Сокота и анналы Джихада Фулани
В те времена ещё существовала Австро-Венгерская Империя с причудливой формой правления в виде дуалистической монархии, а над Британской империей никогда не заходило солнце. Русский царь правил от Великой Польши до самой Аляски. Пруссия объединяла Германию, а Гарибальди при поддержке Франции объединял Италию. Османская Империя планомернно катилась в пропасть. Вообщем, в те времена, когда весь мир был у ног цивилизованных европейцев, было это, кстати, в XIX веке. В этот период Осман дан Фодио основал Джихад Фулани, пламенной верой которого на территории современных Нигерии и Камеруна был создан султанат Сокото. Народ Сокото впоследствии создал анналы Джихада Фулани и стал способствовать распространению этой замечательной исторической книги. Как итог страна обрела славу и признание.
В 1804 Осман дан Фодио выступил против правителя Гобира, объединив крестьян хауса и кочевников фульбе под знаменем ислама, образовал армию фулани и завоевал территории Северной Нигерии и Камеруна. Основываясь на принципах Джихада Фулани, его армия резала всех неверных, кто не исповедовал ислам. В 1809 в результате резни с городами-государствами хауса ему удалось создать султанат Сокото. Изначально Сокото являлся маленьким регионом на севере современной Нигерии. Но, благодаря подвигам Осман дан Фодио, Сокото разрося в огромный и процветающий халифат, живший по шариатскому праву. В Сокото было широко распространено рабство. Всех военнопленных, кого ещё не перерезали, превращали в рабов. В последствии благодарные жители и праведные мусульмане Сокото собирут воедино все труды Осман дан Фодио в анналах Джихада Фулани и опишут его подвиги в период с 1804 года по 1809-й.
В анналах Джихада Фулани описывается все то, как Осман всех резал 5 лет подряд.
25.00.1806 года. порезал 3000 поклоников коров. 2000 пленил и обратил в Ислам.
26.00.1806 года. Никого не резал, отдыхал.
27.00.1806 года. Отдохнул. Пошёл дальше резать.
А так же даются значимые в культурном плане идеологические изречения. Но прежде всего анналы Джихада Фулани представляют собой книгу создания государства.
К 1820-м годам Сокото был на пике процветания, что совпало с пиком могущества Султана Сокото. К сожалению, затем последует длительный период упадка. Исследователь Хью Клаппертон, посетивший Сокото в 1827-ом году, был очень впечатлен процветанием Сокото и развитостью городов.
Клаппертон отметил важность всех провинций Сокото, окружавших столицу. Реки способствовали торговле на большие расстояния, что давало огромные притоки денег в экономику страны. Торговля региона Сокото в настоящее время незначительна, вследствие нарушения состояния окружающей местности.
Главой Сокото был султан, а в регионах всем заправляли Эмиры, примерно, как и сейчас в любой форме федеративного устройства государства, где есть глава государства и главы субъектов.
В 1853 исследователь Генрих Барт посетил Сокото. Он отметил, что инфраструктура уже значительно обветшала. По его оценкам, население столицы составляло 20000-22000 жителей. И оказалось, что пригороды процветали куда больше и были более оживлёнными, чем столица, что говорит о децентрализации государства.
После завоевания Сокото англичанами и восточной его части французами в 1903 году его области стали автономными. Так продолжалось до января 1967 года, когда Нигерия объявила о независимости. На данный момент султан Сокото остается духовным лидером мусульман северной Нигерии. Религия на данный момент сохранилась как социально-культурный институт, и выдержки из анналов Джихада Фулани отныне служат миру. Но разве можно было миром построить самое большое независимое государство на всём континенте? Осман дан Фодио навсегда останется в истории человеком, сумевшим построить единственную африканскую империю XIX века, последнюю африканскую империю перед великим разделом Африки европейскими государствами в конце XIX века.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Осман дан Фодио (араб. عثمان دان فوديو), имя при рождении Осман ии Фодио, также известен как шейх Осман ибн Фодио, шейх Охман дан Фиди и шейх Осман дан Фодио (1754—1817) — основатель халифата Сокото в 1809 году, религиозный учитель, писатель и распространитель ислама. Дан Фодио происходил из класса городских этнических фульбе, живущих в государствах Хауса (на территории современной Нигерии). Учитель Маликитской школы права и кадырского ордена суфизма, он жил в городе-государстве Гобир до 1802 года, когда, руководствуясь своими реформистскими идеями и в связи с усилением репрессий со стороны местных властей, увёл своих последователей в изгнание. Это изгнание стало началом политической и социальной революции, которая из Гобира распространилась на всей территории современных Нигерии и Камеруна, а также была поддержана этническими фульбе, начавшими джихад по всей Западной Африке. Дан Фодио отказался от каких-либо «помпезных» элементов во время своего правления, и несмотря на то, что контакты с религиозными реформаторами и лидерами джихада по всей Западной Африке расширялись, он в скором времени передал фактическое руководство государством Сокото своему сыну, Мухаммеду Белло.
Осман да Фодио написал более ста книг о религии, правительстве, культуре и обществе. Он критиковал современную ему африканскую мусульманскую элиту общества за её жадность, тайную приверженность язычеству и нарушение норм шариата, а также за устанавливаемые чрезмерно тяжёлые налоги. Он пропагандировал всеобщую грамотность и образование, в том числе для женщин, и одна из его дочерей стала учёным и писателем. Его труды и высказывания массово цитируют в Западной Африке и сегодня, а в Нигерии часто ласково называют «Шейху». Некоторые последователи считают дан Фодио мухаддидом, богодухновенным «реформатором ислама».
Восстание дан Фодио является основным эпизодом периода так называемой «гегемонии фульбе» в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках. В это время джихад успешно вёлся в Фута-Рунди, Фута-Джалон и Фута-Торо между 1650 и 1750 годами, что привело к образованию этих трёх государств. В свою очередь, дан Фодио вдохновил ряд последующих западноафриканских правителей на джихад, в том числе основателя Масинской империи Секу Амаду, основателя Тиджании Эль-Хадж Омара, который женился на одной из внучек дан Фодио, и Модибо Адама, основателя эмирата Адамава.
Дан Фодио был хорошо образован в области классической исламской науки, философии и теологии и стал почитаемым религиозным мыслителем. Его учитель Умар ибн Джибриль утверждал, что религиозное движение может создать идеальное общество, свободное от гнёта и порока, и что это его долг. Другим его учителем был североафриканский мусульманский алим, который дал своему ученику более широкое представление о реформаторских идеях мусульман в других частях мусульманского мира. Дан Фодио использовал своё влияние, чтобы получить разрешение на создание религиозной общины в своём родном городе Дегеле, которая, как дан Фодио надеялся, станет моделью города. Он оставался там в течение двадцати лет, учительствуя, проповедуя и занимаясь литературным трудом.
В 1802 году правитель Гобира и один из студентов дан Фодио, Инфа, пошёл против него, отменил автономию Дегеля и попытался убить дан Фодио. Дан Фодио и его последователи бежали на запад, в саванны рядом с городом Гуду, где попросили помощи у местного кочевого народа фулани. В своей книге Tanbih al-ikhwan ’ala ahwal al-Sudan («О правительстве нашей страны и сопредельных государствах в Судане») Осман писал: «Правительство страны — это правительство её короля, без вопросов. Если король мусульманин — то и страна мусульманская, если король неверующий — то и страна его страна неверующих. В этих условиях является обязательным для каждого покинуть её и уйти в другую страну». Осман сделал именно это, когда покинул Гобир в 1802 году. После этого Инфа обратился за помощью к другим правителям городов Хауса, предупреждая их, что дан Фодио может способствовать началу широкомасштабного джихада.
Осман да Фодио был провозглашён амир аль-муминином (повелителем правоверных) в Гуду. Это сделало его политическим и религиозным лидером в регионе, что позволило ему объявить и проводить джихад, собрать армию и стать её командиром. В землях Хауса началось крупномасштабное восстание. Главной силой восстания был народ фульбе (фулани), имевший значительное военное преимущество над другими за счёт своей сильной кавалерии. Также была широкая поддержка восстания со стороны крестьян-хауса, которые были обложены высокими налогами и угнетались своими правителями. Дан Фодио начал джихад против Гобира в 1804 году.
Коммуникации фулани в течение войны были проведены вдоль торговых путей и рек, впадающих в долину Нигера-Бенуэ, а также дельты и лагуны. Призыв к джихаду достиг не только других государств Хауса, таких как Кано, Катсина и Зария, но и Борну, Гомби, Адамава, Нупе и Илорин. Во всех этих местах в том или ином количестве проживали алимы фульбе.
После всего лишь несколько лет войны фулани — в 1809 году — дан Фодио стал главной крупнейшего государства в Африке — империи Фулани. Его сын Мохаммед Белло и его брат Абдуллахи продолжали джихад и занимались административными вопросами. Дан Фодио создал эффективное правительство, основанное на исламском праве. В 1811 году он отошёл от власти и продолжил писать о праведном поведении в мусульманской вере. После его смерти в 1817 году его сын Мохаммед Белло стал преемником своего отца как амир аль-муминин и правителем халифата Сокото, бывшего в то время самым большим государством к югу от Сахары. Брат Усмана Абдуллахи получил титул эмира Гванду и был отправлен на покорение западных эмиратов, Нупе и Иллорина. Таким образом, все государства Хауса, часть Нупе и Илорина, а также форпосты фульбе в Баучи и Адамаве оказались в составе единой политико-религиозной системы. Со времени Османа дан Фодио было двенадцать халифов — до британского завоевания в начале XX века.
В те времена ещё существовала Австро-Венгерская Империя с причудливой формой правления в виде дуалистической монархии, а над Британской империей никогда не заходило солнце. Русский царь правил от Великой Польши до самой Аляски. Пруссия объединяла Германию, а Гарибальди при поддержке Франции объединял Италию. Османская Империя планомернно катилась в пропасть. Вообщем, в те времена, когда весь мир был у ног цивилизованных европейцев, было это, кстати, в XIX веке. В этот период Осман дан Фодио основал Джихад Фулани, пламенной верой которого на территории современных Нигерии и Камеруна был создан султанат Сокото. Народ Сокото впоследствии создал анналы Джихада Фулани и стал способствовать распространению этой замечательной исторической книги. Как итог страна обрела славу и признание.
В 1804 Осман дан Фодио выступил против правителя Гобира, объединив крестьян хауса и кочевников фульбе под знаменем ислама, образовал армию фулани и завоевал территории Северной Нигерии и Камеруна. Основываясь на принципах Джихада Фулани, его армия резала всех неверных, кто не исповедовал ислам. В 1809 в результате резни с городами-государствами хауса ему удалось создать султанат Сокото. Изначально Сокото являлся маленьким регионом на севере современной Нигерии. Но, благодаря подвигам Осман дан Фодио, Сокото разрося в огромный и процветающий халифат, живший по шариатскому праву. В Сокото было широко распространено рабство. Всех военнопленных, кого ещё не перерезали, превращали в рабов. В последствии благодарные жители и праведные мусульмане Сокото собирут воедино все труды Осман дан Фодио в анналах Джихада Фулани и опишут его подвиги в период с 1804 года по 1809-й.
В анналах Джихада Фулани описывается все то, как Осман всех резал 5 лет подряд.
25.00.1806 года. порезал 3000 поклоников коров. 2000 пленил и обратил в Ислам.
26.00.1806 года. Никого не резал, отдыхал.
27.00.1806 года. Отдохнул. Пошёл дальше резать.
А так же даются значимые в культурном плане идеологические изречения. Но прежде всего анналы Джихада Фулани представляют собой книгу создания государства.
К 1820-м годам Сокото был на пике процветания, что совпало с пиком могущества Султана Сокото. К сожалению, затем последует длительный период упадка. Исследователь Хью Клаппертон, посетивший Сокото в 1827-ом году, был очень впечатлен процветанием Сокото и развитостью городов.
Клаппертон отметил важность всех провинций Сокото, окружавших столицу. Реки способствовали торговле на большие расстояния, что давало огромные притоки денег в экономику страны. Торговля региона Сокото в настоящее время незначительна, вследствие нарушения состояния окружающей местности.
Главой Сокото был султан, а в регионах всем заправляли Эмиры, примерно, как и сейчас в любой форме федеративного устройства государства, где есть глава государства и главы субъектов.
В 1853 исследователь Генрих Барт посетил Сокото. Он отметил, что инфраструктура уже значительно обветшала. По его оценкам, население столицы составляло 20000-22000 жителей. И оказалось, что пригороды процветали куда больше и были более оживлёнными, чем столица, что говорит о децентрализации государства.
После завоевания Сокото англичанами и восточной его части французами в 1903 году его области стали автономными. Так продолжалось до января 1967 года, когда Нигерия объявила о независимости. На данный момент султан Сокото остается духовным лидером мусульман северной Нигерии. Религия на данный момент сохранилась как социально-культурный институт, и выдержки из анналов Джихада Фулани отныне служат миру. Но разве можно было миром построить самое большое независимое государство на всём континенте? Осман дан Фодио навсегда останется в истории человеком, сумевшим построить единственную африканскую империю XIX века, последнюю африканскую империю перед великим разделом Африки европейскими государствами в конце XIX века.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Осман дан Фодио (араб. عثمان دان فوديو), имя при рождении Осман ии Фодио, также известен как шейх Осман ибн Фодио, шейх Охман дан Фиди и шейх Осман дан Фодио (1754—1817) — основатель халифата Сокото в 1809 году, религиозный учитель, писатель и распространитель ислама. Дан Фодио происходил из класса городских этнических фульбе, живущих в государствах Хауса (на территории современной Нигерии). Учитель Маликитской школы права и кадырского ордена суфизма, он жил в городе-государстве Гобир до 1802 года, когда, руководствуясь своими реформистскими идеями и в связи с усилением репрессий со стороны местных властей, увёл своих последователей в изгнание. Это изгнание стало началом политической и социальной революции, которая из Гобира распространилась на всей территории современных Нигерии и Камеруна, а также была поддержана этническими фульбе, начавшими джихад по всей Западной Африке. Дан Фодио отказался от каких-либо «помпезных» элементов во время своего правления, и несмотря на то, что контакты с религиозными реформаторами и лидерами джихада по всей Западной Африке расширялись, он в скором времени передал фактическое руководство государством Сокото своему сыну, Мухаммеду Белло.
Осман да Фодио написал более ста книг о религии, правительстве, культуре и обществе. Он критиковал современную ему африканскую мусульманскую элиту общества за её жадность, тайную приверженность язычеству и нарушение норм шариата, а также за устанавливаемые чрезмерно тяжёлые налоги. Он пропагандировал всеобщую грамотность и образование, в том числе для женщин, и одна из его дочерей стала учёным и писателем. Его труды и высказывания массово цитируют в Западной Африке и сегодня, а в Нигерии часто ласково называют «Шейху». Некоторые последователи считают дан Фодио мухаддидом, богодухновенным «реформатором ислама».
Восстание дан Фодио является основным эпизодом периода так называемой «гегемонии фульбе» в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках. В это время джихад успешно вёлся в Фута-Рунди, Фута-Джалон и Фута-Торо между 1650 и 1750 годами, что привело к образованию этих трёх государств. В свою очередь, дан Фодио вдохновил ряд последующих западноафриканских правителей на джихад, в том числе основателя Масинской империи Секу Амаду, основателя Тиджании Эль-Хадж Омара, который женился на одной из внучек дан Фодио, и Модибо Адама, основателя эмирата Адамава.
Дан Фодио был хорошо образован в области классической исламской науки, философии и теологии и стал почитаемым религиозным мыслителем. Его учитель Умар ибн Джибриль утверждал, что религиозное движение может создать идеальное общество, свободное от гнёта и порока, и что это его долг. Другим его учителем был североафриканский мусульманский алим, который дал своему ученику более широкое представление о реформаторских идеях мусульман в других частях мусульманского мира. Дан Фодио использовал своё влияние, чтобы получить разрешение на создание религиозной общины в своём родном городе Дегеле, которая, как дан Фодио надеялся, станет моделью города. Он оставался там в течение двадцати лет, учительствуя, проповедуя и занимаясь литературным трудом.
В 1802 году правитель Гобира и один из студентов дан Фодио, Инфа, пошёл против него, отменил автономию Дегеля и попытался убить дан Фодио. Дан Фодио и его последователи бежали на запад, в саванны рядом с городом Гуду, где попросили помощи у местного кочевого народа фулани. В своей книге Tanbih al-ikhwan ’ala ahwal al-Sudan («О правительстве нашей страны и сопредельных государствах в Судане») Осман писал: «Правительство страны — это правительство её короля, без вопросов. Если король мусульманин — то и страна мусульманская, если король неверующий — то и страна его страна неверующих. В этих условиях является обязательным для каждого покинуть её и уйти в другую страну». Осман сделал именно это, когда покинул Гобир в 1802 году. После этого Инфа обратился за помощью к другим правителям городов Хауса, предупреждая их, что дан Фодио может способствовать началу широкомасштабного джихада.
Осман да Фодио был провозглашён амир аль-муминином (повелителем правоверных) в Гуду. Это сделало его политическим и религиозным лидером в регионе, что позволило ему объявить и проводить джихад, собрать армию и стать её командиром. В землях Хауса началось крупномасштабное восстание. Главной силой восстания был народ фульбе (фулани), имевший значительное военное преимущество над другими за счёт своей сильной кавалерии. Также была широкая поддержка восстания со стороны крестьян-хауса, которые были обложены высокими налогами и угнетались своими правителями. Дан Фодио начал джихад против Гобира в 1804 году.
Коммуникации фулани в течение войны были проведены вдоль торговых путей и рек, впадающих в долину Нигера-Бенуэ, а также дельты и лагуны. Призыв к джихаду достиг не только других государств Хауса, таких как Кано, Катсина и Зария, но и Борну, Гомби, Адамава, Нупе и Илорин. Во всех этих местах в том или ином количестве проживали алимы фульбе.
После всего лишь несколько лет войны фулани — в 1809 году — дан Фодио стал главной крупнейшего государства в Африке — империи Фулани. Его сын Мохаммед Белло и его брат Абдуллахи продолжали джихад и занимались административными вопросами. Дан Фодио создал эффективное правительство, основанное на исламском праве. В 1811 году он отошёл от власти и продолжил писать о праведном поведении в мусульманской вере. После его смерти в 1817 году его сын Мохаммед Белло стал преемником своего отца как амир аль-муминин и правителем халифата Сокото, бывшего в то время самым большим государством к югу от Сахары. Брат Усмана Абдуллахи получил титул эмира Гванду и был отправлен на покорение западных эмиратов, Нупе и Иллорина. Таким образом, все государства Хауса, часть Нупе и Илорина, а также форпосты фульбе в Баучи и Адамаве оказались в составе единой политико-религиозной системы. Со времени Османа дан Фодио было двенадцать халифов — до британского завоевания в начале XX века.