Сообщество Империал: Норманизм и антинорманизм - Сообщество Империал

Gremlin

Норманизм и антинорманизм

Откуда есть пошла земля Русская
Тема создана: 17 мая 2014, 18:21 · Автор: Gremlin
Кто же прав?
  1. Норманисты | 101 голосов / 57.39%

  2. Антинорманисты | 35 голосов / 19.89%

  3. Затрудняюсь ответить | 40 голосов / 22.73%

 6  
 alex777
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 26 октября 2014, 13:24

Помоему термин "русский" относился изначально к территории митрополии всея Руси и к ее официальному языку, возникшему в митрополии как ветвь церковно-славянского, созданного греками в Болгарии для нужд Византийской церкви. Аналогичным термином будет "латинчне" для обозначения адептов католической церкви. Так как границы этой митрополии постоянно менялись, она делилилась на литовскую и малой руси, то и термин мог менять значения, например к беларуские земли можно называть и русь и литва. Национальную и государственную принадлежность термин русский стал означать гораздо позже.
     Dezperado
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 26 октября 2014, 13:42

    alex777 (26 октября 2014, 13:24):

    Помоему термин "русский" относился изначально к территории митрополии всея Руси и к ее официальному языку, возникшему в митрополии как ветвь церковно-славянского, созданного греками в Болгарии для нужд Византийской церкви. Аналогичным термином будет "латинчне" для обозначения адептов католической церкви. Так как границы этой митрополии постоянно менялись, она делилилась на литовскую и малой руси, то и термин мог менять значения, например к беларуские земли можно называть и русь и литва. Национальную и государственную принадлежность термин русский стал означать гораздо позже.

    Как видно из вышеприведенных примеров, древние русские с вами не согласны.
       alex777
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 26 октября 2014, 13:58

      Dezperado (26 октября 2014, 13:42):

      Как видно из вышеприведенных примеров, древние русские с вами не согласны.


      И где именно это видно?

      Здесь видно что именно так и было:

      «у брата же великого князя Ольгерда, у Кейстута, который был в Троках и в земле Жемайтской, сыновей было шесть. Первый Витовт, а когда он стал русским, то ему дали имя Юрий»

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Dezperado (26 октября 2014, 13:10):

      Да, и кстати, что же у нас с эллинами?


      Греками называли православных, пользовавшихся греческим языком, а не жителей Греции.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Laszlo (25 октября 2014, 18:41):

      Термин Малая Русь первоначально обозначал земли Галицко-Волынского княжества и митрополии Малой Руси которые охватывали земли Галичины, Волыни, Подолья. Если уж условиться о терминах, то русское понятие Малоросия обозначало Среднее Поднепровье и отличалось от греческого термина. Термин малоросы вытеснил термин украинцы из официальных документов в эпоху русского владычества которое было после первого упразднения Гетьманщины и в 19 веке. При этом Шевченко понимал термин Украина как народный. И в принципе в Среднем Поднепровья наряду с термином русин был и термин украинец, в понимании же русских местное население называлось малоросами, употребление которого в 19-20 вв. злило украинскую интеллигенцию да и народ тоже. Не зря в 1917-1920 гг. государства назывались ЗУНР и УНР, а независимое Закарпатье называлось Карпатской Украиной.

      Термин Малороссия скорее всего возник как противопоставление малопольской провинции Речи Посполитой.
         Yellow Wolf
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 26 октября 2014, 16:00

        На мой взгляд, "русь" - это изначально искаженное финское слово "ruotsi", то есть, "гребцы", как называли в IX-X веках дружины викингов-варягов (вероятно, от старогерманского слова "waring", т.е. "военный отряд", "дружина"), приплывавших через Балтийское море к устью Невы, чтобы дальше по пути "из варяг в греки" двигаться в Черное море. В то время Карелию и будущую Ингерманландию населяли финские племена, а славяне жили южнее, поэтому, вероятно, они восприняли финское название этих людей, переделав его на свой лад. Даже и сегодня в финском языке слово "ruotsi" означает шведов. Далее, по дороге к Черному морю, к костяку викингов присоединялись и славянские воины разных племен, в результате чего вся эта масса и была известна византийским хронистам под названием "Русь". Начиная с конца IX столетия дружины викингов стали оседать на Восточно-Европейской равнине и брать дань с местных славянских и неславянских племен. Соответственно, термии "Русская земля" имеет не этническое наполнение, а означает лишь земли, которые платят дань "Руси", т.е. князьям и дружинникам скандинавско-славянского происхождения. Ни одна из летописей не оперирует понятиями "русский народ" или "русские люди", а только лишь "Русь", "русские князья" или "Русская земля". Термины "народ рус" или "народ рос" употребляются лишь иностранцами, которые не могли знать всех местных реалий. К XII веку из летописей окончательно исчезают старые племенные этнонимы типа "кривичи" или "поляне", а вместо них появляются новые обозначения - "смоляне", "киевляне", "полочане", но никак не "русские". Не подлежит сомнению тот факт, что в то время и Киев, и Смоленск, и Чернигов, и Новгород являлись частями "Руси" или "Русской земли", только эти термины НЕ НЕСЛИ В СЕБЕ ЭТНИЧЕСКОГО НАПОЛНЕНИЯ, ТАК КАК ИЗНАЧАЛЬНО ЕГО НЕ ИМЕЛИ, ибо летописная "русь" - это не народ, что бы там ни писал по этому поводу Нестор, который жил во времена Мономаха и, следовательно, мог оперировать в этой области только догадками. Для его времени и "Русь", и "Русская земля" - это территории, изначально входившие в одно, пусть и рыхлое, государственное образование, управляемые родственниками из династии Рюриковичей. Все. Население Руси того времени составляло довольно пестрый конгломерат племен самого разного происхождения, которые стали складываться в нации только где-то в XIV веке, и именно с этого времени в летописях и хрониках начинают появляться термины "руський", "русин" и "руськие люди", хотя в разных частях бывшей исторической Руси под этим термином уже понимали разные народы. Таким образом, домонгольская Русь - это нечто вроде империи Карла Великого.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 26 октября 2014, 18:15

          "Гетманщина" пользовалась еще очень долго. Таможни на украино-российских рубежах сохранялись до 50-х гг. XVIIIв., административная обособленность - до 80-х, обособленность в плане законодательства (Литовский статут и т.п.). Собственно говоря, "антимосковские" гетманы (Дорошенко, Выговский) вели свой внешнеполитический курс без согласования с Москвой. новым гетманам приходилось заключать с Москвой новые соглашения, которые в значительной степени базировались на статьях Переяславского договора. Но, в зависимости от политической конъюнктуры и прочности положения самого гетмана содержали либо уступки Москве (Ю.Хмельницкий, Брюховецкий, Мазепа) либо наоборот, украинский гетман получал некоторые преимущества по сравнению со своим предшественником (Многогрешный).Вхождение Украины в состав России не было сиюминутным и растянулось во времени этак лет на 100. (Ликвидация Запорожской . Екатериной II можно рассматривать, как финальный аккорд). За этот период украинское казачество и мещанство довольно неплохо инкорпорировалось в структуру Российской империи.
          А Переяславский договор пересматривался много раз. Как уже упоминалось Юрий Хмельницкий пошел на серьезные уступки Москве. Потом Брюховецкий, Мазепа. Ну а после последнего пространства для маневра не очень много осталось.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Проблема долгого вхождения Украины в Россию состояла еще и в том, что высшие слои казачества и украинцев уже отчасти инкорпорировались в Польшу. Они жили похожим образом, хотя в основном и оставались православными и им хотелось таких же свобод. Не случайно после заключения договора со стороны помощников Богдана начались претензии в сторону русских бояр, типа глупые, необразованные и т. п.
          Во многом освободительная борьба была даже движением не за отделение от Польши, и уж точно не за воссоединение с Росиией, а элементарной драчкой элиты за лучшие права, равенство с шляхтой и сохранение православия, а со стороны рядовых участников - за сохранение православия, улучшения материального положения и определенную автономию.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Встретил интересную характеристику восстания Хмельницкого в статье М. Зенченко из журнала "Родина":
          В этом собственно, и заключается феномен польско-украинской войны 1648 - 1654 годов: по сути дела, она была антиколониальной. Логика подобных войн на первом этапе требует не полного разрыва с метрополией, а только автономизации - замены колониальной администрации туземной (или хотя бы смешанной). "Православная шляхта" с умилением смотрела на сеймовые порядки Речи Посполитой. Понятно, что для нее номинальная зависимость от метрополии была предпочтительнее объединения с Русским государством с его традициями пожизненной дворянской службы.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Насколько я понимаю, Б. Хмельницкий рассчитывал создать украинское государство по аналогии с Валахией или Молдавей.
          Т.е. внутреняя самостоятельность, своя династия Хмельницких,
          сохранение прав казачества и старшины (последние вообще стремились
          к правам польской шляхты). Плюс возможность вести внешние переговоры с соседями.
          А русские вроде бы приняли реестр, особо не лезли в дела.
          Кстати, как тут уже говорилось, сюзереном могла стать и Турция, и Речь Посполита (фактически на это направлены все договора).
          А так же Крымское ханство или Швеция.
          В принципе курс на подобные отношения в той или иной степени поддерживали все гетманы.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          После Переславской Рады козацкая старшина неоднократно говорила, что зря объединились с Россией, что нравы у московитов дикие и пр. То есть по культуре им были гораздо ближе польская шляхта, чем московские бояре. И если бы не вера, скорее всего не видать России Украины.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          То, что Хмельницкий стремился к созданию вассального государства вполне понятно. Это был большой шаг вперед на пути централизации власти на Украине и создания независимости. Мечтать о создании независимого украинского государства на том этапе было фантастикой, причем даже ненаучной.
          Насчет Тимофея не уверен, но очень вероятно смог бы удержать страну от Руины. Или надолго задержать ее, например, до своей смерти. Хмельницкого уважала вся Украина, и если бы он попросил выбрать Тимофея гетманом, то так бы и было. И все были бы за Тимофея, который тоже был неплохим воякой и вовсе не глупым. Ведь уже ходил в самостоятельные походы.
          Напротив, такой наследник как Юрий имел мало шансов. Поэтому Выговский и полез. И именно слабость кандидатуры Юрия расколола Украину пополам. Правобережье - за Выговского. Левобережье - против Выговского и нейтрально к Юрию.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Богдан Хмельницкий был умным человеком и хорошим дипломатом. И конечно, он в далекой перспективе стремился к созданию независимого государства. Но это в далеком будущем, а пока только к автономии, в лучшем случае вассальное государство.
          Насчет обретения независимости другими государствами. По Нидерландам не уверен. А вот США с Украиной и сравнивать не стоит. В одном случае богатая колония, метрополия далеко за океаном, вокруг никаких сильных государств, только разрозненные индейцы. В другом случае - сами знаете что.
          В случае Нидерландов могу только указать на сильные различия между голландцами и испанцами. Что не идет в никакое сравнение между украинцами тех лет и поляками.
          Про разницу между украинцами и русскими тех лет надо спросить у культурологов. Но мне кажется она была очень значительной. Когда приезжало посольство гетмана, на черкасов (такой русский термин для обозначения украинцев до термина малоросы) смотрели как на диковинных чужеземцев.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          Среди казаков встречались очеь интересные персонажи. Так был казаческий атаман Илляш Караимович, он же Иван Илляш, он же Илляш Ормянчик. О казаках еврейского и караимского происхождения -
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             alex777
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 27 октября 2014, 12:41

            Laszlo (26 октября 2014, 18:15):


            Проблема долгого вхождения Украины в Россию состояла еще и в том, что высшие слои казачества и украинцев уже отчасти инкорпорировались в Польшу. Они жили похожим образом, хотя в основном и оставались православными и им хотелось таких же свобод. Не случайно после заключения договора со стороны помощников Богдана начались претензии в сторону русских бояр, типа глупые, необразованные и т. п.
            Во многом освободительная борьба была даже движением не за отделение от Польши, и уж точно не за воссоединение с Росиией, а элементарной драчкой элиты за лучшие права, равенство с шляхтой и сохранение православия, а со стороны рядовых участников - за сохранение православия, улучшения материального положения и определенную автономию.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Встретил интересную характеристику восстания Хмельницкого в статье М. Зенченко из журнала "Родина":
            В этом собственно, и заключается феномен польско-украинской войны 1648 - 1654 годов: по сути дела, она была антиколониальной. Логика подобных войн на первом этапе требует не полного разрыва с метрополией, а только автономизации - замены колониальной администрации туземной (или хотя бы смешанной). "Православная шляхта" с умилением смотрела на сеймовые порядки Речи Посполитой. Понятно, что для нее номинальная зависимость от метрополии была предпочтительнее объединения с Русским государством с его традициями пожизненной дворянской службы.

            После Переславской Рады козацкая старшина неоднократно говорила, что зря объединились с Россией, что нравы у московитов дикие и пр. То есть по культуре им были гораздо ближе польская шляхта, чем московские бояре. И если бы не вера, скорее всего не видать России Украины.


            Самое интересное, что и религия на тот момент не могла быть объединяющим фактором. В Москве тогда православие было старообрядного толка, в то время как на Украине как и в Константинополе был принят новый обряд. Да и вообще если посмотреть на то, что первым выбором Хмельницкого в союзники было мусульманское Крымское Ханство, то можно сделать вывод, что религия в тех событиях была делом десятым.
               Dezperado
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 27 октября 2014, 15:10

              Yellow Wolf

              Цитата

              В то время Карелию и будущую Ингерманландию населяли финские племена, а славяне жили южнее, поэтому, вероятно, они восприняли финское название этих людей, переделав его на свой лад. Даже и сегодня в финском языке слово "ruotsi" означает шведов.

              А это ничего так, что арабские источники называют норманнов, набегавших на Аль Андалус русью? Неужели у них были контакты с финскими племенами? Или же норманны переняли название русь у финнов?

              Цитата

              Ни одна из летописей не оперирует понятиями "русский народ" или "русские люди", а только лишь "Русь", "русские князья" или "Русская земля".

              Пожалуйста, «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» Даниила Паломника,который совершил паломничество в Святую землю в 1104—1106 гг.:

              Таже Род островъ,[28] велик и богатъ всѣм велми. И в томъ островѣ был Олегь князь русскый 2 лѣтѣ и 2 зимѣ
              ( Михаил-Олег Святославич, черниговский князь; ο его ссылке половцами «за море Царюграду» в 1079 г. и ο возвращении его «из грек Тмутороканю» в 1083 г. сообщает Лаврентьевская летопись; ο пребывании его на о. Родос говорит только Даниил).
              Тогда азъ худый, недостойный, в ту пятницю, въ 1 час дни, идох къ князю тому Балдвину и поклонихся ему до земли. Он же, видѣв мя худаго, и призва мя к себѣ с любовию, и рече ми: «Что хощеши, игумене русьский?» Познал мя бяше добрѣ и люби мя велми, якоже есть мужь благодѣтенъ и смѣрен велми и не гордить ни мала. Аз же рекох ему: «Княже мой, господине мой! Молю ти ся Бога дѣля и князей дѣля русских: повели ми, да бых и азъ поставил свое кандило на Гробѣ Святѣмь от всея Русьскыя земля
              И тако вси людие стоят съ свѣщами горящими, и вопиють вси людие велегласно «Господи, помилуй!» съ радостию великою и с веселием. Така бо радость не можеть быти человѣку, ака же радость бываетъ тогда всякому християнину, видѣвши свѣтъ Божий святый. Иже бо не видѣвъ тоа радости въ тъ день, то не иметь вѣры сказающим о всемъ том видѣнии. Обаче мудрии и вѣрнии человѣци велми вѣрують и въсласть послушають сказаниа сего и истины сеа и о мѣстѣх сих святыхъ. Вѣрный в малѣ и во мнозѣ вѣренъ есть, а злому человѣку невѣрну истина крива стваряються. Мнѣ же худому Богъ послух есть и Святый Гробъ Господень и вся дружина, русьстии сынове, приключьшиися тогда во тъ день ногородци и кияне: Изяславъ Иванович, Городиславъ Михайлович Кашкича и инии мнози, еже то свѣдають о мнѣ худомъ и о сказании семъ.[227] Но възвратимся на прежереченную повѣсть.

