Сообщество Империал: История казачества - Сообщество Империал

Haktar

История казачества

Попытка понять
Тема создана: 11 мая 2007, 02:32 · Автор: Haktar
 Haktar
  • Imperial
Imperial
Основатель

Дата: 11 мая 2007, 02:32

Поговорим здесь о казаках и казачестве - донских, запорожских, кубанских и других, и их роли в истории.

     Alexx
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 17 февраля 2008, 20:04

    dmitrij80 (13.02.2008 - 22:23):

    Русик

    Цитата

    а також Сибирское - ето сичовые.

    Всегда думал, что Сибирцы это те же Донцы т.е. угро-тюрки, только туда переселённые с Дона. }^

    Именно так и есть =)
    Мои родные края - "Горькая линия" - это Сибирское казачество. Так вот сюда переселяли семьями (2 рубля аж на обустройство давали - неплохие деньги тогда). И переселяли как раз с Дона. Вообще по Сибири, Дальнему Востоку, Семиречью (про которое тут вообще никто почему-то не говорит из "настоящих казаков" :---: ) казачество формировалось прежде всего как гарнизонная и пограничная служба. При этом они поселялись (часто в принудительном порядке) и оседали по месту службы (дабы прочней привязать). Потом все это разбавлялось частично русскими переселенцами, частично местными.

    Вот насчет угро-тюрков - имхо бред редкостный.
    Скорее гремучая смесь настоенная на русской крови.

    ЗЫ: Это я по воспоминаниям своих дедов пишу. И по отцу и по матери предки были казаками переселенными с Дона. Угорской крови у меня нет и в помине Imp
    А тюркской самая малость - от прапрабабки турчанки (которую в качестве военного трофея привезли).
       Alexx
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 17 февраля 2008, 20:05

      Scarolung (17.02.2008 - 15:59):

      А Донскоие казаки формировались также из беглых русских между прочим!
      Вот удельный вес тюркской крови если мне не изменяет память былабольше у укаринских казаков - от остатков половцев!

      Еще и Яицких (за счет смешивания с местным населением).

      Яицкое - это нынче Уральское казачество.
         cheremis
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 17 февраля 2008, 20:09

        [quote name='Alexx' date='17.02.2008 - 20:04'] [quote name='dmitrij80' date='13.02.2008 - 22:23'] Мои родные края - "Горькая линия" - это Сибирское казачество. Так вот сюда переселяли семьями (2 рубля аж на обустройство давали - неплохие деньги тогда). И переселяли как раз с Дона. Вообще по Сибири, Дальнему Востоку, Семиречью (про которое тут вообще никто почему-то не говорит из "настоящих казаков" :---: ) казачество формировалось прежде всего как гарнизонная и пограничная служба. При этом они поселялись (часто в принудительном порядке) и оседали по месту службы (дабы прочней привязать). Потом все это разбавлялось частично русскими переселенцами, частично местными.

        Вот насчет угро-тюрков - имхо бред редкостный.
        Скорее гремучая смесь настоенная на русской крови.

        ЗЫ: Это я по воспоминаниям своих дедов пишу. И по отцу и по матери предки были казаками переселенными с Дона. Угорской крови у меня нет и в помине
        А тюркской самая малость - от прапрабабки турчанки (которую в качестве военного трофея привезли). [/quote]
        Так в Сибири хватало своих (местных) угров ... Ханты и манси .
           Libuse
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 17 февраля 2008, 21:09

          Цитата

          Ханты и манси .


          Ето ж не угры. Imp А чукчи (так считают многие обитатели еуропейской части России).

