолию37. В одном из фрагментов Аристотеля мы обнаруживаем традицию о киммерийском поселении рядом с городом Антандром в Западной Мисии на берегу залива Адрамиттий38. Могла ли существовать также традиция о вторжении в Вифинию?Есть параллель, которая, возможно, предполагает положительный ответ на этот вопрос. Согласно Страбону, киммерийцы опустошили Фригийское царство, после чего его последний царь Мидас покончил с собой, выпив «бычьей крови»39... Вывод из вышеприведенного рассуждения состоит в том, что традиция о нападении с. 101 киммерийцев на Фригию не могла восходить к фригийскому источнику.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -А информация о Ардисе у вас из лекции Дьяконова о государствах Малой Азии
Цитата
Но уже его сын Ардис (651?—613? гг. до н. э.) смог воспользоваться уходом победителей над киммерийцами — скифов Мадия — в Ассирию и фактически занять бо́льшую часть Малой Азии. Изгнав остатки киммерийцев из своего государства, Ардис предпринял завоевание ионийских городов-государств на побережье. Он овладел Приеной, но не смог взять важнейший город — Милет, и война с ним продолжалась при его преемниках. В войне с Милетом и другими греческими городами лидийские цари использовали ту ожесточенную борьбу, которая уже с VIII в. до н. э. происходила там между знатью и остальной массой свободного населения (демосом). Лидяне опирались на аристократическую партию и не имели успеха в борьбе с городами, где держалось демократическое управление: под Клазоменами они потерпели жестокое поражение, а в отношении Милета были вынуждены довольствоваться заключением мира на условиях дружбы и союза.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
О лидийско-мидийской войне
Цитата
Однако вплоть до 593 г. Урарту, Страна маннеев и Скифское царство все еще продолжали существовать — как вассальные царства Мидии (в качестве таковых они под этим годом упомянуты в библейской «Книге Иеремии»). Скифы, видимо, принимали самое активное участие в событиях этого времени, хотя исследователи сильно расходятся в оценке характера и значения их действий. Во всяком случае, между 593 и 591 гг. все три вассальных царства были уничтожены мидянами; погибли и урартские крепости.
После разгрома скифов мидянами часть их ушла обратно за Большой Кавказ, другая, по сведениям греческого историка Геродота, бежала в Малую Азию, что послужило в 590 г. причиной для большой войны между Мидией (царь Киаксар) и Лидией (царь Алиатт). О ходе ее можно заключить из сообщений «Книги Езекиила» и некоторых других библейских источников. Лидия подчинила себе Фригию и другие территории Малой Азии; горные племена были объединены в царство Киликию (Табал, Пиринд). В союзе с Лидией выступали Фригия, Табал, Азиатская Фракия (Северо-Западная Малая Азия) треры, и Понт6, остаток киммерийцев в Каппадокии и «Дом Тогармы». Союзники, видимо, перешли верхний Евфрат и угрожали сирийским и бывшим урартским территориям. Однако Киаксару удалось оттеснить противников до р. Галис, и после затмения солнца 28 мая 585 г. был заключен мир; граница Мидии прошла по Галису; посредниками были царь Вавилонии и царь Киликии, «Дом Тогармы» (арм. Торгом), видимо, не погиб: по некоторым, хотя и не вполне достоверным, источникам последний продолжал существовать в виде формально зависимого от Мидии Армянского царства, включавшего значительные области на западе Армянского нагорья.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь