Зализняк иследовал новгородские грамоты в данном случае, а не литературные памятники монастырей и так далее, и говорить о новгородском языке черезмерно.
Казаческая организация была милитаризованой и основана на основе воинских единиц - полков и сотень. Была своя идеология - православие и необходимость объединения земель населеных православными русинами в Речи Посполитой в одном государстве о чем недвусмысленно намекал Хмельницкий польских коммисарам. Была территория. Казаки в Гетьманщине привелегированное сословие, мещане и крестьяне работали на них. При этом казаческая сирома была близка крестьянам и собственно от них и происходила. Казаческая старшина же была близка шляхтичам.
С историко-лингвистической точки зрения, в XI—XV вв. совокупность местных идиомов Новгородской земли образовывала пучок диалектов, развитие которого в самостоятельный язык было прервано с концом новгородской независимости и включением Новгородской земли в состав Московского государства (т. е. это своего рода предъязык, которому не суждено было развиться дальше этой фазы)
Зализняк, 2004, с. 7
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
У казаков был и свой бюджет. Были и международные договоры с теми же крымскими татарами, русскими, Османами и Речью Посолитой (Гадячский договор).
Мое мнение заключается в том, что в IX-XIII веках не существовало никакого "русского" или "древнерусского" единого народа. Был конгломерат племен восточных славян, никогда не составлявших единого целого ни в государственном, ни в этническом отношении, которые постепенно продвигались на земли, занимаемые другими народами. Связывало эти племена только уплата дани "русским" князьям скандинавско-славянского происхождения, а примерно с середины XI века - христианство, которое только к этому времени достигло самых отдаленных границ земель, контролируемых Рюриковичами. Примерно ко второй половине XII века сожились определенные предпосылки, которые МОГЛИ ПРИВЕСТИ со временем к образованию единого народа, но по целому ряду исторических обстоятельств этого не произошло. В итоге, начиная примерно с XIII-XIV века, на территории сегодняшнего российского Нечерноземья стала складываться основа для будущего русского народа. На Западе и Юго-Западе с этого же времени началось формирование другого этноса (в итоге там к XVI веку сложилось два этноса). Каждый из трех сформировавшихся восточнолавянских народов именовал себя "руськими" "русинами", но каждый из них вкладывал в этот термин разное этническое содержание.
А это ничего так, что этот "конгломерат племен" называл свою территорию русской землей?
Цитата
Связывало эти племена только уплата дани "русским" князьям скандинавско-славянского происхождения, а примерно с середины XI века - христианство, которое только к этому времени достигло самых отдаленных границ земель, контролируемых Рюриковичами.
Как интересно! А вот эллинские племена что связывало? Почему они себя считали единым народом при наличии множества племен?
"Русская земля" - это значит всего лишь то, что люди, которые живут на данной земле, подчиняются "руси", каковое понятие в домонгольский период еще не имело этнического наполнения. И не считали жители ВСЕЙ "Русской земли" себя единым народом. Они были в первую очередь новгородцами, полочанами, киевлянами и т.д. Определенную общность ощущала только элита, потому что, во-первых, все они были родственниками, а, во-вторых, постоянно переезжали с одного удела на другой. Да и если брать только элиту, то полоцкие князья обособились уже в XI веке, а к концу следующего столетия процесс образования на территории так называемой "Русской земли" нескольких разных государств зашел уже очень далеко. И только в XIII-XIV веках началось формирование трех будущих народов как таковых на основе ассимиляции разными (пусть и очень близкородственными) восточно-славянскими племенами разных групп неславянского населения.
"Русская земля" - это значит всего лишь то, что люди, которые живут на данной земле, подчиняются "руси", каковое понятие в домонгольский период еще не имело этнического наполнения.
Мда? А на примерах доказать сможите?
Цитата
И не считали жители ВСЕЙ "Русской земли" себя единым народом. Они были в первую очередь новгородцами, полочанами, киевлянами и т.д. Определенную общность ощущала только элита, потому что, во-первых, все они были родственниками, а, во-вторых, постоянно переезжали с одного удела на другой.
Наряду с термином «Русь» как обозначением определенной территории употреблялось другое, более широкое понятие «Русской земли» в применении ко всем восточнославянским землям, входившим в состав Киевского государства. Примеров подобного словоупотребления много. Так, Изяслав Мстиславич заявляет: «Мне отцины в Угрех нетуть, ни в Ляхох, токмо в Руской земли» 9. Здесь Русская земля противополагается Венгрии и Польше как единое народное целое, а не просто как Киевская земля. Еще более четко и ясно под Русской землей понимается вся территория, населенная восточными славянами, в рассказе о Липецкой битве 1216 г. Там суздальский боярин говорит своим князьям: «...не было того ни при прадедех, ни при дедех, ни при отце вашем, оже бы кто вшел ратью в силную землю в Суздальскую, оже вышел цел, хотя бы и вся Русская земля, и Галичьская, и Киевьская, и Смоленьская, и Черниговьская, и Новогородская, и Рязаньская» 10.
Здесь само Киевское княжество является лишь составной частью общей Русской земли. Так понимают Русскую землю и певец «Слова о полку Игореве», и Даниил Паломник, поставивший лампаду от всей Русской земли на гробе господнем, и автор «Слова о погибели Русской земли», обозначавший ее границы от Угорских гор до «дышучего моря», т. е. от Карпат до Ледовитого океана.
См.:М. Н. ТИХОМИРОВ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ «РУСЬ» И «РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» *
[М. Н. Тихомиров. Русское летописание. — М., 1979. — с. 22-48.]
Или возьмите, например, проект договора между Смоленском и немцами сер 13 в, где смолянин и русский употребляются как синонимы:
Спойлер (раскрыть)
Немьчичю же не льзе
позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе,
Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.
Тако межи себе оустановимъ. Оже имоуть ся бити Роусь въ Ризе и на
Гътьскомъ березе мечи или соуличами, или иная тяжа оучинить ся
межи самеми, не надобу то владыце, ни иномоу соудьи Немьчьскомоу,
ать оуправять ся сами по своему соудоу; такоже и Немьчемъ
Смольньске. Оже которыи Немьчиць въ Ризе или на Гътьскомь березе
свяжеть Смолнянина, или въ железа въсадить, за соромъ ему платити
3 гривны серебра; такоже и Немьчицю Смолиньске. Аже боудеть
Смолняниноу Немьчичь дължьнъ въ Ризе или на Гътьскомь березе,
правити емоу, поемъши детьскыи оу соудье. ..
Оже боудеть
Смолняниноу с Немьчичемь тяжа в Ризе, тоу ся тяжють передъ
Рижъскымь соудьею; боудеть ли тяжа Смолняниноу съ Немъчицемь на
Гътьскъмь березе, а соудити и Гътьскымъ соудьямъ, тоу то и тяжи и
коньць; боудеть ли тяжа Смоленьске Немьчицю съ Смолняниномь,
соудити я Смоленьскомоу князю, то уже то и тяжи и коньць. Аже кто
оуръветь бороды Смолнянину въ Ризе или на Гътьскомъ березе, или
Смолнянинъ Немьчицю, томоу оурокъ 3 гривны серебра. Оже оуръветь
Немьчиць бороды Смолняниноу Смольньске, дати емоу 3 гривны
серебра. ..
Оже имоуть Роусина вольного оу вольное
жены въ Ризе или на Гътьскомь березе, оже оубьють, и тъть оубитъ;
пакы ли не оубьють, платиит ему 3 гривны серебра; такоже и
Немьчицю Смолиньске. Аже оучинить Роусинъ насилье въ Ризе или на
Гътьскомь березе надъ вольною женою, а дотоле не слышати было до
нее лихого, оурока за то 10 гривенъ серебра; такоже и Немьчицю
Смоленьске. Аже оучинить Роусинъ насилье надъ робою въ Ризе или
на Гътьскомь березе, платити емоу за соромъ гривну серебра;
такоже и Немьчицю Смоленьске. Тоже есмь с вами рядъ свои
доконьчалъ про свое моуже и про свое Смолняны.
Да, и кстати, что же у нас с эллинами? Да и с французами, например?
В курсе, что еще в 15 в в Сорбонне отличали студентов Французской нации и Пикардийской нации?