Какая стабильная жизнь у Трумана Бёрбенка. У него есть друзья, которые всегда выслушают, и жена-медсестра, с которой всегда легко и которая никогда не напрягает. Приветливые соседи и в целом уютный городок. Но изредка происходят вещи, подталкивающие к размышлениям об окружающем мире. То вдруг с самого неба падает какой-то прибор. То в туристическом агентстве никак не могут выдать путёвку на курорт, поскольку свободных билетов нет и не ожидается. И даже когда Труман пытается уехать на междугороднем автобусе, тот ломается перед самой отправкой и водитель просит очистить салон. Здесь явно что-то нечисто…
Труман метит в самую точку, интуитивно подозревая подлянку. С самого рождения он является звездой всемирного телевизионного реалити-шоу. Его город — гигантская студия. Все его знакомые — нанятые актёры. А личная жизнь — на устах всего мира последние 30 лет. За Труманом следили 5000 телекамер, установленных где только можно. В руле автомобиля, в шкафчике ванной, перед которым он каждое утро корчил смешные рожи, везде. А заправляет всем режиссёр Кристоф, настоящий Творец, во власти которого дождь и солнце, его рассвет и закат, полный штиль и ураганный шторм. Трагикомедия Питера Уира говорит о «застеколье» в проекции развития телевидения, о тех формах, которые подобные развлекательные вуайеристские шоу могут принять в будущем.
Мания человека подглядывать разрастается по сценарию Эндрю Никкола («Гаттака», «Симона») до всемирных масштабов, однако при этом не атрофирует чувства. Можно смеяться и плакать над поступками Трумана, ставшего для уже родным. Но принимая во внимание прежде всего персону Кристофа, картина Уира из сатиры на манипулятивность масс-медиа вырастает до религиозных размышлений. Человек во всевышней ипостаси — мощный повод задуматься о том, куда заведёт тропа страсти к локальному клонированию мира, столь свойственная технократийному человечеству? Джим Кэрри за свою первую драматическую роль получил «Золотой глобус», а фильм в целом был признан лучшим по версии Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, а также отмечен премией Европейской киноакадемии, как лучший зарубежный фильм.
Но никакие награды не заменят чувства сопричастности к судьбе Трумана. Каждый день смотришь телевизор и не подозреваешь, что телевизор тоже смотрит на тебя.
Источник