Я не силён в вопросах самолетостроения. Моё познание самолетов ограничено исключительно в рамках Великой Отечественной, все что "после войны" - судить не могу.
Проголосовал за Яковлева.
В моем понимании, создание самолета - работа сотен, тысяч людей. Главный конструктор - это центр, который направляет работу.
Чем меня впечатлили самолеты Як больше других?
1) Революционность конструкции, ТТХ самолетов. (работа КБ)
2) Простота и дешевизна производства (отладка производства)
3) Простота управления, обслуживания и ремонта (среди советских)
4) Вариативность и модернизационный запас (разновидностей этих Яков было до ужаса).
Да, работа Поликарпова в 30-е годы неоценима. курносые, чайки, ишаки дали жару врагам в свое время, но на момент Великой Отечественной их время ушло. И-185 был действительно добротной машиной, но почему-то не запустился, помешали сложные военные условия, главным требованием большой выйны - массовость и дешевизна.
Лавочкин, с фанеролетами, конечно хорошо. КБ лавочкина умело делать "много" за счет минимизации затрат ресурсов. Но от этого страдала "эксплуатационная" составляющая, хотя уже Ла-5фн и ла-7 были добротными аппаратами, они по сути изменили тактику боя советской истребительной авиации. Но они пришли в войска во второй половине войны, когда инициатива была у русских.
Петляков по известным причинам не реализовал себя полностью. Он в принципе не может быть лучшим. Жаль.
Микоян-Гуревич. У мига один самолет Миг3 в вариациях. ОН задумывался как высотник, но не был реализован. Не самый удачный самолет.
Илюшин. Без тени сомнения, Ил-2 и Ил-4 - самолеты, которые внесли вклад в Победу русских. В абсолюте Илюшин может претендовать на "самого-самого-самого..." но у него не было конкуренции среди однотипных машин. Ил-2 - бетонфлюгцойг, черная смерть - самый массовый самолет русских. Самолет - символ! Но не самый эволюционирующий самолет, да и сравнить не с чем. Ил-4 тоже.
Бартини не реализовал себя в войне
Самолеты Сухого (Су-2) показали себя с наилучшей стороны. Хоть и по ТТХ были слабоваты к началу войны, но очень живучи и ремонтопригодны. Конкуренции Илам они не составили, поскольку их возможности не покрывали требований к ним.
И вот почему Яковлев. успел со своим Як-1 к началу войны. его Як-1 конкурировал с однотипными машинами Миг и ЛаГГ (мессерам они все проигрывали, конечно), Як-1 эволюционировал в очень удачный Як-3 и самый массовый универсальный Як-9.
То есть по сути самолеты Яковлева как продукт военного времени отражали максимальную выжимку из возможностей советской авиапромышленности. Это по сути лучшее из возможного.
За невозможность оценки товарищей авиаконструкторов в послевоенное время прошу простить, ибо "не моё".
Если я что-то упустил, закритикуйте.