          ЗЫ. Значит Адик Шекель был чмо иппоньске? Ни читал савецких исторегов и етнологов (самого Гумилева!!!) -т.е. ну ....в жизни не понимал.
             Mr.Gorby
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 17 февраля 2008, 21:34

            Слово "КАЗАК" различными авторами толкуется и производится различно:
            1) от "косогов" - народа Кавказского,
            2) от "казар" - народа Скифского,
            3) от "Касахии" - Закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным,
            4) от "каз" - турецко-татарского слова, означавшего "гусь",
            5) от "ко" и "зах" - монгольских слов, означающих: первое - "броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, рубеж"; откуда "ко-зах" значит - "защитник границы",
            6) от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV веке,
            7) от именования этим именем у бухарцев - Киргизского народа,
            8) от значения этого слова на половецком языке - "страж", "передовой",
            но ни одно из этих толкований не может быть безусловно правильным.
            1444 г. - Первое упоминание летописи о казаках, обитавших по Червленому Яру, имеется в рассказе о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский.

            1502 г. - Первое упоминание летописи о городовых рязанских казаках, в наказе великого князя Московского Иоанна III к великой княгине Рязанской Агриппине: "твоим служивым людям... и иным и городовым казакам быть всем на моей службе, а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон в молодечество, их бы ты... велела казнити.."

            1538 г. - Первое упоминание летописи о вольных (воровских) казаках в Южных пределах Руси в ответе Московского правительства на жалобу нагайцев: "и вам гораздо ведомо лихих где нет. На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки; а наших Украин казаки с ними смешавшись, ходят и те люди, как вам тати, так и нам тати и разбойники"...

            1549 г. - Первое упоминание летописи о Донских казаках, в жалобе князя Нагайского Юсуфа к Царю Иоанну IV : "казаки его в трех, четырех местах города поделали, с Азова оброк снимают и воду из Дона пить не дают", на что Иоанн отвечал: "наших казаков на Дону нет никого, а живут на Дону из наших государств беглые люди, ..... на Дону живут разбойники, без нашего ведома, ... мы и прежде посылали истреблять их, да люди наши достать их не могут".

            1552 г. - Первое упоминание летописи о Донских казаках в составе русского войска при покорении Казани. (Прим. Указание это не вполне достоверное, так как некоторые летописцы называют этих казаков не Донскими, а городовыми.)

            1560 г. - Первое упоминание летописи о Волгских казаках вышедших с Дону "казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь послал на них воевод своих со многими ратными людьми и повел их имати и вешати"...

            1570 г. Января 3. - Первое упоминание о царском жаловании Донским казакам в грамоте, привезенной на Дон боярином Иваном Новосильцевым - факт, послуживший к установлению с сего числа старшинства Донскому войску.

            1571 г. Февраля 16. Первый "устав сторожевой станичной службе", составленный боярином князем Воротынским и впервые разделивший точно казаков: на городовых или полковых и на сторожевых или станичных.

            Голосовал за сословие! Мне так сие видется. Imp
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               alexmm
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 18 февраля 2008, 04:38

              Цитата

              На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению авторов этой теории к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России.

              Данная точка зрения окончательно сформировалась в советское время, доминирует в представлениях большинства неказачьего населения и закрепилась в общественном сознании десятилетиями школьного преподавания. В данном случае казачество рассматривается как безусловно русская (или украинская) по происхождению группа населения, в ходе особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги) выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад, общинный быт и др.

              Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители "казачьей науки", вольноказачье движение и др., считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие.

              Цитата

              Существует довольно большое количество условно говоря "промежуточных" теорий:

              - А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев).

              - По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях.

              - Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся половцам.

              - И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков.

              - И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в служилое сословие".

              - В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений.

              - Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает полиэтничность происхождения казачества.

              - Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой.

              - О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования".

              - А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории.

              - П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности казачества.

              - Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе".

              Цитата

              Существует и целый ряд не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы.

              В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар. Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI в. в Черниговщине.

              По мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел.

              Кроме филологических были и другие попытки объяснить происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь М.М.Щербатов видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б.Броневский - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под именем Черных Клобуков.

              Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко.

              Н.И.Костомаров считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывают казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский - с бродниками, которые еще в домонгольские времена (XI - XII вв.) занимали степные места.

              Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В.Б. Антонович и самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф.А.Щербина. Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами. "Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя, разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков..."

              А.С.Пушкин и М.К.Любавский считали казачество частью русского народа, развившей свою самобытность: "Казаки - не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей" . А.П.Певнев видит в казаках потомков рязанских и мещерских стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды.

              Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей берегов Азовского и Черного морей, Дона и Нижнего Днепра. По его мнению "остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого копились русские беглецы. Скоро это ядро могло исчезнуть от безженства... и русское поколение ... остаться хозяином союза".

              С.Д. Охлябинин возводит первоказаков к авангардным отрядам монголо-татарских войск - бессемейным удальцам. Эти разведчики, стражи находятся затем на регулярной службе у татарских баскаков, взимавших дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с хозяевами, переходят на службу русским князьям, становясь особым родом войск.

              И, наконец, по мнению И.М.Каманина казачество - "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории".

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Я голосовал за народ.
              И ещё
              Raubritter

              Цитата

              Как почитаешь кто там был, все братья славяне, французы , немцы, не говоря про абреков всяких. народ

              А вы, дружище, знаете "чистый" народ? Imp
                 Alexx
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 18 февраля 2008, 12:47

                [VIA MILITERA]cheremis (17.02.2008 - 20:09):

                Так в Сибири хватало своих (местных) угров ... Ханты и манси .

                Черемис, ну ты это, прочитай повнимательней. Я ж написал ВСЕ казаки Сибири, Семиречья (ты и тут угров найдешь, я знаю Imp ), Дальнего востока - это переселенные Донские казаки.
                И ханты, манси тут не при делах. Смешанные браки вполне могли быть но массового характера это не носило. Хватало русский переселенцев для таких дел =)
                   OGNEJAR
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 19 февраля 2008, 22:54

                  alexmm

                  Огромное спасибо за инфу. Imp

                  Насчет козаков, тоя вижу их происхождение со времен Руси, в некоторых источниках, у Святослава Игоревича описываются воины, одетые в волчьи шкуры и приравнивающиеся к 10 воинам, как у скандинавов берсеркеры. Их называют по разными, иногда "хоробры". В его войске их было около 300 человек.

                  Потом, смотрим описание характерников из козачества и видем явные сходства....

                  Далее были пластуны, которые подходили под подобные описания...

                  Вообщем, это только предположение, но я думаю, что козаки. это все таки славяне, но более чистокровные, соблюдающие частоту своей расы. (Опять же, не все верят в расы, не смотря на их очевидность).

                  Имхо, козаки - народ, некая каста чистокровных славян одтвергающих смежные браки Imp Но, их просто мало, чтобы иметь национальность отдельную, поэтому, их ошибочно называют сословием, хотя, по разным признакам, в том числе и культуре, они все таки отличаются от нечистокровных славян (Под нечистокровными славянами имеются ввиду славяне имеющие как минимум три расы, хотя конешно, и среди других славян были чистокровные)
                     Libuse
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 19 февраля 2008, 23:07

                    Цитата

                    козаки - народ, некая каста чистокровных славян одтвергающих смежные браки


                    Поетому они выглядят как славяне. Imp С носиками-курносиками, глазоньками и персиковыми тонами в красках лица.

                    А как с тем, что некоторые из кО(А)заков до сих пор исповедуют субботничество?
                       Qebedo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Квартирмейстер

                      Дата: 19 февраля 2008, 23:25

                      OGNEJAR

                      Цитата

                      Имхо, козаки - народ, некая каста чистокровных славян одтвергающих смежные браки

                      Ерунда. Куча мужчин, живших на Дону, у которых русские женщины далеко, а "местные" - под боком... Откуда взялись всевозможные татарские или ногаевы? Очередной расистский бред.
                         Похожие Темы
                        ОМировая история солдатиков.
                        От детской игрушки и ритуального артефакта до коллекционного шедевра...
                        Автор H Honda Tadahacu
                        Обновление 16 апреля 2024, 09:17
                        ИИстория национал-социализма.
                        Истоки и развитие...
                        Автор J Jackel
                        Обновление 10 апреля 2024, 01:02
                        АИстория айнов
                        Теории, гипотезы и реальные факты
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 05 апреля 2024, 10:23
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Российская Империя Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 09:57 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики