Все познается в сравнении. Это смотря с какими греками. Думаю, что по уровню развития они ушли далеко от дорийцев и эолийцев, другие жке греки должны были быть куда цивилизованее чем фригийцы. однако они создали единое сильное государство в западной части Малой Азии, а греки оставались мозаикой разрозненых городов и племен. Мушки же создали царство Мелида, состав населения которого был смешан из мушков, местных лувийцев и хурритов, это такое себе государство франков но только в Малой Азии.
Цитата
Таким образом, к моменту войны Вавилонии и Мидии против ассирийцев (626—605 гг. до н.э.), которая привела к гибели Ассирию, а затем Ману и Урарту, царство Мелид не только существовало, но значительно усилилось. При этом [182] весьма возможно, что новая династия Мелида происходила из Тогармы-Тегарамы291а).
Население района современной Малатии было смешанным уже во времена Хеттской державы; основную часть его составляли в то время лувийцы, однако и хурритский элемент был, видимо, достаточно силен292). Официальная, придворная культура в Мелиде, как и в других «позднехеттских» царствах восточной Малой Азии и Северной Сирии, была лувийской; несомненно лувийскими являются такие царские имена, как Хиларундас и Тархунасис из династии Туате. Дошли из Мелида и «хеттские иероглифические» (лувийские) надписи. Но раннее наличие здесь памятников «старофригийской» археологической культуры, а также, возможно, и часть царских имен Мелида (Гурди́?) говорит о проникновении сюда также и фрако-фригийского элемента; фрако-фригийской, если возводить ее к Гурди́(?), должна была быть и мелидская династия после восстановления государства в VII в. до н.э.
Цитата
В контексте этой истории Мелидского царства следует рассматривать и свидетельство Иезекиила о «Доме (династии) Тогармы», как о важном участнике лидийско-мидийской войны 590—585 гг. до н.э. С этим известием можно связать и некоторые сведения более поздних писателей.
Цитата
Греческий писатель конца V — начала IV в. до н.э. Ксенофонт в своем дидактическом романе «Киропедия» упоминает о существовании в VI в. до н.э. особого Армянского царства, зависимого от Мидии, но достаточно самостоятельного293)
Цитата
В целом, кажется вероятным, что в Армении VI в. до н.э. действительно существовала не мидийская сатрапия, а свое, самостоятельное царство, хотя и зависевшее от Мидии300). Это вполне согласуется и с тем, что сообщает нам Геродот о характере структуры Мидийской державы301). Создание Армянского царства на месте Урартского можно поставить в связь с деятельностью Киаксара, царя мидян (625—585 до н.э.). В разрушении Урарту мог принять участие тот создатель Армянского царства, выступавший то в союзе с Мидией, то против нее, о котором — правда, неизвестно на основании каких источников — говорит Ксенофонт и которого имеет в виду Иезекиил, говоря о «Доме Тогармы». Если легенда о Паруйре, сыне Скайорди, имеет историческую основу, то это мог бы быть, как полагает Б. Б. Пиотровский, армянский вождь скифского происхождения. С другой стороны, термин «Дом Тогармы» и та историческая роль, которую в VI—V вв. до н.э. играл г. Мелид, заставляют скорее думать об исторической связи этого гипотетического Армянского царства с древним царством Мелид-Камману, которое после восстановления его независимости в начале VII в. до н.э., управлялось новой, «тогармской» (или «торгомской» по терминологии Моисея Хоренского) династией, уже не обязательно лувийской по своей этнической принадлежности, а, возможно, связанной по происхождению с какими-либо лицами иного, — местного, протоармяноязычного населения. Во всяком случае, царство Мелид (Тогарма), как и Хилакку (Киликия), пережило Ассирию и Урарту. При падении Урарту это царство могло расшириться на восток, включив в себя и Арме-Шубрию, а затем и урартские области.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Если говорить о фригийцах и мушках, то они достаточно быстро учились у предыдущих цивилизаций. По крайней мере на территориях Малой Азии они достаточно быстро создали государств. Похоже в зоне влияния фригийцев находилась часть запада Малой Азии. Мушки же ютились на окраинах Урарту. Фригийцы считали себя вполне в силах противостоять ассирийцам, правда не самим, а в союзе с другими государствами Малой Азии.
Цитата
Ассирийские и греческие источники упоминают лишь два фригийских царских имени — Гордий и Мидас. Некоторые исследователи полагают, что они не являются именами собственными, а были лишь царскими титулами. При Мидасе, сыне Гордия, в конце VIII в. до н. э. Фригийское государство стало серьёзным противником Ассирийской державы. В надписях ассирийского царя Саргона II (722—705) Мидас называется Мита; в них сообщается, что Мита в 5-м году правления Саргона II (717 г. до н. э.) вступил во враждебную Ассирии коалицию, в состав которой входили кроме Фригии мелкие государства юго-восточной части Малой Азии и Северной Сирии, а также Урарту. После поражения, нанесённого в 714 г. войсками Саргона II урартскому царю Русе I, фригийцы в 713 г. заключили мир с Ассирией. Несомненно, к заключению мира с Ассирией Фригию побудила и угроза со стороны надвигавшихся с северо-востока киммерийских племён, пришельцев из степей Северного Причерноморья.
Так как Ассирия была для киммерийцев слишком сильным противником, они устремились в конце VIII в. до н. э. на запад, против Фригии. В начале VII в. до н. э. фригийское войско потерпело от киммерийцев, выступавших, повидимому, совместно с урартами, сокрушительное поражение, а сам царь Мидас, потеряв надежду на спасение, покончил самоубийством.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Думаю войско фригийцев как и войско греков эпохи Троянской войны да и многих индоевропейских народов той эпохи состояло из пехоты и колесниц. Против конницы киммерийцев это несерьезно. У ассирийцев же конница начала появляться еще при Сарданапале, однако широко употреблялась при Салманасаре и Синнахерибе в 8 в. Боеспособная конница ассирийцев. И ввели они у себя конницу очень своевременно. Возможно содание конницы по ассирийскому образцу было и у лидийцев при Гиге. По крайней мере лидийцы должны были хоть как-то отреагировать на разрушение киммерийцами Фригии.
Очерк Денисона о коннице -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Из второго тома Истории Мидии Дьяконова о предистории и лидийско-мидийской войне.
Цитата
Скифское царство и Манна были уже органическими частями той Мидии, которая досталась в 550 г. до н. э. Ахеменидам. Но можно полагать, что слияние Манны и Скифского царства в составе Мидии произошло еще значительно раньше – уже около 590 г. В самом деле, трудно представить себе, что Киаксар решился бы вести войну в Малой Азии в течение 590–585 гг., имея у себя в тылу не полностью подчиненные царства.
Цитата
Затем, после 593 г., произошел конфликт между скифскими вождями и Киаксаром, приведший к полной ликвидации зависимого
«Скифского царства» и к лидийско-мидийской войне 590–585 гг.
Цитата
Как мы помним, до 70-х годов VII в. ведущим государством Малой Азии была Фригия. На востоке полуострова существовало довольно много мелких царств, из которых важнейшим, пожалуй, был Табал в горах Тавра.
Цитата
Фригия была разрушена киммерийцами, а большинство восточномалоазиатских областей (кроме наиболее южных из них) было, повидимому, завоевано Урарту при Русе II. Что касается юго-востока Малой Азии, то здесь в конце VII или начале VI в. образовалось довольно значительное государство Киликия (ассир. Хилакку: так первоначально называлась область
в классической «Суровой Киликии» и южнее совр. Кайсери),1 пришедшее на смену Табалу. Оно управлялось царями с титулом – или родовым именем – Сиеннесия (греч. Suennesis) и просуществовало (позже, правда, – уже как царство, подчиненное Ахеменидам) до начала IV в. до н. э. Иезекиил, писатель начала VI в.,2 упоминает «Тубал и Мешек» (т. е Табал и Фригию) вместе с Египтом, Ассирией, Эдомом (на юге современных Трансиордании и Палестины) и городами Финикии в качестве госу дарств, павших в предшествовавшие критические годы.
Цитата
Их наследником считалась Лидия, поэтому ее царя3 Иезекиил называет «Гог, князь-глава Тубала и Мешека». Но, претендуя на господство в Табале (горах Тавра), Лидия достигала уже урартской территории, и здесь ее интересы сталкивались с интересами Мидии. Вот почему Алиатт, царь Лидии, поддержал союзных ему скифов против Мидии и ввязался в войну с Киаксаром.
Борьба шла с переменным успехом,1 и не раз казалось, что малоазийцы вторгнутся в Переднюю Азию. Именно к этому моменту относится, вероятно, «пророчество» Иезекиила о вторжении «Гога» в Палестину, рисующее картины, навеянные картинами скифских нашествий VII в., и показывающее, что владения Лидии временно доходили до Верхнего Евфрата.2
Цитата
Однако мидянам удалось оттеснить войска Алиатта на запад. Все же решительной победы утомленные многолетними войнами мидяне достичь смогли, и когда 28 мая 585 г., во время их битвы с лидянами, произошло солнечное затмение,3 то обе стороны согласились признать это за знамение, указывающее на необходимость мира. При посредничестве Вавилонии и Киликии мир был заключен, и граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (совр. Кызыл-Ырмак).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Среди правителей Лидии я бы на первое место поставил бы Алиатта III, на второе место поставил бы Гига как основателя могущества Лидии, Крез же по моему мнению и рядом с ними не стоял.