              И так все люди стоят со свечами горящими, и вопиют громогласно все люди «Господи, помилуй!» с радостью великою и веселием. Такая радость не может быть у человека в другом случае, какая радость бывает тогда у всякого христианина, видевшего свет Божий святой. А кто не испытал той радости в тот день, не верит говорящим о всем том виденном. Однако мудрые и верные люди охотно верят и с радостью слушают рассказ об этом истинном событии и об этих святых местах. Верный в малом и во многом верен, а злому человеку, неверному, истинное представляется кривым. Мне же, дурному, Бог свидетель, и святой Гроб Господен, и все спутники, русские сыны, случившиеся тогда в тот день там, новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович Кашкича и другие многие, которые знают обо мне, дурном, и об этом рассказе. Но возвратимся к прерванному повествованию.

              То есть не только сам игумен Даниил себя называет русским, но и своих спутников называет русскими, в том числе и новгородцев и киевлян.
              Мало того, как видно из текста вышеприведенного договора Смоленска с немцами, там термин русин является синонимом термину смолянин.
              Таким образом, как бы все.
              alex777

              Цитата

              И где именно это видно?

              Смотрим выше.

              Цитата

              Греками называли православных, пользовавшихся греческим языком, а не жителей Греции.

              Я, внезапно для вас, говорил о древних эллинах, разделенных на десятки государств и племен, говоривших на разных диалектах, но объединенных одной культурой и осознававших себя одним народом -- эллинами.
                 Avtocrator
                • Imperial
                Imperial
                Gorthaur2488

                Дата: 27 октября 2014, 18:38

                Dezperado

                Таже Род островъ,[28] велик и богатъ всѣм велми. И в томъ островѣ был Олегь князь русскый 2 лѣтѣ и 2 зимѣ
                ( Михаил-Олег Святославич, черниговский князь;

                ЕМНИП Рыбаков включал черниговские земли в состав Руси в узком смысле.
                   VIN_LEO
                  • Imperial
                  Imperial
                  Кметь

                  Дата: 27 октября 2014, 21:13

                  Avtocrator, вот только не Рыбаков, он имеет ценность исключительно историографическую.

                  Yellow Wolf

                  вероятно, от старогерманского слова "waring", т.е. "военный отряд", "дружина"
                  Позвольте поправить, в среде лингвистов принято считать что вэринг от корня вэр (клятва), таким образом "принесший клятву". Например об этом пишет Мельникова в работе "Скандинавы на Руси и в Византии".
                     Yellow Wolf
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 28 октября 2014, 07:20

                    Dezperado (27 октября 2014, 15:10):

                    А это ничего так, что арабские источники называют норманнов, набегавших на Аль Андалус русью? Неужели у них были контакты с финскими племенами? Или же норманны переняли название русь у финнов?


                    Ничего. Это говорит лишь о том, что арабы применяли тот же термин, что и византийцы, не вдаваясь в реальное изучение этнического состава "руси", которое им нафиг было не нужно.

                    Dezperado (27 октября 2014, 15:10):

                    Пожалуйста, «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» Даниила Паломника,который совершил паломничество в Святую землю в 1104—1106 гг...
                    То есть не только сам игумен Даниил себя называет русским, но и своих спутников называет русскими, в том числе и новгородцев и киевлян.


                    Ни в одном месте приведенного Вами текста слово "русский" не употребляется в качестве этнонима, а только как прилагательное к словам "князь", т.е. предводитель или правитель "руси", "игумен", т.е. должностное лицо церкви на землях, контролируемых "русью", "земля", т.е. территория, которой правит "русь", и "сыны", т.е. сыновья земли, которой правит "русь" в лице русских князей. Что касается черниговцев, киевлян и остальных, то они вовсе не именуются русскими в этническом значении этого слова (какового оно в XI столетии просто не имело), а лишь подчеркивается, что все эти земли являются частью политического и культурного пространства под названием "Русь". Кроме того, игумен Даниил был частью элиты, которая гораздо в большей степени ощущала свою общность и принадлежность к "руси",чем простой народ, хотя и она не составляла единого целого.

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    VIN_LEO (27 октября 2014, 21:13):

                    Позвольте поправить, в среде лингвистов принято считать что вэринг от корня вэр (клятва), таким образом "принесший клятву". Например об этом пишет Мельникова в работе "Скандинавы на Руси и в Византии".


                    Возможно, с этим спорить не буду.
                       Похожие Темы
                      ИНорманизм и антинорманизм
                      Спор о варягах
                      Автор G Gremlin
                      Обновление 11 января 2014, 00:48
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 20:07 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики