Выкуп пленных из плена широко практиковался у мусульман Индии и католиков в Франции. Кроме того и ранее выкупали пленных из мусульманского плена. Были и более ранние примеры выкупа пленных именно церковью. Один кузнец попал в плен к татарам, но был выкуплен митрополитом Филиппом (1464-1473) и стал трудиться на митрополичьем дворе.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В других письменных источниках подобные выкупленные в Орде рабы и выкуп за них называются:
"окупленные люди" - жалованные грамоты 1430-1480-х гг. содержат формулу об освобождении на определенный срок от пошлин монастырских "окупленных людях" из Кирилло-Белозерского монастыря, который выкупал захваченных Ордой людей (АСЭИ. т. I. М., 1952, №№ 128, 140, 171, 245; т. II, №№ 66, 67, 74, 158, 156, 164, 218, 222, 265, 322, 391, 397 , 437; т. III, №№ 77, 96; АФЗХ, ч. 1, М., 1951, № 252.)
"купленные полные" (полонные) - одна из жалованных грамот, данная в Галиче в 1477 г., говорит о не взимании пошлин с людей "купленных полных" (АФЗХ, ч. I, № 252.).
"головное серебро" - в двух актах конца 1420-х - начала 1430-х гг. упомянуто "головное серебро", возможно этот термин связан с речевой формулой "выдать головой до искупа" Деревенские служилые кабалы Спасо-Прилуцкого монастыря. Панеях В.М. - Проблемы источниковедения, вып. V, М., 1956, с. 229.).
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В средневековой Европе выкупом захваченных (мусульманами Иберии и магрибскими пиратами) европейцев из рабства занимались несколько религиозных орденов.
Самым старым из них был орден Святой Троицы (основан в 1198 году) - его члены, известные как тринитарии, собирали милостыню в Испании и Франции для выкупа христианских пленников из мусульманского плена. Всего за 437 лет (с 1258 до 1696 года) они выкупили из мусульманского плена 30732 невольника (в том числе и испанского писателя Сервантеса).
Тем же занимались и монахи мерседиарии из ордена Благодарения, основанного святым Пьером Ноласким в 1218 (он дал обет содействовать освобождению пленных христиан, и если потребуется, предложить самого себя для выкупа). С момента создания ордена и до смерти Петра Ноласко в 1256 году мерседарии выкупили из плена около 4300 человек . Всего же за время существования ордена они освобождили более 70 тысяч пленников .
Их примеру последовали орден доминиканцев и орден францисканцев . Среди наиболее активных францисканцев был Франциск Визидоми (ум. 1573 г.), который на собранные пожертвования выкупил более семи тысяч узников. Этой деятельностью занимался также Франтишек Зивано, в 1605 году в Алжире он принял мученическую смерть.
В 1650 году к другим религиозным орденам присоединилась Марсельская миссия Святого Лазаря во главе с отцом Венсаном, занимавшим должность главного священника королевских галер. Этот факт можно рассматривать как государственную поддержку Францией религиозной миссии по выкупу пленных и рабов.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Помимо чисто гуманитарного аспекта - спасать своих по крови и вере - у этой миссии государства есть и другие:
Военный аспект - возврат пленных солдат в родное государство, а во многих случаях и в армию тоже. В некотором роде такие расходы государства на выкуп (прежде всего своих попавших в плен военных людей) можно рассматривать как средневековый прообраз централизованного страхования военнослужащих , что позже имело место даже у флибустьеров Карибского моря (у них были выплаты пострадавшим в боях ).
Присутствует и идеологический аспект - демонстрация патернализма власти и четкое противопоставление русского государства другим государствам-противникам, которые такой государственной программы выкупа пленных не имели.
Одним из основных аспектов является демографический - подробно описан американским историком Ричардом Пайпсом в 1974-1981 годах. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия: „запертая“ в лесном поясе между 50о и 60о северной широты с бедными почвами и суровым континентальным климатом, допускавшем максимум до пяти с половиной месяцев в году (с середины апреля до конца сентября) хозяйственного периода - такая страна была обречена собирать основной продукт (зерно) с коэффициентом урожайности (отношение высеянного весной зерна к собранному осенью урожаю) около 1:3 ("сам-третей") или, в лучшем случае, 1:4 ("сам-четверт") - это минимальная урожайность, при которой имеет смысл заниматься хлебопашеством. Этого хватает, чтобы прокормить население (если не случилось неурожая). Но этого не хватает на содержание профессиональной армии, не дает возможности развиваться городам (там не сеют хлеб), не позволяет развить разделение труда и ремесла, транспорт, промышленность, торговлю и тому подобное. Кроме того в стране минимум залежей металла, иногда до 97% годовых затрат государства по импорту уходит на закупку металла, доспехов и оружия. В такой ситуации у власти страны (кроме расширения пушного промысла на севере) остается только один реальный выход из исторического тупика - любой ценой развиваться на юг, отвоевывать у кочевников плодородные степные земли и поймы рек, заселять их своим хлебопашеским населением, строить новые крепости и города, прикрывать берега рек и засечные черты своими полупрофессиональными войсками, которые должны с каждым новыми шагом в степь увеличиваться в числе и в мобильности. Все эти шаги требуют демографического прироста населения, причем населения лояльного к власти и непримиримого в борьбе с кочевниками. Одним из способов пополнения именно такого населения (или скорее компенсации его убыли) и являлась государственная программа выкупа пленных соотечественников из Орды.